Производство № 2а-1955/2021
УИД 28RS0004-01-2021-000605-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2021 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Воронина И.К.,
при ведении протокола помощником судьи АА,
с участием представителя административного истца ИП РН – ГА, представителя административного ответчика Администрации г. Благовещенска ЕГ, старшего помощника прокурора г. Благовещенска ЕЕ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИП РН к Администрации г. Благовещенска о признании положения о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов (киосков) на набережной реки Амур (ул. Краснофлотская) г. Благовещенска, принятого постановлением администрации г. Благовещенска Амурской области от 26.02.2020 года № 638, противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента его принятия в части,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель РН обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением о признании положения о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов (киосков) на набережной реки Амур (ул. Краснофлотская) г. Благовещенска, принятого постановлением администрации г. Благовещенска Амурской области от 26.02.2020 года № 638, противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента его принятия в части, взыскании расходов на оплату государственной пошлины.
Административный истец полагает, что указанный нормативный акт противоречит положениям Гражданского кодекса РФ и Правилам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (далее – Правила проведения конкурсов), Федеральному закону от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", нарушают права административного истца как участника конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов (передвижных киосков) на набережной реки Амур города Благовещенска.
В отношении признания недействующим в части Положения,утвержденного постановлением администрации г. Благовещенска от 26.02.2020 года № 638, административный истец указал, что вид нестационарных торговых объектов - «передвижные киоски», содержащийся в названии данного Положения, а также в пунктах 1.1, 1.2 и 1.3 Положения не соответствует видам нестационарных торговых объектов, которые подлежат размещению в соответствии с результатами конкурса. Правильное название нестационарного торгового объекта «киоск», но не «передвижной киоск».Согласно ГОСТ Р 51773. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» к нестационарным передвижным торговым объектам относят: лотки, автомагазины, автофургоны, автолавки, автоцистерны, тележки и другие аналогичные объекты. Автомагазин, автолавка, автофургон: передвижные торговые объекты, осуществляющие развозную торговлю, представляющие собой автотранспортные средства (автомобили, автоприцепы, полуприцепы) рассчитанные на одно рабочее место продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день. Согласно п. 2.1 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного приказом Министерства экономического развития и внешних связей Амурской области от 24.12.2018 г. № 144-Пр киоск - нестационарный торговый объект, представляющий собой сооружение без торгового зала с замкнутым пространством, внутри которого оборудовано одно рабочее место продавца и осуществляют хранение товарного запаса. К нестационарным торговым объектам относят: павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы и иные временные торговые объекты (п.2.1 Порядка) К нестационарным передвижным торговым объектам относят лотки, автомагазины, автофургоны, автолавки, автоцистерны, тележки и другие аналогичные объекты (п. 2.1 Порядка). Киоск не обладает способностью к передвижению, не предназначен для развозной торговли и поэтому он не является передвижным. Аналогичные понятия, определяющие виды нестационарных торговых объектов, содержатся и в п.2.2 Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования города Благовещенска от 26.02.2020 г. № 799. Согласно п. 2.2 Положения от 26.02.2015 г. № 799 по степени мобильности Нестационарные торговые объекты подразделяются на: временные сооружения: павильоны, киоски; временные конструкции: палатки, лотки, торговые автоматы, тележки, летние кафе; передвижные сооружения: автомагазины, автолавки, автофургоны, автоцистерны. Исходя из содержания названия обжалуемого Постановления и пунктов 1.1, 1.3, 1.9 Положения от 26.02.2020 г. № 638 его действие распространено на несуществующие торговые объекты — «передвижные киоски», что недопустимо, так как объекты торговли подлежат строгой регламентации и правовое регулирование правоотношений по размещению несуществующих видов торговых объектов противоречит закону и нарушает мои права на право размещения киосков для осуществления торговли. В связи с тем, что «передвижных киосков» не существует М такое название не входит в перечень нестационарных торговых объектов их изготовление и размещение не представляется возможным. Указанные нарушения противоречат вышеназванным нормативным актам и нарушают мои права на размещение киосков для осуществлении торговли.
В п. 1.5 обжалуемого Положения определен перечень сведений, которые должны содержаться в извещении о проведении конкурса. Этот перечень не соответствует требованиям ч.2, 3 ст. 448 ГК РФ, ст.ст. 15,17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-Ф «О защите конкуренции», также Правилам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества от 10.02.2010 г. № 67. В пункте 1.5 Положения от 26.10.2010 г. № 638 предусмотрено, что в извещении о проведении конкурса указываются: предмет конкурса, лоты конкурса, включающие в себя: местоположение и размер нестационарного торгового объекта; вид нестационарного торгового объекта; специализацию; период размещения; требования к архитектурному облику нестационарного торгового объекта; начальная цена предмета конкурса; место, дата начала и окончания приема заявок; дата и место проведения конкурса; условия определения победителей конкурса; срок, в течение которого победитель должен подписать договор на размещение нестационарного торгового объекта. Извещение о проведения конкурса согласно нормам Гражданского кодекса РФ и п. 31 Правил проведения конкурсов или аукционов должно также содержать сведения: о времени и форме конкурса (открытый либо закрытый) (ч.2 ст. 448 ГК РФ); о существующем обременении мест размещения нестационарных торговых объектов (п.2 ст. 448 ГК РФ); об оформлении участия в торгах (п.2 ст. 448 ГК РФ); об определении лица, выигравшие торги (п.2 ст. 448 ГК РФ); условия договора, заключаемого по результатам торгов (п.2, 3 ст. 448 ГК РФ); о том, что организатор торгов вправе отказаться от проведения конкурса не позднее, чем за тридцать дней до проведения конкурса (п.4 ст. 448 ГК РФ). В п. 31 Правил проведения конкурсов и аукционов указано, что извещение о проведении конкурса должно содержать следующие сведения: наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона организатора конкурса; место расположения, описание и технические характеристики муниципального имущества, права на которое передаются по договору; целевое назначение государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору; начальная (минимальная) цена договора; срок действия договора; срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, электронный адрес сайта в сети «Интернет», на котором размещена конкурсная документация; место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, место, и дата рассмотрения таких заявок и подведения итогов конкурса; срок, в течение которого организатор конкурса вправе отказаться от проведения конкурса; указание на то, что участниками конкурса могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, имеющие право на поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с частями 3 и 5 статьи 14 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» или организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства». Названные нормы Гражданского кодекса РФ в п. 1.5 оспариваемого Положения от 26.02.2020 г. № 638 отсутствуют, в связи с чем следует признать, что п.1.5 Положения противоречит Гражданскому кодексу, ст.ст. 15,17 Федерального закона «О защите конкуренции», в которых содержится запрет на принятие актов и осуществление действий, которые приводят или могут привести к недопущению, устранению конкуренции, нарушает его права на участие в конкурсе, а также права других участников конкурса. В извещении о проведении конкурса, опубликованного в газете «Благовещенск» от 28 февраля 2020 г., назначенного на 30 марта 2020 г., а также в извещении о проведении конкурса, опубликованного в газете «Благовещенск» 30 апреля 2020 г., назначенного на 1 июня 2020 г., а также в извещениях о проведении указанных конкурсов, размещенных на официальных сайтах администрации города Благовещенска в сети «Интернет» вышеуказанные сведения не содержались, так как конкурс проводился в соответствии с обжалуемом Положением, которое не предусматривает, что извещение должно содержать вышеназванные положения ст. 448 ГК РФ.
В разделе 2 (Порядок подачи заявок на участие в конкурсе) Положения о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов не содержится норм, предусмотренных п. 56 Правил проведения конкурсов или аукционов от 10.02.2010 г. № 67 о том, что прием заявок на участие в конкурсе прекращается в день вскрытия конвертов с такими заявками. Указанное правило призвано ограничить возможности корректировки сведений, указанных в заявках после вскрытия конвертов. По этой причине при проведении названных конкурсов положение п. 56 Правил было нарушено. Согласно извещению о проведении конкурса, назначенного на 30 марта 2020 г., опубликованном в газете «Благовещенск» от 28 февраля 2020 г. и на официальном сайте администрации города Благовещенска заявки принимались с 10 по 20 марта 2020 г., а вскрытие конвертов на участие в конкурсе производилось 24 марта 2020 г., через четыре дня после истечения срока подачи заявок, что недопустимо, так как незаконное продление срока вскрытия конвертов с заявками предоставляет возможность злоупотреблений членами конкурсной комиссии путем преждевременного вскрытия конвертов, получения полной информации о заявках всех участников конкурса, передачи указанной информации заинтересованным лицам с внесением изменений которыми в содержание заявок для получения статуса победителя конкурса по конкретным лотам и участники конкурса, в том числе и он был лишен возможности подавать заявки в сроки по 24 марта 2020 г. (день вскрытия конвертов). Пунктами 2.1, 2.2 Положения незаконно ограничен круг лиц, имеющих право участия в таких конкурсах. Согласно п.1 ст. 448 ГК РФ конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели. В соответствии с п. 2.1 обжалуемого Положения к участию в конкурсе допускаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, не имеющие неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, подлежащих уплате, своевременно подавшие заявку и необходимые документы не позднее даты, установленной в извещении. Следовательно, индивидуальные предприниматели и юридические лица, имеющие задолженность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, согласно данному Положению не допускаются к участию в конкурсе независимо от их вины и причин, по которым они имеют такую задолженность. В соответствии со ст.ст. 15,17 Федерального закона от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» № 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В силу п.п. 17, 23 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденным Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (в редакции приказов ФАС России от 20.10.2011г. № 732, от 30.03.2012 г. № 203, от 24.12.2013 № 872/13, от 03.05.2017 № 600/17.) участником конкурса или аукциона может быть любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора. Согласно п. 18 указанных Правил участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ к таким участникам. Кроме указанных в п. 18 настоящих Правил требований организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов (п. 19 Правил). Согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными актами ограничения доступа к участию в торгах. Следовательно, п. 2.1 Положения от 26.02.2020 г. № 638, предусматривающий запрет (ограничения) на участие в конкурсе на право размещения нестационарных торговых объектов на набережной реки Амур (ул. Краснофлотская) города Благовещенска лиц, имеющим задолженность по налогам, сборам и другим обязательным платежам, противоречит федеральному законодательству и нарушает права участников конкурса, в том числе мои права на участие в конкурсе, так как более широкий круг участников конкурса, обладающий знаниями в различных областях, в том числе в розничной торговле продовольственными товарами и опытом работы позволяет эффективнее отстаивать нарушенные организатором конкурса права участников конкурса. Пункт 2.2 Положения в части, предусмотренной словами: «К заявлению прилагается: справка налогового органа об отсутствии задолженности по уплате пилотов, сборов, и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, полученная, не ранее чем за один месяц до дня подачи заявки». Указанный пункт связан с незаконными ограничениями допуска лиц, не имеющие неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов и других ила сежей и подлежит признанию недействующим по основаниям, указанным им применительно к пункту 2.1 Положения. В связи с тем, что п. 2.1 и п. 2.2 Положения от 26.02.2020 г. № 638 расположены в разделе «2. Порядок подачи заявок на участие в конкурсе», который нуждается в отношении и серьезной корректировки и приведению его в соответствие с нормами (икона и вышеназванными нормативными актами, а также тем, что в разделе 2 Положения не содержится норм, предусмотренных п. 56 Правил проведения конкурсов или аукционов от 10.02.2010 г. № 67 о том, что прием заявок на участие в конкурсе прекращается в день вскрытия конвертов с такими заявками и эта норма не связана с каким либо из пунктов данного раздела и может включена в раздел 2 Положения «2.Порядок подачи заявок на участие в конкурсе» в качестве самостоятельного пункта, раздел в целом необходимо признать недействующим.
В разделе 3 Положения от 26.02.2020 № 638 (Порядок вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и принятия решения о допуске к участию в конкурсе) не содержатся правовые нормы, предусматривающие право участников конкурса на участие в процедуре вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Согласно и. 64 Правил проведения конкурсов или аукционов от 10.02.2010 г. № 67 заявители или их представители вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе. В силу п. 68 Правил от 10.02.2020 № 67.конкурсная комиссия обязана осуществлять аудио- или видеозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Любой заявитель, присутствующий при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, вправе осуществлять аудио- и/или видеозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и о праве любого заявителя присутствовать при вскрытии конвертов, производить аудио- и (или) видеозапись вскрытия конвертов, что ограничивает мои права и права других участников конкурса, предусмотренные п. 64 Правил проведения конкурсов и аукционов от 10.02.2010 г.
