Дело № 2а-1959/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 мая 2017 года г. Новосибирск
Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Даниловой Я.С.,
при секретаре Селиной Е.А.,
с участием:
административного истца Ю. и его представителя З., представителей административных ответчиков В. и В. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фонда содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так» о признании незаконными и необоснованными выводов акта плановой проверки Фонда от **** составленного Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по ***, а также распоряжение Министерства юстиции России от **** о включении Фонда содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так» в реестр некоммерческих организаций выполняющих функции иностранного агента,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными и необоснованными выводы акта плановой проверки Фонда от **** составленного Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по ***, а также распоряжение Министерства юстиции России от **** о включении Фонда содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так» в реестр некоммерческих организаций выполняющих функции иностранного агента.
В обоснование своих требований административный истец указал, что **** Главным управлением Министерства юстиции России по *** в отношении Фонда содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так» был составлен акт проверки, подготовленный по результатам её проведения в период с **** по ****. **** распоряжением Министерства юстиции РФ Фонд был включен в реестр некоммерческих организаций выполняющих функции иностранного агента. Вместе с тем, административный истец не согласен с указанным решением по следующим основаниям.
Как следует из буквального содержания п. 6 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация для того, чтобы быть признанной выполняющей функции иностранного агента должна удовлетворять двум основным признакам: а) наличие иностранного финансирования; б) осуществление политической деятельности по смыслу п. 6 ст. 2 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях». Применительно к настоящему делу относительно перечисленных признаков некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, в разделе «Сведения о поступлении денежных средств от иностранных организаций, иностранных граждан, Лиц без гражданства, а также от российских юридических лиц, получающих денежные средства от иностранных источников» указано, на
то, что Посольство Франции в Москве в лице господина ** безвозмездно передало Фонду содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так» для проведения двухдневного семинара и консультаций на тему «Повышение эффективности и безопасности социальной правозащитной сети «Так-так-так» сумму в размере **. Указанные денежные средства поступили на счет Фонда об**** года.
**** Автономной некоммерческой организацией «****» Фонду перечислены денежные средства в сумме ** рублей, полученные от Европейского союза на основании договора пожертвования ** — ** от ****. Согласно данному договору между Европейским союзом в лице Комиссии Европейских сообществ и Автономной некоммерческой организации **» последняя уполномочена распределить полученные денежные средства между российскими некоммерческими организациями. ****Ю., являющимся одновременно руководителем некоммерческой организации, внесенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (Некоммерческого партнерства «**»), на расчетный счет Фонда внесены денежные средства в сумме 4000 рублей в качестве пожертвования. Фонд утверждает, что приведенный выше перечень источников иностранного финансирования является незаконным и необоснованным в части, касающейся пожертвования Ю. от ****, поскольку Ю. не является иностранным гражданином, а равно не является уполномоченным лицом каких-либо иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в связи с чем его пожертвование не может быть признано иностранным финансированием по смыслу п. 6 ст. 2 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» в силу прямого указания на это в законе. Довод о том, что Ю. является одновременно руководителем некоммерческой организаций, внесенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (Некоммерческого партнерства «****»), сам по себе также не является доказательством иностранного происхождения пожертвованных им денежных средств и не может служить основанием для признания такого пожертвования иностранным финансированием по смыслу п. 6 ст. 2 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» в силу прямого указания на это в законе.
Каких-либо иных доказательств иностранного происхождения внесенных на счет Фонда Ю. денежных средств ГУ МЮ РФ по НСО не приведено.
Согласно акту проверки, Фонд осуществлял политическую деятельность на территории Российской Федерации посредством публикаций на сайте www.taktaktak.ru.Из акта проверки следует, что ряд публикаций на сайте содержит негативную оценку действием органов государственной власти, на сайте также размещаются материалы общественных расследований, по результатам которых авторы расследований делают обращения к государственным органам.
Из системной взаимосвязи положений ФЗ РФ «О некоммерческих организациях», описанных 1в п. 6 ст. 2 и п. 7 ст. 32, а также пункта 3.2. Постановления Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 № ю-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», части 6 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного: по правам человека в Российской Федерации, Фонда «Костромской центр поддержки общественных инициатив», граждан К., С. и Ю.», следует, что для признания некоммерческой организации выполняющей функции иностранного агента получение ею иностранного финансирования должно предшествовать осуществлению этой организацией политической деятельности.
Таким образом, деятельность организации, осуществлявшаяся ей до получения иностранного финансирования, не должна приниматься во внимание при принятии решения о выполнении организацией функций иностранного агента.
Как следует из акта проверки, Фонд впервые получил иностранное финансирование ****. Исходя из этого, необходимо признать всю перечисленную выше деятельность Фонда, осуществлявшуюся до ****, не имеющей отношения к предмету п. 6 ч. 2 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях».
из системной взаимосвязи положений ФЗ РФ «О некоммерческих организациях», описанных в п. 6 ст. 2 и п. 7 ст. 32, а также пункта 3.2. Постановления Конституционного Суда РФ от **** № Ю-П, следует, что в качестве признака выполнения некоммерческой организацией функции иностранного агента может выступать лишь та политическая деятельность, на осуществление которой было выделено иностранное финансирование.
Исходя из содержания п. 3.2. Постановления Конституционного Суда РФ от ******-П, иностранное финансирование, по своей сути выступает в качестве инструмента, посредством которого иностранные субъекты (государства, организации или индивиды) оказывают воздействие на содержание решений органов государственной власти и проводимую ими государственную политику, а также на формирование соответствующего общественного мнения через политическую деятельность российских некоммерческих организаций — получателей иностранного финансирования. Подтверждением этого довода является также прямое указание Суда на возможность использования полученных денежных средств и иного имущества из иностранных источников для оказания некоммерческой организацией влияния на государственные органы Российской Федераций в интересах таких источников.
Таким образом, нет никаких оснований для того, чтобы считать деятельность, которая не финансируется из иностранных источников, и осуществляется некоммерческой организацией наряду с деятельностью, на которую |выделено иностранное финансирование, признаком выполнения организацией функции иностранного агента.
Кроме того, денежные средства полученные из Посольства Франции в Москве были переведены Фонду для проведения двухдневного семинара и консультаций и являлись целевой помощью. Согласно договору Пожертвования ** ни при каких обстоятельствах не могли быть потрачены Фондом на подготовку и размещение на сайте тех публикаций, которые завялены ответчиками в качестве политической деятельности, в интересах иностранного источника. Денежные средства, полученные Фондом из иностранных источников, не были направлены на Финансирование описанной в акте проверки в качестве политической деятельности Фонда и не имели к ней никакого отношения.
Признание Фонда некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, влечет за собой возложение на организацию дополнительного бремени по ежеквартальному предоставлению в уполномоченный орган документов о целях расходования денежных средств и использования иного имущества.
Законный представитель административного истца Ю. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, дал пояснения в пределах административного иска, при этом указал, что действиями административных ответчиков нарушены права Фонда в части размещения на официальном сайте Фонда информации о том, что организация выполняет функции иностранного агента, что, по мнению Фонда, является дезинформацией граждан и создает у них ложное восприятие характера деятельности организации, влекущее за собой негативную ее оценку, что неизбежно вредит репутации Фонда.
Представитель З. в судебном заседании указала, что не отрицается тот факт, что Фонд получает иностранное финансирование. Вместе с тем, считает, что пожертвование Фонду от ФИО1 не может быть признано как иностранное финансирование, поскольку последний не является иностранным гражданином либо руководителем организации, находящейся на иностранном финансировании. Кроме того, финансирование от Посольства Франции в Москве в лице господина ** также не может быть связано с политической деятельностью, поскольку было целевым и направлено на проведение семинара. Что касается указания в акте на имевшие место политические статьи опубликованные после **** то данные статьи также ошибочно расценены как политические, поскольку статья про Женщин направлена на защиту материнства и детства, а статья про чиновников, не является распространением мнения о деятельности государственных органов. Вместе с тем, даже при наличии всех указанных фактов, по ее мнению, не дает оснований для признания Фонда организацией выполняющей функции иностранного агента, поскольку для признания таковой данные факторы должны находится в причинно-следственной связи, а именно денежные средства поступившие от иностранных лиц и организаций должны быть потрачены на осуществление политической деятельности, однако таких доказательств в деле не имеется.
Представитель Главного управления Минюста России по ***В. просил отказать в удовлетворении требований административного истца, указав на их необоснованность и поддержал свои доводы изложенные в письменных возражениях, при этом указал, что в ходе проверки было установлено, что указанный Фонд в **** неоднократно получал денежные средства от иностранных организаций, при этом осуществлял политическую. Сам Ю. является директором Некоммерческого партнерства «**», указанная организация была внесена Минюстом России в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, как организация получающая денежные средства от иностранных источников и осуществляющая политическую деятельность. Таким образом, Фонд получив пожертвование от Ю. получил денежные средства от Российского юридического лица в лице его руководителя, получающего денежные средства от иностранных источников. Также довод истца о том, что в соответствии с действующим законодательством для признания организацией выполняющей функции иностранного агента необходимо, чтобы был установлен факт использование полученных от иностранных организаций денежных средств именно на политическую деятельность, является ошибочным, поскольку законодательством не установлено а на практике и невозможно отследить какая именно часть денежных средств была затрачена на политическую деятельность, были ли это деньги поступившие от иностранных организаций либо это деньги Фонда.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации ФИО2, в судебном заседании дала пояснения в пределах представленного ею письменного отзыва на исковое заявление, а также указала, что законодательством для признания организацией выполняющей функции иностранного агента достаточно установить только два факта – получение иностранного финансирования и участие в политической деятельности, при этом не требуется установления распределения использования денежных средств именно на политическую деятельность. Кроме того, представитель указала, что включением указанной организации в Реестр её права никаким образом не нарушены, поскольку данная процедура является всего лишь упорядочиванием деятельности организации, и сам руководитель мог подать заявку на включение в Реестр.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
Как видно из акта проверки органом государственного контроля юридического лица Фонда содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так» от ****, установлено, что Фонд получает денежные средства от иностранных источников, а также участвует в политической деятельности осуществляемой на территории Российской Федерации, т.е. наличие признаков деятельности Фонда в качестве некоммерческой организации выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении её в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 Закона №7-ФЗ реестр некоммерческих организаций выполняющих функции иностранного агента.
