ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1960/20 от 28.04.2021 Калининского районного суда (Тверская область)

№ 2а-293/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Калининский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Пищелевой Ю.В.,

при секретаре Миллер Е.А.,

с участием представителя административного истца Г.М.В.,

представителя административных ответчиков Военного комиссара Тверской области Я.И.В., ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» Р.И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Т.Д.А.

к ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», военному комиссариату Калининского района Тверской области, призывной комиссии военного комиссариата Калининского района Тверской области, военному комиссару Калининского района Тверской области, военному комиссару Тверской области Я.И.В. о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Г.М.В., действующая на основании доверенности в интересах Т.Д.А., обратилась в суд с административным иском к ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», военному комиссариату Калининского района Тверской области, призывной комиссии военного комиссариата Калининского района Тверской области, военному комиссару Калининского района Тверской области, военному комиссару Тверской области Я.И.В. о признании бездействия незаконным, указывая, что Т.Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете и является призывником Военного комиссариата Калининского района Тверской области. 05.10.2019 Т.Д.А. обратился к военному комиссару Калининского района Тверской области с заявлением, в котором, ссылаясь на ч. 3 ст. 59 Конституции РФ и ст. 2 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», просил вынести заключение о замене Т.Д.А. прохождения военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. В своем заявлении Т.Д.А. указывал, что он не отказывается выполнить свой гражданский долг перед Отечеством, но является глубоко верующим человеком, поэтому не может брать в руки оружие. Как следует из резолюции на данном заявлении, к рассмотрению на призывной комиссии Калининского района оно было назначено на 07.11.2019. Ссылаясь на Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", указала, что в данном случае заявление Т.Д.А. в установленный законом срок и в установленном Законом порядке не рассматривалось, предусмотренный Законом месячный срок соблюден не был, Т.Д.А. не был в установленном Законом порядке уведомлен о времени и месте заседания комиссии, заседание было проведено в его отсутствие, решение комиссии Т.Д.А. не выдавалось ни в установленный законом срок, ни с его нарушением. Заявление Т.Д.А. было рассмотрено без его участия и летом 2020 года он получил повестку, в которой ему предписывалось 08.07.2020 явиться в Военный комиссариат Калининского района Тверской области для мероприятий, связанных с призывом. Никаких документов, указывающих на то, к какому именно виду службы (военная по призыву или альтернативная гражданская) призывается Т.Д.А. административному истцу не предоставлялось. Также не предоставлялись сведения о том, где именно он должен будет проходить свою службу. Никогда ранее и позднее повесток, обязывающих явиться в военный комиссариат для прохождения воинской службы, Т.Д.А. не получал. 08.07.2020 представитель административного истца по доверенности Г.М.В. обратилась в военный комиссариат Калининского района Тверской области за разъяснениями о том, на какую именно службу призывается Т.Д.А., в чем она будет выражаться и где будет проходить, на что письменных разъяснений и каких-либо документов представителю административного истца представлено не было, но было пояснено, что Т.Д.А. призывается на альтернативную гражданскую службу в ГБС учреждение Рязанской области «Ухорский психоневрологический диспансер» на должность уборщик помещений и прибыть в данное учреждение Т.Д.А. должен не позднее 15.07.2020. Все доводы о том, что Т.Д.А. является отцом гиперактивного ребенка Т.М.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с которым одной супруге тяжело справиться, его супруга находится в декретном отпуске и административный истец фактически является единственным кормильцем семьи, поэтому Т.Д.А. просил перевести его для прохождения службы куда-нибудь поближе к дому, тем более, что одно из почтовых отделений г. Москвы было готово принять его для прохождения альтернативной гражданской службы, остались без ответа и внимания административного ответчика. Никакого решения об удовлетворении или отказа в удовлетворении требований Т.Д.А. административным ответчиком вынесено не было. Тем самым в действиях должностного лица имелись признаки бездействия. Указанное бездействие должностного лица административным истцом вышестоящему руководителю не обжаловалось. В настоящий момент супруга Т.Д.А. - Т.В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете по беременности в женской консультации № 6 обособленного подразделения ГКБ № 40 с диагнозом: <данные изъяты>. На основании изложенного, административный истец просил признать бездействие военного комиссариата Калининского района Тверской области, в том числе призывной комиссии военного комиссариата Калининского района Тверской области, выразившееся в неизвещении Т.Д.А. о времени и месте заседания призывной комиссии для рассмотрения заявления Т.Д.А., необеспечении возможности участия Т.Д.А. при проведения заседания комиссии, нарушении срока проведения заседания комиссии, предусмотренного Законом, невручении заявителю повестки с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу, невручении копии решения призывной комиссии, содержащего, в том числе, информацию о принятом по заявлению от 05.10.2019 решении о месте и порядке прохождения альтернативной гражданской службы в трехдневный срок со дня принятия решения, ненаправлении ответа на письменный запрос представителя от 17.11.2020, ненаправлении и несвоевременном направлении в адрес Т.Д.А. повесток об обязании явиться в военный комиссариат для прохождения альтернативной гражданской службы, незаконными, признать бездействие военного комиссара Калининского района Тверской области, выразившиеся в необеспечении предусмотренного Законом контроля за соблюдением сроков направления извещений Т.Д.А. о времени и месте заседания призывной комиссии для рассмотрения заявления Т.Д.А., а также повесток об обязании явиться в военный комиссариат для прохождения альтернативной воинской службы, несоблюдении предусмотренного Законом порядка и сроков проведения заседания комиссии для решения вопроса о направлении Т.Д.А. на альтернативную гражданскую службу, необеспечении контроля за вручением копии решения призывной комиссии, содержащего, в том числе информацию о принятом по заявлению от 05.10.2019 решении о месте и порядке прохождения альтернативной гражданской службы в трехдневный срок со дня принятия решения, необеспечении контроля за своевременным направлением ответа на письменный запрос представителя Т.Д.А. от 17.11.2020 незаконными, признать бездействие ФКУ Военный комиссариат Тверской области и военного комиссара Тверской области, выразившееся в неосуществлении должного контроля за порядком и сроками проведения заседания призывной комиссии военного комиссариата Калининского района Тверской области по заявлению Т.Д.А. от 05.10.2019, соблюдением сроков вручения решения и направления повесток и иной корреспонденции Т.Д.А. незаконными.

В судебное заседание административный истец Т.Д.А. не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом в силу ст. 100 КАС РФ. Свои интересы доверил представлять Г.М.В.

Представитель административного истца Т.Д.А.Г.М.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Указала, что Т.Д.А. был осмотрен врачами 02.07.2020, 08.07.2020 и 09.07.2020 в военкомат не приходил. Пояснила, что ответа на запрос от 17.11.2020 не получали, в материалах дела отсутствует уведомление о вручении письма.

Административный ответчик Военный комиссар Тверской области Я.И.В., извещенный о месте и времени проведения судебного заседания не явился, свои интересы доверил представлять Р.И.А.

Представитель административных ответчиков Военного комиссара Тверской области Я.И.В., ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» Р.И.А. относительно заявленных требований возражала, поддержав письменный отзыв, суть которого сведена к тому, что Т.Д.А. обратился к военному комиссару Тверской области с заявлением о замене прохождения военной службы по призыву альтернативной гражданской службы (АГС), в связи с его религиозными убеждениями. Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ призывная комиссия вынесла решение заменить Т.Д.А. службу по призыву на АГС. 02.07.2020 при вручении повестки о явке к месту прохождения военной службы Т.Д.А. заявил, что его не устраивает такое распределение и по распределению он не поедет, в связи с чем пропустил весенний призыв. Указала, что из протокола следует, что Т.Д.А. был на призывной комиссии, решение о замене ему было оглашено. Ответ на заявление от 17.11.2019 был направлен обычной почтой. Административными ответчиками контроль за призывной комиссией осуществляется в полном объеме.

Административные ответчики военный комиссар Калининского района, призывная комиссия военного комиссариата Калининского района, заинтересованные лица Государственная инспекция труда в Тверской области, Министерство обороны РФ, просившее рассмотреть дело без участия представителя и отказать в удовлетворении требований, Федеральная служба по труду и занятости, извещенные о месте и времени проведения судебного заседания надлежащим образом, своих представителей не направили, что не препятствует рассмотрению заявленных требований по существу.

Выслушав явившихся лиц, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Частью 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 22 Кодека административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

Отношения между гражданином и государством, связанные с призывом на военную (альтернативную гражданскую) службу, носят публичный характер, одна из сторон этих отношений (государство в лице уполномоченных органов) безусловно обладает властными полномочиями, в связи с чем признание незаконными бездействия военного комиссариата подлежит рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ, что отражено в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 г.).

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации).

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации, что следует из ст. 25 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву (статья 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе").

Организация альтернативной гражданской службы урегулирована статьей 6 названного федерального закона.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" направление гражданина на альтернативную гражданскую службу включает: подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее также - заявление); рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене; явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу; явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы (часть 1). Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссариатом и осуществляет призывная комиссия в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и настоящим Федеральным законом (часть 2). Согласно частям 3,4 названной статьи на мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата. Порядок направления граждан на альтернативную гражданскую службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 11 Федерального закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ установлено, что граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

Согласно статьи 12 названного закона заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии. О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно. Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, установленный пунктом 1 статьи 11 настоящего Федерального закона (часть 3). Гражданину, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, вручается повестка с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу (часть 6). Копия решения призывной комиссии должна быть выдана гражданину в трехдневный срок со дня принятия решения (часть 7).

Процедура рассмотрения призывной комиссией заявления о замене военной службы альтернативной гражданской службой связана с оценкой выступлений на заседании призывной комиссии самого гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, с анализом документов, представленных гражданином, и дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.

Указом Президента РФ от 30.03.2020 N 232 "О призыве в апреле - июле 2020 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" было постановлено осуществить с 1 апреля по 15 июля 2020 г. призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") призыву на военную службу, в количестве 135 000 человек.

Согласно материалам личного дела призывника Т.Д.А. в соответствии с пунктом "а" части 2 статьи 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением по очной форме обучения в Московском колледже архитектуры и градостроительства. Окончание обучения в образовательном учреждении 28 июня 2020 года. Таким образом, Т.Д.А. являлся лицом, подлежащим призыву в апреле – июле 2020 года.

Как следует из материалов дела, Т.Д.А. обратился к военному комиссару Тверской области Калининского района с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Согласно визы от 07.11.2019 на заявлении Т.Д.А., оно подлежало рассмотрению на призывной комиссии Калининского района.

Доводы административного истца о том, что 07.11.2019 являлось датой заседания призывной комиссии, своего подтверждения не нашли.

Как следует из протокола от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Т.Д.А. принято решение о замене службы по призыву на АГС. Таким образом, следует признать, что призывная комиссия рассматривала заявление Т.Д.А. 09 июля 2020 года.

Доводы административного истца о том, что решение о замене военной службы на альтернативную гражданскую было принято в его отсутствие, о месте и времени проведения призывной комиссии, он не был извещен, ему не была обеспечена возможность участия при проведении комиссии, ему не была вручена повестка с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, опровергаются протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку из него следует, что Т.Д.А. был осмотрен, жалоб на момент осмотра нет. Указанное в протоколе относимыми и допустимыми доказательствами не опровергнуто, утверждение Т.Д.А. о его отсутствии на комиссии носит голословный характер.

Довод административного иска о нарушении призывной комиссией установленного законом срока рассмотрения заявления о замене службы по призыву на АГС также не может являться основанием для признания бездействия незаконным, поскольку установленный абз. 2 п. 3 ст. 12 ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" срок рассмотрения заявления не является пресекательным, и с учетом специфики осуществления призыва на военную службу заявление могло быть рассмотрено призывной комиссией за пределами данного срока в период весеннего призыва 2020 года, то есть в период с 1 апреля по 15 июля 2020 г.

Ненаправление Т.Д.А. решения о замене военной службы на АГС в трехдневный срок не является основанием для признания бездействия незаконным, поскольку суду не представлено доказательств обращения административного истца за выдачей решения. Кроме того, из искового заявления и материалов личного дела призывника следует, что Т.Д.А. был осведомлен об удовлетворении своего заявления о замене военной службы, однако не был согласен с местом прохождения АГС.

Таким образом, поскольку судом установлено, что Т.Д.А. присутствовал на заседании призывной комиссии при положительном разрешении его заявления о замене военной службы альтернативной, срок рассмотрения заявления не является пресекательным, о содержании решения призывной комиссии был осведомлен, следует признать, что оснований полагать, что имело место бездействие военного комиссариата Калининского района Тверской области, в том числе призывной комиссии военного комиссариата Калининского района Тверской области выразившееся в неизвещении Т.Д.А. о времени и месте заседания призывной комиссии для рассмотрения заявления Т.Д.А., необеспечении возможности участия Т.Д.А. при проведении заседания комиссии, нарушении срока проведения заседания комиссии, предусмотренного Законом, невручении заявителю повестки с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу, невручении копии решения призывной комиссии, содержащего, в том числе, информацию о принятом по заявлению от 05.10.2019 решении о месте и порядке прохождения альтернативной гражданской службы в трехдневный срок со дня принятия решения, ненаправлении и несвоевременном направлении в адрес Т.Д.А. повесток об обязании явиться в военный комиссариат для прохождения альтернативной гражданской службы не установлено, поэтому в удовлетворении требований о признании такого бездействия незаконным следует отказать.

Также не нашел своего подтверждения довод административного истца о ненаправлении военным комиссариатом Калининского района Тверской области ответа на письменный запрос представителя Т.Д.А. от 17.11.2020, поскольку из материалов личного дела следует, что 30.11.2020 ответ на заявление от 17.11.2020 по поводу перевода Т.Д.А. для прохождения альтернативной службы ближе к месту жительства военным комиссариатом Калининского района Тверской области направлен.

Согласно пояснениям представителя административных ответчиков Рябовой И.А. ответы на заявления направляются простыми письмами. Таким образом, то обстоятельство, что ответ на заявление от 17.11.2020 административного истца направлен простым письмом без уведомления, не свидетельствует о допущенных ответчиком нарушениях закона, поскольку Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" не содержит обязательных требований о направлении ответа заказной корреспонденцией.

Таким образом, поскольку факт ненаправления ответа на заявление от 17.11.2020 своего подтверждения не нашел, в удовлетворении требования о признании бездействия военного комиссариата Калининского района Тверской области, в том числе призывной комиссии военного комиссариата Калининского района Тверской области, выразившееся в ненаправлении ответа на письменный запрос представителя от 17.11.2020 следует отказать.

Поскольку требования о признании бездействия военного комиссара Калининского района Тверской области, выразившегося в необеспечении предусмотренного Законом контроля за соблюдением сроков направления извещений Т.Д.А. о времени и месте заседания призывной комиссии для рассмотрения заявления Т.Д.А., повесток об обязании явиться в военный комиссариат для прохождения альтернативной воинской службы, несоблюдении предусмотренного Законом порядка и сроков проведения заседания комиссии для решения вопроса о направлении Т.Д.А. на альтернативную гражданскую службу, необеспечении контроля за вручением копии решения призывной комиссии, содержащего, в том числе, информацию о принятом по заявлению от 05.10.2019 решении о месте и порядке прохождения альтернативной гражданской службы, в трехдневный срок со дня принятия решения, необеспечении контроля за своевременным направлением ответа на письменный запрос представителя Т.Д.А. от 17.11.2020 незаконными, признании незаконным бездействия ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» и военного комиссара Тверской области, выразившегоеся в неосуществлении должного контроля за порядком и сроками проведения заседания призывной комиссии военного комиссариата Калининского района Тверской области по заявлению Т.Д.А. от 05.10.2019, соблюдением сроков вручения решения и направления повесток и иной корреспонденции Т.Д.А., вытекают из основных требований о признании незаконным бездействия военного комиссариата Калининского района Тверской области, в том числе призывной комиссии военного комиссариата Калининского района Тверской области, в удовлетворении которых было отказано, поскольку бездействие отсутствовало, названные требования удовлетворению также не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Т.Д.А. к ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», военному комиссариату Калининского района Тверской области, призывной комиссии военного комиссариата Калининского района Тверской области, военному комиссару Калининского района Тверской области, Военному комиссару Тверской области Я.И.В. о признании бездействия военного комиссариата Калининского района Тверской области, в том числе призывной комиссии военного комиссариата Калининского района Тверской области, выразившегося в неизвещении Т.Д.А. о времени и месте заседания призывной комиссии для рассмотрения заявления Т.Д.А., необеспечении возможности участия Т.Д.А. при проведении заседания комиссии, нарушении срока проведения заседания комиссии, предусмотренного Законом, невручении заявителю повестки с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу, невручении копии решения призывной комиссии, содержащего, в том числе, информацию о принятом по заявлению от 05.10.2019 решении о месте и порядке прохождения альтернативной гражданской службы в трехдневный срок со дня принятия решения, ненаправлении ответа на письменный запрос представителя от 17.11.2020, ненаправлении и несвоевременном направлении в адрес Т.Д.А. повесток об обязании явиться в военный комиссариат для прохождения альтернативной гражданской службы незаконным, признании бездействия военного комиссара Калининского района Тверской области, выразившегося в необеспечении предусмотренного Законом контроля за соблюдением сроков направления извещений Т.Д.А. о времени и месте заседания призывной комиссии для рассмотрения заявления Т.Д.А., повесток об обязании явиться в военный комиссариат дляпрохождения альтернативной воинской службы, несоблюдении предусмотренного Законом порядка и сроков проведения заседания комиссии для решения вопроса о направлении Т.Д.А. на альтернативную гражданскую службу, необеспечении контроля за вручением копии решения призывной комиссии, содержащего в том числе информацию о принятом по заявлению от 05.10.2019 решении о месте и порядке прохождения альтернативной гражданской службы в трехдневный срок со дня принятия решения, необеспечении контроля за своевременным направлением ответа на письменный запрос представителя Т.Д.А. от 17.11.2020 незаконными, признании бездействия ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» и военного комиссара Тверской области, выразившегоеся в неосуществлении должного контроля за порядком и сроками проведения заседания призывной комиссии военного комиссариата Калининского района Тверской области по заявлению Т.Д.А. от 05.10.2019, соблюдением сроков вручения решения и направления повесток и иной корреспонденции Т.Д.А. незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Калининский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Ю.В. Пищелева

Решение в окончательной форме изготовлено 13.05.2021

№ 2а-293/2021