Согласно п. 64 Правил проведения конкурсов и аукционов заявители или их представители вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе. Конкурсная комиссия обязана осуществлять аудио- или видеозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Любой заявитель, присутствующий при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, вправе осуществлять аудио- и/или видеозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (п. 64 Правил от 10.02.2020 г. № 67). Пунктом 3.1 Положения от 26.02.2020 г. Ха 638 предусмотрено, что комиссией вскрываются конверты с заявками на участие в конкурсе в день и месте, определенном для вскрытия конвертов, указанные в извещении. Время (в часах) вскрытия конвертов в извещении о проведении конкурса не определено названным Положением и не содержится ссылка на то, что время вскрытия конвертов с заявками должно быть указано в извещении о проведении конкурса. По мнению администрации города Благовещенска участники конкурса не вправе участвовать в процедуре вскрытия конвертов и поэтому время вскрытия Конвертов с заявками на участие в конкурсе в извещении о проведении не указывается. Это подтверждается адресованными мне письмами администрации города Благовещенска от 25.05.2020 г. № 01-09/298, от 26.05.2020 г. № 04-13/5569, от 28.05.2020 г. № 01-09/311 и отзывом администрации города Благовещенска по Настоящему делу от 17.07.2020 г. б/н, в которых администрация города Благовещенска заявляет о том, Положением от 26.02.2020 г. № 638 не предусмотрено Присутствие участников конкурса при вскрытии заявок на участие в конкурсе. При такой позиции администрации города Благовещенска нет необходимости указывать в извещении о проведении конкурса не только время, но и дату и место покрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, так как участникам Конкурса, согласно обжалуемому Положению не предоставлено право участвовать в названной процедуре конкурса. Указанные правовые нормы, содержащиеся в разделе 3 Положения противоречат федеральному законодательству и нарушают мои права на участие в конкурсе, препятствуют присутствовать мне при проведении одной из важных процедур конкурса -вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, что недопустимо. Правило, предусмотренное п. 2 ст. 448 ГК РФ о том, что извещение о проведении торгов должно содержать также сведения о времени проведения (в часах) и форме (открытые или закрытые) торгов организатором торгов было также нарушено. Также, нарушены положения ст. 15, ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции», которые запрещают органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. При этом в п. 3.1 Положения не предусмотрено, что кроме сведений о месте, дате начала и окончания приема заявок на участие в конкурсе, месте и дате вскрытия конвертов, дате и месте проведении конкурса в извещении должны содержаться сведения о времени вскрытия конвертов (обозначенного в часах). Так как конкурсы на право размещения нестационарных торговых объектов, проведенные 30 марта 2020 г. и 1 июня 2020 г. проводились в порядке, предусмотренном оспариваемым Положением о проведении конкурса в извещениях о проведении этих конкурсов не содержались сведения о времени вскрытия (в часах) конвертов с заявками на участие в конкурсе и о времени проведения конкурса (в часах), что явилось препятствием для меня и других участников конкурса для реализации своих прав, заключающих в возможности присутствовать при вскрытии конвертов участников конкурса. Не предоставление участникам конкурса прав на участие в процедуре вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и не извещение, в связи с этим, участников конкурса о времени вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе грубо нарушает мои права на участие в данной процедуре конкурса. В связи с тем, что указанное нарушение не относится к конкретному пункту оспариваемого Положения, а является недостатком всего раздела, а право на участие участников конкурса в данной процедуре конкурса может быть изложено в любом пункте названного раздела Положения или в отдельном пункте, следовательно, заявлено требование о признании в целом раздела 3 Положения недействующим.Кроме указанных недостатков в подпункте 2 п. 3.5 Положения содержится правило, согласно которому заявителю отказывается в допуске на участие в конкурсе в случае, если заявитель имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, подлежащих уплате в соответствии с законодательством РФ. Названная правовая норма противоречит п. 1 ст. 448 ГК РФ, где указано, что в открытом конкурсе может участвовать любое лицо, без ограничений установленных подпунктом 2 пункта 3.5 оспариваемого Положения. Указанный вопрос урегулирован на федеральном уровне. В пункте 1 ст. 448 ГК РФ указано, что в открытом конкурсе может принять участие любое лицо, без ограничений, установленных в обжалуемом Положении. Орган местного самоуправления не обладает правом изменения либо корректировки закона, в том числе в области гражданских административных и налоговых правоотношений.
