ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-196/2018 от 08.02.2018 Сакского районного суда (Республика Крым)

Дело№ 2а-196/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сакский районный суд Республики Крым в составе судьи Гончарова В.Н., при секретаре Паладий Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бусел Светланы Васильевны к Администрации Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым, заинтересованные лица Молочненский сельский совет Сакского района Республики Крым, Администрация Сакского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отмене п. 2 Постановления администрации Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым №162-пг от 06.10.2016 года, обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

В октябре 2017 года Бусел С.В. обратились в суд с иском к администрации Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым о признании недействительным п. 2 Постановления администрации Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым №162-пг «Об определении категории земель и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , обязании администрацию Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым изменить п. 2 указанного постановления, изложив его в следующей редакции: «п.2 определить вид разрешённого использования земельного участка – для ведения подсобного сельского хозяйства (код 2.2)».

Исковые требования мотивированы тем, истица использует земельный участок площадью <данные изъяты>5 га расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>

Указанный земельный участок был передан истице на основании договора аренды земельного участка от 31.01.2002 года сроком на пять лет.

На момент заключения договора аренды, земельный участок относился к категории земель «Земли сельхоз назначения», вид разрешённого использования – для ведения личного подсобного хозяйства.

На земельном участке истицей высажен сад из многолетних насаждений.

16 сентября 2017 года истице стало известно о том, что администрацией Штормовского сельского поселения принято постановление -пг от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении категории земель и вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером » согласно которого:

определена (уточнена) категория земельного участка площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером – земли населенных пунктов;

определен вид разрешённого использования земельного участка – жилая застройка (код 2.0).

Постановление направлено в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

С пунктом 2 Постановления не согласилась истица, которая считает, что земельному участку изменено разрешённое использование незаконно, без утвержденной градостроительной документации, в нарушение Генерального плана с. Молочное утвержденного в 1978 году, где земельный участок находящейся в пользовании у истицы не содержит сведений об отнесении земельного участка к землям жилой застройки.

Кроме того, истица указывает на то, что разрешенное использование земельного участка не изменялось в период действия Земельного кодекса Украины, согласно которого изменение целевого назначения земельного участка сельскохозяйственного назначения производилось в соответствии с процедурой предусмотренной ст. 150 Земельного кодекса Украины. Указанная процедура изменения целевого назначения земельного участка в отношении конкретного земельного участка не проводилась.

Согласно справки ГП «Крымского научно-исследовательского института землеустройства» земельный участок площадью <данные изъяты> га расположенный по адресу: <адрес><адрес>, относится к особо ценным почвам, и не может быть использован под жилую застройку.

В судебном заседании Бусел С.В. исковые требования поддержала полностью, просила удовлетворить. Кроме того, пояснила, что на земельном участке расположен высаженный ею сад, изменение разрешённого использования земельного участка будет противоречить условиям договора аренды, который по мнению истицы, ссылающейся на решения судов, считается пролонгированным.

В судебном заседании представитель администрации Молочненского сельского поселения Сакского района Лимарева А.П. возражала против удовлетворения исковых требований, подала письменные возражения на иск, согласно которых просит в удовлетворении исковых требований отказать. В возражениях на исковое заявление представитель ответчика указывает на то, что решением Молочненского сельского совета Сакского района АР Крым от 20.06.2006 года №48 утверждены изменения в генеральном плане села Молочного в границах населенного пункта в восточной и западной части села Молочное. Согласно картографическим данным генерального плана села Молочного земельный участок, незаконно используемый истицей относится к землям жилой застройки. Указанный документ определил категорию и вид разрешённого использования земельного участка до 2014 года.

Таким образом, постановление №162-пг от 06.10.2016 года вынесено с соблюдением норм Земельного кодекса Российской Федерации, порядка соотнесения видов разрешённого использования земельных участков и категории земель установленного Постановлением Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 №378 «Об утверждении положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешённого использования, в пределах полномочий предусмотренных Уставом муниципального образования.

Кроме того, представитель ответчика указывает на то, что границы с. Молочное были отображены на публичной карте Украины, а также на публичной карте Республики Крым, на основании утвержденной градостроительной документации. Весь земельный массив вокруг земельного участка, которым пользуется истица, уже застроен гражданами, жителями села Молочное. Иные жители не имеют возможности получить земельный участок для строительства жилого дома, поскольку земельный участок незаконно занимает истица.

Также, представитель истца просила применить сроки исковой давности, предусмотренный ст.219 КАС РФ.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Молочненского сельского совета Сакского района Республики Крым не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил.

В судебном заседании 06 февраля 2018 года председатель Молочненского сельского совета - Глава Администрации Молочненского сельского поселения Плохих Д.Н. возражал против удовлетворения исковых требований, подал письменные возражения на исковое заявление.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации Сакского района Республики Крым Демко А.И. возражал против удовлетворения исковых требований, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Учитывая мнение сторон, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав пояснения ответчика, суд пришел к следующему выводу.

Так судом, установлено, что в соответствии с договором аренды земельного участка от 31 января 2002 года Молочненский сельский совет АР Крым передал в аренду Бусел С.В. земельный участок площадью <данные изъяты> пастбищ из земель запаса сельского совета для ведения личного подсобного хозяйства без права посадки многолетних насаждений расположенный на территории Молочненского сельского совета. Срок действия договора составляет 5 лет с возможностью возобновления его действия.

Таким образом, судом достоверно установлено, что земельный участок, переданный Бусел С.В. относился к землям сельскохозяйственного назначения в границах <адрес>, данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Согласно решения 3 сессии 5 созыва от 20.05.2006 года №48 Молочненского сельского совета АР Крым утверждены изменения в генеральном плане села Молочное в границах населенного пункта в восточной и западной части села Молочное.

