ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1956/2017 от 16.01.2018 Тимашевского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-30/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 января 2018 года г. Тимашевск

Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Ломака Л.А.,

при секретаре Куцевол О.Ю.,

с участием административного истца ФИО1, ее представителя ФИО2,

представителя административного ответчика администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района по доверенности ФИО3,

представителей заинтересованных лиц ФИО4 и ФИО5 - ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района о признании незаконными разрешений на перепланировку и переустройство помещений, акта о завершении перепланировки и переустройства помещений,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района, в котором просит запретить ФИО4, ФИО5, ФИО7 и ФИО8 перепланировку и реконструкцию жилых помещений в многоквартирном доме по <адрес> в г. Тимашевске, признать незаконным и обязать административного ответчика отменить выданные ФИО4 и ФИО5 разрешения на перепланировку и переустройство помещений от 4 мая 2017 года и 16 июня 2017 года, признать незаконным и отменить выданный ФИО4 акт о завершении переустройства и перепланировки жилого помещения <№> от 13 июня 2017 года, а также обязать управление Росрееста отменить регистрацию права собственности на присоединенные к квартире <адрес> в г. Тимашевске, принадлежащей ФИО4, дополнительные помещения и ФГБУ ФКП отменить внесенные изменения в ГКН по присоединению к указанной квартире дополнительных помещений.

Свои административные исковые требования ФИО1 мотивирует тем, что она является собственником квартиры <№> в четырехэтажном многоквартирном доме <адрес> в г. Тимашевске. ФИО4 является собственником квартиры <№>, ФИО5 квартиры <№>, ФИО7 квартиры <№> и ФИО8 квартиры <№>, которые расположены на четвертом этаже дома. Указанные лица начали производить строительные работы по реконструкции своих квартир, объединению их с чердачным помещением без соответствующего разрешения от управления архитектуры и без согласия остальных собственников помещений, чем уменьшают площадь общедомового имущества и нарушают, в том числе и ее права. Кроме того, реконструкция произведена ФИО4, а ФИО5 на основании разрешений на перепланировку и переустройства помещения от 4 мая 2017 года и 16 июня 2017 года, а также протокола <№> внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном дома по <адрес> в г. Тимашевске от 31 марта 2017 года, по которому они получили согласие собственников на реконструкцию за счет уменьшения общей площади общедомового имущества. Однако, такого согласия все собственники помещений им не давали, в повестке собрания озвучивались иные вопросы, не связанные с реконструкцией и уменьшением площади общедомового имущества. При этом, администрацией выданы ФИО4 и ФИО5 разрешения на перепланировку, тогда как присоединение площади общего домового имущества к квартире является реконструкцией, а возводимые конструкции должны были быть выполнены из облегченных каркасных конструкций, не несущих дополнительной нагрузки, тогда как по факту перегородки возведены из газоблока. В настоящее время уже пробита плита перекрытия для обустройства лестницы между квартирами и чердаком, где возводятся капитальные стены и разбирается часть кровли под окна, в результате чего по несущим стенам и потолкам пошли трещины, создавая аварийную ситуацию и угрожая жизни и здоровью всех жильцов.

13 июня 2017 года администрацией выдан ФИО4 акт о завершении переустройства и перепланировки жилого помещения <№>, на основании которого зарегистрировал за собой право собственности на реконструированную квартиру. Однако, при проведении прокурорской проверки установлены нарушения жилищного и градостроительного законодательства, в администрацию внесено представление от 14 июля 2017 года об устранении нарушений, но до настоящего времени никаких мер фактически не принято, выданные администрацией разрешения на перепланировку и акт о завершении перепланировки не отменены, в связи с чем, она вынуждена обратиться в суд.

В судебном заседании ФИО1 и ее представитель ФИО2 уточнили административные исковые требования, просили признать незаконным и отменить выданные администрацией Тимашевского городского поселения Тимашевского района ФИО4 и ФИО5 разрешения на перепланировку и переустройство помещений от 4 мая 2017 года и 16 июня 2017 года, признать незаконным и отменить выданный ФИО4 акт о завершении переустройства и перепланировки жилого помещения <№> от 13 июня 2017 года.