В разделе 4 Положения от 26.02.2020 г. не содержится одно из самых важных прав участника конкурса - право на участие в конкурсе - участие в процедуре оценки и сопоставлении заявок на участие в конкурсе, а также определении победителей по каждому лоту. Отсутствие указанного права подтверждено в письмах-ответах, адресованных к административному истцу: от 21.03.2020, от 26.05.2020 г. от 28.05.2020 г. в отзыве на иск и в объяснении представителя административного ответчика в судебном заседании. В связи с тем, что конкурсы, проведенные административным ответчиком, 30 марта 2020 г. и 1 июня 2020 г. на право размещения нестационарных торговых объектов (передвижных киосков) на набережной реки Амур (ул. Краснофлотская) г. Благовещенска проведены на основании обжалуемого Постановления, в котором не содержится права на участие в них участников конкурса в извещениях о проведении конкурсов не указано время проведения конкурса. Такая информация, по мнению организаторов конкурса является излишней. В связи с указанным, пункт 4.1 оспариваемого Положения не содержит указании о том,, что в извещениях о проведении конкурсов должно быть указано время проведения конкурса. Указанный пункт Положения противоречит п.2 ст. 448 ГК РФ, в котором предусмотрено, что извещение о проведении конкурса должно содержать сведения, в том числе о времени его проведения. Отсутствие в разделе «4. Порядок проведения конкурса» права участников конкурса на участие в нем относится не к отдельному пункту раздела «4. Порядок проведения конкурса», а к разделу в целом, так как указанное право можно предусмотреть в каждом из пунктов раздела либо в отдельном пункте, специально посвященном этому вопросу. В связи с указанным истцом заявлены требования о признании в целом раздела «4.Порядок проведения конкурса». В п. 4.2 Положения о проведении конкурса предусмотрено два критерия, по которым оцениваются предложения участников конкурса: организация работы нестационарного торгового объекта; размер ежегодной платы за право размещения нестационарного торгового объекта. При этом в Положении о проведении конкурса не указано, что именно понимается под организацией работы нестационарного торгового объекта и какие элементы организации его работы учитываются при определении победителей конкурса. Понятие «организация работы» включает в себя большой пласт показателей (вопросов), которые могут быть учтены и оценены при подведении итогов конкурса по лишкам её участников. В случае, если отсутствует полный перечень критериев, а также единая методика оценки заявок, дать правильную оценку заявкам и выявить победителей конкурса но конкретным лотам невозможно. Согласно п.77 Правил проведения конкурсов или аукционов критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены договора могут быть: сроки реконструкции объекта договора; технико-экономические показатели объекта договора; объём производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием имущества, права на которое передаются по договору; период с даты подписания договора до дня, когда производство товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием имущества, права на которое передаются по договору, будет осуществляться в объеме, установленном договором; цены на товары (работы, услуги) производимые, (выполняемые, оказываемые) с использованием имущества, права на которое передаются по договору; качественная характеристика архитектурного функционально- технологического, конструктивного или инженерно- технического решения для обеспечения реконструкции объекта договора и квалификация участника конкурса. Указанный критерий может быть использован только в случае, если условием договора предусмотрено обязательство участника конкурса по созданию в рамках исполнения договора имущества, предназначенного для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, поставка, выполнение, оказание которых происходит с использованием имущества, права на которое передаются по договору. В соответствии с п. 78 Правил проведения конкурсов или аукционов для каждого применяемого для оценки заявок критерия конкурса в конкурсной документации устанавливается названные в данном пункте Правил параметры, обязательные для применения, которые не содержатся в обжалуемом Положении. Кроме того, п. 81 Правил проведения конкурсов или аукционов содержит запрет на применение иных, за исключением предусмотренных пунктами 77 и 77.1 Правил, критериев оценки заявок на участие в конкурсе. Вопреки данному положению Правил для оценки заявок и определения победителей по каждому лоту в п. 4.2 Положения о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на набережной реки Амур (ул. Краснофлотская) г. Благовещенска, утвержденного постановлением администрации города Благовещенска от 26.02.2020 г. включен критерий «организация работы нестационарного торгового объекта», без конкретизации показателей, по которым оцениваются заявки участников конкурса. Согласно п. 80 Правил проведения конкурсов или аукционов оценка конкурсных предложений осуществляется в баллах в порядке, установленном пунктом 83 Правил проведения конкурсов или аукционов с применением коэффициента значимости критерия на отношение количества баллов, присвоенных данному предложению, к пяти баллам. В Положении о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов отсутствует порядок (методика) оценки заявок на участие в конкурсе, что препятствует объективной оценке конкурсных предложений участников конкурса. Отсутствие точных критериев, а также методики оценки конкурсных предложений, выраженных в конкретной форме, не дают возможности участникам конкурса и членам конкурсной комиссии, установить по каким показателям определяется победитель конкурса по критерию «организация работы нестационарного торгового объекта», на основании чего участники конкурса получили большее или меньшее количество баллов и позволяют членам конкурсной комиссии давать субъективные, основанные на личных представлениях, симпатиях н предрасположенности, оценки участников конкурса. При этом каждый член конкурсной комиссии имеет возможность пользоваться своим набором показателей, отличным от показателей других членов комиссии по которым он выставляет баллы по критерию «организация работы нестационарного торгового объекта» и своей методикой оценки заявок, противоречащей положениям п.п. 77.1, 78, 79, 83 Правил проведения конкурсов или аукционов. При таких обстоятельствах, если один член комиссии, например, учитывает и даст оценку по показателю «обеспеченность торгово-промышленным оборудованием», другой член комиссии учитывает и дает оценку по показателю «соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил», то есть по одному критерию каждый член конкурсной комиссии вправе давать оценки по совершенно различным показателям. Указанные обстоятельства, при отсутствии перечня показателей (элементов критерия «организация работы нестационарного торгового объекта») и полного игнорирования порядка оценки заявок, предусмотренного п.п. 77.1,78,79, 83 Правил проведения конкурсов или аукционов свидетельствуют о том, что оценка конкурсных предложений (заявок участников конкурса), предусмотренная Положением о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов (передвижных киосков) на набережной реки Амур (ул. Краснофлотская) города Благовещенска производится неправильно, в нарушение установленного порядка. Основополагающее право конкурсантов на участие в конкурсе не связано с конкретным пунктом Положения от 26.02.2020 г. № 638, может быть изложено отдельным пунктом, в разделе 4 «.4. Порядок проведения конкурса», а отсутствие этого права в разделе 4 «4. Порядок проведения конкурса» является недостатком всего раздела 4 названного Положения, в связи с чем оспаривается весь раздел 4 Положения «4. Порядок проведения конкурса».
На основании изложенного, с учетом уточненных требований административный истец просит суд признать Положение о проведении конкурса на право размещения нестационарных объектов (передвижных киосков) на набережной реки Амур (ул. Краснофлотская) города Благовещенска, утвержденное постановлением администрации города Благовещенска от 26 февраля 2020 г. № 638 недействующим c момента его принятия в части:
- наименования нестационарных торговых объектов — «передвижные киоски» используемого в названии данного Положения, а также в пунктах 1.1, 1.2, 1.3, 1.9 Положения и в приложениях № 1, № 2, № 3 к обжалуемому Положению, принимая во внимание правильное наименование нестационарных торговых объектов - «киоски»;
- пункта 1.5 Положения;
- пункта 2.1, раздела «2. Порядок подачи заявок на участие в конкурсе»;
- пункта 2.2 раздела «2. Порядок подачи заявок на участие в конкурсе» в части указания о предоставлении справки налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, полученной не ранее чем за 1 месяц до дня подачи заявки;
- в целом раздела «3. Порядок вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и принятия решения о допуске к участию в конкурсе»
- в целом раздела «4. Порядок проведения конкурса».
