ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-195/19 от 23.08.2019 Ульчского районного суда (Хабаровский край)

2а- 195/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Богородское 23 августа 2019 года

Ульчский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Васильковой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Миловановой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора к администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определённые действия, -

У С Т А Н О В И Л:

04 июля 2019 г., административный истец в лице Николаевского–на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора Кулыгина Г.В., обратился в суд к администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия в части неприятия мер по организации водоотведения на территории села Булава сельского поселения «село Булава», поселка Циммермановка сельского поселения «Поселок Циммермановка», п. Де-Кастри Де-Кастринского сельского поселения и с. Аннинские минеральные Воды Сусанинского сельского поселения в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, возложении обязанности по устранению выявленных нарушений природоохранного законодательства, а именно проведение мероприятия по строительству очистных сооружений на территории с. Булава сельского поселения «село Булава», поселка Циммермановка сельского поселения «поселок Циммермановка», п. Де-Кастри Де-Кастринского сельского поселения и села Аннинские Минеральные воды Сусанинского сельского поселения Ульчского муниципального района обеспечив нормативную очистку сточных вод сбрасываемых в водные объекты реки Амур, Холодный ключ и Татарский пролив в соответствии с эпидемиологическими и экологическими требованиями.

В обосновании заявленных требований указано, что Николаевской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение задания Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры от 31 июля 2018 года №7-22-2018 года проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при сбросе сточных воды в водные объекты Амурского бассейна в деятельности администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края. В нарушение норм действующего законодательства на территории поселений Ульчского муниципального района Хабаровского края с. Булава, с. Аннинские минеральные воды, п. Де Кастри, п. Циммермановка организовано централизованное водоснабжение в отсутствие очистных сооружений механической и биологической очистки сточных вод, что влечет загрязнение водных объектов сточными водами. В ходе проверки установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «Булава Премиум» осуществляет использование водного объекта реки Амур в точках координат: 51.948390, 140.409181; 51.944530, 140.406464. Общество с ограниченной ответственностью Сусанинский Теплоэнергосервис» осуществляет использование водного объекта реки Холодный ключ в точке координат 52.760381, 140.179144, Общество с ограниченной ответственностью «Прометей» осуществляет использование водного объекта Татарский пролив в точке координат: 51.468196, 140.770639, Муниципальное унитарное предприятие Ульчского муниципального района «Циммермановское Жилищно - коммунальное хозяйство» осуществляет использование водного объекта реки Амур в точке координат 51.344302, 139.244180 в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользовании для цели сброса сточных и (или) дренажных вод, поскольку соответствующее решение не может быть получено при сбросе загрязнённых сточных вод без очистки. Таким образом, в отсутствие очистных сооружений водных объектов реки Амур, Холодный ключ и Татарский пролив производится сброс неочищенных сточных вод, что в свою очередь приводит к загрязнению водных объектов и негативно воздействует на окружающую среду. Администрацией до настоящего времени не принято надлежащих мер по приведению в соответствие с эпидемиологическими и экологическими требованиями очистных сооружений, обеспечив нормативную очистку сточных вод, а также не организовано водоотведение на территории с. Булава, с. Аннинские минеральные воды, п. Де-Кастри, п. Циммермановка в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, в том числе - в части снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Вследствие ненадлежащим образом организованного водоотведения Администрацией на протяжении длительного времени происходит загрязнение водных объектов рек Амур, Холодный ключ и Татарского пролива неочищенными сточными водами.

Определением Ульчского районного суда Хабаровского края от 30 июля 2019 года к участию по настоящему административному иску, в качестве соответчика, привлечено Министерство жилищно - коммунального хозяйства Хабаровского края.

В судебное заседание административный истец не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В судебное заседание административный ответчик администрация Ульчского муниципального района Хабаровского края не явился. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Ходатайствуют о рассмотрении настоящего административного дела без участия представителя администрации. Представили возражения в которых ссылаются на п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 14, ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закон Хабаровского края от 26.11.2014 года №16 «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения, ст. 6, ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-Фз «О водоснабжении и водоотведении» п. 7 ст. 1, ст. 35 Водного кодекса РФ, ст. 51 Федерального закона от 10.01,2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Поскольку истцом не проведено биотестирование (токсилогический анализ поверхностных вод) количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в реку Амур не устанавливались и не предоставлены суду, доводы о загрязнении водных объектов реки Амур, Холодного ключа, Татарского пролива необоснованно и не подтверждены доказательствами. В настоящее время сброс сточных вод осуществляется на территории села Булава, Аннинские Минеральные воды, Циммермановка путем сброса в накопительную канализационную емкость, используемую для сбора канализационных вод (отстойник) осадок в последствие утилизируется. На территории поселка Де-Кастри Де-Кастринского сельского поселения имеется очистные сооружения, которые находятся в собственности администрации Ульчского муниципального района, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации. Данные технические сооружения технически исправны. Административным истцом надлежащим образом не проводилась проверка очистных сооружений в п. Де-Кастри, а также не проводилось биотестирование (токсикологический анализ поверхностных вод) Татарского пролива. Таким образом, исковые требования по строительству очистных сооружений п. Де-Кастри Де-Кастринского сельского поселения необоснованные, незаконны и не подлежат удовлетворению. В соответствии с решением собрания депутатов Ульчского муниципального района от 23.12.2016 года №274 О внесении изменений в Стратегический план комплексного социально-экономического развития Ульчского муниципального района до 2025 года» строительство очистных сооружений в населенных пунктах Булава, Циммермановка, Аннинские Минеральные Воды как инвестиционные проекты запланировано к реализации на 2020-2025 годы. Перед началом строительства очистных сооружений необходимо провести ряд мероприятий, в том числе проведение технического обследования объектов водоотведения сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края, внесение изменений в схему водоснабжения и водоотведения сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края, внесение изменений в программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края, разработка бизнес - плана проекта, подготовка конкурсной документации для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоотведения сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края. В настоящее время проведена работа по актуализации схем водоснабжения и водоотведения сельских поселений Ульчского муниципального района. Постановлением Правительства Хабаровского края от 07 июня 2012 года №185 пр утверждена государственная программа Хабаровского края «повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края» в которой предусмотрены мероприятия среди которых строительство водозаборных сооружений, расширение и реконструкция водопровода, канализации, развитие и модернизация инфраструктуры водоснабжения, строительство, модернизация, реконструкция объектов водоснабжения и водоотведения. Выполнение данных мероприятий позволит ликвидировать сброс неочищенных стоков в реку Амур. Ответственным исполнителем программы является Министерство ЖКХ Хабаровского края. Финансирование программы осуществляется за счет федерального, краевого и местных бюджетов. Данная программа в редакции на 13 июля 2016 года содержала мероприятия по реконструкции очистных сооружений с. Аннинские Минеральные воды, с. Булава, п. Циммермановка с указанием финансирования за счет бюджетов Хабаровского края и Ульчского района. В декабре 2016 года данные мероприятия исключены из программы, о причинах исключения администрация Ульчского муниципального район не уведомлена надлежащим образом до настоящего времени. По предварительным расчетам сумма средств необходимых для строительства очистных сооружений для одного сельского поселения составит не менее 200 млн. рублей. Собственных доходов бюджета района недостаточно для финансирования строительства. Финансирование мероприятия по проектированию и строительству очистных сооружений возможно в порядке предоставления субсидии из бюджета Хабаровского края. Целью предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств по строительству (реконструкции, техническому перевооружению) объектов капитального строительства муниципальной собственности является оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям края на строительство объектов капитального строительства муниципальной собственности в рамках реализации государственной программы Хабаровского края «повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края. В соответствии с порядком предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (реконструкции, техническому перевооружению) объектов капитального строительства муниципальной собственности и обеспечению функционирования коммунальных объектов находящихся в муниципальной собственности субсидии предоставляются министерством ЖКХ в переделах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о краевом бюджете и (или) свободной бюджетной росписью краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Таким образом, Министерство ЖКХ в целях создания безопасных и благоприятные условии для жизнедеятельности населения, обеспечения повышения эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения наделено полномочиями по участию в осуществлении финансирования мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции и модернизации объектов жилищно-коммунального комплекса на территории Хабаровского края в рамках государственной программы Хабаровского края Повышение качества жилищно - коммунального обслуживания населения Хабаровского края». Учитывая полномочия Министерства ЖКХ, в том числе в рамках государственной программы Хабаровского края, администрация Ульчского муниципального района Хабаровского края считает необходимым возложить на Министерство ЖКХ Хабаровского края обязанности по участию в осуществлении финансирования мероприятий по проектированию и строительству очистных сооружений на территории села Булава сельского поселения «село Булава», поселка Циммермановка сельского поселения «поселок Циммермановка», села Аннинские Минеральные воды Сусанинского сельского поселения. В части исковых требований по строительству очистных сооружений п. Де-Кастри Де-Кастринского сельского поселения просит отказать в удовлетворении иска.

