ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1966/19 от 01.02.2019 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело №2а-1966/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 февраля 2019 г. г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Чижовой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Огай А.И.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации города Хабаровска к судебному приставу-исполнителю ОСП по Центральному району г. Хабаровска ФИО2, отделу судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительного сбора, освобождении от исполнительного сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Хабаровска обратилась в суд к судебному приставу-исполнителю ОСП по Центральному району г. Хабаровска ФИО2, отделу судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительного сбора, освобождении от исполнительного сбора, указав в качестве заинтересованного лица прокуратуру г.Хабаровска. В обоснование заявленных требований указано, что вступившим в законную силу решением Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования прокурора г.Хабаровска к администрации г.Хабаровска о признании незаконным бездействия межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с непринятием по результатам работы комиссии решения, предусмотренного требованиями п.46, 47 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности на межведомственную комиссию по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в месячный срок после вступления настоящего решения в законную силу, устранить допущенные нарушения и рассмотреть вопрос о проведении оценки жилого дома по <адрес> соответствии с требованиями, установленными Положением . ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем по Центральному району г.Хабаровска на основании исполнительного листа по указанному делу возбуждено исполнительное производство . ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем по Центральному району г.Хабаровска, при рассмотрении материалов исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с администрации г.Хабаровска исполнительского сбора в размере 50 000 руб. Администрация г. Хабаровска считает постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. При исполнении решения Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ у администрации г. Хабаровска отсутствовали виновные действия. Администрацией г. Хабаровска предпринимались необходимые меры по исполнению указанного решения суда, однако исполнение судебных решений администрацией г. Хабаровска возможно только в пределах денежных средств, предусмотренных решением Хабаровской городской Думы о бюджете городского округа. Взыскание исполнительского сбора за счет средств бюджета нарушает права всего населения муниципального образования, кроме того, ответственность органов местного самоуправления перед государством наступает на основании судебного решения. Считает, что судебному приставу-исполнителю при решении вопроса о взыскании исполнительского сбора - денежного взыскания за счет средств бюджета с администрации г. Хабаровска как органа местного самоуправления, наделенного полномочиями по решению вопросов муниципального образования городского округа «Город Хабаровск», необходимо руководствоваться нормами бюджетного законодательства. Статья 239 Бюджетного кодекса РФ запрещает взыскание исполнительского сбора за счет средств местного бюджета без наличия судебного акта. Просит постановление судебного пристава-исполнителя по Центральному району г. Хабаровска ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с администрации города Хабаровска исполнительского сбора в размере 50 000 руб. признать незаконным, освободить администрацию от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству

В судебном заседании представитель административного истца администрации города Хабаровска ФИО1 поддержала заявленные требования.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО2 требования истца не признала, указала, что в установленный срок администрацией г. Хабаровска решение суда не было исполнено, что послужило основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительного сбора. Кроме того, судебному приставу-исполнителю доказательств уважительности неисполнения решения суда представлено не было.

Представитель заинтересованного лица - прокуратуры г. Хабаровска в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, причины неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.

Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 1 КАС РФ, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, настоящее дело относится к административным делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и т.д.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено, что решением Центрального районного суда г. Хабаровска по делу от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, на межведомственную комиссию по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции возложена обязанность в месячный срок после вступления настоящего решения в законную силу, устранить допущенные нарушения и рассмотреть вопрос о проведении оценки жилого дома по <адрес>, в соответствии с требованиями, установленными Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскателю выдан исполнительный лист, на основании которого возбуждено исполнительное производство

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска ФИО2, при рассмотрении материалов исполнительного производства, вынесено постановление о взыскании с администрации города Хабаровска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

В данном случае, учитывая, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства содержалось предупреждение, о возможности взыскания исполнительского сбора, с указанием на необходимость указания должником условий невозможности добровольного исполнения исполнительного документа, тем не менее должник не указал судебному приставу-исполнителю на причины невозможности исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, и не представил данные подтверждающие соответствующие обстоятельства, соответственно постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Хабаровска не может быть признано незаконным.

Вместе с тем, из представленных суду материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком добровольно исполнен исполнительный документ, а именно рассмотрен вопрос о проведении оценки жилого дома по <адрес>, в соответствии с требованиями, установленными Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует заключение «О выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» от ДД.ММ.ГГГГ.

Вследствие чего, суд, установив отсутствие вины должника в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа, приходит к выводу о необходимости освободить администрацию города от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации города Хабаровска к судебному приставу-исполнителю ОСП по Центральному району г. Хабаровска ФИО2, отделу судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительного сбора, освобождении от исполнительного сбора удовлетворить частично.

Освободить администрацию города Хабаровска от взыскания исполнительского сбора на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска ФИО2 по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ-ИП.

В удовлетворении требований в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий: Н.А. Чижова