ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-196/2017 от 22.03.2017 Урайского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а-196/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Урайский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Орловой Г. К.,

с участием:

представителя ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года со сроком полномочий на один год,

при секретаре Колосовской М. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по иску Сургутской транспортной прокуратуры в интересах муниципального образования город Урай к администрации муниципального образования город Урай о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования город Урай,

у с т а н о в и л:

Административный истец Сургутский транспортный прокурор обратился в суд с вышеназванным административным иском, мотивируя его тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования город Урай требования законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности и антикоррупционного законодательства, в результате которой было выявлено, что администрацией города Урай создан координационный Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при администрации города Урай, утверждено положение, утвержден состав Совета, однако в состав постоянно действующей комиссии по организации и проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на территории города Урай представители Совета предпринимателей не включены, что не соответствует требованиям законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства и антикоррупционного законодательства.

Отсутствие в установленном порядке участия в составе вышеназванной комиссии свидетельствует о ненадлежащем осуществлении полномочий органами местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, в том числе указывает на неэффективную деятельность в части создания условий для развития малого и среднего предпринимательства, формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципального образования и обеспечения её деятельности. В результате бездействия ответчика создаются препятствия для развития малого и среднего бизнеса, обеспечению добросовестной конкуренции, в том числе предприятий транспорта в ХМАО-Югры. В связи с чем, Сургутский транспортный прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Урай, выразившееся в непринятии мер к включению в состав комиссии по организации и проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на территории города Урай, расположенных на территории города, представителей совета предпринимателей при администрации города Урай.

Возложить на администрацию муниципального образования город Урай обязанность включить в состав комиссии по организации и проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на территории города Урай, расположенных на территории города, представителей совета предпринимателей при администрации муниципального образования город Урай.

От представителя административного ответчика администрации муниципального образования город Урай поступило письменное возражение, в котором административный ответчик ссылается на положения статьи 11 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относительно полномочий органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства, на положение статьи 18 названного Федерального закона, согласно которому оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование муниципального имущества на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с муниципальными программами.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15.05.2008 №797 имущество, включенное в такие перечни, должно предоставляться субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках долгосрочных договоров и льгот для социально значимых видов деятельности.

Муниципальной программой «Развитие малого и среднего предпринимательства, потребительского рынка и сельскохозяйственных товаропроизводителей города Урай» на 2016 - 2020 годы» (утверждена постановлением администрации города Урай от 30.09.2015 №3205), определены виды имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункту 3.9 муниципальной программы, имущественная поддержка, включает в себя формирование перечня муниципального имущества, предназначенного для поддержки, применение понижающего коэффициента при аренде муниципального имущества, для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в социально значимых (приоритетных) направлениях, и субъектов малого и среднего предпринимательства, относящихся к особой категории, предоставление муниципальных преференций субъектам малого и среднего предпринимательства в форме передачи муниципального имущества в аренду без проведения торгов.

В соответствии с Положением о порядке формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества для поддержки субъектов малого и средйего предпринимательства (утверждено постановлением администрации города Урай от 05.03.2009 №451, разработанного в соответствии с Федеральными законами «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», формирование перечня имущества, внесение в него изменений, включение и исключение имущества из перечня имущества осуществляет комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Урай на основании решений, координационного Совета развитию малого и среднего предпринимательства в городе Урай.

Муниципальное имущества, включенное в перечень имущества, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность по социально значимым видам или приоритетным направлениям, определенным муниципальной программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Порядок и условия предоставления муниципального имущества, включенного в перечень имущества, осуществляется в соответствии с муниципальными правовыми актами города Урай, регламентирующими порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Урай, порядок и условия предоставления в аренду муниципального имущества, включенного в перечень муниципального имущества для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

На территории города Урай определен порядок предоставления муниципальных преференций субъектам малого и среднего предпринимательства в форме передачи муниципального имущества в аренду без проведения торгов (постановлением администрации города Урай от 18.01.2016 №22).

Данный порядок разработан в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О защите конкуренции» и устанавливает процедуру предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в социально значимых (приоритетных) направлениях и соответствующим условиям, установленным муниципальной программой, преимуществ, в целях обеспечения им более выгодных условий деятельности, путем передачи муниципального имущества в аренду без проведения торгов (далее - муниципальные преференции).

Порядок не распространяется на заключение договоров аренды муниципального имущества, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Муниципальная преференция предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, соответствующим требованиям, установленным пунктом 3.9 подраздела 2 раздела 3 муниципальной программы, исключительно для социально значимых (приоритетных) направлений деятельности, установленных муниципальной программой.

В соответствии с предусмотренной порядком процедурой предоставления преференции, при поступлении конкурирующих заявлений субъектов малого и среднего предпринимательства, заключение договора аренды муниципального имущества осуществляется по результатам проведения торгов.

Отмечают, что процедура торгов в вышеуказанном случае проводится в соответствии с антимонопольным законодательством.

Во исполнение статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», приказом Федеральной антимонопольной службы России установлены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества.

Согласно 2 разделу Правил, организатор конкурса или аукциона до размещения извещения о проведении конкурса или аукциона принимает решение о создании комиссии, определяет ее состав и порядок работы, назначает председателя комиссии. И далее следует, что при проведении конкурсов или аукционов в отношении имущества, включенного в перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, утверждаемые органами местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», решение о создании комиссии, определение ее состава и порядка работы, назначение председателя комиссии осуществляется с учетом положений части 5 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Положения земельного законодательства (в том числе статьи 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации), устанавливают порядок подготовки, организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, а также порядок проведения аукциона, соответственно; при этом каких-либо преимуществ или отдельных положений о субъектах малого и среднего предпринимательства, не содержат. С учетом изложенного, административный ответчик полагает, что административное заявление Сургутского транспортного прокурора удовлетворению не подлежит.

В судебное заседание административный истец Сургутский транспортный прокурор не явился, представил ходатайство о рассмотрении административного иска в отсутствие представителя, в связи с чем, в силу части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее административное дело рассмотрено в отсутствие административного истца.

Представитель административного ответчика ФИО1 в судебном заседании административный иск не признала, поддержала доводы письменного возражения, просила в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав представителя административного ответчика ФИО1, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доводы сторон и представленные ими доказательства, суд приходит к следующему:

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) (часть 2).

Суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими (часть 3).

Судом установлено, что 05.05.2011 года администрацией города Урай в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации принято постановление № 1231 «Об утверждении Положения о постоянно действующей комиссии по организации и проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на территории города Урай» (л.д. 3-5). Названным постановлением утвержден состав постоянно действующей комиссии (Приложение № 1 к постановлению) (л.д. 6-7) и Положение о постоянно действующей комиссии (л.д. 8-9). При этом в составе действующей комиссии вошли лишь специалисты муниципальных учреждений, управлений администрации и заместители главы города Урай

08.06.2011 года администрацией города Урай в соответствии со статьями 11,13 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» принято постановление № 1623, согласно которому создан координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства при администрации города Урай (л.д. 10), утверждены Положения о данном совете (Приложение 1), состав совета (Приложение 2) (л.д. 11-13, 14-15).

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с муниципальными программами. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению. Согласно части 5 названной статьи в случае, если при органах местного самоуправления созданы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, предусмотренная частью 1 настоящей статьи передача прав владения и (или) пользования имуществом осуществляется с участием этих координационных или совещательных органов.

Муниципальной программой «Развитие малого и среднего предпринимательства, потребительского рынка и сельскохозяйственных товаропроизводителей города Урай» на 2016 - 2020 годы» (утверждена постановлением администрации города Урай от 30.09.2015 №3205), определены виды имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункту 3.8.1 муниципальной программы, имущественная поддержка, включает в себя формирование перечня муниципального имущества, предназначенного для поддержки, применение понижающего коэффициента при аренде муниципального имущества, для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в социально значимых (приоритетных) направлениях, и субъектов малого и среднего предпринимательства, относящихся к особой категории, предоставление муниципальных преференций субъектам малого и среднего предпринимательства в форме передачи муниципального имущества в аренду без проведения торгов.

На основании Федеральных законов от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Устава города Урай постановлением администрации города Урай от 05.03.2009 № 4511 утверждено Положение о порядке формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства согласно приложению.

Согласно данному Положению о порядке формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства формирование перечня имущества, внесение в него изменений, включение и исключение имущества из перечня имущества осуществляет комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Урай на основании решений, координационного Совета развитию малого и среднего предпринимательства в городе Урай (пункт 2 Положения).

Согласно пункту 3 названного Положения муниципальное имущество, включенное в перечень имущества, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность по социально значимым видам или приоритетным направлениям, определенным муниципальной программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Порядок и условия предоставления муниципального имущества, включенного в перечень имущества, осуществляется в соответствии с муниципальными правовыми актами города Урай, регламентирующими порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Урай, порядок и условия предоставления в аренду муниципального имущества, включенного в перечень муниципального имущества для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 6 Положения).

Так, постановлением администрации города Урай от 18.01.2016 № 22 в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О защите конкуренции» определен порядок предоставления муниципальных преференций субъектам малого и среднего предпринимательства в форме передачи муниципального имущества в аренду без проведения торгов, который устанавливает процедуру предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в социально-значимых (приоритетных) направлениях и соответствующим условиям, установленным муниципальной программой, преимуществ, в целях обеспечения им более выгодных условий деятельности, путем передачи муниципального имущества в аренду без проведения торгов (далее - муниципальные преференции).

В соответствии с предусмотренной Порядком процедурой предоставления преференции, при поступлении конкурирующих заявлений субъектов малого и среднего предпринимательства, заключение договора аренды муниципального имущества осуществляется по результатам проведения торгов (пункт 2).

Однако, как указано в постановлении администрации города Урай от 18.01.2016 № 22 определенный порядок не распространяется на заключение договоров аренды муниципального имущества, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (пункт 1 Порядка).

Следовательно, при передаче прав на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства, применяются положения Земельного кодекса Российской Федерации.

Положения Земельного кодекса Российской Федерации, в частности статьи 39.11, 39.12, устанавливают порядок подготовки, организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, а также порядок проведения аукциона, соответственно, при этом каких-либо преимуществ или отдельных положений о субъектах малого и среднего предпринимательства, не содержат.

Между тем, приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10 февраля 2010 г. N 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества.

Пункт 9 названных Правил устанавливает, что организатор конкурса или аукциона до размещения извещения о проведении конкурса или аукциона принимает решение о создании комиссии, определяет ее состав и порядок работы, назначает председателя комиссии.

При проведении конкурсов или аукционов в отношении имущества, включенного в перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", решение о создании комиссии, определение ее состава и порядка работы, назначение председателя комиссии осуществляется с учетом положений части 5 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Таким образом, учитывая, что в муниципальном образовании город Урай создана постоянно действующая комиссия по организации и проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на территории города Урай, и суду не представлено доказательств административным ответчиком о том, что при проведении конкурсов или аукционов в отношении имущества, включенного в перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, создается отдельная комиссия.

Суд также учитывает, что Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" по отношению к Земельному кодексу Российской Федерации в части предоставления муниципального имущества в виде земельных участков во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям является специальной нормой, которая должна быть применена при создании комиссии по организации и проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, что соответствует Указу Президента Российской Федерации от 15.05.2008 № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».

При изложенных обстоятельства суд приходит к выводу о том, что имеет место быть бездействие администрации муниципального образования город Урай, выразившееся в непринятии мер к включению в состав комиссии по организации и проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на территории города Урай, расположенных на территории города, представителей совета предпринимателей при администрации города Урай.

Данное бездействие свидетельствует о ненадлежащем осуществлении полномочий органами местного самоуправления г. Урай по вопросам развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования, в связи с чем, следует обязать администрацию муниципального образования город Урай включить в состав комиссии по организации и проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на территории города Урай представителей совета предпринимателей при администрации муниципального образования город Урай.

руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административный иск Сургутской транспортной прокуратуры в интересах муниципального образования город Урай удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Урай, выразившееся в непринятии мер к включению в состав комиссии по организации и проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на территории города Урай, расположенных на территории города, представителей совета предпринимателей при администрации города Урай.

Возложить на администрацию муниципального образования город Урай обязанность включить в состав комиссии по организации и проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на территории города Урай, расположенных на территории города, представителей совета предпринимателей при администрации муниципального образования город Урай.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Урайский городской суд.

Решение в окончательной форме составлено 27 марта 2017 года.

Председательствующий судья Г. К. Орлова