ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-195/20 от 25.02.2020 Александровского городского суда (Владимирская область)

Дело №2а-195/2020 .

УИД 33RS0005-01-2019-003659-11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Александров 25 февраля 2020 г.

Александровский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Гашиной Е.Ю.,

при секретаре Генус В.А.,

с участием административного ответчика ФИО1,

рассматривая в открытом судебном заседании в городе Александров административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сергиеву Посаду Московской области к ФИО1 о взыскании задолженности,

У С Т А Н О В И Л:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Сергиеву Посаду Московской области (далее по тексту – ИФНС России по г. Сергиеву Посаду, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности: по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 7525 рублей 00 копеек и пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 109 рублей 99 копеек, по земельному налогу за 2017 год в размере 8063 рубля 00 копеек и пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 117 рублей 85 копеек.

В обоснование заявленных требований указано, что по данным оперативного учета ИФНС России по г. Сергиеву Посаду за налогоплательщиком ФИО1 числится задолженность по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2017 год. В отношении ФИО1 был исчислен земельный налог, налог на имущество и направлено налоговое уведомление от (дата), в котором сообщалось о необходимости уплатить исчисленную сумму налогов в установленный законом срок. В связи с тем, что в установленный законом срок указанная в налоговом уведомлении сумма уплачена не была, в силу положений ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации исчислена сумма пени. Инспекцией было сформировано и направлено в адрес налогоплательщика требование об уплате сумм налога, пени от (дата), в котором сообщалось о наличии задолженности по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц на общую сумму 15815 рублей 84 копейки, а также предлагалось в установленный срок погасить указанную сумму задолженности. В установленный законом срок обязанность по уплате налогов ФИО1 исполнена не была. Инспекция обращалась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении ФИО1, который был вынесен, но впоследствии мировым судьей было вынесено определение об отмене судебного приказа.

Административный истец ИФНС России по г. Сергиеву Посаду, надлежащим образом извещенный о времени, дате и месте судебного заседания, своего представителя в судебное заседание не направил, согласно поступившему в адрес суда ходатайству представитель ФИО2, действующая на основании доверенности , просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя .

Административный ответчик ФИО1 иск не признал, просил в его удовлетворении отказать. Ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях , пояснил, что в ст.57 Конституции Российской Федерации указано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. В ч.5 ст.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тесту – НК РФ) прописано, что Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом. В ч.6 ст.12 НК РФ указано, что не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом. В ст.15 НК РФ есть расшифровка: к местным налогам и сборам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор. Также, п.7 ст.3 НК РФ подчеркивает, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Федеральным законом от 29 июля 2018 г. №232-ФЗ внесены изменения в ст.45 НК РФ, согласно которым единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц. Слово добровольно, согласно словарю Даля, означает уплату по доброй воле, без принуждения сторон. Он не имеет ни доброй воли, ни желания платить отмененные налоги и сборы. Также в НК РФ указано, что налоговый орган обязан бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах. Он усматривает в этом самоуправство налоговой инспекции и не несет ответственности за скрытые от него действия, совершенные от его имени либо затрагивающие его интересы. Те, кто пользуется этим доверием осознанно или непреднамеренно причиняют ущерб его интересам и несут всю полноту ответственности.

В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.

Выслушав административного ответчика ФИО1, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В силу ст.3, ч.1 ст.23 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно (п.1 ст.45 Налогового кодекса РФ).

Согласно п.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п.2 ст.65 Земельного кодекса РФ).

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п.5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 387 НК РФ предусмотрено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно наследуемого владения.

На основании п.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст.391 НК РФ).

Пунктом 1 ст.394 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В соответствии с п.3 ст.396 НК РФ, если иное не предусмотрено п.2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Земельный налог на территории городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области установлен решением Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад Московской области от 28 ноября 2013 г. №3-06/28-ГС «Об установлении земельного налога на территории городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области» (до 01.01.2020 года).

В соответствии с п.5 указанного решения Совета депутатов налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящего решения, и определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно подп.3 п.11 ст.2 решения Совета депутатов налоговая ставка в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства установлена в размере 0,3 % кадастровой стоимости.

