ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-196/18 от 11.07.2018 Тевризского районного суда (Омская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Тевриз Омской области 11 июля 2018 года

Тевризский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Рязановой И.И.,

с участием представителя административного истца прокурора Тевризского района Омской области Котова Г.А.,

представителя административного ответчика Главы администрации Екатерининского сельского поселения Тевризского муниципального района Омской области ФИО1,

при секретаре судебного заседания Клочковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Тевризского района Омской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Екатерининского сельского поселения Тевризского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности постановки на кадастровый учет водопроводных сетей и обращения в государственный орган в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в целях принятия их на учет в качестве бесхозяйных,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тевризского района Омской области обратился в суд с указанным иском ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности в деятельности администрации Екатерининского сельского поселения Тевризского муниципального района Омской области по результатам которой установлено, что на территории Екатерининского сельского поселения в д. Бичили расположены водопроводные сети, протяженностью 1000 метров по ул. Бичили, однако в нарушение требований действующего законодательства, указанный объект в настоящее время не поставлен на государственный кадастровый учет.

По выявленным нарушениям прокуратурой района в адрес главы администрации Екатерининского сельского поселения Тевризского муниципального района Омской области вносилось представление об устранении допущенных нарушений, однако до настоящего времени указанные нарушения не устранены.

Согласно п. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании изложенного просит признать незаконным бездействие администрации Екатерининского сельского поселения Тевризского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер к постановке водопроводных сетей на государственный кадастровый учет для последующего обращения с заявлением в государственный орган в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в целях принятия их на учет в качестве бесхозяйных, обязать ответчика поставить на государственный кадастровый учет водопроводные сети, расположенные по адресу: <...> и обратиться с заявлением в государственный орган в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в целях принятия их на учет в качестве бесхозяйных в срок до 01.01.2019 года.

В судебном заседании представитель административного истца - прокурор Тевризского района Омской области Котов Г.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – Глава администрации Екатерининского сельского поселения Тевризского муниципального района Омской области ФИО1 с иском согласен.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 50 указанного выше Федерального закона установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.

Как следует из положений ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах.

В силу ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.

В соответствии с и. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Имущество (в том числе и земельные участки), принадлежащее на праве собственности городским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (и. 1 ст. 215 ГК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно абз. 1 ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно информации Министерства имущественных отношений Омской области от 30 мая 2018 года № ИСХ-18/МИН/04-01/6012 на территории Тевризского района расположены бесхозяйные объекты недвижимости, в том числе водопроводные сети, протяженностью 1000 м., расположенные по адресу: <...>.

В судебном заседании установлено, что данные водопроводные сети собственника не имеют, то есть в силу ст. 225 ГК РФ являются бесхозяйным объектом недвижимости.

Указанное обстоятельство нашло свое подтверждение в Уведомлении № 55/130/131/2018-110 от 30.05.2018 года об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений.

Изложенные выше факты ответчиком не оспаривались.

По состоянию на 11 июля 2018 года администрация Екатерининского сельского поселения Тевризского муниципального района Омской области в территориальный орган Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области с заявлением о постановке на учет указанного объекта в качестве бесхозяйного не обращалась.

При таких обстоятельствах суд считает бездействие административного ответчика незаконным и полагает необходимым обязать администрацию Екатерининского сельского поселения Тевризского муниципального района Омской области поставить на кадастровый учет водопроводные сети и обратиться в государственный орган в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в целях принятия их на учет в качестве бесхозяйных.

Представитель ответчика иск признал, суд принял признание иска.

Согласно ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

Следовательно, административный ответчик администрация Екатерининского сельского поселения Тевризского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Тевризского района Омской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Екатерининского сельского поселения Тевризского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности постановки на кадастровый учет водопроводных сетей и обращения в государственный орган в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в целях принятия их на учет в качестве бесхозяйных удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Екатерининского сельского поселения Тевризского муниципального района Омской области выразившееся в непринятии мер к постановке водопроводных сетей на государственный кадастровый учет для последующего обращения с заявлением в государственный орган в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в целях принятия их на учет в качестве бесхозяйных.

Обязать администрацию Екатерининского сельского поселения Тевризского муниципального района Омской области поставить на государственный кадастровый учет водопроводные сети, расположенные по адресу: <...> и обратиться с заявлением в государственный орган в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в целях принятия их на учёт в качестве бесхозяйных в срок до 01.01.2019 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, представления в Тевризский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья