Адм. дело № 2а-195/2019.
УИД 51RS0019-01-2019-000301-66.
Мотивированное решение составлено 30 октября 2019 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2019 г. город Полярные Зори
Полярнозоринский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Фазлиевой О.Ф.,
при секретаре Крутиковой Н.В.,
с участием:
представителя административного ответчика Полярнозоринской городской некоммерческой организации Мемориальный музей «Партизан Заполярья» и истории г. Полярные Зори – директора ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Полярнозоринской городской некоммерческой организации Мемориальный музей «Партизан Заполярья» и истории г. Полярные Зори о ликвидации,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Полярнозоринской городской автономной некоммерческой организации Мемориальный музей «Партизан Заполярья» и истории г. Полярные Зори о ликвидации.
В обоснование административного иска указано, что 26.12.2001 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области (далее по тексту – Управление Минюста по Мурманской области) зарегистрирована Полярнозоринская городская автономная некоммерческая организация Мемориальный музей «Партизан Заполярья» и истории г. Полярные Зори (ОГРН – <***>) (далее по тексту - некоммерческая организация).
В соответствии с пунктом 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ), подпунктом 65 пункта 6 раздела 2 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, Управление Минюста по Мурманской области осуществляет контроль, в том числе за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами и законодательству Российской Федерации.
23.09.2015 уполномоченному лицу указанной некоммерческой организации была вручена памятка о необходимости предоставления ежегодной отчетности, предусмотренной статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ по форме и в порядке, которые предусмотрены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 №170 (ранее приказом этого же органа от 29.03.2010 №72), приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07.10.2010 №252 (в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным).
В нарушение требований статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ Полярнозоринской городской автономной некоммерческой организацией Мемориальный музей «Партизан Заполярья» и истории г. Полярные Зори не были предоставлены за 2016, 2017 и 2018 гг. заявления, подтверждающие соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, или отчёты о деятельности организации по утверждённой форме; не представлена информация о размещении в сети «Интернет» отчётов (сообщений) о своей деятельности в объёме сведений, предоставляемых в уполномоченный орган в 2016, 2017, 2018 гг. со ссылкой на электронный ресурс или средство массовой информации.
За непредставление указанной отчетности Управлением Минюста по Мурманской области в отношении Полярнозоринской городской автономной некоммерческой организации Мемориальный музей «Партизан Заполярья» и истории г. Полярные Зори 04.05.2017 (за 2016 г.), 15.05.2018 (за 2017 г.) были составлены протоколы об административных правонарушениях по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые были рассмотрены мировым судьей судебного участка Полярнозоринского судебного района Мурманской области 29.06.2017 и 13.06.2018, соответственно, некоммерческая организация признана виновной в совершении указанных правонарушений и в отношении нее назначено наказание в виде административного штрафа в размере *** руб.
19.07.2017, 05.09.2018 в связи с невыполнением требований закона в адрес административного ответчика были вынесены предупреждения о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации с требованием о предоставлении в Управление Минюста по Мурманской области отчетности, предусмотренной статьей 32 Федерального Закона от 12.01.1996 №7-ФЗ.
За невыполнение в установленный срок вынесенного 19.07.2017 предупреждения 22.08.2017 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области в отношении некоммерческой организации был составлен протокол об административном правонарушении. Мировым судьей судебного участка Полярнозоринского судебного района Мурманской области некоммерческая организация была признана виновной по ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде штрафа в размере *** руб.
Корреспонденция, включающая уведомления о составлении протоколов, копии протоколов, предупреждения, которая в течение трех лет направлялась Управлением Минюста по Мурманской области в адрес некоммерческой организации, не была получена адресатом. Таким образом, юридическое лицо не обеспечивает получение почтовой корреспонденции.
Требования Управления Минюста по Мурманской области до настоящего времени не выполнены. В письме от 30.10.2018 руководитель некоммерческой организации полагал вынесенное предупреждение от 05.09.2018 незаконным.