Представитель административного ответчика - администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района ФИО3 поддержала представленные письменные возражения пояснив, что 19 апреля 2017 года в администрацию поступило заявление ФИО4 о выдаче разрешения на перепланировку с переустройством жилого помещения, расположенного по адресу: г. Тимашевск, <адрес>. Согласно решению о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения от 04.05.2017 <№> ФИО4 дано согласие на перепланировку и переустройство указанной квартиры. Однако, данные о том, что вопрос о согласовании переустройства и (или) перепланировки квартиры <№>, принадлежащей ФИО4, рассматривался на заседании Межведомственной комиссии по использованию объектов жилого и нежилого назначения на территории Тимашевского городского поселения Тимашевского района, отсутствуют. Кроме того, в нарушение административного регламента решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки указанной квартиры подписано исполняющим обязанности начальника отдела архитектуры, градостроительства, земельных и имущественных отношений администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района ФИО9, тогда как такое решение должно быть подписано главой Тимашевского городского поселения Тимашевского района или заместителем главы Тимашевского городского поселения Тимашевского района, курирующим вопросы в сфере архитектуры, градостроительства, земельных и имущественных отношений. Приемку выполненных ремонтно-строительных работ и подписание акта о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения осуществляет приемочная комиссия. Согласно акту о завершении переустройства и перепланировки жилого помещения от 13.06.2017 <№>, комиссия приняла завершенную перепланировку и переустройство квартиры по адресу: г. Тимашевск, <адрес> и за ФИО4 зарегистрировано право собственности на указанную квартиру общей площадью 92,5 кв.м (этаж № 4, мансарда). Однако, согласно техническому паспорту от 22.12.2014, выполненному Тимашевским районным отделением филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю, многоквартирный жилой дом <адрес> в г. Тимашевске не имеет мансардного этажа. Аналогичное решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения от 16.06.2017 <№> выдано ФИО5, собственнику квартиры <№>. Однако, на момент подписания указанных решений о согласовании переустройства (перепланировки) и акта о завершении переустройства (перепланировки), ФИО9 не являлся членом Комиссии, а заместитель главы ФИО10 уволился 1 июня 2017 года, тогда как акт подписан 13 июня 2017 года, а поэтому данные разрешения и акт действительно выданы в нарушение действующего законодательства с уменьшением общедомового имущества. Административный иск признают и считают его обоснованным и законным.

Представитель заинтересованных лиц ФИО4 и ФИО5 - ФИО6 просила отказать в удовлетворении уточненных административных исковых требований, мотивировав тем, что административным истцом не представлено доказательств нарушения ее прав и свобод, поскольку общее имущество в виде инженерных коммуникаций в перепланированных помещениях отсутствует. К общему имуществу собственников относятся только лишь помещения, не являющихся частями квартир, в которых расположено оборудование, предназначенное для обслуживания нужд владельцев помещений, то есть общее имущество в многоквартирном доме. При этом, помимо нежилых помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, в многоквартирном доме могут быть и иные нежилые помещения, которые предназначены для самостоятельного использования, являются недвижимыми вещами как самостоятельными объектами гражданских прав, ввиду чего их правовой режим отличается от правового режима помещений, установленного в части 1 статьи 290 ГК РФ и части 1 статьи 36 ЖК РФ. Однако, общедомовые инженерные коммуникации в объеме чердака отсутствуют, за исключением кирпичных вентиляционных шахт и вытяжных частей канализационных стояков. При выполнении строительных работ ФИО4 и ФИО5 вентиляционные каналы не затрагиваются, в связи с чем, не требуется разрешение на строительство и экспертиза проектной документации в результате инженерных изысканий на устройство помещений <№> в объеме чердачного пространства жилого дома по адресу: <...>. Следовательно, помещения, возведенные ее доверителями, относятся к категории иных нежилых помещений, которые предназначены для самостоятельного использования, являются недвижимыми вещами как самостоятельными объектами гражданских прав.

