ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-195/19 от 13.03.2019 Каменского городского суда (Пензенская область)

Дело № 2а-195/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

13 марта 2019 года г. Каменка

Каменский городской суд Пензенской области в составе

председательствующего судьи Погребной С.Г.,

с участием представителя административного истца - помощника Каменского межрайонного прокурора Шугуровой И.В.,

при секретаре Кочетковой О.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Каменского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Владыкинского сельсовета Каменского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий, –

У С Т А Н О В И Л:

Каменский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав, что Каменской межрайонной прокуратурой на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением законодательства о персональных данных. В ходе мониторинга сети «Интернет» в деятельности администрации Владыкинского сельсовета Каменского района Пензенской области выявлены нарушения названного законодательства и установлено, что на сайте администрации – http://vladykino.kamenka.pnzreg.ru документы, определяющие политику в отношении обработки персональных данных не размещены. Выявленные нарушения свидетельствуют об устранении должностных лиц администрации Владыкинского сельсовета Каменского района Пензенской области от исполнения своих обязанностей и существенно нарушают права субъекта персональных данных. Ссылаясь в качестве правового основания на нормы ст. 5,6, 18, 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Постановление Правительства РФ от 21.02.2012 года № 211 «Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных», ст. 39 КАС РФ, ч. 3 ст. 35 ФЗ РФ от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации Владыкинского сельсовета Каменского района Пензенской области ввиду непринятия мер по размещению указанной информации на официальном сайте администрации, возложить на администрацию Владыкинского сельсовета Каменского района
Пензенской области разместить на своем официальном сайте http://vladykino.kamenka.pnzreg.ru документы, определяющие политику в
отношении обработки персональных данных.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник Каменского межрайонного прокурора Шугурова И.В., административные исковые требования поддержала, суду пояснила изложенное в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации Владыкинского сельсовета Каменского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении административного дела в их отсутствие.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика – администрации Владыкинского сельсовета Каменского района Пензенской области.

Суд, выслушав представителя административного истца - помощника Каменского межрайонного прокурора Шугурову И.В., исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, несовершеннолетних или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных": 1) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу(субъекту персональных данных); 2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; 3) обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Статьей 5 ФЗ «О персональных данных» установлено, что обработка персональных данных должна соответствовать следующим принципам:

-обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе;

-обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных;

-не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;

-обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки;

-содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки;

-при обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных;

-хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъект персональных данных, не дольше, чем этого требует цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 7 ФЗ "О персональных данных" операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу положений ч. 7 ст. 5 ФЗ "О персональных данных" хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из положений п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается, в том числе, в случае, если обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Согласно ч. 1 ст. 18.1 вышеназванного Закона, оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.

Как следует из ч. 2 ст. 18.1 указанного Закона, оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети.

В судебном заседании установлено, что Каменской межрайонной прокуратурой на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением законодательства о персональных данных.

В ходе проверки установлено, что посредством доступа в сеть «Интернет», предоставленного оператором связи «Ростелеком» с использованием программного средства – браузера «Opera» был выявлен сайт по адресу: http://vladykino.kamenka.pnzreg.ru. и установлено, что на указанном сайте администрации Владыкинского сельсовета Каменского района документы, определяющие политику в отношении обработки персональных данных, не размещены.

Данные обстоятельства подтверждены материалами дела /л.д./

Выявленный в результате проверки в администрации Владыкинского сельсовета Каменского района Пензенской области факт отсутствия на официальном сайте http://vladykino.kamenka.pnzreg.ru документов, определяющих политику в отношении обработки персональных данных, нарушает права субъекта персональных данных, что противоречит законодательству РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возложении на администрацию Владыкинского сельсовета Каменского района Пензенской области обязанности в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу разместить на своем официальном сайте администрации Владыкинского сельсовета Каменского района Пензенской области- http://vladykino.kamenka.pnzreg.ru документы, определяющие политику в
отношении обработки персональных данных.

Руководствуясь ст. ст. 177 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить административный иск Каменского межрайонного прокурора Пензенской области к администрации Владыкинского сельсовета Каменского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий.

Признать незаконным бездействие администрации Владыкинского сельсовета Каменского района Пензенской области ввиду непринятия мер по размещению на официальном сайте перечня документов, определяющих политику в отношении обработки персональных данных.

Обязать администрацию Владыкинского сельсовета Каменского района Пензенской области разместить на своем официальном сайте документы, определяющие политику в отношении обработки персональных данных.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Каменский городской суд Пензенской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья