ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1966/2017 от 08.06.2017 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Дело №2а-1966/2017.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июня 2017 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Тумуровой А.А., при секретаре судебного заседания Цыдыповой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г.Улан-Удэ о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия, возложении обязанности согласовать проведение публичного мероприятия на основании уведомления от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации г.Улан-Удэ о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия, возложении обязанности согласовать проведение публичного мероприятия на основании уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, о взыскании судебных расходов по уплате госпошлины.

В обоснование указано, что 29.05.2017 года истец подал в Администрацию г.Улан-Удэ уведомление о проведении 12 июня 2017 года с 14.00 час. до 16.00 час. публичного мероприятия – митинга. Место проведения митинга – <...> цель проведения митинга: создание атмосферы тотальной нетерпимости к коррупции. Предполагаемое количество участников – 1 тыс. человек. 31.05.2017 года письмом №01510074 ответчик уведомил истца об отказе в согласовании места и времени проведения публичного мероприятия со ссылкой на то, что в указанное время 12.06.2017 года на пл.Советов согласно сводному плану запланировано проведение праздничного мероприятия и концерта «Поет вся страна», посвященного празднованию «Дня России – 2017». Также истцу было предложено изменить место публичного мероприятия на парк Юбилейный с 09.00 до 11.00 час. Полагает отказ в согласовании проведения публичного мероприятия в месте и времени, испрашиваемых истцом, неправомерным, т.к. ссылка ответчика на запланированное на площади Советов праздничное мероприятие не соответствует действительности. В размещенных в открытом доступе на сайте Администрации г.Улан-Удэ годовом, квартальном и месячном планах сведения о конкретных мероприятиях с указанием их даты, времени и места проведения отсутствуют. В то же время, такие сведения содержаться в недельном плане. На момент подачи уведомления о проведении публичного мероприятия, а также на момент принятия оспариваемого решения по уведомлению, недельный план на проведение мероприятий, запланированных на 12 июня 2017 года, отсутствовал. Отсутствовал он и на момент подачи иска. Следовательно, на момент принятия решения, мероприятия, назначенные на 12 июня 2017 года, отсутствовали и не могли быть известны ответчику. Также указано, что цель митинга предполагает обращение, которое должно быть донесено до общественности и до высших органов власти, которые расположены в центре города. Предложенное ответчиком место проведения публичного мероприятия не обеспечивает достижения его целей, поскольку находятся на значительном удалении от органов власти, к которым адресуется обращение участников и организаторов публичного мероприятия. Предложенное время проведения публичного мероприятия с 09 час. до 11 час. также не достигает его цели. 12.06.2017 года является нерабочим праздничным днем и проведение мероприятия в раннее время суток не обеспечит донесение цели мероприятия до общественности. Таким образом, предложенный альтернативный вариант проведения публичного мероприятия не в полной мере соответствует требованиям Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», технически нереализуем и не соответствует его социально-политическому значению. С учетом изложенного письмо ответчика противоречит ст.31 Конституции РФ, ч.3 ст.12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и нарушает установленные Конституцией РФ права истца как гражданина РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

В судебном заседании истец ФИО1 просил иск удовлетворить по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснив, что в соответствии с оспариваемым письмом основанием для отказа в согласовании проведения митинга послужило запланированное проведение праздничного мероприятия и концерта на пл.Советов. Однако, в протоколе совещания от ДД.ММ.ГГГГ указано, что начало концертной программы «Поет вся страна» на пл.Советов запланировано на 17.00 час. В протоколе от ДД.ММ.ГГГГ также указано время начала концерта на пл.Советов 17 час. В представленном порядке проведения праздничного мероприятия и концерта, посвященных Дню России, отсутствует дата его принятия и дата подписания. В связи с чем, возможно, что данный порядок был принят позже подачи уведомления. Кроме того, содержание порядка не соответствует представленным протоколам совещаний. В письме ответчик фактически отказал в согласовании проведения публичного мероприятия, т.к. им были указаны конкретные время и место проведения митинга. Предложение иного времени и места проведения мероприятия должно расцениваться как отказ в согласовании его проведения.

Представитель ответчика Администрации г.Улан-Удэ по доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения иска, поддержав доводы письменного отзыва, дополнительно указав, что протоколы совещаний от 22 и 26 мая 2017 года предусматривают ряд мероприятий, запланированных к проведению, в том числе на пл.Советов. В протоколах содержаться только основные моменты совещаний. Сам порядок проведения праздничного мероприятия и концерта не противоречит протоколам, имеющим межведомственный и информационный характер. План мероприятий был уточнен в рамках межведомственного взаимодействия. Предложение об изменении места и времени проведения публичного мероприятия не является отказом в его проведении, в данном случае орган местного самоуправления исполнил обязанность, возложенную на него законом.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.

В силу ст.8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов текущего дня по местному времени, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания (ст.9 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях").

Согласно ст.12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:

1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;

2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;

3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия и в орган внутренних дел для организации взаимодействия по надлежащему обеспечению общественной безопасности участников публичного мероприятия и иных лиц;

4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;

6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;

7) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", своевременно информировать об этом соответствующие органы государственной охраны.

В соответствии с ч.3 ст.12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 уведомил Администрацию г.Улан-Удэ о проведении митинга на пл.Советов 12 июня 2017 года с 14 час. до 16 час. с целью создания атмосферы тотальной нетерпимости к коррупции. В уведомлении указано предполагаемое количество участников – 1 тыс. человек, использование звукоусиливающей аппаратуры, плакатов, флагов и иных средств наглядной агитации.

31 мая 2017 года Администрация г.Улан-Удэ информировала ФИО1 о том, что в указанное в уведомлении время 12.06.2017 года на пл.Советов согласно сводному плану запланировано проведение праздничного мероприятия и концерта «Поет вся страна», посвященного празднованию «Дня России – 2017» и предложила изменить место проведения публичного мероприятия на парк Юбилейный с 09 час. до 11 час.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей (Определение Конституционного Суда РФ от 02 апреля 2009 года N 484-О-П).

При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов (Постановление Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2013 года N 4-П).

Как ранее установлено, уведомление о проведении публичного мероприятия было принято и зарегистрировано в соответствии с требованиями закона. Администрация г.Улан-Удэ рассмотрела уведомление и предложила изменить место проведения публичного мероприятия.

Такое предложение обусловлено реально существующими обстоятельствами, поскольку 12 июня 2016 года на пл.Советов в это же время будут проводится другие мероприятия, связанные с празднованием Дня России.

Указанное подтверждается планом основных республиканских мероприятий на 2017 год, планами работы Администрации г.Улан-Удэ на 2017 год, на II квартал 2017 года, на июнь 2017 года, планом работы Комитета по социальной и молодежной политике г.Улан-Удэ на июнь 2017 года, планом работы Комитета по культуре Администрации г.Улан-Удэ, порядком проведения Праздничного мероприятия и концерта «Поет вся страна!», посвященных Дню России.

Само по себе отсутствие в открытом доступе на момент подачи уведомления и настоящего иска недельного плана с указанием мероприятий, запланированных на 12 июня 2017 года, не свидетельствует о необоснованности предложения Администрации г.Улан-Удэ об изменении места и времени проведения публичного мероприятия.

Как установлено, порядок проведения праздничного мероприятия и концерта, посвященных Дню России, согласован руководителем Администрации г.Улан-Удэ. Отсутствие даты принятия указанного порядка и даты его подписания не опровергает факт невозможности проведения одновременно различных мероприятий, имеющих разные цели. Согласно представленным протоколам совещаний от 22.05.2017 года и 26.05.2017 года уполномоченные органы предварительно осуществляли совместную работу по планированию и подготовке праздничных мероприятий празднования Дня России.

Таким образом, предложение об изменении места проведения мероприятия является обоснованным, соответствует п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Оспариваемый ответ Администрации г.Улан-Удэ не является отказом в согласовании проведении публичного мероприятия, представляет собой предложение об изменении места его проведения в соответствии с п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Доводы истца о том, что отказ в согласовании конкретного места и времени проведения публичного мероприятия фактически является отказом в его проведении, основаны на неверном толковании норм права.

Предложенный ответчиком вариант проведения публичного мероприятия позволяет истцу реализовать цели проведения запланированного мероприятия, включая свободное размещение аналогичного количества участников мероприятия, свободное формирование, выражение, выдвижение ими своих мнений и требований, а также доведение их до соответствующих адресатов (участников мероприятия и неограниченного круга мимо проходящих лиц).

При этом доводы истца о том, что предложенное ответчиком место проведения публичного мероприятия не обеспечивает достижение целей, поскольку находятся на значительном удалении от органов власти, к которым адресуется обращение участников и организаторов публичного мероприятия, суд признает несостоятельными, поскольку 12 июня в силу ст.112 Трудового кодекса РФ является нерабочим праздничным днем, в том числе и для сотрудников (служащих и работников) государственных и муниципальных органов власти.

Доводы о том, что предложенное время проведения публичного мероприятия с 9 час. до 11 час. не обеспечит донесение цели мероприятия до общественности доказательствами не подтверждаются, фактически является только предположением истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Судья: А.А. Тумурова