ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-195/18 от 03.10.2018 Шелаболихинского районного суда (Алтайский край)

Дело №2а-195/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Шелаболиха 03 октября 2018 г.

Шелаболихинский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Кирсанова С.В.,

при секретаре Панфиловой И.Е.,

с участием помощника прокурора Шелаболихинского района Проценко А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора Шелаболихинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления по Алтайскому краю и Республике Алтай о признании информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шелаболихинского района Алтайского края обратился в Шелаболихинский районный суд Алтайского края с административным исковым заявлением, в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, о признании информации о продаже дипломов, аттестатов и других документов, подтверждающих наличие образования у гражданина, размещенной на Интернет-сайте <данные изъяты> запрещенной к распространению в Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указал на то, что посредством выхода в телекоммуникационную сеть «Интернет» установлено, что на указанном сайте размещена информация о продаже дипломов, аттестатов и других документов любого образовательного учреждения высшего и профессионального образования, подтверждающих наличие образования у гражданина. Вход на указанный сайт свободный, ознакомиться с содержанием может любой пользователь, Интернет-ресурс доступен для неограниченного круга лиц. Указанная информация в совокупности противоречит целям и задачам законодательства об образовании, а также подрывает основы конституционного строя, в части обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на образование.

Согласно ч.4 ст.60 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», лицам успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или ассистентуры-стажировки) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Образец диплома об окончании ординатуры, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Образец диплома об окончании ассистентуры-стажировки, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

В соответствии с п.2 Приказа Минобрнауки России от 13.02.2014 №112 (ред. от 29.11.2016) «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов», дипломы выдаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - организации), по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам высшего образования (далее - образовательные программы): лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, - диплом бакалавра, диплом бакалавра с отличием (далее вместе - диплом бакалавра); лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы специалитета, - диплом специалиста, диплом специалиста с отличием (далее вместе - диплом специалиста); лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы магистратуры, - диплом магистра, диплом магистра с отличием (далее вместе - диплом магистра); лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, - диплом об окончании аспирантуры; лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, - диплом об окончании адъюнктуры.

Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст.324 УК РФ), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст.327 УК РФ) являются уголовно-наказуемыми деяниями.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей граждан приобретать дипломы и аттестаты, фактически способствует совершению преступлений, по использованию подложных документов, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве. Действующим законодательством запрещено распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В судебном заседании помощник прокурора Проценко А.Е., заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в поданном административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В суд направил письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика. При этом, Управление представило письменные пояснения, в которых полагает возможным признание указанной прокурором информации запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации.

Суд, выслушав помощника прокурора Проценко А.Е., изучив представленные письменные доказательства, находит заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 17 марта 2008 г. № 351 о мерах по вопросам обеспечения информационной безопасности РФ, сеть Интернет является информационно-телекоммуникационной сетью международного информационного обмена. Это глобальная информационно-телекоммуникационная сеть, доступ к которой не ограничен определенным кругом лиц и которая обладает уникальными характеристиками, в том числе массовостью, доступностью и открытостью информации, высокой скоростью передачи, обмена и получения данных. Будучи прогрессивным изобретением человечества, сеть Интернет, как свободное сосредоточение огромных массивов всевозможной информации, в том числе негативного характера, способна нанести существенный вред интересам граждан, общества и государства.

В связи с этим, согласно ч.5 ст.15 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей в Российской Федерации осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации. Передача информации при этом может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Как единая федеральная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокуратура, в соответствии с компетенцией, участвует в правовом регулировании отношений, возникающих в сети Интернет, выявляет и пресекает правонарушения со стороны некоторых категорий ее участников и пользователей, координирует деятельность контролирующих и правоохранительных органов в указанной сфере. В целях ограничения свободного доступа к Интернет-ресурсам с противозаконным содержанием прокурор принимает весь комплекс мер реагирования. При этом используются и полномочия по предъявлению в суд исковых заявлений об ограничении доступа к таким Интернет-ресурсам.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 19.07.2018) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.Государство реализует дополнительные меры по совершенствованию нормативно-правового регулирования, в том числе, в сети «Интернет», активизации противодействия правонарушениям, допускаемым при ее функционировании.Федеральными законами от 23 июня 2016 г. №208-ФЗ и от 6 июля 2016 г. №374-ФЗ в Федеральный закон №149-ФЗ и КоАП РФ внесены изменения, касающиеся регламентации деятельности и ответственности новостных агрегаторов и других организаторов распространения информации в сети Интернет, которые вступили в действие 1 января 2017 г. и 1 июля 2018 г. соответственно.В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» на принятие решений об ограничении доступа к названным видам запрещенной информации уполномочены в частности и Роскомнадзор.В соответствии с пунктом 27 Приказа Минобрнауки России от 13.02.2014 № 112 (ред. от 29.11.2016) «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов» диплом выдается лицу, завершившему обучение по образовательной программе и успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию.

Кроме того, в соответствии с пунктами 23-24 указанного Порядка, бланки хранятся в организации как документы строгой отчетности и учитываются по специальному реестру. При этом передача полученных организацией бланков в другие организации не допускается.

Аналогичные положения относительно учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании содержатся в Порядке заполнения, учета и выдачи аттестатов, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.02.2014 №115.

Как следует из представленных прокурором письменных доказательств, в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты> в свободном доступе находится информация, побуждающая граждан незаконно приобретать дипломы и аттестаты, которая фактически способствует совершению преступлений, по использованию подложных документов, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными суду письменными доказательствами, а именно: актами осмотра и проверки указанного Интернет-сайта, распечаткой Интернет-страницы указанного сайта, а также информацией представленной административным ответчиком, о том, что в настоящее время Интернет-страница, указанная в административном иске прокурора, в сети Интернет доступна, в Единый реестр запрещенного контента не включена, что подтверждается скриншотами Интернет-страницы и страницы Единого реестра.

Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что информационно телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с ч.ч.1 и 6 ст. 10 Федерального закона №149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ст. 15 Федерального закона №149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно коммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Статьей 9 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Учитывая изложенное, суд полагает необходимым признать информацию, распространяемую путем свободного доступа в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты> запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации, что является основанием для внесения ее в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Одним из оснований для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ).

Согласно п.3 Правил принятия уполномоченным Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101, формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В соответствии с пп. "б" п. 5 Правил, создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденных вышеназванным Постановлением, основанием для включения в единый реестр является, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись (п.9 Правил).

В ходе рассмотрения данного административного дела судом установлено, что ресурс, расположенный в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты>, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включен.

При таких обстоятельствах, установленных в судебном заседании, оценив, в соответствии со ст. ст. 62, 84 КАС РФ, представленные материалы дела и письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении, заявленных прокурором требований, которые действительно направлены на защиту нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Шелаболихинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить.

Признать информацию о продаже дипломов, аттестатов и других документов, подтверждающих наличие образования у гражданина, размещенную в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты>, запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда, путем подачи апелляционной жалобы через Шелаболихинский районный суд Алтайского края.

Председательствующий судья С.В. Кирсанов