Таким образом, некоммерческая организация продолжает нарушать требования законодательства Российской Федерации и до настоящего время не представила в Управление Минюста по Мурманской области заявления, подтверждающие соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, или отчёты о деятельности организации по утверждённой форме (ОН0001 и ОН0002) за 2016, 2017 и 2018 гг., информацию о размещении в сети «Интернет» отчётов (сообщений) о своей деятельности в объёме сведений, предоставляемых в уполномоченный орган в 2016, 2017, 2018 гг. со ссылкой на электронный ресурс или средство массовой информации, а также пакет документов для внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в части сведений об адресе (месте нахождения) некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьёй 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, является основанием для обращения Управления Минюста по Мурманской области в суд с административным иском о ликвидации данной некоммерческой организации (пункт 10 статьи 32 указанного Закона).
На основании изложенного, административный истец просил суд ликвидировать Полярнозоринскую городскую автономную некоммерческую организацию Мемориальный музей «Партизан Заполярья» и истории г. Полярные Зори и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 5-14).
Административный истец Управление Минюста по Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещён надлежащим образом, просил рассмотреть административное дело без его участия (л.д. 13, 195).
Административный ответчик - Полярнозоринская городская автономная некоммерческая организация Мемориальный музей «Партизан Заполярья» и истории г. Полярные Зори, была представлена в судебном заседании руководителем – директором ФИО1, полномочия которого подтверждаются Уставом некоммерческой организации, утвержденным общим собранием Полярнозоринского городского отделения РГО 15.08.2001, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 20.09.2019 (л.д. 33-39, 129-131). В период пребывания председательствующего в совещательной комнате для разрешения вопроса о заявленном судье отводе, директор некоммерческой организации ФИО1 без уведомления суда и объяснения причин покинул зал судебного заседания и помещение Полярнозоринского районного суда Мурманской области. Ходатайств об отложении судебного заседания не представил.
Из высказываний представителя административного ответчика ФИО1 в судебных заседаниях, суд усматривает, что он не согласен с административным иском, полагая, что его удовлетворение приведет к ликвидации музея, хранящего память о Великой Отечественной войне.
В соответствии с частью 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, учитывая, что их участие в данном случае не является обязательным.
Изучив материалы настоящего административного дела, материалы дел об административных правонарушениях №**, суд полагает, что административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Полярнозоринской городской автономной некоммерческой организации Мемориальный музей «Партизан Заполярья» и истории г. Полярные Зори о ликвидации не подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 5 статьи 32, пунктом 1.1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", применяемыми в совокупности с подпунктом 65 пункта 6 раздела 2 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, на территории Мурманской области контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным учредительными документами и законодательству Российской Федерации, осуществляется уполномоченным органом и его должностными лицами – Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 5 пункта 6 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утверждённого Приказом Минюста Российской Федерации от 30.12.2011 № 456, в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации вправе вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца, а также принять меры, предусмотренные пунктом 78 Административного регламента.
Согласно абзацу 5 пункта 78 Административного регламента по результатам контроля территориальным органом в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации принимаются следующие меры: вынесение предупреждения (внесение представления); приостановление деятельности общественного объединения или религиозной организации; возбуждение дела об административном правонарушении; направление в суд заявления о ликвидации некоммерческой организации.
Порядок обращения в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации определяется процессуальным законодательством (пункт 98 названного Административного регламента).
В соответствии с абзацем 6 пункта 96 Административного регламента территориальный орган по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 №26 определены полномочия Управления на обращение в суд с заявлениями о ликвидации некоммерческих организаций.
Из приведенных правовых норм следует, что Управление Минюста по Мурманской области является уполномоченным государственным органом, который на территории Мурманской области осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным учредительными документами и законодательству Российской Федерации, и наделён правом на направление в суд заявления о ликвидации некоммерческой организации.
Таким образом, иск к Полярнозоринской городской автономной некоммерческой организации Мемориальный музей «Партизан Заполярья» и истории г. Полярные Зори о ликвидации предъявлен надлежащим лицом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.
Дела о ликвидации некоммерческой организации рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке главы 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом правил подсудности, установленных статьей 19, пунктом 5 статьи 20, пунктом 5 статьи 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом приведенных норм, настоящее дело о ликвидации некоммерческой организации, не являющейся региональным отделением политической партии, местной религиозной организацией, подлежат рассмотрению районным судом по адресу организации, в данном случае, Полярнозоринским районным судом Мурманской области.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации).
Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления предусмотрены Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Как предусмотрено статьей 2 указанного Федерального закона некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (статья 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ).
Статьей 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ определено, что автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.
Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что Полярнозоринская городская автономная некоммерческая организация Мемориальный музей «Партизан Заполярья» и истории г. Полярные Зори создана 15.08.2001 и зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации от 21.12.2001 №** (л.д. 30) и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 129-131).
Как следует из Устава некоммерческой организации, утверждённого общим собранием Полярнозоринского городского отделения РГО 15.08.2001, зарегистрированного Управлением Министерства юстиции по Мурманской области в декабре 2001 г., указанная организация создана для достижения культурных, образовательных и научных целей и удовлетворения духовных и иных нематиальных потребностей и культурных благ жителей и гостей муниципального образования «г. Полярные Зори» (л.д. 33-39).
Организация является юридическим лицом, может выступать истцом и ответчиком в судах, в установленном порядке несет ответственность по своим обязательствам (пункты 1.3, 1.4 Устава).
Местом нахождения организации указан адрес: <адрес> (пункт 1.5 Устава).
Основными целями деятельности организации являются: выявление, собирание и хранение музейных предметов и коллекций, а также их публикация, осуществление просветительной и образовательной деятельности (пункт 2.1 Устава) (л.д. 33-39).
Руководящим органом некоммерческой организации является директор, который осуществляет текущее руководство деятельностью, подотчетен Учредителю (пункты 5.9, 5.10 Устава).
Несмотря на предложение суда, изложенное в определении о подготовке административного дела к судебному разбирательству, полученному представителем некоммерческой организации – директором ФИО1 лично 15.09.2019, (л.д.120, 178) о предоставлении организационно-распорядительных документов некоммерческой организации, в том числе подтверждающих избрание (назначение) руководителя, такие документы суду не были представлены, в связи с чем суд руководствуется сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, согласно которым директором некоммерческой организации является ФИО1 (л.д. 129-131). В установленном порядке сведения об изменении персонального состава руководящего органа в Управление Минюста по Мурманской области от административного ответчика не поступали.
Согласно пункту 5.10 Устава директор обеспечивает организацию работы с музейными предметами и коллекциями, распоряжается имуществом и средствами организации, заключает договоры и совершает сделки, исполняет иные распорядительные функции. Директор в своей деятельности руководствуется Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и Уставом (л.д. 33-39).
Как предусмотрено пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3.1 статьи 32 указанного закона некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
Пункт 3.2. статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ предусматривает некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение требований статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ разработан Порядок размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций, утвержденный Приказом Минюста Российской Федерации от 07.10.2010 N 252, согласно которому некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, размещают в сети Интернет сообщения о продолжении своей деятельности (далее - сообщения).
Отчеты и сообщения размещаются на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет.
Отчеты и сообщения дополнительно могут быть размещены в сети Интернет на сайте некоммерческой организации и на иных сайтах в сети Интернет.
Приказом Минюста Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчётности некоммерческих организаций» утверждены формы отчётности для некоммерческих организаций, в соответствии с которым они ежегодно, в срок до 15 апреля года, следующего за отчётным, обязаны предоставлять в уполномоченный орган отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций и лиц без гражданства по формам ОН0001 и ОН0002 или сообщение о продолжении деятельности.
До 16.09.2018 действовал приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчётности некоммерческих организаций», содержащий схожие положения и формы отчетности для некоммерческих организаций.
Приведенные нормы законов и иных нормативно-правовых документов призваны обеспечивать финансовую прозрачность (открытость) и публичность деятельности некоммерческих организаций, соблюдение право граждан, в том числе право на достоверную информацию о деятельности организации.