Представитель соответчика министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела судом надлежащим образом извещен. Представили возражения согласно которым, полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения определены статьей 36 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случаях невозможности исполнения организациями осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организация от исполнения своих обязательств. Указанные полномочия органов местного самоуправления на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта РФ. Ссылаясь на статью 3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «об охране окружающей среды», п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» п. 7 ст. 1 Водного кодекса РФ, указывают что именно органы местного самоуправления являются органами осуществляющими мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения. Надлежащим ответчиком по настоящему делу является именно администрация Ульчского района. Полномочия министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края определены Положением о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, утверждённым постановлением Правительства от 06 мая 2006 года №69-пр. В соответствии с которым министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии, в том числе с органами местного самоуправления муниципальных образований края. К задачам министерства относится организация методической помощи, взаимодействие и координация деятельности органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городскими и сельских поселений края по вопросам указанным в положении. В соответствии с п. 10.2 ст. 5 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «о водоснабжении и водоотведении» в полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере водоснабжения и водоотведения входит осуществление мониторинга разработки и утверждении схем водоснабжения и водоотведения». Министерство жилищно-коммунального хозяйства осуществляет мониторинг разработки и утверждении схем водоснабжения и водоотведения в соответствии с порядком, утверждённым приказом Минстроя России от 21 марта 2014 года №110-пр. Ссылаются на ст. 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Министерство праве осуществлять софинансирование только в случае если это предусмотрено законом о краевом бюджете на соответствующий период. На момент обращения административного истца с административным иском из государственной программы Хабаровского края «Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края» утв. Постановлением Правительства Хабаровского края от 07 июня 2012 года №185-пр. такие мероприятия как реконструкции водопроводных и канализационных сетей в с. Аннинские минеральные воды Ульчского района, реконструкция водопроводных сетей и водонапорной скважины в сельском поселении «село Булава» Ульчского района реконструкция водопроводных и канализационных сетей в сельском поселении «поселок Циммермановка» Ульчского района исключены в связи с отсутствием разработанной ОМСУ проектной документации с положительным заключением ГЭ. Заявки от Ульчского муниципального района соответствующие Порядку формирования и мониторинга реализации перечня краевых адресных инвестиционных проектов, утвержденным постановлением Правительства края от 05.04.2012 года № 95-пр в министерство не поступали. Просят исключить министерство из числа ответчиков.

Исследовав представленные доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.ст. 18, 55, 45 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются государством.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

Согласно п. 7 ст. 1 Водного кодекса РФ, водоотведением является любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты. Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты (ст. 35 ВК РФ).Согласно ч. I ст. 41 Водного кодекса РФ при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В соответствии со ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Установлен прямой запрет на осуществление при эксплуатации водохозяйственной системы, сброса вводные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистки и обеззараживанию (ч. 6 ст. 60 ВК РФ).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об
охране окружающей среды» Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду (ст. 16).

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов ( ч. 1 ст. 23).

Статьей 39 данного Закона, установлены требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации сооружений, а именно: юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (ст. 51 данного Закона).

В соответствии с ч.1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-
ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

В силу положений ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Указанные полномочия органов местного самоуправления на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Таким образом, в силу приведенных норм органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. К вопросам местного значения сельского поселения отнесены вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи) (ч. 3).

Согласно ст.17 Закона N 131- ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

11 июня 2019 года глава Ульчского муниципального района Хабаровского края Иващук Ф.В. направляет Николаевскому-на-Амуре межрайонному природоохранному прокурору Кулыгину Г.В. информацию согласно которой координаты GPS (широта и долгота) выпусков сточных вод прошедшие через очистные сооружения или канализационную накопительную емкость, используемую для сбора канализационных вод: в с. Булава 51.948390, 140.409181, 51.944530, 140.406464; в с. Аннинские Минеральные воды 52.760381, 140.179144; в п. Де-Кастри 51.468196, 140.770639, в с. Богородское 52.364452, 140.437603,52.365985, 140.449450, 52.371855, 140.426691; в. п. Циммермановка 51.344302, 139.244180. Водные объекты, в которые осуществляется сброс сточных вод в с. Булава - река Амур, в с. Аннинские Минеральные воды - р. Холодный ключ, в п. Де-Кастри - Татарский пролив, вс. Богородское - река Амур, в п. Циммермановка - река Амур (л.д 7).

Решением собрания депутатов Ульчского муниципального района Хабаровского края от 23.12.2016 № 274 утверждены Инвестиционные проекты, реализуемые и планируемые к реализации на территории Ульчского муниципального района до 2025 года в перечень которых включено строительство очистных сооружений в населенных пунктах с. Богородское, с. Булава, с. Аннинские минеральные воды с. Софийск, Сусанино, п. Тыр, с. Тахта, п. Циммермановка (л.д. 21, 22-28).

Постановлением Правительства Хабаровского края от 07 июня 2012 года № 185-пр «Об утверждении государственной программы Хабаровского края «повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края, на 2015-2018 г.г. были предусмотрены: реконструкция очистных сооружений канализации в с. Анненские Минеральные воды, реконструкция канализационной сети в с. Анненские Минеральные воды, реконструкция водопроводных и канализационных сетей в сельском поселении «поселок Циммермановка». Однако в настоящий момент перечисленные запланированные мероприятия из вышеуказанного Постановления исключены, что находит отражение в представленных административными ответчиками отзывах на административное исковое заявление.

Совокупность представленных доказательств позволяет суду прийти к выводу, что очистные сооружения на территории с. Булава сельского поселения «село Булава», поселка Циммермановка сельского поселения «поселок Циммермановка», и села Аннинские Минеральные воды Сусанинского сельского поселения Ульчского муниципального, на момент рассмотрения настоящего административного иска, отсутствуют.

В отсутствие очистных сооружений до настоящего времени, в водный объект реку Амур, Холодный ключ, производится сброс недостаточно очищенных сточных вод, что в свою очередь приводит к загрязнению водного объекта и негативно воздействует на окружающую среду, создаёт угрозу причинения вреда водным биологическим ресурсам, обитающим в водных объектах, окружающей природной среде.

Таким образом, проанализировав юридически значимые обстоятельства по делу, в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований, в части признания незаконным бездействия администрации Ульчского района Хабаровского края по неприятию мер по организации водоотведения на территории села Булава сельского поселения «село Булава», поселка Циммермановка сельского поселения «Поселок Циммермановка», и с. Аннинские минеральные Воды Сусанинского сельского поселения в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, и возложении обязанности на проведение мероприятий по строительству очистных сооружений на территориях вышеуказанных сельских поселений, обеспечив нормативную очистку сточных вод сбрасываемых в водные объекты реки Амур, Холодный ключ, в соответствии с эпидемиологическими и экологическими требованиями.

Вышеуказанные бездействия административного ответчика Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края, нарушают права неопределенного круга лиц на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Посягает на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Вместе с тем заявленные административные исковые требования в отношении п. Де-Кастри удовлетворению не подлежат, поскольку в судебном заседании установлено, что в собственности Ульчского муниципального района Хабаровского края находятся производственный приемник очистных сооружений, лаборатория очистных сооружений, канализационные сети, хлораторная очистных сооружений, гараж очистных сооружений, расположенных на территории п. Де-Кастри Ульчского района Хабаровского края (л.д. 34, 35, 36,37,38,39,40).

Постановлением Правительства Хабаровского края от 06 мая 2006 г. № 69-пр, утверждено Положение о Министерстве ЖКХ. В соответствии с которым данное Министерство является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим полномочия: по выработке и реализации политики края и нормативно-правовому регулированию в области жилищных правоотношений и жилищно-коммунального обслуживания населения края

Основными целями Министерства являются выработка и реализация политики края и нормативно-правовое регулирование в области жилищных правоотношений и жилищно-коммунального обслуживания населения края, государственное управление и координация деятельности организаций независимо от организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности в области жилищно-коммунального хозяйства в целях обеспечения надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения края, а также реформирования жилищно-коммунального комплекса края, направленных на ликвидацию его дотационности и обеспечивающих достойные и безопасные условия проживания жителей края, организационное и методическое руководство жилищно-коммунальным комплексом края в рамках реализации действующих нормативных актов Российской Федерации и края.