Возложить на администрацию города Благовещенска Амурской области обязанность опубликовать сообщение о настоящем решении Благовещенского городского суда в газете «Благовещенск» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу. Взыскать с административного ответчика в его пользу расходы по оплате государственной пошлины.
Административный истец, представитель заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, административный истец обеспечил явку своего представителя. Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области попросил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд определил, в порядке ст. 150, 226 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В судебном заседании представитель административного истца настаивал на удовлетворении заявленных требований с учетом уточнённых требований в полном объеме. Изложил позицию аналогичную изложенной в административном исковом заявлении, уточнениях к нему.
Представитель административного ответчика администрации г. Благовещенска указала, что положение, утвержденное постановлением администрации г. Благовещенска № 638, принято администрацией города Благовещенска в пределах предоставленных полномочий, основания для признания его противоречащими федеральному законодательству и нарушающими права истца отсутствуют, в связи с чем, в удовлетворении административного искового заявления РН просила отказать в полном объеме.
Ссылалась на ч.2, ч.5 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ст. 39.36 ЗК РФ, указала, что земельное законодательство не предусматривает перехода прав в отношении муниципального или государственного имущества (земельный участок) при размещении нестационарных торговых объектов. Приказ ФАС России от 10.02.2010 г. № 67 не применяется к отношениям по размещению нестационарных торговых объектов, так как регулирует иные отношения. Нестационарные торговые объекты к перечню, установленному Приложением № 2 к Приказу ФАС № 67, не относятся. Таким образом, требования Приказа ФАС № 67 на действия организатора торгов при проведении открытого конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов не распространяются. Административным истцом не указано иное законодательство, которому не соответствует положение, утвержденное постановлением администрации г. Благовещенска № 638 от 26.02.2020 года.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 381-ФЗ).
Так, в силу части 3 статьи 10 Закона № 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с общими положениями Гражданского кодекса РФ о заключении договора, в соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» администрацией города Благовещенска принято постановление от 26.02.2015 № 799 «Об утверждении Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования города Благовещенска» (далее - Положение № 799).
В соответствии с п.п. 3.1, 4.1-4.4 Положения № 799 размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в местах, определенных в схеме размещения нестационарных торговых объектов. Размещение нестационарных торговых объектов осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитута. Основанием для размещения нестационарных торговых объектов является договор на размещение нестационарного торгового объекта. По Договору взимается плата за размещение нестационарного торгового объекта, которая подлежит зачислению в доход бюджета города Благовещенска. Нестационарные торговые объекты размещаются по результатам торгов, за исключением случаев, предусмотренных положением. Договор на размещение передвижных киосков на набережной реки Амур (ул. Краснофлотская) заключается администрацией города Благовещенска на срок пять лет.
Частью 3 статьи 3 Закона № 381-ФЗ установлено право органов местного самоуправления издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Положение о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов (киосков) на набережной реки Амур (ул. Краснофлотская) города Благовещенска, включая Примерный договор на размещение нестационарного торгового объекта, а также состав комиссии по проведению конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов (киосков) на набережной реки Амур (ул. Краснофлотская) города Благовещенска утверждены постановлением администрации города Благовещенска от 26.02.2020 № 638 (далее — Положение № 638).
Таким образом, организатор торгов - администрация города Благовещенска при составлении конкурсной документации и при проведении открытого конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования должна руководствоваться положениями указанных муниципальных правовых актов. Иных нормативных актов, регламентирующих процедуру проведения открытого конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов, действующим законодательством не предусмотрено.
В целях проведения конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов (передвижных киосков) на набережной реки Амур (ул. Краснофлотская) города Благовещенска администрацией города Благовещенска был подготовлен проект постановления «Об утверждении Положения о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов (передвижных киосков) на набережной реки Амур (ул. Краснофлотская) города Благовещенска».
Проект постановления размещался на сайте администрации города Благовещенска для проведения публичных консультаций в целях проведения оценки регулирующего воздействия проекта муниципального правового акта, затрагивающего вопросы осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности. В период проведения публичных консультаций замечаний и предложений по проекту от субъектов предпринимательства в администрацию города не поступало.
Таким образом, оспариваемое Положение № 638 принято уполномоченным лицом в рамках компетенции органов местного самоуправления в целях регулирования вопросов местного значения по созданию условий и обеспечения жителей города Благовещенска услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Требование административного истца о признании противоречащим и недействующим наименования нестационарных торговых объектов «передвижные киоски», используемое в пунктах 1.1., 1.3, 1.9 Положения № 638 не подлежит удовлетворению, поскольку на основании постановления администрации города Благовещенска от 15.04.2021 № 1225 внесены изменения в Положение № 638, из которого слово «передвижных» исключено, в том числе из названия постановления, из пунктов 1.1, 1.3, 1.9, таким образом, отсутствует в данной части спор.
Довод ы административного истца о несоответствии пункта 1.5 Положения № 638 требованиям п. 2, 3 ст. 448 ГК РФ является несостоятельным, поскольку пункт 1.5 оспариваемого Положения № 638 соответствует положениям статьи 448 ГК РФ, что следует из документации по конкурсу, проводимому в соответствии с данным Положением. Так, администрация города Благовещенска в соответствии с Положением № 638 проводила конкурсы в 2020 и 2021 году, о чём в газете «Благовещенск» (от 28.02.2020 № 7, 30.04.2020 № 16, 28.05.2021 г.) и на официальном сайте администрации города Благовещенка Благовещенска в сети Интернет (www.admblag.ru) в разделе «Новости» за 28.02.2020, 30.04.2020, 28.05.2021 г. опубликовывались извещения о проведении конкурса. Согласно извещению предметом конкурса является право на размещение нестационарного торгового объекта на набережной реки Амур (ул. Краснофлотская) города Благовещенска, согласно утвержденному администрацией города Благовещенска эскизному проекту. На сайте также размещена все необходимая документация о конкурсе: лоты курса на право размещения нестационарных торговых объектов (передвижных киосков) на набережной реки Амур (ул. Краснофлотская) города Благовещенска; план размещения нестационарных торговых объектов (передвижных киосков) на набережной реки Амур (ул. Краснофлотская) города Благовещенска; утвержденный администрацией города эскизный проект нестационарных торговых объектов (передвижных киосков) для размещения на набережной реки Амур (ул. Краснофлотская) города Благовещенска («Классический», «Современный»); положение о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов (передвижных киосков) на набережной реки Амур (ул. Краснофлотская) города Благовещенска; заявление на участие в конкурсе на право размещения нестационарных торговых объектов (передвижных киосков) на набережной реки Амур (ул. Краснофлотская) города Благовещенска; примерный договор на размещение передвижного нестационарного торгового объекта. РН в 2020 году принимал участие в данном конкурсе.
