ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1957/20 от 04.08.2020 Советского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2а-1957/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

председательствующего судьи Капитанюк О.В.,

при секретаре Кукаевой Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению МИФНС России № 24 по РО к Путко О.В. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что административный ответчик, будучи индивидуальным предпринимателем, согласно п.1 ст.419 главы 34 НК РФ является плательщиком страховых взносов.

Размер фиксированного платежа на ОПС зависит от того, превышает ли доход, полученный ИП (нотариусом адвокатом), 300 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ). Если доход 300 000 руб. и меньше, то фиксированный платеж на ОПС составляет: 26 545 руб. - за 2018 г., 29 354 руб. - за 2019 г., 32 448 руб. - за 2020 г. 17 328,48 руб. - 2014 <адрес> доход больше 300 000 руб., надо дополнительно уплатить 1,0% от суммы, превышающей 300 000 руб. за год.

Размер страховых взносов на ОПС не может быть больше: 212 360 руб. - за 2018 г., 234 832 руб. - за 2019 г., 259 584 руб. - за 2020 г. 138 627,84 руб. - 2014 год. Фиксированные платежи для ИП (нотариусов, адвокатов) на ОМС составляют (пп. 2 п. 1 ст. 430 НК РФ): 5 840 руб. - за 2018 г., 6 884 руб. - за 2019 г., 8 426 руб. - за 2020 г., 3399,05 руб.-2014 г.

В случае прекращения деятельности страхователей в установленном порядке до 31 декабря текущего года фиксированный платеж, подлежащий уплате в текущем году, уплачивается за фактический период деятельности не позднее даты ее прекращения. Должник в качестве индивидуального предпринимателя прекратил деятельность ДД.ММ.ГГГГ, в срок, установленный законом, расчет задолженности по страховым взносам не произвел. Административным истцом в адрес административного ответчика было направлено требование о погашении образовавшейся задолженности, которое до настоящего времени исполнено не было.

Должник также является плательщиком имущественного налога. В связи с неисполнением обязанностей по уплате налога в установленный срок Путко О.В. начислены пени на земельный налог и налог на имущество физических лиц.

На основании изложенного, административный истец просил суд взыскать с административного ответчика:

-Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ): пеня в размере 62,84 руб.

-Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему, платежу, в том числе по отмененному): пеня в размере 17,83 руб.

-Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ): пеня в размере 1 919,85 руб.

- Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ: пеня в размере 18,11 руб.

-Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ: пеня в размере 8 270,85 руб.

-Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог за 2019 в размере 1 778,37 руб., пеня в размере 63,49 руб.

-Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фодда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог за 2019 в размере 7 583,12 руб., пеня в размере 300,83 руб.

-Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплат} страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ): пеня в размере 42 071,46 руб.

-Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплат} накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующем} платежу, в том числе по отмененному): пеня в размере 3 792,98 руб.

-Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: пеня в размере 31,18 руб.

-Земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: пеня в размере 55,36 руб.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Административный ответчик в судебное заседание не явился. Конверт с судебной повесткой, направленной в его адрес, возвращён в суд за истечением срока хранения.

В соответствии с п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от ДД.ММ.ГГГГ, отметка «истек срок хранения» свидетельствует о неявке адресата за почтовым отправлением в отделение почтовой связи после доставки адресату первичного/вторичного извещений, что может быть вызвано, в том числе, и уклонением в получении корреспонденции.

Применительно к правилам ч. 2 ст. 100 КАС РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.

Возвращение в суд неполученного административным ответчиком заказного письма с отметкой «по истечении срока хранения» не противоречит действующему порядку вручения заказных писем и расценивается судом в качестве надлежащей информации органа связи о неявке адресата за получением судебного документа.

В таких ситуациях предполагается добросовестность органа почтовой связи по принятию неоднократных мер, необходимых для вручения судебного документа, пока заинтересованным лицом не доказано иное.

На основании изложенного, суд делает вывод о том, что административный ответчик добровольно отказался от реализации своих процессуальных прав, не получив своевременно почтовое отправление разряда «Судебное», что свидетельствует о злоупотреблении им своими процессуальными правами.

Согласно ч. 2 ст. 150 КАС РФ неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде.

Дело рассматривается судом в отсутствие неявившихся лиц в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, суд пришел к следующему.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Не противоречит указанному положению и пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Порядок уплаты страховых взносов с ДД.ММ.ГГГГ урегулирован положениями главы 34 НК РФ.

В порядке пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ (здесь и далее в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Согласно части 1 статьи 232 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Согласно положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 243-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное медицинское страхование» начиная с ДД.ММ.ГГГГ, на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.