Представитель заинтересованного лица управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю ФИО11 в суд не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела был извещен, о причине неявки суду не сообщил, а поэтому суд на основании ст.150 КАС РФ считает возможным рассмотреть административное дело в его отсутствие. В отзыве на административное исковое заявление полагался на вынесение решения в части оспаривания решений органа местного самоуправления по усмотрению суда, пояснив, что до настоящего времени разрешения на перепланировку и акт о завершении переустройства и перепланировки, выданный ФИО4, не отменены.

Выслушав административного истца, ее представителя, представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, исследовав письменные доказательства, оценив их, суд приходит к выводу, что уточненные административные исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 8 сентября 2015 года ФИО1 является собственником квартиры № 27 в многоквартирном доме по ул. Ленина, 149 в г. Тимашевске.

На основании ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.61 КАС РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Согласно решениям администрации Тимашевского городского поселения <№> от 4 мая 2017 года и <№> от 16 июня 2017 года ФИО4 и ФИО5, собственникам квартир <№> и <№> в доме <адрес> в г. Тимашевске, дано согласие на перепланировку и переустройство указанных квартир в соответствии с проектом МБУ «Управление архитектуры и градостроительства Тимашевского городского поселения.

В соответствии с пунктом 3.5.2 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения», утвержденного постановлением администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 26.12.2016 № 1501, вопрос о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения рассматривает межведомственная комиссия по использованию объектов жилого и нежилого назначения на территории Тимашевского городского поселения Тимашевского района (МВК).

Решение о перепланировке (переустройстве) принимается большинством голосов членов МВК и оформляется в виде заключения. Документы, являющиеся результатом предоставления муниципальной услуги, согласовываются должностными лицами администрации и подписываются главой Тимашевского городского поселения Тимашевского района или заместителем главы Тимашевского городского поселения Тимашевского района, курирующим вопросы в сфере архитектуры, градостроительства, земельных и имущественных отношений.

Однако, данные о том, что вопрос о согласовании переустройства и (или) перепланировки квартиры <№>, принадлежащей ФИО4, рассматривался на заседании межведомственной комиссии по использованию объектов жилого и нежилого назначения на территории Тимашевского городского поселения Тимашевского района отсутствуют.

Кроме того, в нарушение административного регламента решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки указанной квартиры подписано исполняющим обязанности начальника отдела архитектуры, градостроительства, земельных и имущественных отношений администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района ФИО9, тогда как такое решение должно быть подписано главой Тимашевского городского поселения Тимашевского района или заместителем главы Тимашевского городского поселения Тимашевского района, курирующим вопросы в сфере архитектуры, градостроительства, земельных и имущественных отношений.

Приемку выполненных ремонтно-строительных работ и подписание акта о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения осуществляет приемочная комиссия.

Согласно акту о завершении переустройства и перепланировки жилого помещения от 13.06.2017 <№>, комиссия приняла завершенную перепланировку и переустройство квартиры по адресу: г. Тимашевск, <адрес> и в соответствии с выпиской из ЕГРН от 05.10.2017 за ФИО4 зарегистрировано право собственности на указанную квартиру общей площадью 92,5 кв.м (этаж № 4, мансарда).

В отношении квартиры <№>, принадлежащей ФИО5, акт о завершении переустройства (перепланировки) не подписывался и согласно выписке из ЕГРН от 18.10.2017 сведения о перепланировке квартиры не вносились.

Согласно техническому паспорту от 22.12.2014, выполненному Тимашевским районным отделением филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю, многоквартирный жилой дом <адрес> в г. Тимашевске не имеет мансардного этажа.

Более того, как установлено в судебном заседании ФИО9 не являлся членом межведомственной комиссии по использованию объектов жилого и нежилого назначения на территории Тимашевского городского поселения Тимашевского района, а заместитель главы администрации ФИО10 уволился 1 июня 2017 года, тогда как акт подписан 13 июня 2017 года.

Помимо этого, из справки государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 14 июля 2017 года следует, что 13 июля 2017 года при визуальном осмотре жилого помещения ФИО4 установлено, что собственником выполнен комплекс строительно-монтажных работ, а именно увеличена площадь жилого помещения путем объединения с чердачным помещением, что согласно п.14 ст.1 Градостроительного кодекса РФ является реконструкцией.