Истец, оспаривая раздел 2 Положения № 638, указывает на ограничение круга лиц, имеющих право на участие в конкурсе, в связи с требованием о предоставлении сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов, боров и других платежей. Требование о предоставлении налоговой справки носит общий характер и не ставит юридических лиц и предпринимателей в неравные условия с иными лицами, претендующими на участие в конкурсе, не ограничивает доступ неограниченному кругу лиц к участию в торгах, следовательно, не нарушает положения статьи 448 Гражданского кодекса и опровергает довод заявителя о нарушении антимонопольного законодательства. Таким образом, требования указанные в пунктах 2.1., 2.2. являются выполнимыми и не нарушают права потенциальных участников конкурса.
По мнению истца, отсутствие в разделах 3 и 4 Положения № 638 пунктов о праве участников конкурса участвовать при вскрытии конвертов с заявками на участие и при проведении конкурса и определении победителей, противоречит законодательству. Поскольку на федеральном уровне нормативно не закреплена процедура проведения открытого конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов, администрация города Благовещенска, определяя порядок вскрытия конвертов и порядок проведения конкурса без участия конкурсантов, руководствовалась предоставленными полномочиями и требования действующего законодательства не нарушила.
Кроме того, истец полагает пункт 4.2 Положения № 638 не содержит показателей, по которым определяется победитель, что позволяет комиссии давать субъективные оценки. Данные доводы являются необоснованными, поскольку в соответствии с разделом 4 Положения № 638 при определении победителей конкурса конкурсной комиссией оцениваются предложения участников конкурса по следующим критериям: организация работы нестационарного объекта; размер ежегодной платы за право размещения нестационарного торгового объекта.
В соответствии с пунктом 2.2. Положения 638 при подаче заявки на участие в конкурсе заявитель представляет: предложение по организации работы объекта с обязательным указанием: ассортимента планируемой к реализации продукции; режима работы; наличия опыта работы, связанного с предметом конкурса; квалификации работников; мест и способов хранения товара; порядка вывоза твердых коммунальных отходов и иного мусора; описания санитарной или форменной одежды для персонала; описания оборудования, которым планируется обеспечить объект; предложение о ежегодном размере платы за право размещения нестационарного торгового объекта.
При этом пункт 4.3 содержит положение об оценке участников конкурса по 5-балльной системе по каждому критерию. По каждому лоту победителем признается участник, получивший наибольшее количество баллов. Участник, следующий за победителем по количеству набранных баллов, занимает второе место. При равенстве баллов у нескольких участников конкурса решение конкурсной комиссии принимается открытым голосованием простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии. В случае поступления на лот одной заявки конкурс признается несостоявшимся и единственный участник получает право на размещение нестационарного торгового объекта при условии соответствия участника и его заявки требованиям, предусмотренным настоящим Положением. Указанные положения позволяют точно определить необходимый для достижения максимальной оценки объем документов и информации, что соответствует принципам открытости и прозрачности проводимого конкурса, в том числе при определении победителя, а также является стимулирующим фактором при подаче заявок и направлено на поддержание конкуренции, недопущению споров и разногласий участников и организатора конкурса.
Таким образом, отсутствуют обстоятельства, связанные с созданием неравных условий участникам конкурса. Между тем в действующем законодательстве требования об установлении в конкурсной документации порядка расчета баллов и значимости критериев оценки заявок участников конкурса не предусмотрено.?
Кроме того указала, что были предоставлены документы по проведению конкурса, которые были опубликованы в газете и на официальном сайте. Если п. 1,5 не содержит какого либо положения ч. 2 ст. 448 ГК РФ, при этом сам документ содержит данные определенные ст. 448 ГК РФ, то это не является нарушением Федерального законодательства. Полагала, что достаточно соблюсти федеральное законодательство, соблюсти указанные положения и не закрепляя их вновь в своем муниципальном правовом акте. Если изучить извещения, то в извещении прописаны все положения, которым должно соответствовать извещение. Даже если один из пунктов не закреплен в п. 1.5 положения, это не противоречит законодательству, достаточно его соблюсти. Администрация г. Благовещенска полностью опубликовывает информацию в извещении, которая должна быть опубликована в соответствии со ст. 448 ГК РФ.
По п. 1 административных исковых требований, передвижные киоски были исключены в апреле 2021 года, на сегодняшний день постановление действует в отношении объектов за исключением передвижных киосков.
По п. 1.5 указала, что федеральные законодательные акты не содержат в себе требований о том, что местные нормативные акты должны содержать в себе дословное цитирование требований федерального законодательства.
Что касается раздела 3 и 4, считает, что данные разделы не могут быть полностью недействительными, поскольку в целом данные разделы оспариваются только п. 3.1 в части не указания времени вскрытия конвертов и времени проведения конкурса, а также в отсутствии положения по допуску участников претендентов при вскрытии конвертов и проведении конкурса. Орган местного самоуправления определил, что при проведении данного конкурса лица, подавшие заявки на участие в конкурсе, не присутствуют при вскрытии конвертов и при проведении конкурса. Аналогичные положения содержались в постановлении № 834, которые оспаривались РН, суд не признал недействующим постановление в той части, о том, что положения не содержало положения об участии при вскрытии конвертов и проведении конкурса. Судом было указано на то, что полномочия по проведению порядка проведению конкурса в целом отдано органу местного самоуправления, который определяет, как проводить конкурс. Разделы 3 и 4 постановления № 634 в данной части не противоречат законодательству. В остальной части не указано чему не соответствуют разделы.