Согласно картографическим материалам предоставленным представителем ответчика, земельный массив в котором расположен земельный участок, используемый Бусел С.В. определен как участки индивидуальной застройки.

Указанные сведения соответствуют данным Публичной кадастровой карты Российской Федерации, согласно которым разрешённое использование земельного участка кадастровый относится к жилой застройке.

Между тем, согласно кадастровой карте Украины категория земельного участка используемого Бусел С.В. не определена. Земельные участки, граничащие с земельным участком используемый Бусел С.В. относится по классификатору к категории 1.8 -для индивидуального жилого, гаражного и дачного строительства.

В соответствии частью 2 и 3 статьи 5 ЗРК «Об особенностях имущественных и земельных отношений в Республике Крым» особенности отнесения земельного участка к соответствующей категории земель на основании настоящей статьи, а также установления категории земельных участков, которые не были отнесены ни к одной из категорий до вступления в силу Федерального конституционного закона, устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

Перевод земель и земельных участков из одной категории в другую осуществляется на основании решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, за исключением случаев, установленных настоящей частью и частью 3 настоящей статьи.

Совет министров Республики Крым вправе установить случаи, когда перевод или отнесение земельных участков к определенной категории осуществляется органами местного самоуправления.

Решение об установлении или изменении разрешенного использования является основанием для изменения категории земель в государственном кадастре недвижимости в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, с учетом документов территориального планирования и градостроительного зонирования. При этом принятие других решений и подача заявлений в орган кадастрового учета не требуются.

Согласно статьи 6 указанного Закона до установления границ населенных пунктов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации границы населенных пунктов определяются в соответствии с документацией по землеустройству, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона, а в случае ее отсутствия - в соответствии с генеральными планами населенных пунктов, утвержденными в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.

Частью 1 статьи 14 указанного Закона предусмотрено, что до 1 января 2019 года предоставление земельных участков, перевод земель, земельных участков из одной категории в другую, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, выдача разрешений на строительство и ввод объектов строительства в эксплуатацию, изменение (установление) разрешенного использования земельных участков разрешается до разработки правил землепользования и застройки, документов территориального планирования с учетом градостроительной документации, действующей до вступления в силу Федерального конституционного закона, лесохозяйственных регламентов, документации по планировке территории при условии, если местоположение объектов не противоречит градостроительной документации, действующей до вступления в силу Федерального конституционного закона, или Схеме территориального планирования Российской Федерации применительно к территории Республики Крым и г. Севастополя и Схеме территориального планирования Республики Крым. Правила землепользования и застройки могут быть разработаны до утверждения документов территориального планирования с учетом градостроительной документации, действующей до вступления в силу Федерального конституционного закона.

Согласно пунктов 3,4 Постановления Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 года №378 «Об утверждении положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков».

Установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, указанными в утвержденной документации по планировке территории.

В случае отсутствия утвержденной документации по планировке территории установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки или лесохозяйственными регламентами.

Пунктом 11 указанного Постановления определено, что установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков в случаях, установленных пунктом 3 или 4 настоящего Положения, осуществляется органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, утвердившим соответствующий документ, а в случаях, предусмотренных пунктами 6 - 10 настоящего Положения, - органом местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка (далее - орган местного самоуправления).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решение Молочненского сельского совета АР Крым 3 сессии 5-того созыва №48 от 20.06.2006 года «Об утверждении изменений в генеральном плане села Молочного Сакского района, АР Крым» определил категорию и разрешенное использование земельного участка используемого Бусел С.В.

Суд не принимает во внимание пояснения истицы о том, что указанное решение принято административным ответчиком с нарушением действующего на тот период законодательства, поскольку оно не отменено и является действующим на период рассмотрения дела.

Кроме того, в соответствии с пунктом 11 Постановления Кабинета Министров Украины от 11 апреля 2002 года №502 предусмотрено изменение целевого назначения земельного участка в границах населенного пункта на основании решения сельского, поселкового, городского совета согласованного в соответствии с определенной процедурой.

В связи с тем, что решение Молочненского сельского совета АР Крым 3-ей сессии 5-го созыва №48 от 20.06.2006 года «Об утверждении изменений в генеральном плане села Молочного Сакского района АР Крым» не отменено и не оспорено, не является предметом рассмотрения данного дела, суд не дает оценку процедуре принятия указанного решения.

На основании изложенного, принимая во внимание, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером 90:11:000000:3230, является администрация Молочненского сельского поселения, учитывая, что согласно п.п. 20,39 части 1 статьи 14 Федерального закона №131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, а также участие в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в выполнении комплексных кадастровых работ, относится к вопросам местного значения, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое Постановление принято в пределах полномочий и соответствие с требованиями действующего законодательства, основания к его отмене не установлены.

Согласно п. 62 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применении судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Превышение полномочий администрацией Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам административного истца судом не установлено.

Между тем, суд признает уважительными причины пропуска административным истцом срока подачи административного искового заявления и в соответствии с частью 7 статьи 219 КАС РФ, восстанавливает его для подачи искового заявления Бусел С.В.

В связи с изложенным, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 62, 174, 180, 218, 219, 227, 298 КАС Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Восстановить Бусел Светлане Васильевне срок подачи административного искового заявления.

В удовлетворении исковых требований Бусел Светланы Васильевны - отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Сакский районный суд в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья В.Н. Гончаров

Решение в окончательной форме изготовлено судом ДД.ММ.ГГГГ года

Судья В.Н. Гончаров