Дело 2а- 196/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Мугур-Аксы 19 июня 2017 года
Монгун-Тайгинский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Соян Р.Д-Н., при секретаре Кара-оол А.В., с участием представителя заявителя - помощника прокурора Монгун-Тайгинского района Республики Тыва Салчак Б.О., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Монгун-Тайгинского района Республики Тыва Гурова А.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва», о признании бездействия администрации незаконным и возложении обязанности по организации исполнения мероприятий муниципальной программы «Профилактика экстремизма и терроризма в Монгун-Тайгинском районе Республики Тыва на 2016-2018 годы»,
УСТАНОВИЛ:
И.о прокурора Монгун-Тайгинского района Гуров А.А. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва» о признании бездействия администрации незаконным и возложении обязанности по организации исполнения мероприятий муниципальной программы «Профилактика экстремизма и терроризма в Монгун-Тайгинском районе Республики Тыва на 2016-2018 годы».
Свои требования истец мотивировал тем, что во исполнение плана работы прокуратуры Республики Тыва на первое полугодие 2017 года, задания прокуратуры Республики Тыва проведена проверка соблюдения законодательства при принятии и реализации муниципальных программ в сфере межнациональных отношений, противодействия экстремизму и терроризму в Монгун-Тайгинском районе, по результатам которой установлено следующее. Постановлением администрации муниципального района от 01.12.2015 г. № 795 утверждена муниципальная программа «Профилактика экстремизма и терроризма в Монгун-Тайгинском районе Республики Тыва на 2016-2018 года» (далее Программа). В целях реализации Программы заложено 70 000 руб., в том числе по годам: 2016 – 50 000 руб., 2017 – 10 000 руб., 2018 – 10 000 руб. Объем средств, предусмотренных на выполнение мероприятий Программы, носит прогнозный характер и будет ежегодно уточняться при формировании кожуунного бюджета на соответствующий финансовый год и на плановый период. Как установлено в ходе проверки, расходование денежных средств в сумме 50 000 руб. 2016 году было запланировано для установки видеокамер внутри здания администрации района, в целях принятия профилактических мер в сфере противодействия терроризму, однако, указанные денежные средства не были освоены, поскольку их не хватило на покупку видеокамер, на другие цели и мероприятия запланированные средства не расходовались (информация администрации района от 09.03.2017 исх. № 17). таким образом, недостатки при планировании объема расходов бюджета на реализацию мероприятий муниципальной программы привели к невозможности решения органом местного самоуправления вопросов местного значения в части участия в профилактике терроризма, что свидетельствует о нарушении принципов сбалансированности и достоверности бюджета. мероприятия, предусмотренные Программой, сформулированы обобщенно, без детализации планируемых действий и решений, в Программе отсутствуют мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности критически важных и потенциально опасных объектов, объектов ТЭК и мест массового пребывания людей. В связи с выявленными нарушениями в администрацию муниципального района 10.03.2017 года вносилось представление, по результатам рассмотрения которого администрацией муниципального района конкретных мер по устранению допущенных нарушений не принято. Решением хурала представителей муниципального района от 27.12.2016 № 172 утвержден бюджет муниципального района на 2017 год и плановые периоды 2018-2019 годов, в соответствии с которым на реализацию вышеуказанной Программы в 2017 году предусмотрено 20 000 рублей. между тем, мероприятия Программы как за 2016 год, так и в истекшем периоде 2017 года остались неисполненными, что свидетельствует о бездействии администрации муниципального района в части решения вопросов местного значения, касающихся противодействию экстремизму и терроризму на территории муниципального района. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва» в решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в части неисполнения мероприятий муниципальной программы «Профилактика экстремизма и терроризма в Монгун-Тайгинском районе Республики Тыва на 2016-2018 годы». Обязать администрацию муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации исполнения мероприятий муниципальной программы «Профилактика экстремизма и терроризма в Монгун-Тайгинском районе Республики Тыва на 2016-2018 годы».
В судебном заседании помощник прокурора Монгун-Тайгинского района Республики Тыва Салчак Б.О. заявленные требования поддержал, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва», выразившееся в непринятии надлежащих мер по профилактике терроризма, административный иск просил удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель администрации муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва» – ФИО6 не возражал против удовлетворения заявления, суду пояснил, что в течение указанного в заявлении месячного срока исполнить указанные в заявлении прокурора мероприятия представляется возможным.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму определяется как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно содержанию ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» одним из основных принципов противодействия терроризму и экстремистской деятельности в Российской Федерации является приоритет мер направленных на предупреждение терроризма и экстремистской деятельности.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
Согласно п. 7 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
Как следует из п. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35 «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно- пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий; участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или), органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Из представленного в материалы дела Представления об устранении нарушений законодательства при принятии и реализации муниципальных программ в сфере межнациональных отношений, противодействия экстремизму и терроризму следует, что проведенной прокуратурой района проверкой выявлены упущения в деятельности администрации района по решению вопросов местного значения, касающихся противодействию терроризму на территории района, неэффективности реализации муниципальных программ в названной сфере.
Согласно представленных ответов на представление прокурора за подписью и.о. заместителя председателя администрации муниципального района В.Ю. Аракчаа, внесенные представления прокурора признаны обоснованными, в настоящее время в бюджете на 2017 год предусмотрены 40 000 рублей для установки комплекса видеонаблюдения внутри здания администрации района, а также в настоящее время разрабатывается новая программа в сфере межнациональных отношений, противодействия экстремизму и терроризму, в которой будут предусмотрены все замечания прокурора.
В соответствии п. 40 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.
Согласно п. 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов. Актуальной задачей является определение при формировании проектов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов целевых статей финансирования антитеррористических мероприятий, в связи с чем необходима разработка соответствующей нормативно-правовой базы.
Таким образом, непринятие администрацией муниципального образования – «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва» мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности и терроризма, свидетельствует о нарушении прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что административный ответчик в силу закона обязан принять меры, направленные на предупреждение экстремисткой деятельности и терроризма.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании бездействия в случае удовлетворения административного иска и необходимости совершения административным ответчиком каких-либо действий в целях устранения нарушенных прав суд указывает, в том числе на срок устранения таких нарушений.
Учитывая вышеизложенное суд полагает разумным установить административному ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено – один месяц после вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.175- 180, 226,227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва» в решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в части неисполнения мероприятий муниципальной программы «Профилактика экстремизма и терроризма в Монгун-Тайгинском районе Республики Тыва на 2016-2018 годы».
Обязать администрацию муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации исполнения мероприятий муниципальной программы «Профилактика экстремизма и терроризма в Монгун-Тайгинском районе Республики Тыва на 2016-2018 годы».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Монгун-Тайгинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 19 июня 2017 года.
Председательствующий Р.Д-Н. Соян