Дело **
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
**** г. ***
Железнодорожный районный суд *** в составе судьи Буйлука А.А. при секретаре Носовой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора *** к администрации ***, мэрии *** о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии участия в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории *** и возложении обязанности устранить выявленные нарушения,
установил:
*** обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации ***, мэрии ***. В обоснование иска указано, что **** прокуратурой района организован объезд территории *** на предмет выявления несанкционированных свалок мусора. В ходе проверки установлено, что имеется захламленность бытовыми (в том числе неразлагающимися) отходами на участках: вблизи домов ** по *** и ** по *** в непосредственной близости реки ***; от *** до *** в непосредственной близости реки ***; вблизи домов №** по *** в непосредственной близости реки1**.
Размещение на указанных территориях отходов производства и потребления является нарушением ст. 51 Федерального закона от **** №7-ФЗ «об охране окружающей среды» и ст. 12 Федерального закона от **** №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Проверка показала, что администрация *** ненадлежащим образом осуществляет контроль за соблюдением Правил благоустройства территории ***, утвержденных решением Совета депутатов *** от ******, меры по устранению свалок предпринимает не в полном объеме.
Согласно п.п. 18, 19 ст. 14 Федерального закона от ******-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к предметам ведения местного самоуправления относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Из п. 11 ст. 16 закона следует, что к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
К вопросам местного значения *** относится организация мероприятий по охране окружающей среды, на что указывает п. 12 ст. 9 Устава ***, принятого решением городского Совета Новосибирска от ******.
В соответствии с положениями ч. 3 п.п. 1, 5, 8, 9, 13, 14, 16, 17 ст. 42 Устава ***, в целях решения вопросов местного значения мэрия *** обладает следующими полномочиями в области использования и охраны земель, охраны природы, недропользования и благоустройства:
- владеет, пользуется и распоряжается земельными участками, воднымиобъектами, лесными участками, находящимися в муниципальной собственности***;
- разрабатывает и реализует программы использования и охраны земель;
осуществляет организацию особо охраняемых природных территорий местного значения;
осуществляет муниципальный земельный контроль за использованием земель ***;
- организует мероприятия по охране окружающей среды;
- организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов;
организует благоустройство территории *** (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использование, охрану, защиту, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах ***;
- а также обладает иными полномочиями в области использования и охраны земель, охраны природы, недропользования, благоустройства в соответствии с федеральными законами, законами ***.
*** принимает участие в организации мероприятий по охране окружающей среды, в организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в организации благоустройства и озеленения территории района, организовывает работу по выявлению нарушений требований земельного законодательства по использованию земельных участков на территории района.
В соответствии с п. 3.1.2 решения Совета депутатов *** от ****** «О правилах благоустройства территории ***» уборка городских территорий включает в себя сбор и вывоз отходов производства и потребления.
Согласно п. 3.5.2 Правил отходы производства и потребления подлежат сбору, сортировке, переработке, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Пунктом 3.5.9 Правил предусмотрено, что ответственные лица обязаны: обеспечивать своевременную, не реже одного раза в месяц, очистку и дезинфекцию урн, контейнеров, контейнерных площадок, сборников (выгребов) для жидких отходов; обеспечивать организацию вывоза отходов производства и потребления и контроль за выполнением графика их удаления.
В соответствии с п. **** вышеуказанных Правил запрещается: размещение отходов производства и потребления в несанкционированных местах, в том числе на территориях рекреационных зон, а также на территориях водоохранных зон водных объектов и прибрежных защитных полос; совершение иных действий, способных оказать вредное воздействие отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
В соответствии с п.п. 14.1, 14.2 осуществление контроля за соблюдением вышеуказанных Правил благоустройства территории *** осуществляется мэрией *** и ее структурными подразделениями, которым, в том числе, является администрация ******.
Кроме того, в соответствии с Постановлением мэрии *** от ****** "Об организации вывоза твердых бытовых отходов с территории индивидуальной жилой застройки ***" в целях реализации Федерального закона от **** N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", соблюдения требований СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", а также исключения возникновения несанкционированных мест размещения отходов на территории *** на администрации районов возложена обязанность организовать работу по заключению договоров с собственниками индивидуальных жилых домов на вывоз твердых бытовых отходов.