С 2018 года введен новый порядок расчета страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, который зафиксирован в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 335-ФЗ. Если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб., страховые взносы уплачиваются в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование 26 545 руб. и на обязательное медицинское страхование 5 288,44 руб. за расчетный период.

Согласно части 2 статьи 57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с нормами ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании.

Судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Путко О.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась индивидуальным предпринимателем с присвоением регистрационного номера в Управлении Пенсионного фонда РФ в <адрес>.

Таким образом, Путко О.В. в соответствии с указанными выше положениями действующего законодательства являлась плательщиком страховых взносов, и на нее в силу закона была возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в соответствующие бюджеты.

В соответствии с п.5 ст.432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов таким плательщиком осуществляется не позднее 15 календарных дней, с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

Вместе с тем, обязанность, возложенная на Путко О.В. в силу закона, в связи с осуществлением им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в установленные законом сроки не исполнена.

Учитывая неуплату Путко О.В. в установленный законом срок страховых взносов за 2019 год на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 1 778,37 руб. и страховых взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог в размере 7 583,12 руб., на указанные суммы задолженности также начислены пени в размере, соответственно, 63,49 руб. и 300,83 руб.

Представленный административным истцом расчет пени произведен специалистом в соответствии с требованиями закона, в связи с чем, не доверять указанным расчетам у суда оснований не имеется.

Как следует из материалов дела, направленным в адрес Путко О.В. требованием от ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику установлен срок для добровольного исполнения обязанности по уплате страховых взносов (недоимки), пени, штрафам до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ). Административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, установленный законом срок обращения в суд с требованиями, заявленными в рамках настоящего административного искового заявления, МИФНС России по РО не пропущен.

Исследовав все доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, оценив их по правилам ст.84 КАС Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что исковые требования МИФНС России по РО о взыскании страховых взносов за 2019 год на обязательное медицинское страхование: налог в размере 1 778,37 руб., пени в размере 63,49 руб. и страховых взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере: налог в размере 7 583,12 руб., пени в размере 300,83 руб. подлежат удовлетворению в заявленном административным истцом размере.

Разрешая требования инспекции в части взыскания пени по страховым взносам, за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему, платежу, в том числе по отмененному): пеня в размере 17,83 руб.; страховым взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующем} платежу, в том числе по отмененному): пеня в размере 3 792,98 руб. пени по имущественным налогам, суд не находит оснований для их удовлетворения, исходя из следующего.

В силу части 4 статьи 289 КАС Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

На административного истца действующим законодательством возложена обязанность представления доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований, а именно: законность оснований взыскания с ответчика недоимки и пени, с учетом обстоятельств принудительного взыскания сумм налогов, указанных в административном иске.

В силу главы 32 КАС Российской Федерации, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, суммы налогов и санкций исчисляются налоговыми органами и на них возложена обязанность обосновать их расчет, с возможностью проверки в судебном порядке.

Согласно ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе, выясняет, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Вместе с тем, налоговым органом суду не представлен обоснованный расчет подлежащих взысканию пени с Путко О.В.

В материалах дела содержится таблица налогов (сборов) пени с указанием реквизитов счетов по учету доходов соответствующих бюджетов и кодов бюджетной классификации, однако в ней отсутствует расчет в обоснование указанной в требовании от ДД.ММ.ГГГГ суммы пени. В административном исковом заявлении и в таблице (расшифровка задолженности) не указан период времени, за который начислены пени.

При таком положении суд не только лишен возможности проверить обоснованность начисления пени в заявленном административным истцом размере, но и самостоятельно произвести расчет пени.

Суд также учитывает и то, что в соответствии с п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.

Доказательств принудительного взыскания недоимки по имущественным налогам, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему, платежу, в том числе по отмененному): пеня в размере 17,83 руб.; страховым взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующем} платежу, в том числе по отмененному): пеня в размере 3 792,98 руб. либо ее добровольная оплата, в материалах дела отсутствуют, что исключает возможность взыскания с административного ответчика пеней без недоимки по налогам.

Суд также учитывает и то, что в силу статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ", в частности задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя (пункт 1).

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> о взыскании с Путко О.В. пени в размере 56 240,46 руб.

В силу ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход в доход местного бюджета в размере 462,71 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление МИФНС по РО к МИФНС России по РО к Путко О.В. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени – удовлетворить частично.

Взыскать с Путко О.В. в пользу МИФНС по РО задолженность:

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог за 2019 в размере 1 778,37 руб., пеня в размере 63,49 руб.

-Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 7 583,12 руб., пеня в размере 300,83 руб.

В остальной части МИФНС по РО в удовлетворении административного иска отказать.

Взыскать с Путко О.В. в доход местного бюджета госпошлину в размере 462, 71 руб.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Судья О.В. Капитанюк

Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2020 года.