Статьей 399 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу ст.400 НК РФ налогоплательщиками на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

На основании п.1 ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Пунктом 1 ст.406 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Налог на имущество физических лиц на территории городского поселения Сергиев Посад установлен решением Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад Московской области от 20 ноября 2014 г. №3-19/126-ГС «Об установлении на территории городского поселения Сергиев Посад налога на имущество физических лиц» (до 01.01.2020 года).

В соответствии с п.2 указанного решения Совета депутатов объектом налогообложения признается расположенное на территории городского поселения имущество, в том числе жилой дом.

Согласно п.3 решения Совета депутатов г.п. Сергиев Посад от 20 ноября 2014 г. в случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, не превышающей 300 млн. рублей, налоговые ставки в отношении жилых домов устанавливаются в размере 0,3 %.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником жилого дома площадью 261,2 кв.м, кадастровый номер , и земельного участка, вид разрешенного использования: земли населенных пунктов под жилую застройку индивидуальную, площадью 1200 кв.м., кадастровый номер , расположенных по адресу: <адрес>.

В силу ч.2 ст.52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В силу ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации или физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п.п. 3, 4 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Из содержания взаимосвязанных норм ст.ст. 69, 70, 75 НК РФ следует, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления пени за каждый день просрочки и направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.

Руководствуясь абз.3 п.2 ст.52 НК РФ на указанные выше объекты недвижимого имущества, принадлежащие ФИО1 на праве собственности, ИФНС России по Сергиеву Посаду был начислен земельный налог за 2017 год в размере 8063 рубля 00 копеек, и налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 7525 рублей 00 копеек, о чем в его адрес (дата) было направлено налоговое уведомление от (дата) для уплаты налога в срок не позднее 3 декабря 2018 г.

В судебном заседании установлено, что указанное налоговое уведомление было направлено по месту жительства ФИО1: <адрес>, и получено им (дата), что подтверждается данными отчета об отслеживании отправления на официальном сайте Почты России .

Однако, в нарушение ст.45 НК РФ административный ответчик в указанные сроки не исполнил установленную законом обязанность по уплате налогов, в связи с чем, были начислены пени на недоимку по земельному налогу в размере 117 рублей 85 копеек и налогу на имущество физических лиц в размере 109 рублей 99 копеек .

Данный расчет проверен судом и признан верным.

В порядке ст.70 НК РФ, в трехмесячный срок с момента выявления недоимок в адрес ФИО1 выставлено требование об уплате налога, пени по состоянию на (дата) со сроком исполнения до (дата), которое было направлено (дата) также по месту жительства ФИО1 , и получено последним (дата), что подтверждается данными отчета об отслеживании отправления на официальном сайте Почта России .

Статьями 52 (пункт 4) и 69 (пункт 6) НК РФ законодатель установил презумпцию получения налогоплательщиком налогового уведомления и требования об уплате налога, направленных ему по почте заказанными письмами.

Из материалов дела и обозренного в судебном заседании дела следует, что 8 августа 2019 г. мировым судьей судебного участка №5 города Александрова и Александровского района Владимирской области вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу ИФНС России по г. Сергиеву Посаду задолженности по уплате земельного налога в размере 8063 рубля 00 копеек и пени по земельному налогу в сумме 117 рублей 85 копеек, а также налога на имущество физических лиц в сумме 7525 рублей 00 копеек и пени в сумме 109 рублей 99 копеек. Определением мирового судьи от 13 сентября 2019 г. указанный судебный приказ отменен, в связи с поступившими от ФИО1 возражениями.

Сведений об уплате административным ответчиком задолженности по налогам и пени в материалах дела не имеется.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и с учетом положений приведенных норм закона, суд приходит к выводу об удовлетворении в полном объеме заявленных ИФНС России по г. Сергиеву Посаду требований о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам и пени.

Доводы административного ответчика о том, что в силу положений п.5 ст.12 НК РФ федеральные, региональные и местные налоги отменены, основаны на неверном понимании закона.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов.

