ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1958/2021 от 20.05.2021 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2а-1958/2021

44RS0001-01-2020-001152-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 мая 2021 года

Свердловский районный суд города Костромы в составе:

председательствующего судьи Скрябиной О.Г.,

при помощнике ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы к УФССП по Костромской области, судебному приставу -исполнителю МОСП по ОВИП ФИО5, об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Костромы обратилась в суд с иском, просят освободить от взыскания исполнительского сбора по постановлению заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ФИО3 об исполнительском сборе от <дата> принятому к исполнению в рамках исполнительного производства -ИП, в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.

Свои требования мотивируют следующим.

Решением Свердловского районного суда города Костромы от 04.09.2017 года по гражданскому делу № 2-3044/2017 удовлетворены исковые требования прокурора города Костромы. На Администрацию города Костромы возложена обязанность по организации уличного освещения на следующих автомобильных дорогах по улицам: Милевского, Строительной (от дома 8 до улицы Ярославской), ФИО2 (от улицы Димитрова до улицы 2-я Волжская), Бульварной (от дома 21 по 2-му Давыдовскому микрорайону до улицы Жилой), Красной Байдарке, Васильевскому шоссе (за исключением участков в районе нерегулируемых пешеходных переходов у дома 28 и дома 38). Ярославской (от дома 376 до границы города Костромы), Московской (от микрорайона Венеция до улицы Магистральной), Льняной, 7-ой Рабочей (от улицы Новый Быт до проспекта Рабочий и от дома 47 до дома 19 в микрорайоне Якиманиха), Лесной (от улицы Горной до дома 13 по улице Лесной), 1 Мая (от улицы Пятницкой до улицы Комсомольской) и Черногорской в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Решение суда вступило в законную силу 20.11.2017 года. Постановлением о возбуждении исполнительного производства -ИП от <дата> Администрации города Костромы - должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства. <дата> судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ФИО3 вынесено постановление о взыскании с Администрации города Костромы исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. В настоящий момент исполнительное производство -ИП от <дата> находится на исполнении у судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ФИО5 Администрация ... считает, что в действиях должника отсутствует вина в нарушении установленного срока исполнения требований исполнительного документа. Вступившим в законную силу определением Свердловского районного суда города Костромы от <дата> Администрации города Костромы была предоставлена отсрочка исполнения решения Свердловского районного суда <адрес> от <дата> по гражданскому делу , сроком до <дата>. Вступившим в законную силу определением Свердловского районного суда города Костромы от <дата> Администрации города Костромы предоставлена отсрочка исполнения решения Свердловского районного суда города Костромы от <дата> по гражданскому делу № 2-3044/2017, сроком до <дата>.

В судебном заседании представитель административного истца муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы по доверенности специалист с высшим юридическим образованием ФИО4 требования поддержала по основаниям, указанным в административном иске, просила суд требования административного истца удовлетворить.

Административный ответчик – судебный пристав – исполнитель МОСП по ОВИП ФИО6 в судебном заседании не участвует, извещалась судом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Административный ответчик УФССП России по Костромской области своего представителя в суд не направили, извещались, причины неявки не сообщили, ходатайств не заявили.

Дело рассмотрено при имеющейся явке.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Частью 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ определено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 данного Закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве (ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

В силу ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, и устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении названного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, приведенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П по делу о проверке конституционности положений пп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Полномочие судебного пристава от имени государства налагать названное взыскание на должника в предусмотренных законом случаях признано направленным на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов, и воплощающим конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.

Судом по материалам дела и из пояснений сторон установлены следующие обстоятельства.

Решением Свердловского районного суда города Костромы от 04.09.2017 года по гражданскому делу № 2-3044/2017 удовлетворены исковые требования прокурора города Костромы. На Администрацию города Костромы возложена обязанность по организации уличного освещения на следующих автомобильных дорогах по улицам: Милевского, Строительной (от дома 8 до улицы Ярославской), ФИО2 (от улицы Димитрова до улицы 2-я Волжская), Бульварной (от дома 21 по 2-му Давыдовскому микрорайону до улицы Жилой), Красной Байдарке, Васильевскому шоссе (за исключением участков в районе нерегулируемых пешеходных переходов у дома 28 и дома 38). Ярославской (от дома 376 до границы города Костромы), Московской (от микрорайона Венеция до улицы Магистральной), Льняной, 7-ой Рабочей (от улицы Новый Быт до проспекта Рабочий и от дома 47 до дома 19 в микрорайоне Якиманиха), Лесной (от улицы Горной до дома 13 по улице Лесной), 1 Мая (от улицы Пятницкой до улицы Комсомольской) и Черногорской в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда вступило в законную силу 20.11.2017 года.

Постановлением о возбуждении исполнительного производства -ИП от <дата> Администрации города Костромы - должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства. <дата> судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ФИО3 вынесено постановление о взыскании с Администрации города Костромы исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

В настоящий момент исполнительное производство -ИП от <дата> находится на исполнении у судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ФИО5

Должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительного сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Общие основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены в статье 401 ГК РФ.

В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Согласно п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.112015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», должники (кроме субъектов предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 №13-П в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

Правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

Процесс строительства сопровождается двумя обязательными стадиями: разработка проектно-сметной документации и непосредственно процесс строительства. Данные мероприятия реализуются посредством отбора подрядчиков в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ).

