Дело № 2а-1966/2016 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2016 года г. Спасск-Дальний
Спасский районный суд Приморского края в составе председательствующего федерального судьи Миначёвой Т.В.,
с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора г. Спасска-Дальнего Сендецкой Ю.Ю.,
при секретаре судебного заседания Каракиян О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора г. Спасска-Дальнего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования к муниципальному комитету Духовского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутатов муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Спасска-Дальнего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования обратился в суд с настоящим административным иском, в котором указал, что в результате проведенной прокуратурой города Спасска-Дальнего проверки исполнения депутатами муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района законодательства о противодействии коррупции, выявлены факты ненадлежащего исполнения депутатами муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района обязанности по представлению сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Так, полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего, муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
Муниципальным комитетом Духовского сельского поселения Спасского муниципального района принято решение от ДД.ММ.ГГГГ. № «О предоставлении лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», а также Решение № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение муниципального комитета от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении лицами, замещающими муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
В соответствии с пунктом 2 указанного Положения лицо, замещающее муниципальную должность, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представляют по утверждённой Указом президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ форме сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Кроме того, в соответствии с п. 7 решения Муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района №, сведения о расходах, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», отражаются в соответствующем разделе справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, форма которой утверждена Указом Президента Российской Федерации по форме от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с положениями Методических рекомендаций направленных письмом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ№/П-7073 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения», случаи не представления сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера расцениваются как значительные коррупционные проступки, влекущие увольнение государственного (муниципального) служащего в связи с утратой доверия.
Проверкой установлено, что депутатами Муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района Т.В.П., Д.А.В., Л.Е.А., Д.А.П., Г.Н.А.Р.О.А., М.О.А., Б.Н.В. в нарушение требований законодательства, не представлены сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, расходах супруги.
Прокурором города в муниципальный комитет Духовского сельского поселения Спасского муниципального района внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и направлено предложение о рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутатов Духовского сельского поселения Спасского муниципального района Т.В.П., Д.А.В., Л.Е.А., Д.А.П., Г.Н.А.Р.О.А., М.О.А., Б.Н.В. муниципального комитета, однако, до настоящего времени решение Муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района по данному вопросу не принято.
В соответствии с ч. 11 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий; депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований законодательства, полномочия депутатов, совершивших значительные проступки коррупционной направленности, досрочно не прекращены.
По изложенному, прокурор просит признать незаконным бездействие Муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района; возложить на Муниципальный комитет Духовского сельского поселения Спасского муниципального района обязанность принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов Муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района: Т.В.П., Д.А.В., Л.Е.А., Д.А.П., Г.Н.А., Р.О.Г., М.О.А., Б.Н.В. по основанию, предусмотренному ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Административный истец в лице старшего помощника прокурора г. Спасска-Дальнего Сендецкая Ю.Ю. в судебном заседании уточнила исковые требования, просила признать незаконным бездействие Муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края, выразившееся в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутатов муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального Приморского края по основанию, предусмотренному ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; возложить на Муниципальный комитет Духовского сельского поселения Спасского муниципального района обязанность принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов Муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района Т.В.П., Д.А.В., Л.Е.А., Д.А.П., Г.Н.А., Р.О.Г., М.О.А., Б.Н.В., по основанию, предусмотренному ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Дополнила, что справка о доходах и расходах заполняется по программе, и при распечатывании, в ней отражается дата её составления и печати. Обязанность по её заполнению и представлению возложена на каждого депутата муниципального комитета. Представленные суду ответчиком справки о доходах распечатаны в ДД.ММ.ГГГГ года. Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ перечисленными в иске депутатами, справки о своих доходах и расходах и членов их семей, представлены не были, в связи с чем просит удовлетворить исковые требования.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО1, извещенный о дате и времени судебного разбирательства надлежащим образом посредством судебной повестки, в судебное заседание не явился. В представленной суду телефонограмме просил дело слушанием отложить в связи с нахождением в <адрес> по вызову Следственного комитета по делу, по которому он является потерпевшим. Принимая во внимание, что представителем ответчика не представлены суду соответствующие доказательства уважительности причин неявки в судебное заседание, суд, руководствуясь положением ч.2 ст.150 КАС РФ, счел причины его неявки неуважительными и рассмотрел дело в его отсутствие. Невозможность участия ФИО1 в судебном заседании, по мнению суда, не лишала возможности Муниципального комитета Духовского сельского поселения, извещенного о дате и времени судебного заседания заблаговременно, воспользоваться услугами иного представителя, имеющего высшее юридическое образование ( ст.55 КАС РФ).
В предварительном судебном заседании представитель административного ответчика ФИО1 административный иск не признал и пояснил суду, что документы не были надлежащим образом оформлены и представлены в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей бывшим председателем муниципального комитета Духовского сельского поселения К.Е.А. Справки депутатами муниципального комитета Духовского сельского поселения были предоставлены своевременно в иной форме, за исключением Т.В.П., который представил её ДД.ММ.ГГГГ. В отношении Т.В.П. имело место нарушение, но в настоящее время оно устранено. Бывший председатель муниципального комитета К.Е.А., допустивший халатное отношение, уволен ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем признаки бездействия отсутствуют. Таким образом, депутаты подавали справки своевременно, на основании их поданные сведения оформлялись по установленной форме позже, т.к. по вине председателя комитета поздно установили соответствующую программу. Просит в иске отказать.
Суд, изучив мнения сторон, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, считает, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула).
Согласно ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 7.1. ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В соответствии с ч. 10.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Пункт 4 ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Минтруда России, в рамках реализации пп. «в» п. 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и во исполнение подпункта "б" пункта 6 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 30 октября 2013 г. № Пр-2689, подготовил Методические рекомендации по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с Приложением № к Методическим рекомендациям, не представление сведений о своих доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и/или несовершеннолетних детей и при этом служащий не обратился в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений с заявлением о невозможности сделать это по объективным причинам, расценивается как значительный проступок, влекущий увольнение муниципального служащего в связи с утратой доверия.
В силу ч. 11 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
ДД.ММ.ГГГГ решением Муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района №, утверждено Положение о предоставлении лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В соответствии с п. 2 указанного Положения лицо, замещающее муниципальную должность, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представляет по утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ форме сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а именно:
а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;
б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
В целях проверки исполнения депутатами муниципального комитета Духовского сельского поселения обязанности по представлению сведений о доходах и расходах за ДД.ММ.ГГГГ года, прокуратурой г. Спасска-Дальнего проведена проверка, в ходе которой были выявлены факты непредоставления депутатами муниципального комитета сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также указанных сведений в отношении своего супруга (супруги) и несовершеннолетних членов своей семьи.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанные сведения не представили депутаты: Т.В.П., Д.А.В., Л.Е.А.Д.А.П., Г.Н.В., Р.О.А., М.О.А., Б.Н.В.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором г. Спасска-Дальнего Приморского края председателю Муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района В.А.В. внесено представление №дсп об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции в сфере муниципальной службы, а именно: принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства о противодействии коррупции в сфере муниципальной службы, причин и условий им способствующих; привлечь виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов муниципального комитета, допустивших указанные нарушения.
В установленный законом месячный срок, решение Муниципальным комитетом Духовского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края, по перечисленным в представлении прокурора нарушениям, не принято.
Доводы представителя ответчика о том, что указанные сведения были представлены своевременно, несостоятельны по следующим основаниям.
Как следует из объяснения К.Е.А., осуществлявшей в период с ДД.ММ.ГГГГ года полномочия председателя Муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ справки депутатами предоставлены не были.
Из сообщения от ДД.ММ.ГГГГ№ председателя муниципального комитета Духовского сельского поселения В.А.В., избранного решением Муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, следует, что сведения о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера были утеряны, находятся в стадии восстановления в срок до ДД.ММ.ГГГГ. При этом доказательств, что указанные сведения были представлены, но утеряны, представителем ответчика в нарушение ч. 11 ст. 226 КАС РФ не представлено.
Представленные в материалы дела справки о доходах депутатов и членов их семей, несмотря на то, что они датированы ДД.ММ.ГГГГ, выведены на печать в ДД.ММ.ГГГГ года, а также справки о состоянии вкладов от ДД.ММ.ГГГГ года, свидетельствуют о нарушении сроков предоставления депутатами Т.В.П., Д.А.В., Л.Е.А., Д.А.П., Г.Н.В., Р.О.А., М.О.А., Б.Н.В. сведений о своих доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, и доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и/или несовершеннолетних детей.
Принимая во внимание, что непредставление депутатами Духовского сельского поселения Спасского муниципального района Т.В.П., Д.А.В., Л.Е.А., Д.А.П., Г.Н.В., Р.О.А., М.О.А., Б.Н.В. сведений о своих доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, и доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и/или несовершеннолетних детей, является основанием для прекращения их полномочий, бездействие муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района, выразившееся в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутатов, является незаконным и нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления, препятствует совершенствованию механизма контроля за расходами.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора г. Спасска-Дальнего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края, выразившееся в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутатов муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального Приморского края по основанию, предусмотренного ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Возложить на Муниципальный комитет Духовского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края обязанность принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов Муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района: Т.В.П., Д.А.В., Л.Е.А., Д.А.П., Г.Н.А., Р.О.Г., М.О.А., Б.Н.В. по основанию, предусмотренному ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца через Спасский районный суд.
Судья Миначёва Т.В.