Полагает, что административный истец не доказал несоответствие нормативно-правового акта федеральному законодательству, в связи с чем просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
В своем заключении по делу прокурор полагал, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, а именно в признании недействующими Положения, утвержденного Постановлением администрации г. Благовещенска от 26.02.2020 года № 638, в связи с несоответствием пунктов со ст. 448 ГК РФ, ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»:
- в той части, в которой положения пунктов 1.5, 3.1, 4.1 применяются без указания в них сведений о времени вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и времени проведения конкурса;
- указания в п. 2.1 об участии в конкурсе лиц, не имеющих неисполненную обязанности по уплате налогов, сборов, пени, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- п.2.2 в части указания в приложении к заявлению справки налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, полученной не ранее чем за 1 месяц до дня подачи заявки, что противоречит положениям ст. 448 ГК РФ о том, что в конкурсе может участвовать любое лицо;
- п.п. 2 п.3.5 в части указания, что заявителю отказывается в допуске на участие в конкурсе, если заявитель имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В остальной части в отношении Положения, утвержденного Постановлением администрации г. Благовещенска от 26.02.2020 года № 638,полагала заявленные требования удовлетворению не подлежащими, так как они не противоречат федеральному законодательству и отсутствуют доказательства нарушения прав административного истца.
В письменном отзыве Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области указано, что положением не создаются преимущественные или дискриминационные условия деятельности отдельным хозяйствующим субъектам. В связи с изложенным в действиях администрации г. Благовещенска по принятию Положения № 638 не усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признаниинормативного правового актане действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
С учетом положений ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, положениями ст. 3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы или иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным правовым актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Положениями ч. 6 ст. 43 указанного Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено общее правило заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров (ч. 1 ст. 17.1).
Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, установлены Приказом ФАС России от 10.02.2010 г. № 67.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.
Согласно ст. 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", размещение нестационарных торговых объектов осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Таким образом, земельное законодательство не предусматривает перехода прав в отношении муниципального или государственного имущества (земельный участок) при размещении нестационарных торговых объектов.
Приказ ФАС России от 10.02.2010 г. № 67 не применяется к отношениям по размещению нестационарных торговых объектов, поскольку регулирует иные отношения по организации и проведению конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества.
Приложением № 2 к Приказу ФАС № 67 установлен перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и шли) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.
Нестационарные торговые объекты к данному перечню не относятся. Таким образом, требования Приказа ФАС № 67 на действия организатора торгов при проведении открытого конкурса на право смещения нестационарных торговых объектов не распространяются.
Понятие нестационарного торгового объекта дано в ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В силу положений ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядком разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденным Приказом министерства экономического развития и внешних связей Амурской области от 24.12.2018 г. № 144-Пр предусмотрено, что к нестационарным торговым объектам относят павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы и иные временные торговые объекты. К нестационарным передвижным торговым объектам относят лотки, автомагазины, автофургоны, автолавки, автоцистерны, тележки и другие аналогичные объекты. Аналогичное положение содержалось и в Приказе министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области от 17.12.2010 № 578-пр «Об утверждении порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов» (отменен в 2017 году).
26 февраля 2020 года администрацией г. Благовещенска издано постановление от N 638 "Об утверждении Положения о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов (киосков) на набережной реки Амур (ул. Краснофлотская) города Благовещенска" (вместе с "Составом комиссии по проведению конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов (киосков) на набережной реки Амур (ул. Краснофлотская) города Благовещенска"). Данное постановление опубликовано в средстве массовой информации - газете "Благовещенск", № 7, 28.02.2020 года, вступило в силу со дня опубликования.
С учетом изложенных норм законодательства, оспариваемое постановление администрации города Благовещенска принято уполномоченный лицом в рамках компетенции органов местного самоуправления в целях регулирования вопросов местного значения по созданию условий и обеспечения жителей города Благовещенска услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Проверяя соответствие оспариваемого постановления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В п. 1.1 Положения № 638 указано, что настоящее Положение определяет порядок проведения и условия участия в конкурсе на право размещения передвижных нестационарных торговых объектов: временных конструкций (палатки, лотки, торговые автоматы, тележки, летние кафе) и передвижных сооружений (автомагазины, автолавки, автофургоны, автоцистерны) (далее - конкурс) на территории муниципального образования города Благовещенск.
В п. 1.2 Положения № 638 указано, что целями проведения конкурса являются обеспечение равных возможностей юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для размещения передвижных нестационарных торговых объектов.
В п. 1.3 Положения № 638 указано, что предметом конкурса является право на размещение передвижного нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования города Благовещенска в соответствии со схемой размещения передвижных нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Благовещенск, утвержденной постановлением администрации города Благовещенска от 20 марта 2014 г. N 1291.
В п. 1.9 Положения № 638 указано, что для проведения конкурса создается комиссия по проведению конкурса на право размещения передвижных нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования города Благовещенска (далее - конкурсная комиссия).
Постановлением Администрации города Благовещенска от 15.04.2021 года № 1225 "О внесении изменений в постановление администрации города Благовещенска от 26 февраля 2020 г. N 638" в постановление администрации города Благовещенска от 26 февраля 2020 г. N 638 "Об утверждении Положения о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов (передвижных киосков) на набережной реки Амур (ул. Краснофлотская) города Благовещенска" (в редакции постановления администрации города Благовещенска от 1 апреля 2020 г. N 1059) внесены следующие изменения:
1.1) в названии постановления, пунктах 1, 2 слово "передвижных" исключено;
1.2) в Положении о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов (передвижных киосков) на набережной реки Амур (ул. Краснофлотская) города Благовещенска:
а) в названии Положения, в пунктах 1.1, 1.2, 1.9 слово "передвижных" исключено;
б) в пункте 1.3 слово "передвижного" исключить, слова "от 20 марта 2014 г. N 1291" заменено словами "от 15 марта 2021 г. N 853";
1.3) в приложении N 1 к Положению слово "передвижных" исключено;
1.4) в приложении N 2 к Положению слова "передвижных", "передвижного" исключено;
1.5) в приложении N 2 к постановлению слово "передвижных" исключено.
Данное постановление опубликовано в средстве массовой информации - газете "Благовещенск", № 14, 16.04.2021 года, вступило в силу со дня опубликования.
