ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1966/2022 от 14.10.2022 Соломбальского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело 2а-1966/2022

УИД 29RS0024-01-2022-002158-66

14 октября 2022 года г. Архангельск

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Соломбальский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего судьи Ждановой К.И.,

при секретаре судебного заседания Федоровцевой А.А.,

с участием старшего помощника прокурора г. Архангельска ФИО5, представителя администрации городского округа «Город Архангельск» ФИО6, представителя ООО «Управляющая компания «Мегаполис» ФИО7, представителя Государственной жилищной инспекции Архангельской области ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Архангельска ФИО1, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского округа «Город Архангельск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры по предубеждению чрезвычайной ситуации,

установил:

заместитель прокурора города Архангельска ФИО1, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа «Город Архангельск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры по предубеждению чрезвычайной ситуации.

В обоснование требований указал, что по доводам обращения ФИО4 об угрозе обрушения многоквартирного <адрес> прокуратурой города проведена проверка, в ходе которой установлено, что заключением межведомственной комиссии от 13.11.2014 № 352 многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Правительства области от 26.03.2019 № 153-пп утверждена адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019 – 2025 годы». <адрес> включен в указанную программу и планируется к расселению к 30.09.2024. До настоящего времени дом не расселен, при этом имеет существенную деформацию несущих конструкций, принимаемые управляющей компанией меры для укрепления несущих конструкций дома, а именно установка поддерживающих устройств (городки), подпоров стены с внешней стороны ома, не привели к остановке процесса их разрушения.

Безопасность как жителей дома, так и лиц, находящихся в непосредственной близости от дома, не обеспечена, имеется угроза обрушения дома.

Ссылаясь на названные обстоятельства и требования Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», с учетом уточнения требований заместитель прокурора города просил суд признать бездействие администрации городского округа «Город Архангельск», выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации в связи с угрозой жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в связи с угрозой обрушения многоквартирного <адрес><адрес>, незаконным; обязать администрацию городского округа «Город Архангельск» принять меры по предупреждению чрезвычайной ситуации в связи с угрозой жизни и здоровью неопределенного круга лиц в связи с угрозой обрушения многоквартирного <адрес> путем расселения нанимателей <адрес>, расселения собственников <адрес> в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; обратит решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Архангельска ФИО5 требования поддержала, пояснила, что состояние дома представляет реальную угрозу жизни и здоровью не только жителей дома, но и неопределенного количества лиц, находящихся в непосредственной близости от дома, поскольку дом может обрушиться в любой момент, необходимо срочно расселить жильцов дома.

Представитель администрации городского округа «Город Архангельск» ФИО6 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований прокурора, указав на то, что расселение граждан планируется до конца 2022 года во вновь построенные дома в рамках программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019 – 2025 годы».

В судебном заседании представитель ООО «Управляющая компания «Мегаполис» ФИО7 с требованиями административного истца согласилась, просила удовлетворить, дополнительно пояснила, что управляющей компанией предпринимаются все возможные меры для предотвращения обрушения дома, однако этого недостаточно.

Принимающий участие в судебном заседании специалист Государственной жилищной инспекции Архангельской области ФИО8 пояснила, что в ее присутствии 06.10.2022 составлен акт обследования жилого многоквартирного дома, установлено, что имеются видимые следы разрушения, дом грозит обрушением.

Заинтересованные лица МУ ГО «Город Архангельск» «ИРЦ», Управление по вопросам семьи, опеки и попечительства, надлежащим образом извещенные о судебном заседании, в суд не явились, представили заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Заслушав явившихся в судебное заседание участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В силу требований пункта 8 части 1 статьи 16 вопросы участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа отнесены к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

Как следует из материалов дела, заключением межведомственной комиссии от 13.11.2014 № 352 многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Правительства области от 26.03.2019 № 153-пп утверждена адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019 – 2025 годы». <адрес> включен в указанную программу и планируется к расселению к 30.09.2024.

Актом технического обследования многоквартирного жилого дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по совокупности признаков физического износа на момент проведения обследования физическое состояние жилого дома не удовлетворяет требованиям безопасности, совокупный физический износ более 80 % (л.д. 102).

Из обращения жильца дома ФИО4 к прокурору Архангельской области следует, что жители аварийного дома ждут расселения уже 8 лет.

Полагая, что администрация городского округа «Город Архангельск» неправомерно бездействует, не принимая мер к расселению дома, угрожающего обрушением, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, их имуществу, заместитель прокурора города Архангельска обратился в суд с настоящим административным иском.