Как установлено судом, 23.09.2015 руководителю Полярнозоринской городской автономной некоммерческой организации Мемориальный музей «Партизан Заполярья» и истории г. Полярные Зори ФИО1 была вручена памятка о необходимости предоставления предусмотренной статьей 32 Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" ежегодной отчётности в установленный срок, разъяснено, что неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, является основанием для обращения Управления Минюста по Мурманской области в суд с заявлением о ликвидации данной организации (л.д. 31-32).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Полярнозоринская городская автономная некоммерческая организация Мемориальный музей «Партизан Заполярья» и истории г. Полярные Зори и ее руководитель, обязанный в соответствии с Уставом руководствоваться законом «О некоммерческих организациях», были уведомлены надлежащим образом о необходимости предоставления ежегодной отчётности и о последствиях ее непредставления.
Однако, в нарушение требований статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, Полярнозоринской городской автономной некоммерческой организацией Мемориальный музей «Партизан Заполярья» и истории г. Полярные Зори не были предоставлены за 2016, 2017 и 2018 гг. заявления, подтверждающие соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, или отчёты о деятельности организации по утверждённой форме; не представлена информация о размещении в сети «Интернет» отчётов (сообщений) о своей деятельности в объёме сведений, предоставляемых в уполномоченный орган в 2016, 2017, 2018 гг. со ссылкой на электронный ресурс или средство массовой информации.
Доказательства обратного административным ответчиком суду не представлены.
В связи с выявленными фактами непредставления некоммерческой организацией указанной отчетности Управлением Минюста по Мурманской области в отношении Полярнозоринской городской автономной некоммерческой организации Мемориальный музей «Партизан Заполярья» и истории г. Полярные Зори 04.05.2017 (за 2016 г.), 15.05.2018 (за 2017 г.) были составлены протоколы об административных правонарушениях по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 49-53, 88-93).
На основании постановлений, вынесенных мировым судьей судебного участка Полярнозоринского судебного района Мурманской области от 29.06.2017, вступившего в законную силу 25.07.2017, и 13.06.2018, вступившего в законную силу 10.07.2018, некоммерческая организация дважды была признана виновной в совершении правонарушений, предусмотренных статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в отношении нее назначено наказание в виде административного штрафа в размере *** руб. (л.д. 54-57, 94-99).
19.07.2017, 05.09.2018 в связи с невыполнением требований закона в адрес административного ответчика были вынесены предупреждения о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации с требованием представить в Управление Минюста отчетность, предусмотренную статьей 32 Федерального Закона от 12.01.1996 №7-ФЗ (л.д. 60-64, 104-108).
За невыполнение в установленный срок вынесенного 19.07.2017 предупреждения 22.08.2017 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области в отношении некоммерческой организации был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 69-74).
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка Полярнозоринского судебного района Мурманской области мировым судьей судебного участка Ковдорского судебного района Мурманской области действия некоммерческой организации были переквалифицированы с части 1 статьи 19.5 на статью 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении организации назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** руб. Постановление вступило в законную силу 02.10.2017 (л.д. 75-79).
Анализируя изложенные обстоятельства, суд полагает, что в действиях Полярнозоринской городской автономной некоммерческой организации Мемориальный музей «Партизан Заполярья» и истории г. Полярные Зори усматривается неоднократное нарушений требований Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Приведенные факты являются основанием для обращения Управления Минюста по Мурманской области в суд с иском о ликвидации некоммерческой организации.
Так, согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Как предусмотрено пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Вместе с тем, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18.07.2003 N 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации выразил правовую позицию, согласно которой отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов.
Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм, юридическое лицо нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.
Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Согласно пункту 2 статьи 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, осуществление права на свободу объединения не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Исходя из правовой позиции Европейского суда по правам человека, положения статьи 11 Конвенции распространяются на весь период деятельности объединений, и их ликвидация также должна удовлетворять требованиям вышеуказанной нормы.
Между тем, по данному делу не установлено обстоятельств, позволяющих применить в отношении некоммерческой организации исключительную меру - ликвидацию организации, как единственно возможную в целях устранения допущенных нарушений закона.
Суд учитывает, что некоммерческая организация является действующей, осуществляющей работу в течение 18 лет. Организация состоит на налоговом учете, а также в пенсионном фонде и фонде социального страхования (л.д. 129-131). По сведениям, представленным МИФНС №1 по Мурманской области, некоммерческая организация представляла налоговую, бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2016 и 2017 гг. (налоговые декларации, расчеты по страховым взносам) (л.д. 140-167).