Исходя из выявленного места несанкционированной свалки по 3-му Красногорскому переулку работа по заключению договоров на вывоз твердых бытовых отходов с собственниками индивидуальных жилых домов на указанной улице, а также на других улицах организована администрацией *** ненадлежащим образом.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Земельного кодекса РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Согласно п. 2 ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации,загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Пунктом 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ установлено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Согласно п. 2 Приложения ** к Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утвержденной приказом Минприроды РФ от **** N 160, под захламлением земель понимается размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от **** N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В области использования и охраны земель, охраны природы, благоустройства согласно п.п. 2.3.5, 2.3.6, 2.3.7, 2.3.8 решения городского Совета Новосибирска «О территориальных органах мэрии ***» от ****** администрация района принимает участие в организации мероприятий по охране окружающей среды, в организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в организации благоустройства и озеленения территории района, организовывает работу по выявлению нарушений требований земельного законодательства по использованию земельных участков на территории района.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от **** N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Ненадлежащее участие в организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории *** привело к образованию и длительному нахождению на землях населенных пунктов несанкционированных свалок, захламлению земель.
Истец просил признать незаконным бездействие администрации *** и мэрии ***, выразившегося в непринятии участия в организации мероприятий по охране окружающей среды, в организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, ликвидации несанкционированных свалок, отсутствии организованной работы по заключению договоров с собственниками индивидуальных жилых домов на вывоз твердых бытовых отходов с целью исключения несанкционированных свалок и возложении обязанности принять меры к ликвидации несанкционированных свалок мусора и очистке территорий: вблизи домов ** по *** и ** по *** в непосредственной близости реки ***; от *** до *** в непосредственной близости реки ***; вблизи домов №** по *** в непосредственной близости реки ***.
Помощник прокурора Мальцев Д.С. в судебном заседании иск поддержал, дав пояснения аналогичные доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика мэрии *** в судебное заседание не явился, мэрия *** о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации ******ФИО1 в судебном заседании иск не признала. В обоснование возражений пояснила, что истцом не представлено доказательств, что спорная территория заполнена мусором. В материалах дела отсутствует схема, позволяющая определить границы территории, занятой отходами, и установить иных землепользователей. Работниками отдела благоустройства и озеленения администрации совместно с работниками муниципального учреждения «Центральное» был осуществлен осмотр территорий, указанных в заявлении. В ходе осмотра обнаружено, что вся территория заснежена, и установить наличие несанкционированного складирования отходов не представляется возможным.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от **** N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В ст. 13 Федерального закона от **** N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от **** N 607-ст), несанкционированные свалки отходов - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
В п. 4.11 ГОСТ 30772-2001, ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" указано, что к объектам размещения отходов относятся: полигоны, шламохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.
Судом установлено, что прокуратурой *** в рамках надзорных полномочий в целях проверки исполнения требований ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» был осуществлен объезд территории *** на предмет выявления несанкционированных свалок мусора, в результате которого установлено, что имеется захламленность бытовыми (в т.ч. неразлагающимися) отходами на участках: вблизи домов ** по *** и ** по *** в непосредственной близости реки ***; от *** до *** в непосредственной близости реки ***; вблизи домов №** по *** в непосредственной близости реки ***. При объезде территории производилось фотофиксация с использованием технического средства и был составлен акт осмотра от **** (л.д. 12-20). Как следует из данного акта при осмотре проводилось только фотографирование, никакие другие документы при осмотре территории не составлялись, границы земельных участков и землепользователи не устанавливались.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Факт расположения и наличия несанкционированных свалок мусора оспаривается представителем ответчика. Приобщенные к акту осмотра от **** (л.д. 27) фотографии не позволяют установить конкретные границы земельных участков и их землепользователей. При осмотре территории схема расположения свалок не составлялась. Представленные ответчиком – администрацией *** по Железнодорожному, Заельцовскому и ***м *** фотографиями, сделанными после предъявления в суд настоящего иска, доводы прокурора в обоснование иска не подтверждаются. Поэтому проверить и подтвердить наличие мест расположения свалок и отнесение их к конкретным земельным участкам не представляется возможным.
Таким образом, в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ истец не представил достоверных доказательств наличия на день предъявления иска (в декабре *** г.) несанкционированных свалок на указанных в иске местах, не индивидуализировал данные места (земельные участки) с привязкой к местности, а потому не представил доказательств тому, кто является землепользователем участков, указанных в исковом заявлении.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в *** областной суд через Железнодорожный районный суд *** в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.А. Буйлук