ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1959/2016 от 11.04.2016 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 апреля 2016 года Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Г.К. Шамшутдиновой

при секретаре А.К.Зайцевой,

рассмотрев в рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43, административное дело № 2а- 1959/2016 по административному исковому заявлению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области» к прокуратуре Советского района у г.Астрахани о признании незаконным представления,

У С Т А Н О В И Л:

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области» обратилось в суд с административным иском, указав, что 18.02.2016 учреждением получено представление прокуратуры Советского района г.Астрахани № 07-52/16 от 18.02.2016, согласно которому в деятельности учреждения установлены следующие нарушения: ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области», на которое распространяется действие Перечня должностей работников объектов использования атомной энергии, в нарушение п. 16 НП-067-11, не имеет разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии. До настоящего времени учреждение не направило заявление в Донское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора на получение разрешений работникам на право ведения работ в области использования атомной энергии. В учреждении отсутствует персонал, имеющий необходимую квалификацию для эксплуатации радиационных источников.

Согласно представлению им предложено: безотлагательно рассмотреть его, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих, принять меры, направленные на усиление контроля за соблюдением требований законодательства в указанной сфере, получить в установленном порядке персоналом учреждения разрешения в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 03.03.1997 №240; решить вопрос о привлечении ответственного виновного лица к дисциплинарной ответственности.

Не согласившись с данным представлением, административный истец просит признать его незаконным.

В судебном заседании представитель административного истца Пушкарев С.Н. доводы административного иска поддержал.

Представители административного ответчика Коновалов С.С., Безуглая Н.Р. с доводами иска не согласились.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 129 (часть 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1). Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону « О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).

Как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации, по смыслу приведенных взаимосвязанных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. При рассмотрении в судебном порядке дела об указанном административном правонарушении либо дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.

Как установлено в судебном заседании по результатам проверки прокуратурой Советского района г.Астрахани исполнения законодательства об использовании атомной энергии в деятельности ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области» выявлены нарушения законодательства.

18.02.2016 прокурором Советского района г.Астрахани внесено представление № 7-52/16, из которого следует, что статьей 27 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ ФЗ «Об использовании атомной энергии» установлены требования к выполнению определенных видов деятельности в области использования атомной энергии. Так, выполнение определенных видов деятельности в области использования атомной энергии осуществляется работниками объектов использования атомной энергии при наличии у них разрешений, выдаваемых органами государственного регулирования безопасности.

Перечень специалистов из числа работников, которые в зависимости от выполняемой ими деятельности должны получать разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии, а также предъявляемые к этим специалистам квалификационные требования определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 03.03.1997 № 240 утвержден Перечень должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать разрешения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право ведения работ в области использования атомной энергии.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31.01.2012 № 67 утверждены Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (НП-067-11), из содержания, п. 16 которых следует, что в организации, осуществляющей обращение с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, при наличии в ней одного подразделения, в котором осуществляется деятельность с такими веществами и отходами, приказом руководителя организации или лица, им уполномоченного, должно быть определено лицо, ответственное за учет и контроль таких веществ и отходов в организации и предоставление отчетных документов, установленных в системе государственного учета и контроля таких веществ и отходов.

При этом, лица, осуществляющие работы по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, должны иметь разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии при назначении на должности, предусмотренные вышеуказанным Перечнем должностей работников объектов использования атомной энергии.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области» эксплуатирует закрытые радионуклидные источники 5 категории потенциальной радиационной опасности, которые конструктивно встроены в газовые хроматографы «Кристалл 2000» и «Кристалл 5000». Газовые хроматографы предназначены для определения вредных химических веществ в пищевых продуктах, продовольственном сырье и объектах окружающей среды.

В соответствии со ст. 36.1 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, подлежат регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2012 № 1184 и реализации положений ст.36.1 вышеуказанного Закона, учреждением 18.11.2013 подано уведомление об использовании радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники пятой категории радиационной опасности в Донское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора.

23.12.2013 Донское Межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора зарегистрировало ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области в реестре организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности под номером 27.

В деятельности учреждения прокурором установлены нарушения, а именно, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области», на которое распространяется действие Перечня должностей работников объектов использования атомной энергии, в нарушение п. 16 НП-067-11, не имеет разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии. До настоящего времени учреждение не направило заявление в Донское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора на получение разрешений работникам на право ведения работ в области использования атомной энергии. В учреждении отсутствует персонал, имеющий необходимую квалификацию для эксплуатации радиационных источников.

В то же время, в соответствии с ч.4 ст. 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» действие настоящего Федерального закона не распространяется на объекты, содержащие или использующие ядерные материалы и радиоактивные вещества в количествах и с активностью (и (или) испускающие ионизирующее излучение с интенсивностью или энергией) менее установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии значений, для которых требуются разрешения федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии при осуществлении деятельности с указанными объектами, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Административным истцом в деятельности используются газовые хроматографы «Кристалл 2000» и «Кристалл 5000», имеющие конструктивно встроенные радионуклидные источники 5 категории потенциальной опасности.

Закрытый радионуклидный источник (ЗРИ) (согласно НП-067-11, утв. Приказом Ростехнадзора от 31.01.2012 № 67, на которые ссылается прокурор)- источник излучения, устройство которого исключает поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и износа, на которые он рассчитан.

В названных Правилах установлены определенные значения для отнесения ЗРИ к одной из пяти «расчетных» категорий опасности. Категория 5 - опасность для человека очень маловероятна (A/D < 0,01).

Согласно имеющимся паспортам на данные приборы, при эксплуатации источника необходимо соблюдать требования «Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99)», предъявляемые к работе с закрытыми источниками ионизирующих излучений (п.8.1).

Согласно ст.26 Федерального закона № 170-ФЗ любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение. Лицензии выдаются эксплуатирующим организациям, а также организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии.

Деятельность с использованием радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии, не подлежит лицензированию.

Организации, осуществляющие такую деятельность, не признаются эксплуатирующими.

Категорирование радиационных источников проводится в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии НП-038-11 «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников» и руководства по безопасности «Методика категорирования закрытых радионуклидных источников по потенциальной радиационной опасности» (РБ-042-07).

Вопросы принятия решений об освобождении радиоактивных материалов из сферы регулирования безопасности находятся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании».

В случае, если в санитарно-эпидемиологическом заключении органов федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора не содержатся сведения о том, что источник подлежит освобождению от радиационного контроля и учета, юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с источниками излучения, необходимо получить лицензию на право проведения этих работ или зарегистрироваться в качестве организации, осуществляющей деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности.

Границы применения норм радиационной безопасности определяются согласно пункту 1.4 СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности НРБ-99/2009», а также пункту 1.7.2 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)».

Эти пункты определяют условия, когда требования Норм радиационной безопасности не распространяются на источники излучения в силу их малой активности или степени опасности, соответственно, получение разрешения на эксплуатацию радиационного источника не требуется.

В соответствии с п.1.4 СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности НРБ-99/2009» требования Норм не распространяются на источники излучения, создающие при любых условиях обращения с ними:- индивидуальную годовую эффективную дозу не более 10 мкЗв; и - коллективную эффективную годовую дозу не более 1 чел.-Зв, либо когда при коллективной дозе более 1 чел.-Зв оценка по принципу оптимизации показывает нецелесообразность снижения коллективной дозы; - индивидуальную годовую эквивалентную дозу в коже не более 50 мЗв и в хрусталике глаза не более 15 мЗв.