Статьей 12 НК РФ определяются виды налогов и сборов (федеральные, региональные и местные) в системе налогов и сборов в Российской Федерации, а также регулируются полномочия органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие, прекращению действия на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и отмене на всей территории Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

В соответствии с п.5 ст.12 НК РФ любой из предусмотренных системой налогов и сборов в Российской Федерации федеральный, региональный и (или) местный налог или сбор может быть отменен в Российской Федерации исключительно Кодексом, а не иным нормативным правовым актом.

Следовательно, отмена отдельных видов региональных и местных налогов как видов налоговых платежей, предусмотренных статьями 14 и 15 НК РФ, возможность установления которых по основаниям, регламентированным НК РФ, предусмотрена для всех территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, допускается посредством внесения изменений в НК РФ.

Не является предметом регулирования п.5 и иных положений ст.12 НК РФ отмена конкретных или всех налогов, установленных законодательством о налогах и сборах.

Ни п.5 ст.12, ни иными положениями НК РФ не установлено, что федеральные, региональные и местные налоги и сборы, в Российской Федерации отменены.

Пункт 5 ст.12 НК РФ не содержит неустранимых сомнений, противоречий и неясностей, о которых указано в п.7 ст.3 НК РФ.

В настоящее время главы 31 «Земельный налог» и 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ не отменены и продолжают применяться.

Земельный налог, налог на имущество физических лиц подлежат уплате в соответствии с главами 31 и 32 НК РФ и принятыми в соответствии с ними актами законодательства о налогах и сборах (пункты 2, 4, 5 и 6 статьи 1 Налогового кодекса РФ).

Также несостоятельными суд находит доводы административного ответчика о добровольности оплаты налогов.

С 1 января 2019 г. Федеральным законом от 29 июля 2018 г. №232-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ в связи с совершенствованием налогового администрирования» введены положения ст.45.1 НК РФ «Единый налоговый платеж физического лица», согласно п.1 которой единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком - физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц в соответствии с п.6 ст.228 настоящего Кодекса, транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц.

Единый налоговый платеж является аналогом электронного кошелька, куда гражданин может добровольно перечислить денежные средства для уплаты налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налогов.

Таким образом, единый налоговый платеж - это дополнительный способ уплаты налога на доходы физических лиц для налогоплательщиков - физических лиц. Факт наличия такого дополнительного способа не освобождает от уплаты указанных налогов.

Вместе с тем у налогоплательщика сохраняется право уплачивать налоги по существующей схеме, то есть на соответствующие налоговым обязательствам коды бюджетной классификации, указанные в налоговом уведомлении, в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п.п.1 и 4 ст.45.1 НК РФ налогоплательщик вправе уплатить единый налоговый платеж, который будет зачтен налоговым органом в счет предстоящих платежей по налогу на доходы физических лиц.

В силу ст.57 Конституции Российской Федерации, п.1 ст.3 и подп.1 п.1 ст.23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Неисполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов является основанием начисления пеней, взыскания указанных обязательных платежей и применения налоговых санкций.

Одновременно суд считает необходимым отметить, что в соответствии с п.1 ст.50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

В соответствии с п.15 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 Федеральная налоговая служба создана путем реорганизации в форме преобразования Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. ФНС России является юридическим лицом (п.11 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. №506). Сведения о создании Федеральной налоговой службы внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 14 октября 2004 г. за основным государственным регистрационным номером 1047707030513.

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ с административного ответчика в доход местного бюджета муниципального образования Александровский район Владимирской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 632 рубля 63 копеек, от уплаты которой, административный истец освобожден.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Сергиеву Посаду Московской области удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, (дата) года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Сергиеву Посаду Московской области задолженность:

по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 7525 рублей 00 копеек и пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в сумме 109 рублей 99 копеек,

по земельному налогу за 2017 год в размере 8063 рубля 00 копеек и пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 117 рублей 85 копеек.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета муниципального образования Александровский район Владимирской области государственную пошлину в размере 632 рубля 63 копейки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья подпись Е.Ю. Гашина

.

.

.

.