В п. 1.5 Положения № 638 указано, что извещение о проведении конкурса публикуется в газете "Благовещенск" и размещается на официальном сайте администрации города Благовещенска в сети Интернет (www.admblag.ru) в срок не позднее чем за 15 дней до даты проведения конкурса. В извещении указываются предмет конкурса, место, даты начала и окончания приема заявок на участие в конкурсе, место, дата вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, дата и место проведения конкурса, сроки заключения договора на право размещения передвижного нестационарного торгового объекта.
Согласно п. 3.1 Положения № 638 комиссией вскрываются конверты с заявками на участие в конкурсе в день и в месте проведения вскрытия конвертов, указанные в извещении. Конверты с изменениями заявок вскрываются конкурсной комиссией одновременно с конвертами с заявками на участие в конкурсе.
Пунктом 4.1 Положения № 638 установлено, что конкурс проходит в день и месте, указанные в извещении о проведении конкурса.
Пункт 2 статьи 448 ГК РФ устанавливает, что извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
При этом пункты 1.5, 3.1, 4.1 Положения № 638 указывают лишь на дату (день), тогда как пункт 2 статьи 448 ГК РФ содержит требование, что извещение должно содержать сведения о времени торгов, что включает в себя не только дату, но и само время их проведения. В связи с этим, пункты 1.5, 3.1, 4.1 не содержат сведений о времени вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и времени проведения конкурса, что противоречит п.2 ст. 448 ГК РФ. В силу ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно позиции, приведенной в Обзоре практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 101) отсутствие в извещении о торгах сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 448 ГК РФ, является нарушением порядка проведения торгов и основанием для признания торгов недействительными по иску заинтересованного лица.
Таким образом, пункты 1.5, 3.1, 4.1 Положения № 638 в указанной части противоречат ст. 448 ГК РФ и влекут нарушения прав административного истца как участника конкурсов. Отсутствие перечисленных сведений может привести к злоупотреблению со стороны организатора торгов (конкурса), а также к неосведомленности участников об их правах и возможностях во время проведения конкурса.
При этом доводы заявителя о том, что извещение о проведении торгов должно содержать в силу ст. 448 ГК РФ сведения о существующих обременениях продаваемого имущества, а п. 1.5 Положения № 638 указанные сведения отсутствуют, суд не может признать обоснованными, поскольку предметом конкурса в настоящем случае в настоящем случае является право на размещение нестационарного торгового объекта (киоска) на набережной реки Амур (ул. Краснофлотская) города Благовещенска согласно утвержденному администрацией города Благовещенска эскизному проекту, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования города Благовещенск, утвержденной постановлением администрации города Благовещенска от 15 марта 2021 г. N 853, без заключения договоров аренды с победителем конкурса, следовательно прав истца не нарушает.
Согласно п. 2.1 Положения № 638 к участию в конкурсе допускаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, не имеющие неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации, своевременно подавшие заявку и необходимые документы не позднее даты, установленной в извещении.
Пункт 2.2 Положения № 638 гласит - заявление на участие в конкурсе подается Организатору по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению, к заявлению прилагаются, в том числе: справка налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, полученная не ранее чем за 1 месяц до дня подачи заявки.
Согласно пп. 2 п. 3.5 Положения № 638 заявителю отказывается в допуске к участию в конкурсе, если заявитель имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 448 ГК РФ в открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо.
В ч.2 ст. 17 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определено, что наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Таким образом, оспариваемые положения, обязывающие участника конкурса представить сведения об отсутствии задолженности по налогам и подтверждающие уплату налога, иначе будет отказано в допуске к участию в конкурсе, противоречат п.1 ст. 448 ГК РФ, ч.2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Доводы РН о том, что в целом нормы раздела 3 «Порядок вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и принятия решения о допуске к участию в конкурсе» и раздела 4 «Порядок проведения конкурса» не соответствуют нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, не нашли своего подтверждения (за исключением пунктов 3.1, пп.2 п. 3.5, 4.1).
Согласно разъяснений, содержащихся в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемые пункты нормативных актов применялись длительное время и в соответствии с их положениями были реализованы права субъектов, с учетом указанных разъяснений и п.1 ч.2 ст. 215 КАС РФ, суд считает возможным признать оспариваемый нормативный акт недействующим в части со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, а именно: признать недействующим Постановление администрации г. Благовещенска от 26.02.2020 г. № 638 «Об утверждении Положения о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов (киосков) на набережной реки Амур (ул. Краснофлотская) г. Благовещенска» в той части, в которой положения пунктов 1.5, 3.1, 4.1 применяются без указания в них сведений о времени вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и времени проведения конкурса; указания в п. 2.1 об участии в конкурсе лиц, не имеющих неисполненную обязанности по уплате налогов, сборов, пени, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации; п.2.2 в части указания в приложении к заявлению справки налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, полученной не ранее чем за 1 месяц до дня подачи заявки; пп.2 п. 3.5, с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
В остальной части в отношении Положения, утвержденного постановлением администрации г. Благовещенска от 26.02.2020 г. № 638, в удовлетворении заявленных требований ИП РН - отказать.
С учетом положений ч. 1 ст. 111 КАС РФ, с административного ответчика администрации г. Благовещенска в пользу ИП РН подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Исходя из ч.4 ст. 215 КАС РФ, в резолютивной части решения суда следует указать на необходимость опубликования сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании г. Благовещенска - газете «Благовещенск», где оспариваемые нормативно-правовые акты были опубликованы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим Постановление администрации г. Благовещенска от 26.02.2020 г. № 638 «Об утверждении Положения о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов (киосков) на набережной реки Амур (ул. Краснофлотская) г. Благовещенска» в части:
- в той части, в которой положения пунктов 1.5, 3.1, 4.1 применяются без указания в них сведений о времени вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и времени проведения конкурса;
- указания в п. 2.1 об участии в конкурсе лиц, не имеющих неисполненную обязанности по уплате налогов, сборов, пени, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- п.2.2 в части указания в приложении к заявлению справки налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, полученной не ранее чем за 1 месяц до дня подачи заявки;
- пп.2 п. 3.5
с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
Взыскать в пользу ИП РН с администрации г. Благовещенска расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований ИП РН - отказать.
Сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в газете «Благовещенск».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья И.К. Воронин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 8 ноября 2021 года.