Как следует из Устава, в ведении организации находится музей «Партизан заполярья и истории г. Полярные Зори», музей располагает коллекцией экспонатов, хранящих память о Великой Отечественной войне.
30.10.2018 в адрес Управления Минюста по Мурманской области поступило обращение от директора Полярнозоринской городской автономной некоммерческой организации Мемориальный музей «Партизан Заполярья» и истории г. Полярные Зори ФИО1, в котором он, полагая требования Управление Минюста по Мурманской области незаконными, сообщил об источниках финансирования организации, которыми являются личные средства работников музея, а также отметил, что музей ведет просветительскую работу в сфере военно-патриотического воспитания, проводит встречи и экскурсии в соответствии с целями деятельности организации (л.д. 112-114).
Согласно полученным по запросам суда сведениям из Отдела по культуре и делам молодежи, а также из Отдела образования администрации г. Полярные Зори с подведомственной территорией, Полярнозоринская городская автономная некоммерческая организация Мемориальный музей «Партизан Заполярья» и истории г. Полярные Зори в настоящее время фактически осуществляет работу, проводит образовательные и познавательные экскурсии для детей, а также мероприятия в преддверии празднования Победы в Великой Отечественной войне (л.д. 204, 206).
Таким образом, признаки недействующего юридического лица у некоммерческой организации не выявлены.
Принимая во внимание приведенные правовые позиции Европейского суда по правам человека, Конституционного суда Российской Федерации, положения части 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации, учитывая историко-культурную ценность и социальную значимость объекта, находящегося в ведении Полярнозоринской городской автономной некоммерческой организации Мемориальный музей «Партизан Заполярья» и истории г. Полярные Зори, а также принимая во внимание, что цели деятельности организации носят образовательный, просветительский, гуманитарный характер, а деятельность не угрожает государству и гражданам, суд полагает преждевременным и нецелесообразным ликвидировать указанную некоммерческую организацию.
Суд полагает, что допущенные некоммерческой организацией нарушения требований закона не носят характер грубых и неустранимых и не повлекли существенных негативных последствий для общества и государства.
Привлечение юридического лица к административной ответственности по фактам непредоставления отчетности является адекватной и на данном этапе достаточной мерой реагирования на нарушение некоммерческой организацией требований закона.
Оценив представленные суду доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также учитывая достаточность представленных доказательств для разрешения спора по существу и их взаимную связь в совокупности, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении административного искового заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Полярнозоринской городской автономной некоммерческой организации Мемориальный музей «Партизан Заполярья» и истории г. Полярные Зори о ликвидации следует отказать.
Поскольку судом принимается решение об отказе в ликвидации юридического лица, не имеется оснований и для применения последствий ликвидации юридического лица в виде исключения сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
Суд полагает необходимым разъяснить руководителю Полярнозоринской городской автономной некоммерческой организации Мемориальный музей «Партизан Заполярья» и истории г. Полярные Зори, что возглавляемая им некоммерческая организация, обладая правами юридического лица, одновременно несет обязанности, сопряжённые с исполнением требований Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", а их не исполнение может влечь ответственность некоммерческой организации, в том числе, с применением такой меры принуждения, как ликвидация юридического лица с исключением сведений о ней из ЕГРЮЛ.
Такая мера принуждения, применяемая к юридическим лицу в судебном порядке, предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц (аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 1246-О).
В связи с изложенным, суд считает возможным обратить внимание руководителя Полярнозоринской городской автономной некоммерческой организации Мемориальный музей «Партизан Заполярья» и истории г. Полярные Зори – директора на необходимость исполнения требований, предусмотренных статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", как за предыдущие периоды, так и в будущем. Непредставление отчетности может повлечь повторное обращение Управление Минюста по Мурманской области в суд с иском о ликвидации некоммерческой организации.
Кроме того, руководителю указанной некоммерческой организации надлежит организовать получение почтовой корреспонденции, адресованной некоммерческой организации, по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, либо принять меры для внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ в части адреса некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Полярнозоринской городской некоммерческой организации Мемориальный музей «Партизан Заполярья» и истории г. Полярные Зори о ликвидации отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Полярнозоринский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Ф.Фазлиева