В соответствии с требованиями пункта 1.7.2. СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010) освобождаются от контроля после оформления СЭЗ: материалы или изделия весом не более 1 тонны, удельная активность техногенного радионуклида в которых меньше его минимально значимой удельной активности (далее - МЗУА), приведенной в приложении 4 НРБ-99/2009 (при наличии нескольких техногенных радионуклидов - сумма отношений удельных активностей радионуклидов к их МЗУА не превышает 1); изделия, содержащие радионуклидные источники, мощность амбиентного эквивалента дозы (далее - МАД) в любой доступной точке на расстоянии 0,1 м от внешней поверхности которых при любых возможных режимах эксплуатации изделия не превышает 1,0 мкЗв/ч; при этом должна быть исключена возможность доступа пользователя к радионуклидному источнику без нарушения конструкции изделия или пломбы изготовителя и обеспечена надежная герметизация радиоактивного содержимого при всех возможных условиях эксплуатации изделия; электрофизические устройства, генерирующие ионизирующее излучение, при любых возможных режимах и услЬвиях эксплуатации которых МАД в любой доступной точке на расстоянии 0,1 м от внешней поверхности устройства не превышает 1,0 мкЗв/ч.

Под любыми возможными режимами эксплуатации изделия понимаются любые режимы, которые может установить пользователь, не нарушая конструкцию изделия или пломбу изготовителя.

Стандартами безопасности МАГАТЕ «Радиационная защита и безопасность источников излучения» предусмотрено, что «регулирующий орган утверждает источники, включая материалы и другие предметы, в рамках осуществляемой с уведомлением практической деятельности или разрешенной практической деятельности, которые могут быть освобождены от дальнейшего регулирующего контроля, используя в качестве основы для такого утверждения критерии освобождения от контроля, указанные в Приложении 1, или любые уровни освобождения от контроля, установленные регулирующим органом на основе таких критериев. Данным утверждением регулирующий орган обеспечивает невозможность повторного применения требований по уведомлению, регистрации или лицензированию к освобожденным от контроля источникам за исключением случаев, когда он устанавливает это в особом порядке» (п.3.12).

Административным истцом было получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий выполнения работ при осуществлении деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, согласно приложению, требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (ОСПОРБ-99/2010)», выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области, в соответствии с которым изделия, содержащие радионуклидные источники, освобождаются от контроля.

При получении санитарно-эпидемиологического заключения аккредитованным испытательным лабораторным центром проведены замеры МАД гамма излучения на поверхности радионуклидных источников (протокол лабораторных исследований от 22.01.2015 ). Результаты замеров МАД находятся в диапазоне от 0,110мкЗв/ч до 0,112мкЗв/ч, что ниже регламентируемого значения МАД 1,0мкЗв/ч.

Письмом от 17.07.2015 ФБУН «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П. В. Рамзаева» сообщило, что газовые хроматографы, содержащие в своем составе радионуклидный источник 63Ni активностью не более 1200МБк освобождаются от контроля в соответствии с п. 1.7.2. СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности » и в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» действие Федерального закона на них не распространяется.

Своими письмами Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14.07.2015 № 01/8179-15-27 «Об использовании приборов, содержащих радиоактивные вещества», от 17.11.2015 года № 01/140080-15-32 «Об использовании приборов, содержащих радиоактивные вещества» дала аналогичные заключения.

Допрошенные в судебном заседании свидетели Забабурин А.В. - заведующий отделением радиационной гигиены ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области» и Сапегин В.В. –главного государственного инспектора Донского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора пояснили свою позицию по необходимости направления заявления в Донское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора на получение разрешений работникам на право ведения работ в области использования атомной энергии.

Как следует из представленных на обозрение актов проверки инспектора Донского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора от 2013 и 2015 г.г., нарушений в деятельности административного истца в данной части не установлено.

Таким образом, исходя из изложенного, суд считает, что прокурором не было представлено доказательств законности внесенного представления, несмотря на то, что обязанность по доказыванию обстоятельств возлагается на него, в связи с чем административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180,227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области» удовлетворить.

Признать незаконным представление прокурора Советского района г.Астрахани от 18.02.2016 № 07-52\16.

Решение суда может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца.

Судья: