ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-196/19 от 10.01.2019 Котласского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2а-196/2019

29RS0008-01-2018-003896-98

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Котласский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Мартынюк И.А.

при секретаре Бологовой С.С.,

с участием административного истца Чернокова И.А.,

представителя административного ответчика Правдиной О.Ю. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Чернокова Ивана Аркадьевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании невозможной к взысканию недоимки, в связи с истечением установленного срока для её взыскания,

установил:

Черноков И.А. обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее МИФНС № 1 России по АО и НАО) о признании невозможной к взысканию недоимки, в связи с истечением установленного срока для её взыскания.

В обоснование заявленных требований указал, что он ранее был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя до 18 июля 2008 года. 20 сентября 2018 года ему налоговым органом была выдана справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 20 сентября 2018 года, в которой была отражена задолженность по НДС - пени, на товары, производимые на территории РФ в общей сумме 5112 рублей 96 копеек; единый сельскохозяйственный налог, за налоговые периоды, истекшие до 01 января 2011 года в сумме 02 рубля 14 копеек. Недоимка образовалось до 2015 года, истцом утрачены документы в связи с истечением сроков, что делает невозможным проверку правильности исчисления налоговым органом задолженности истца перед бюджетом. Налоговый орган не обращался в суд с иском о взыскании с него данной недоимки. Поэтому просит признать невозможной к взысканию указанную недоимку.

Определением суда производство по делу в части признания невозможной к взысканию недоимки в размере 02 рублей 14 копеек прекращено, так как дело в этой части подлежит рассмотрению Арбитражным судом.

Административный истец Черноков И.А. поддержал заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Правдина О.Ю. возражала против удовлетворения исковых требований, просила производство по делу прекратить, поскольку данный спор подведомственен Арбитражному суду. Кроме этого пояснила, что сумма в размере 5112 рублей 96 копеек образовалась по пеням НДС в результате произведенного зачета с единого социального налога. Документы, в том числе налоговые декларации, расчеты, справки, таблицы об общегосударственных и местных налогах и сборах, об отчислениях в бюджет из прибылей Чернокова И.А. за период с 2001-2003 гг. уничтожены, поэтому определить из какой деятельности образовалась данная недоимка, т.е. из предпринимательской или из деятельности главы крестьянского (фермерского) хозяйства, невозможно.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей административный истец Черноков И.А. являлся индивидуальным предпринимателем до 18 июля 2008 года, с основным видом деятельности - розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия, а также в данный момент является главой крестьянского (фермерского хозяйства), начиная с 19 мая 1998 года.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 143 и п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются индивидуальные предприниматели.

Объектом налогообложения признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 20 сентября 2018 года, в лицевом счете налогоплательщика Чернокова И.А. отражена задолженность по пеням по НДС, на товары, производимые на территории РФ, в сумме 5112 рублей 96 копеек.

Из пояснений представителя налогового органа следует, что данная недоимка по пени (остаток пени) образовалась у административного истца в 2006 году при проведении зачета с единого социального налога.

Документы, подтверждающие основания начисления НДС и другие документы уничтожены в связи с истечением срока хранения. Возможность их представления, исследования и оценки утрачена. Поэтому, от какого вида деятельности (из предпринимательской или из деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства) образовалась данная недоимка невозможно установить в ходе судебного разбирательства.

Административный истец Черноков И.А. пояснил, что НДС, как глава крестьянского (фермерского) хозяйства он не уплачивал. Эти доводы, представителем налогового органа не опровергнуты.

Таким образом, суд считает, что недоимка по НДС (пени) образовалось у Чернокова И.А. как у индивидуального предпринимателя.

Сведений об обращении налогового органа в суд с заявлением о взыскании с Чернокова И.А. указанной недоимки не представлено.

МИФНС России № 1 по АО и НАО какие-либо доказательства принудительного взыскания задолженности на основании ст. ст. 45, 48 НК РФ не представила.

Налоговый орган подтверждает факт пропуска им срока для взыскания вышеуказанной задолженности.

По смыслу положений ст. 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм пп. 5 п. 3 ст. 44 и пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в силу.

Исходя из толкования пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию (далее по тексту - Порядок), и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам (далее по тексту - Перечень), утвержден Приказом ФНС России от 19 августа 2010 года № ЯК-7-8/393@.

Согласно пунктам 1, 2.4 Порядка задолженность, взыскание которой оказалось невозможным, подлежит списанию в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность ее взыскания в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.

В соответствии с п. 4 Порядка налоговый орган оформляет справку о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам (Приложение № 2 к Порядку) в течение 5 рабочих дней с момента получения документов, свидетельствующих о наличии оснований, указанных в пунктах 2.1 - 2.5 Порядка.

Согласно п. 4 Перечня документами, подтверждающими обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и при наличии основания, указанного в пункте 2.4 Порядка, являются:

а) копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, заверенные гербовой печатью соответствующего суда;

б) справка налогового органа по месту учета организации о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам (Приложение № 2 к Порядку).

Статьей 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. (2 п. 2 ст. 48 НК РФ).

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 ст. 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года № 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О).

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что срок, установленный ст. 48 НК РФ на обращение в суд с заявлением о взыскании спорной недоимки пропущен, правовые основания для его восстановления отсутствуют, а потому налоговый орган утратил право на взыскание с Чернокова И.А. данной недоимки.

Следовательно, недоимка - пени по НДС, образовавшаяся в 2006 году, возможность принудительного взыскания которой утрачена, является безнадежной к взысканию по основаниям, предусмотренным ст. 59 НК РФ, а обязанность Чернокова И.А. по её уплате прекращенной.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Чернокова Ивана Аркадьевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании невозможной к взысканию недоимки, в связи с истечением установленного срока для её взыскания, удовлетворить.

Признать задолженность, числящуюся за Черноковым Иваном Аркадьевичем в виде пени по НДС в сумме 5112 рублей 96 копеек, безнадежной к взысканию, обязанность Чернокова Ивана Аркадьевича по уплате данной недоимки - прекращенной.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд.

Председательствующий И.А. Мартынюк