ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-195/2022 от 03.02.2022 Медведевского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-195/2022

УИД 12RS0008-01-2022-000056-79

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Медведево 3 февраля 2022 года

Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Поповой С.С.,

при помощнике судьи Шарафутдиновой А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Медведевского района Республики Марий Эл, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Нурминской сельской администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Медведевского района Республики Марий Эл обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц кНурминской сельской администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл, в котором просит признать незаконным бездействие Нурминской сельской администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов: постановление сельской администрации от 21.09.2021 № 80 «Овнесении изменения в административный регламент Нурминской сельской администрации по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство»; постановление сельской администрации от 16.11.2021 № 103 «Об утверждении Административного регламента Нурминской сельской администрации по предоставлению муниципальной услуги «Направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомленияо несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке»;постановление сельской администрации от 16.11.2021 № 104 «Об утверждении Административного регламента Нурминской сельской администрации по предоставлению муниципальной услуги «Направление уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности», а также проектов указанных нормативных правовых актов, обязать Нурминскую сельскую администрацию Медведевского муниципального района Республики Марий Эл провести антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов: - постановление сельской администрации от 21.09.2021 № 80 «О внесении изменения в административный регламент Нурминской сельской администрации по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство»; постановление сельской администрации от 16.11.2021 № 103 «Об утверждении Административного регламента Нурминской сельской администрации по предоставлению муниципальной услуги «Направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомленияо несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке»;постановление сельской администрации от 16.11.2021 № 104 «Об утверждении Административного регламента Нурминской сельской администрации по предоставлению муниципальной услуги «Направление уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности», а также проектов указанных нормативных правовых актов.

Определением Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 3 февраля 2022 года принят отказ от административного иска прокурора Медведевского района Республики Марий Эл, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к Нурминской сельской администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл в части возложении обязанности провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, производство по административному делу в части возложении обязанности провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов прекращено.

В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом. Представитель административного ответчика Нурминской сельской администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл в судебное заседание не явился, представил заявлении о признании административного искового заявления, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

В силу п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер профилактики коррупции является проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения устанавливаются Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

В силу положений ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится: органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения (ч. 4).

Согласно ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальный правовой акт - это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Так, в систему муниципальных правовых актов входят: нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Антикоррупционная экспертиза проектов спорных нормативных правовых актов не проводилась.

Указанные акты обладают признаками нормативного правового акта, поэтому подлежали обязательной антикоррупционной экспертизе, что административным ответчиком не было сделано.

Таким образом, Нурминской сельской администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл допущено незаконное бездействие, что создает угрозу для нарушения прав граждан и иных заинтересованных лиц при применении указанных правовых актов.

Кроме того, главой Нурминской сельской администрации ФИО1 представлено заявление о признании административных исковых требований, подписано ей лично.

В соответствии с нормами ст.ст. 46, 157 КАС РФ административный ответчик вправе признать иск. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон.

Судом признание иска административным ответчиком принято, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В связи с чем, административный иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175–180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора Медведевского района Республики Марий Эл, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Нурминской сельской администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл о признании бездействия незаконным удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Нурминской сельской администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов: постановление сельской администрации от 21.09.2021 № 80 «О внесении изменения в административный регламент Нурминской сельской администрации по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство»; постановление сельской администрации от 16.11.2021 № 103 «Об утверждении Административного регламента Нурминской сельской администрации по предоставлению муниципальной услуги «Направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомленияо несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке»;постановление сельской администрации от 16.11.2021 № 104 «Об утверждении Административного регламента Нурминской сельской администрации по предоставлению муниципальной услуги «Направление уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности», а также проектов указанных нормативных правовых актов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.С. Попова

Мотивированное решение составлено 4 февраля 2022 года.

Решение10.02.2022