ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-195/2015 от 25.03.2016 Олонецкого районного суда (Республика Карелия)

Дело № 2а-195/2015

Решение

Именем Российской Федерации

Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи О.А.Дубковой

при секретаре С.Ю. Михайловой

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Степановой Т.В., Ильина И.М. к территориальной избирательной комиссии Олонецкого района о нарушении избирательных прав,

установил:

Степанова Т.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Олонецкого района от хх.хх.хх г. «О назначении досрочных выборов главы Видлицкого сельского поселения». Требования мотивированы тем, что полномочия главы Видлицкого сельского поселения избранного из состава депутатов совета поселения текущего созыва в связи с добровольной отставкой были досрочно прекращены на основании решения совета Видлицкого сельского поселения от хх.хх.хх г.. хх.хх.хх г. в официальном источнике - газете «Олония» было опубликовано оспариваемое решение, согласно которому ТИК Олонецкого района назначила досрочные выборы главы Видлицкого сельского поселения на хх.хх.хх г.. Не соглашаясь с указанным решением, истец указывает на то, что уставом Видлицкого сельского поселения предусмотрено, что в случае невозможности исполнения главой Видлицкого сельского поселения своих полномочий, в том числе в случае их досрочного прекращения, полномочия главы поселения временно исполняет глава администрации. Ссылаясь на постановление Конституционного суда РФ от 01 декабря 2015 года № 30-П «По делу о проверке конституционности частей 4,5 и 5.1 ст. 35, ч. 2 и 3.1 ст. 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 1.1 ст. 3 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» полагает, что если в устав Видлицкого сельского поселения не внесены изменения в соответствии с Законом Республики Карелия от хх.хх.хх г.-ЗРК «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов и избрании глав муниципальных образований и о сроках полномочий органов местного самоуправления в Республике Карелия», согласно которому глава, в том числе сельского поселения в Республике Карелия избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при .... голосовании, то Видлицкое сельское поселение вправе сохранить ранее действовавшую модель структуры органов местного самоуправления, согласно действовавшему уставу муниципального образования, а территориальная избирательная комиссия не имела права назначать досрочные выборы главы муниципального образования. Кроме того, указывает, что на действующую территориальную избирательную комиссию, сформированную хх.хх.хх г., не возлагались полномочия избирательной комиссии Видлицкого сельского поселения. Полномочия территориальной избирательной комиссии, сформированной и действовавшей на момент издания постановления центральной избирательной комиссии от хх.хх.хх г. прекратились в ..... Ссылается на нарушение конституционного права как избирателя.

Ильин И.М., также обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Олонецкого района от хх.хх.хх г. «О назначении досрочных выборов главы Видлицкого сельского поселения». В обосновании требований указал аналогичные доводы приведенным в административном иске Степановой Т.В. о несогласии с решением территориальной избирательной комиссии от хх.хх.хх г.. Кроме того, указывает что оспариваемое решение принято в нарушение положений ФЗ от хх.хх.хх г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Ссылается на отсутствие оснований для назначения досрочных выборов.

Административный истец Степанова Т.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил своего представителя.

Представитель административного истца Степановой Т.В. по доверенности ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить.

Административный истец Ильин И.М. и его представитель по устному ходатайству ФИО1 просили требования административного иска удовлетворить.

Административный ответчик - представитель территориальной избирательной комиссии Олонецкого района ФИО2 в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать по основаниям указанным в отзыве. Кроме того, пояснила, что решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. явилось основанием для принятия территориальной избирательной комиссией Олонецкого района решения о назначении выборов главы Видлицкого сельского поселения.

Заинтересованные лица - представители администрации и совета Видлицкого сельского поселения в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель центральной избирательной комиссии Республики Карелия в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил в удовлетворении иска отказать.

Выслушав явившихся лиц, прокурора полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, проверив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Решением совета Видлицкого сельского поселения от хх.хх.хх г. досрочно прекращены полномочия главы Видлицкого сельского поселения в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 36 ФЗ от хх.хх.хх г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с хх.хх.хх г..

Решением совета Видлицкого сельского поселения от хх.хх.хх г. Ильин И.М. избран главой Видлицкого сельского поселения.

Решением Олонецкого районного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. решение совета Видлицкого сельского поселения от хх.хх.хх г. «О выборах главы Видлицкого сельского поселения» признано незаконным.

Решением территориальной избирательной комиссии Олонецкого района от хх.хх.хх г. назначены досрочные выборы главы Видлицкого сельского поселения на хх.хх.хх г..

Данное решение опубликовано в газете «Олония» хх.хх.хх г..

