ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1969/20 от 15.12.2020 Муромского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2а-1969/2020

УИД 33RS0014-01-2020-002808-66

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 декабря 2020 года

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Муравьевой Т.А.,

при секретаре Тетериной Ю.А.,

с участием представителя административного истца помощника Муромского городского прокурора Бекетовой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Муромского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБУ округа Муром «Благоустройство» об оспаривании бездействия и возложении обязанности по совершению действий,

установил:

Муромский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБУ округа Муром «Благоустройство» и просит:

Признать незаконным бездействие административного ответчика в части обеспечения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Обязать административного ответчика в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированные места складирования отходов на территории мкр. Вербовский г. Муром, а именно:

- в районе д. 60 по ул. Светлая г. Муром на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в границах кадастрового квартала (номер), ориентировочная площадь складирования отходов 94 кв.м.;

- на территории лесного массива вблизи С/О № 7 мкр. Вербовский г. Муром на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в границах кадастровых кварталов (номер) и (номер), ориентировочные площади складирования отходов 601 кв.м. и 15 кв.м.;

- в районе 2-го проулка между ул. Лесная и ул. Светлая (в районе <...>) на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в границах кадастрового квартала (номер), ориентировочная площадь складирования отходов 143 кв.м.

В обоснование заявленных требований указано, что Муромской городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления администрацией муниципального образования округ Муром, в ходе которой установлено, что в районе <...> размещены твердые бытовые отходы (строительный мусор, изделия из полипропилена, пищевые отходы, прочий бытовой мусор) на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в границах кадастрового квартала (номер). Ориентировочная площадь складирования составляет 94 кв.м. На территории лесного массива вблизи С/О № 7 мкр. Вербовский г. Муром несанкционированно размещены твердые бытовые отходы (строительный мусор, изделия из полипропилена, пищевые отходы, прочий бытовой мусор) на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в границах кадастровых кварталов (номер) и (номер). Ориентировочные площади складирования составляют 601 кв.м. и 15 кв.м. В районе 2-го проулка между ул. Лесная и ул. Светлая (в районе <...>) несанкционированно размещены твердые бытовые отходы (строительный мусор, изделия из полипропилена, пищевые отходы, прочий бытовой мусор) на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в границах кадастрового квартала (номер). Ориентировочная площадь складирования составляет 143 кв.м. В соответствии с Уставом МБУ округа Муром «Благоустройство» предметом деятельности учреждения является реализация функций органов местного самоуправления по благоустройству и озеленению на территории округа Муром. Основной целью деятельности учреждения является обеспечение благоустройства территории округа Муром. Наличие несанкционированной свалки влечет за собой нарушение установленного права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В судебном заседании представитель административного истца помощник Муромского городского прокурора Бекетова Т.Н. поддержала заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика МБУ округа Муром «Благоустройство», будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, возражений на административный иск не представил.

Представитель заинтересованного лица Управления ЖКХ администрации округа Муром, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился.

Представитель заинтересованного лица администрации округа Муром, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, в телефонограмме, адресованной суду, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Выслушав объяснения прокурора, исследовав письменные доказательства, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.

Согласно ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ способы хранения и захоронения отходов производства и потребления должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 26.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (п. 5); запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (п. 7).

Согласно ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежит регулярной очистке от отходов.

Из материалов дела следует, что по результатам проведенной прокурорской проверки установлено, что на в районе <...> размещены твердые бытовые отходы (строительный мусор, изделия из полипропилена, пищевые отходы, прочий бытовой мусор) на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в границах кадастрового квартала (номер). Ориентировочная площадь складирования составляет 94 кв.м.

На территории лесного массива вблизи С/О № 7 мкр. Вербовский г. Муром несанкционированно размещены твердые бытовые отходы (строительный мусор, изделия из полипропилена, пищевые отходы, прочий бытовой мусор) на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в границах кадастровых кварталов (номер) и (номер). Ориентировочные площади складирования составляют 601 кв.м. и 15 кв.м.

В районе 2-го проулка между ул. Лесная и ул. Светлая (в районе <...>) несанкционированно размещены твердые бытовые отходы (строительный мусор, изделия из полипропилена, пищевые отходы, прочий бытовой мусор) на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в границах кадастрового квартала (номер). Ориентировочная площадь складирования составляет 143 кв.м.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 28.10.2020, фототаблицей (л.д. 6-16).

В соответствии с п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также организация благоустройства территории относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

В целях реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере благоустройства постановлением главы округа Муром от 29.05.2012 № 1522 создано МБУ округа Муром «Благоустройство» (л.д. 32).

Как следует из Устава МБУ округа Муром «Благоустройство», учреждение осуществляет свою деятельность в сфере благоустройства территории округа Муром (п. 3.1). Предметом деятельности учреждения является реализация функций местного самоуправления по благоустройству и озеленению на территории округа Муром (п. 3.2). Одной из основных целей учреждения является благоустройство территории округа Муром (п. 3.3.1).

Поскольку наличие несанкционированных свалок влечет нарушение установленного права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу жизни и здоровью граждан, заявленные требования Муромского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.

На основании вышеуказанных требований закона обязанность по ликвидации несанкционированных мест складирования отходов, расположенных на территории округа Муром, должна быть возложена на МБУ округа Муром «Благоустройство».

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход бюджета округа Муром подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб., от уплаты которой прокурор освобожден в силу закона.

Часть 3 статьи 123 Конституции РФ предусматривает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Муромского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МБУ округа Муром «Благоустройство» в части обеспечения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Обязать МБУ округа Муром «Благоустройство» в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированные места складирования отходов на территории мкр. Вербовский г. Муром, а именно:

- в районе д. 60 по ул. Светлая г. Муром на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в границах кадастрового квартала (номер), ориентировочная площадь складирования отходов 94 кв.м.;

- на территории лесного массива вблизи С/О № 7 мкр. Вербовский г. Муром на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в границах кадастровых кварталов (номер) и (номер), ориентировочные площади складирования отходов 601 кв.м. и 15 кв.м.;

- в районе 2-го проулка между ул. Лесная и ул. Светлая (в районе <...>) на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в границах кадастрового квартала (номер), ориентировочная площадь складирования отходов 143 кв.м.

Взыскать с МБУ округа Муром «Благоустройство» в доход бюджета округа Муром государственную пошлину в размере 300 рублей.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено апелляционное представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Т.А. Муравьева