Проверка была проведена на основании распоряжения заместителя начальника Главного управления Министерства юстиции РФ по *** от ******.
Распоряжением от **** Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так» был включен в реестр некоммерческих организаций выполняющих функции иностранного агента.
Согласно справке директора Фонда «Так-так-так» данный фонд является регистрантом сайтов **.
Из выписки по операциям на счете Фонда «ТакТакТак» открытом в банке «Левобережный» (ПАО), **** поступили денежные средства в размере ** как пожертвование от Ю. и **** поступили денежные средства из посольства Франции в Москве в размере ** в качестве целевого финансирования.
Согласно договору о безвозмездной целевой помощи на **** год Посольство Франции предоставит некоммерческому Фонду «ТакТакТак» безвозмездную целевую помощь которая для реализации не требует встречных услуг и составляет **.
Как видно из отчета об исполнении проекта и финансового отчета, денежные средства из посольства Франции в Москве в размере ** рублей потрачены на поездки, проведение тренинга и другие расходы в рамках проведения двухдневного семинара.
Согласно Уставу, Фонд «ТакТакТак» учрежден с целью формирования имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использования данного имущества для достижения общественно полезных социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей. Согласно п. 2.4 Устава, Фонд не вправе выполнять функции иностранного агента, то есть получать денежные средства и иное имущество от иностранных государств, государственных органов, международных и иностранных организаций, граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и от Российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников с целью участия, в том числе, в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ. Фонд предоставляет информацию о своей деятельности органам юстиции, государственной статистики и налоговым органам и иным лицам в соответствии с действующим законодательством.
Как видно из свидетельства о регистрации Фонд «ТакТакТак» зарегистрирован в качестве некоммерческой организации с ****, о чем **** внесена запись в ЕГРЮЛ и поставлен на учет в налоговом органе.
Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от **** N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.
В соответствии с п. 7 ст. 32 этого же Закона, некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Указанный Порядок утвержден Приказом Минюста РФ от **** N 223 "О Порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" (зарегистрирован в Минюсте РФ ****; регистрационный N 25980).
Согласно п. 2 Порядка ведение реестра осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.
Включение в реестр происходит по заявлению самой некоммерческой организации (пп. "а" п. 6, п. 9, п. 11, п. 12 Порядка).
Основанием для внесения изменений в реестр является распоряжение Министерства, принимаемое в связи с поступлением в Министерство документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", абзацем восьмым части первой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" (абз. 3 п. 10 Порядка).
В случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр.
Таким образом, при невыполнении некоммерческой организации обязанности подать такое заявление, включение ее в реестр возможно по инициативе Министерства юстиции РФ.
При толковании названных законоположений в Постановлении Конституционного Суда РФ от **** N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан К., С.С. и Ю." указано, что из содержания взаимосвязанных положений пункта 6 статьи 2, абзаца второго пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", вытекает, что некоммерческая организация - для того чтобы быть признанной выполняющей функции иностранного агента - должна:
быть российской некоммерческой организацией, что исключает отнесение к некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, международных и иностранных организаций, включая их представительства (филиалы), открытые на территории Российской Федерации;
получать денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ). При этом ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения не имеют, чем, по существу, блокируется возможность произвольного истолкования и применения указанных законоположений в части, относящейся к условиям получения иностранного финансирования. Вместе с тем важно учитывать, что соответствующие денежные средства и иное имущество должны быть не просто перечислены (направлены в адрес) некоммерческой организации, а приняты ею; если же она отказывается от их получения и возвращает иностранному источнику, тем более когда такие действия предпринимаются до начала участия в политической деятельности, объявление себя некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не требуется. В противном случае некоммерческие организации были бы поставлены в положение, не согласующееся с презумпцией законности и добросовестности их деятельности и не позволяющее им определять приемлемые источники получаемых денежных средств и иного имущества и самостоятельно решать вопрос об их принятии;
участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, т.е. независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, участвовать (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Их формы могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества. Как установлено в судебном заседании, Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так» является российской некоммерческой организацией, что подтверждается правоустанавливающими документами (Устав, выписка из ЕГРЮЛ, свидетельство о регистрации и постановки на учет). В период с **** Фондом были получены денежные средства в размере 4000 рублей как пожертвование от Ю., который является руководителем Некоммерческого партнерства «**», финансируемой за счет иностранных государств ( распечатка с официального сайта организации) и **** поступили денежные средства из посольства Франции в Москве в размере ** в качестве целевого финансирования.
Также Фонд «Так-так-так» является регистрантом сайтов ** на которых, как установлено в ходе проведения проверки и подтверждается распечатками с сайта, имеются публикации **** «Женщины, тюрьма и общество», **** «Спектакль «Уроки патриотизма» продолжается», **** «Вузовских преподавателей проверяют на лояльность власти», **** «Готовь выборы летом». Анализ указанных статей, позволяет прийти к однозначному выводу о наличии в деятельности Фонда признаков политической деятельности выраженной в публичных обращениях к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, распространении мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике. Данные факты зафиксированы в акте проверки должностного лица от ****.
Оценивая доводы административного истца в части того, что изложенные в акте публикации не имеют признаки политических, суд данный довод находит необоснованным, поскольку анализ содержания указанных публикаций свидетельствует об однозначности политического характера статей. Так, в статье «Женщины, тюрьма и общество» речь идет о нарушениях прав женщин из числа иностранных граждан, подлежащих принудительному выдворению с территории Российской Федерации, по итогам которой составлена резолюция об обращении в Правительство РФ, в публикации «Спектакль «Уроки патриотизма» продолжается» содержится негативное мнение о должностных лицах органов государственной власти, статья «Вузовских преподавателей проверяют на лояльность власти», в которой также дается критика действиям органов власти.
Что касается доводов административного истца о том, что Ю. вносил пожертвование не как руководитель некоммерческой организации внесенной в реестр некоммерческих организаций и пожертвование из Посольства Франции носило целевой характер, что не может рассматриваться как финансирование политической деятельности, то суд также не может согласится с данным доводом, поскольку как разъяснил Конституционный Суд РФ в своем постановлении от **** N 10-П, ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения не имеют, чем, по существу, блокируется возможность произвольного истолкования и применения указанных законоположений в части, относящейся к условиям получения иностранного финансирования.
Выводы представителя административного истца, что перечисленные признаки, необходимые для признания организации некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента должны находится в прямой взаимосвязи, а именно финансирование должно быть направлено на исключительно политическую деятельность, суд считает сделанными на ошибочном толковании действующего законодательства, поскольку законодателем указано только на установление фактов позволяющих прийти к выводу о наличии признаков такой организации, при этом нигде не указано на необходимость установления причинно-следственной связи реализации денежных средств только на мероприятия связанные с политической деятельностью, что обусловлено невозможностью установления данных фактов.
При издании оспариваемого Распоряжения Министерство юстиции РФ устанавливает самостоятельно наличие признаков иностранного агента в деятельности некоммерческой организации, принимая во внимание всю совокупность фактических обстоятельств.
Кроме того, обязанность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, подать заявление о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не препятствует получению ею - как в виде денежных средств, так и в виде того или иного имущества - финансовой поддержки от зарубежных и международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Не лишается она и возможности участия в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и тем самым не ставится в дискриминационное положение по сравнению с некоммерческими организациями, не получающими иностранного финансирования.
Следовательно, включение организации в соответствующий реестр направлено лишь на дополнительное обеспечение прозрачности (открытости) деятельности такой организации и не препятствует ей ходатайствовать о получении финансирования и получать его как от иностранных, так и от российских источников, а равно не означает дифференцированного отношения к некоммерческим организациям, участвующим в политической деятельности, в зависимости от целей, форм и методов этой деятельности, что свидетельствует об отсутствии нарушений прав административного истца.
Совокупность вышеприведенных обстоятельств позволяет суду прийти к выводу о том, что поскольку Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так» является российской некоммерческой организацией, получающей денежные средства от иностранных государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, участвует в политической деятельности осуществляемой на территории Российской Федерации, то Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так» является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Выводы акта плановой проверки Фонда от **** составленного Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по *** нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, являются законными и обоснованными, следовательно, распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от **** о включении Фонда в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента законно и обоснованно принято в соответствии с установленным законодательством Порядком.
На основании изложенного, суд находит требования административного истца необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Фонда содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так» о признании незаконными и необоснованными выводов акта плановой проверки Фонда от **** составленного Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по ***, а также распоряжение Министерства юстиции России от **** о включении Фонда содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так» в реестр некоммерческих организаций выполняющих функции иностранного агента и исключении его из реестра - отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Я.С. Данилова