Министерство ЖКХ Хабаровского края, в соответствии с вышеуказанным Положением осуществляет подготовку концепции инвестиционного проекта в сфере жилищно-коммунального хозяйства, необходимую для принятия решения о его реализации на условиях государственно-частного партнерства; Участвует в работе по привлечению в отрасль финансовых средств, необходимых для модернизации и развития инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства края. Осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя средств краевого бюджета в соответствии с ведомственной структурой расходов краевого бюджета, главного администратора доходов краевого бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита краевого бюджета. Содействует муниципальным образованиям, предприятиям коммунального хозяйства в реализации ресурсосберегающих, инновационных проектов на объектах жилищно-коммунального хозяйства и обеспечении санитарной надежности водоснабжения населенных пунктов. Осуществляет подготовку, формирование и направление в федеральные органы исполнительной власти бюджетной заявки на финансирование из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период инвестиционных проектов по строительству и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры края в рамках государственных программ Российской Федерации. обеспечивает представление документов, необходимых для включения коммунальных объектов в перечень краевых адресных инвестиционных проектов, предусматривающих строительство, реконструкцию или техническое перевооружение данных объектов; в целях предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований обеспечивает утверждение перечня мероприятий по капитальному ремонту и обеспечению функционирования коммунальных объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами исполнительной власти края, а также федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления края, общественными объединениями и иными организациями.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 07 июня 2012 года № 185-пр №206-пр «Об утверждении государственной программы Хабаровского края «повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края, на 2015-2018 г.г. были предусмотрены: реконструкция очистных сооружений канализации в с. Анненские Минеральные воды, реконструкция канализационной сети в с. Анненские Минеральные воды, реконструкция водопроводных и канализационных сетей в сельском поселении «поселок Циммермановка».

Ответственным исполнителем программы является Министерство ЖКХ Хабаровского края. Финансирование программы осуществляется за счет федерального, краевого и местных бюджетов. В соответствии с Порядком предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (реконструкции, техническому перевооружению) объектов капитального строительства муниципальной собственности и обеспечению функционирования коммунальных объектов находящихся в муниципальной собственности субсидии предоставляются Министерством ЖКХ, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о краевом бюджете и (или) сводной бюджетной росписью краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Однако в настоящий момент перечисленные запланированные мероприятия из вышеуказанного Постановления исключены (в ред. Постановления Правительства Хабаровского края от 07 июня 2012 года № 185-пр от 27 мая 2019 года).

Вместе с тем, учитывая актуальность рассматриваемого вопроса, установленные обстоятельства по делу, принимая во внимание полномочия Министерства ЖКХ, являющегося органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя краевого бюджета в соответствии с ведомственной структурой расходов краевого бюджета, главного администратора доходов краевого бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита краевого бюджета (п. 3.31 Положения), суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности на Министерство ЖКХ Хабаровского края по участию в осуществлении финансирования мероприятий по строительству очистных сооружений на территории с. Булава сельского поселения «село Булава», поселка Циммермановка сельского поселения «поселок Циммермановка», и села Аннинские Минеральные воды Сусанинского сельского поселения Ульчского муниципального района в пределах предоставленных полномочий.

Таким образом, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных административных исковых требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

Требования Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края, в части непринятия мер по организации водоотведения на территории сельского поселения с. Булава сельского поселения «село Булава», поселка Циммермановка сельского поселения «поселок Циммермановка», и села Аннинские Минеральные воды Сусанинского сельского поселения Ульчского муниципального района в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды.

Возложить на Администрацию Ульчского муниципального района Хабаровского края обязанность по устранению выявленных нарушений природоохранного законодательства, а именно: провести мероприятия по строительству очистных сооружений на территории с. Булава сельского поселения «село Булава», поселка Циммермановка сельского поселения «поселок Циммермановка», и села Аннинские Минеральные воды Сусанинского сельского поселения Ульчского муниципального района обеспечив нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в водные объекты реки Амур, Холодный ключ в соответствии с эпидемиологическими и экологическими требованиями.

3. Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края принять участие в осуществлении финансирования мероприятий по строительству очистных сооружений на территории с. Булава сельского поселения «село Булава», поселка Циммермановка сельского поселения «поселок Циммермановка», и села Аннинские Минеральные воды Сусанинского сельского поселения Ульчского муниципального района

В остальной части требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированная часть решения составлена 27 августа 2019 г.

Судья: подпись:

<данные изъяты> Судья: Т.В. Василькова