В соответствии с пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение), на основании заключения межведомственной комиссии орган местного самоуправления принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения (в частности, решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу), и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2009, в силу приведенных положений жилищного законодательства, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является исключительно компетенцией органа местного самоуправления.

Вместе с тем использование данных полномочий вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества, в частности, установление таких сроков без учета их объективной разумности, как и того обстоятельства, представляет ли здание опасность для жизни и здоровья людей по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, применительно к изложенному может служить основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными.

Из справки консультанта инспекторского отдела государственной жилищной инспекции Архангельской области ФИО3, привлеченной для участия в проверке прокуратуры города Архангельска в качестве специалиста, следует, что 06.10.2022 в 12 час 00 мин проведено визуальное обследование строительных конструкций многоквартирного <адрес> на предмет их технического состояния. В ходе визуального обследования установлено: неисправность фундамента дома (искривление горизонтальных линий стен, неравномерная осадка здания, деревянные сваи и установленные ранее поддерживающие устройства в виде «городков» поражены гнилью, деревянные сваи утратили несущую способность); неисправность наружных и внутренних стен здания (неравномерная осадка, гниль, деформация стен, отклонение от вертикали, нижние венцы поражены гнилью); неисправность перекрытий (уклоны, зыбкость, прогибы, поражение гнилью); неисправность кровли (протечки, сколы шиферных листов), поражение гнилью деревянных конструкций (обрешетки и стропил), нарушения сопряжения элементов крыши; полы поражены гнилью, имеются просадки, щели, стертость досок, уклоны, зыбкость; неисправность оконных и дверных проемов (перекосы, имеются не плотности по периметру оконных и дверных коробок, зазоры в притворах переплетов и дверей, загнивание и коробление элементов заполнений, ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен, щели в соединениях отдельных элементов между собой); неисправность обшивки цоколя по периметру дома (искривление, поражение гнилью; коробление); неисправность наружной отделки (коробление обшивки здания, стертость окрасочных слоев); неисправность лестниц (гниль, стертость ступеней, уклоны); неисправность крылец (зыбкость ступеней, значительный уклон в сторону здания).

Также в ходе визуального обследования установлено, что со стороны главного фасада дома установлены поддерживающие устройства в виде «подпорок» стены из деревянных брусьев, также установлены временные поддерживающие устройства в виде «городков». На деревянных конструкциях кровли (в узлах сопряжения подкосов и стоек, подкосов и стропил) установлены маяки для наблюдения за развитием и контроля неравномерных осадок и деформаций фундамента дома, в нескольких местах маяки разошлись.

В результате визуального обследования установлено, что под воздействиемнагрузки от веса здания фундамент дома подвергся значительному разрушению,деформировался, что явилось причиной неравномерной осадки; осадка стенобуславливает перекос перекрытий, полов, оконных и дверных заполнений;существует угроза обрушения дома.

Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста ФИО9 пояснила, что с учетом погодных условий, промерзания грунта и под тяжестью снега многоквартирный <адрес> может обрушиться (сложится) в любой момент.

При таких обстоятельствах по делу, принимая во внимание техническое состояние многоквартирного жилого дома, грозящего обрушением и представляющего опасность жизни и здоровью людей, сохранности их имущества, суд приходит к выводу о необходимости принятия мер к незамедлительному расселению жильцов названного дома.

Ссылка административного ответчика на то обстоятельство, что дом включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 -2025 годы», собственники квартир 3, 6, 7, 12 на сегодняшний день расселены, наниматели квартир 2, 4, 5, 8, 9, 10, 11 будут расселены до конца 2022 года во вновь построенные дома в рамках программы, не может являться основанием для заведомого оставления жильцов дома в ситуации, создающей реальную угрозу для их жизни и здоровья.

С учетом изложенного, требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора города Архангельска ФИО1, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского округа «Город Архангельск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры по предубеждению чрезвычайной ситуации удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского округа «Город Архангельск», выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации в связи с угрозой жизни и здоровью неопределенного круга лиц в связи с угрозой обрушения многоквартирного <адрес>.

Обязать администрацию городского округа «Город Архангельск» принять меры по предупреждению чрезвычайной ситуации в связи с угрозой жизни и здоровью неопределенного круга лиц в связи с угрозой обрушения многоквартирного <адрес> путем расселения нанимателей <адрес>, расселения собственников <адрес> в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 28 октября 2022 года.

Председательствующий К.И. Жданова