Порядок и сроки, установленные Федеральным законом № 44-ФЗ, исключают возможность должнику в данном случае исполнить решение суда в установленный в постановлении 5-дневный срок.

Более того, по завершению строительства сетей освещения необходимо осуществить комплекс мероприятий по подключению (технологическом)&apos; присоединению) построенных сетей к электрическим сетям энергоснабжающей организации, включающие следующие этапы: 1) подача заказчиком заявления о подключении; 2) заключение договора о подключении; 3) исполнение сторонами условий договора о подключении в части выполнения сторонами мероприятий, которые по своей продолжительности составляют срок год и более (пункт 16 главы II Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иньш лидам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства ?:сснйской Федерации от 27.12.2004 года№ 861).

В настоящее время указанное решение суда частично исполнено: организовано уличное освещение на следующих автомобильных дорогах по улицам: Милевского, Московскоцй (от микрорайона Венеция до улицы Магистральной), Строительной (от дома 8 до улицы Ярославской), Бульварной (от дома 21 по 2-му Давыдовскому микрорайону до улицы Жилой), Красная Байдарка, Васильевскому шоссе (за исключением участков в районе нерегулируемых пешеходных переходов у дома 28 и дома 38), 7-ой Рабочей (от улицы Н.Быт до проспекта Рабочий и от дома 47 до дома 19 в микрорайоне Якиманиха), Черногорской и частично на улице Ярославской (на участке автомобильной дороги «Кострома-Нерехта» от улицы Магистральной до железнодорожного переезда в районе н.п. Каримово, а также на участке автомобильной дороги от улицы Заволжской до улицы Магистральной). Организация стационарного электрического освещения на автомобильной дороге по улице Ярославской (от дома 376 до границы города Костромы) выполняется в три этапа: на участке автомобильной дороги «Кострома-Нерехта» от улицы Магистральной до железнодорожного переезда в районе н.п. Каримово; на участке автомобильной дороги по улице Ярославской (от улицы Заволжской до улицы Магистральной); на участке автомобильной дороги от железнодорожного переезда в районе н.п. Каримово дс границы города Костромы. Разработана проектно-сметная документация на строительство сетей наружного освещения по улице Льняной и улице ФИО2 (от улицы Димитрова до улицы 2-ой Волжской).

Реализация разработанных проектов на строительство сетей наружного освещения по улицам Льняной и ФИО2 планируется в 2021 году.

Разработка проектно-сметной документации на строительство сетей уличного освещения по улице Ярославской на участке от железнодорожного переезда в районе н.п. Каримово до границы города Костромы, а также ее реализация планируется в 2021 году.

Строительство сетей наружного освещения по улицам Лесной (от улицы Горной до дома 13 по улице Лесной) и 1 Мая (от улицы Пятницкой до улицы Комсомольской) запланировано в рамках реализации подпрограммы «Туризм» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года№ 316.

<дата> между Комитетом по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации <адрес> и ООО «...» заключен муниципальный контракт -мк «На выполнение работ по разработке проектно¬сметной документации по объекту: «Благоустройство набережной левого берега реки Волги от реки Черной по <адрес>» (далее - Контракт). Согласно разделу IV приложения к контракту «Техническое задание» в рамках контракта предусмотрена разработка проектно-сметной документации на реконструкцию существующих сетей наружного освещения по улицам 1 Мая и Лесной от улицы Пятницкой до улицы Г орной и от дома 13 по улице Лесной до дома 106 по улице Нижняя Дебря с прокладкой линий в подземном исполнении, а также строительство сетей наружного освещения по улицам 1 Мая (от улицы Комсомольской до улицы Пятницкой) и Лесной (от улицы Горной до дома 13 по улице Лесной).

Срок выполнения работ установлен до 01.06.2022 года.

Данные обстоятельства подтверждены вступившими в силу судебными постановлениями.

Вступившим в законную силу определением Свердловского районного суда города Костромы от 30.12.2019 года Администрации города Костромы была предоставлена отсрочка исполнения решения Свердловского районного суда города Костромы от 04.09.2017 года по гражданскому делу № 2-3044/2017, сроком до <дата>. Вступившим в законную силу определением Свердловского районного суда <адрес> от <дата> Администрации <адрес> предоставлена отсрочка исполнения решения Свердловского районного суда города Костромы от <дата> по гражданскому делу № 2-3044/2017, сроком до <дата>.

Исследовав представленные должником доказательства, суд находит доводы Администрации <адрес> о невозможности исполнения решения суда в пятидневный срок и об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа заслуживающими внимания.

При этом, следует отметить, что Администрация г. Костромы является бюджетным учреждением, выделение средств которому производится по статьям экономической классификации расходов бюджета и на основании утвержденной сметы, в соответствии с утвержденным планом.

Доказательств того, что требования исполнительного документа не исполнены в связи с недобросовестным поведением должника и при обстоятельствах, когда очевидно такое исполнение могло иметь место, суду не представлено.

Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 74 постановления Пленума от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

При определении степени вины Администрации города Костромы в неисполнении решения суда, суд оценивает доводы иска и представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие произведенные администрацией действия по исполнению судебного акта, а также свидетельствующие о недостаточности средств местного бюджета города Костромы для незамедлительного исполнения судебного постановления.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано объективными обстоятельствами и препятствиями, находящимися вне контроля должника при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.

руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы удовлетворить.

Освободить муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению от <дата> года судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ФИО3 о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства от <дата>

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья -

Полный текст решения изготовлен 28 мая 2021 года