Абзацем вторым части 1 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных указанным Федеральным законом, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 36 этого же Федерального закона глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Частью 3 ст. 29 Устава Видлицкого сельского поселения предусмотрено, что в случае невозможности исполнения главой Видлицкого сельского поселения своих полномочий, в том числе в случае их досрочного прекращения, полномочия главы Видлицкого образования «Видлицкое сельское поселение» временно исполняет глава администрации Видлицкого сельского поселения.

Согласно ст. 25 Устава Видлицкого сельского поселения глава поселения избирается советом Видлицкого сельского поселения из своего состава .... голосованием на первом заседании в порядке, установленном Регламентом совета Видлицкого сельского поселения.

Согласно закону Республики Карелия от 20 сентября 2014 года № 1835-ЗРК «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов и избрании глав муниципальных образований и о сроках полномочий органов местного самоуправления в Республике Карелия», глава, в том числе сельского поселения в Республике Карелия избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при .... голосовании.

В постановлении от 01 декабря 2015 года № 30-П Конституционный Суд Российской Федерации признал части 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования содержащиеся в них положения не допускают воспроизведение законами субъектов Российской Федерации единственно возможного варианта порядка избрания и места в системе органов местного самоуправления главы муниципального образования сельских поселений и не могут ограничивать возможность предусмотреть в уставах этих муниципальных образований избрание главы поселения на муниципальных выборах, а также самостоятельно в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определить место главы муниципального образования в структуре органов местного самоуправления соответствующего поселения.

Из данного постановления Конституционного суда следует, что в случае формирования в каком-либо муниципальном образовании органов местного самоуправления вопреки выявленному в настоящем Постановлении конституционно-правовому смыслу частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" эти органы местного самоуправления продолжают функционировать до конца срока, на который они были избраны (сформированы); входящие в состав представительного органа муниципального района главы поселений, избранные представительными органами из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, подлежат замене представителями из числа депутатов представительных органов поселений; в случае если в устав сельского поселения на момент вступления настоящего Постановления в силу не внесены изменения, предусматривающие в соответствии с законом субъекта Российской Федерации способ замещения должности главы сельского поселения, соответствующие сельские поселения вправе сохранить прежнюю модель структуры органов местного самоуправления, применявшуюся ими до принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно того, соответствует ли Конституции Российской Федерации смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой, выраженная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего Постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

Частью 4 ст. 80 Закона о Конституционном Суде РФ предусмотрен механизм исполнения решений КС РФ органами государственной власти субъектов РФ.

Так, согласно ч. 4 ст. 80 Закона о Конституционном Суде РФ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации, отменяет признанный неконституционным закон субъекта Российской Федерации, принимает новый закон субъекта Российской Федерации или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и (или) дополнения в закон субъекта Российской Федерации, признанный неконституционным в отдельной его части.

В связи с принятием 01 декабря 2015 года Конституционным судом РФ постановления № 30-П подготовлен законопроект Республики Карелия «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований и о сроках полномочий органов местного самоуправления в Республике Карелия», согласно которому предлагается установить альтернативные (дополнительные) варианты действующему порядке избрания главы поселения и его месту в структуре органов местного самоуправления.

Анализируя нормы указанных выше правовых актов, обстоятельства данного дела, представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что принятие решение территориальной избирательной комиссии Олонецкого района от хх.хх.хх г. «О назначении досрочных выборов главы Видлицкого сельского поселения» является преждевременным и принятым без учета правовой позиции изложенной в постановлении от 01 декабря 2015 года № 30-П Конституционный Суд Российской Федерации.

Кроме того, решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. принятое к немедленному исполнению административным ответчиком прямо не относилось к территориальной избирательной комиссии и не носило для него обязательного характера для исполнения.

Довод административного истца Степановой Т.В. о том, что на территориальную избирательную комиссию не возлагались полномочия избирательной комиссии Видлицкого сельского поселения в связи с чем, данный орган является неуполномоченным, является несостоятельным. Так, в судебном заседании установлено, что территориальная избирательная комиссия является постоянно действующим органом, независимо от сроков формирования нового состава территориальной избирательной комиссии.

Дело рассмотрено по заявленным требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд

решил:

Административные иски Степановой Т.В. и Ильина И.М. к территориальной избирательной комиссии Олонецкого района о нарушении избирательных прав, удовлетворить.

Решение территориальной избирательной комиссии Олонецкого района от хх.хх.хх г. «О назначении досрочных выборов главы Видлицкого сельского поселения» признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд Республики Карелия в течение пяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: О.А.Дубкова

....

....