На основании п.1 ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Доводы представителя заинтересованных лиц ФИО4 и ФИО5 о том, что чердак в многоквартирном доме <адрес> в г. Тимашевске не входит в общее имущество многоквартирного дома, поскольку в нем отсутствуют общее имущество в виде инженерных коммуникаций, суд считает необоснованными.

Так, согласно заключению эксперта ООО «Краснодарский расчетно-экспертный центр» № 459 от 22 декабря 2017 года чердачное пространство жилого дома (литер А) <адрес> в г. Тимашевске в соответствии ст.36 ЖК РФ является общим имуществом собственников квартир дома. В результате проведенных исследований эксперт также установил, что перепланировка в квартирах <№> и <№> данного дома не соответствует градостроительным нормам и правилам в части отсутствия разрешения на строительство, строительным нормам и правилам в части отсутствия расчетов несущей способности плиты перекрытия и фундамента здания с учетом возросшей нагрузки, санитарным нормам и правилам в части некорректного устройства вытяжной части канализационных стояков, соответствует только противопожарным нормам и правилам. Указанная перепланировка в этих квартирах угрожает жизни и здоровью граждан собственников остальных квартир, затрагивает их права в части ограничения доступа к общедомовому имуществу.

У суда отсутствуют основания подвергать сомнению указанное экспертное заключение от 22 декабря 2017 года, поскольку эксперт предупрежден за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ, о чем свидетельствует его подпись и печать организации в заключении, а само заключение выполнено в соответствии с действующим законодательством, в котором подробно описаны исследования, на основании которых сделаны выводы, а поэтому суд принимает его в качестве доказательства по данному делу.

В соответствии с п.6.2 ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, требуется согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

На основании ч.3 ст.36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

В силу ч.2 ст.40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Как видно из протокола общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома № 7 от 31 марта 2017 года, на повестке которого рассматривался вопрос о возможности перепланировки квартир <№> путем увеличения общей и жилой площади за счет присоединения чердачного помещения многоквартирного дома и уменьшения площади общедомового имущества, по данному вопросу проголосовало только 63 собственника жилых и нежилых помещений указанного дома, тогда как количество собственников составляет 72 человека, а приложение к протоколу <№> не содержит решений не участвующих собственников, которые отказались от участия в голосовании.

Однако, как установлено судом согласия всех собственников помещений многоквартирного дома <адрес> в г. Тимашевске при выдаче ФИО4 и ФИО5 администрацией Тимашевского городского поселения решений на перепланировку и переустройство принадлежащих им квартир предоставлено не было.

Указанное обстоятельство также подтверждается представлением прокурора Тимашевского района <№> от 14 июля 2017 года в адрес главы Тимашевского городского поселения, из которого следует, что у администрации поселения отсутствовали правовые основания для согласования переустройства и (или) перепланировки квартиры <адрес> по ул. Ленина в г. Тимашевске, поскольку согласие всех собственником помещений этого многоквартирного дома отсутствовало.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым удовлетворить уточненные административные исковые требования, признать незаконным и отменить решения администрации Тимашевского городского поселения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения <№> от 4 мая 2017 года и <№> от 16 июня 2017 года, выданные ФИО4 и ФИО5, а также акт <№> от 13 июня 2017 года о завершении переустройства и перепланировки жилого помещения квартиры, принадлежащей ФИО4

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ФИО1 к администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района о признании незаконными разрешений на перепланировку и переустройство помещений, акта о завершении перепланировки и переустройства помещений - удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решения администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения <№> от 4 мая 2017 года, выданное ФИО4, и <№> от 16 июня 2017 года, выданное ФИО5

Признать незаконным и отменить акт <№> от 13 июня 2017 года о завершении переустройства и перепланировки жилого помещения квартиры по адресу: г. Тимашевск, <адрес>, принадлежащей ФИО4

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тимашевский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 18 января 2018 года.

Председательствующий

Справка: решение не вступило в законную силу.