ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-196/2022 от 20.05.2022 Приютненского районного суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2а-196/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Ики-Бурул 20 мая 2022 г.

Приютненский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего - судьи Лиджиева Р.С.,

при ведении протокола секретарем - Эренджановой Х.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ики-Бурульского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Манцинкецовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

прокурор Ики-Бурульского района Республики Калмыкия обратился в суд с указанным административным иском, мотивируя следующим.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности помещений для голосования избирательных участков, по результатам которой установлено, что администрацией Манцинкецовского сельского муниципального образования нарушаются требования Федеральных законов «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «О противодействии терроризму». В силу положений указанных законов органы местного самоуправления обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и документации. Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2017 г. № 176 утверждены Требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий) в сфере культуры и форма паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).

Участковая избирательная комиссия № 70 расположена в здании сельского дома культуры поселка Манцин Кец. В нарушение указанных Требований категорирование и паспортизация здания сельского дома культуры не осуществлены, здание не оборудовано системами экстренного оповещения работников и посетителей объекта (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, не организован санкционированный допуск граждан и транспортных средств на объект, отсутствует бесперебойная и устойчивая связь на объекте (территориях).

В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями прокурором района в адрес главы сельского муниципалитета в июле 2021 года внесено представление о принятии мер к категорированию и паспортизации здания сельского дома культуры. Однако до настоящего времени выявленные нарушения требований федерального законодательства не устранены.

Бездействие администрации Манцинкецовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия заключается в непринятии мер по обеспечению антитеррористической безопасности неопределенного круга лиц. Данные нарушения требований действующего законодательства существенно ущемляют права неопределенного круга граждан на безопасные условия в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье.

На основании изложенного просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в неисполнении требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов, и обязать ответчика провести категорирование и паспортизацию здания сельского дома культура.

Прокурор Ики-Бурульского района РК Доржиев Х.С. ходатайствовал о проведении судебного заседания без его участия, заявленные требования поддержал по изложенным в иске доводам. В связи с установленным бездействием просил вынести в адрес администрации органа местного самоуправления частное определение.

Представитель административного ответчика – глава Манцинкецовского СМО Турсунов Д.В. ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя администрации, иск признал.

В соответствии со статьей 150 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.

Исследовав и оценив доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Пунктом 16 статьи 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предусмотрено, что органы местного самоуправления обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения.

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5.2 указанного Федерального закона органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2017 г. № 176 (далее по тексту – Требования).

Пунктом 5 Требований установлено, что в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий). Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий).

Согласно пунктам 7, 11, 18, 19 Требований для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее – комиссия). В ходе своей работы комиссия определяет необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) в зависимости от присваиваемой объекту (территории) категории, а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который является неотъемлемой частью безопасности паспорта безопасности объекта (территории). В течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий.

Положениями раздела VI указанных Требований утвержден порядок разработки паспорта безопасности объекта (территории).

Судом установлено, что в фактическом владении и пользовании администрации Манцинкецовского сельского муниципального образования РК находится здание сельского дома культуры, расположенное в п. Манцин Кец. Факт его эксплуатации подтверждается заявлением ответчика о признании настоящего иска, а также копией представления прокурора от 21 июля 2021 г. в адрес главы Манцинкецовского СМО об устранении нарушений федерального законодательства в сфере антитеррористической защищенности. Из данного представления следует, что в сельском доме культуры расположена участковая избирательная комиссия № 70, в нарушение требований законодательства об антитеррористической безопасности категорирование и паспортизации данного объекта не произведены.

Справкой администрации Манцинкецовского СМО от 20 мая 2022 г. также подтверждается фактическое пользование администрацией органа местного самоуправления здания дома культуры.

До настоящего времени установленные нарушения органом местного самоуправления не устранены, что явилось поводом для обращения прокурора с настоящим иском в суд. Следовательно, здание сельского дома культуры в п.Манцин Кец не в полной мере соответствуют предъявляемым требованиям к антитеррористической защищенности объекта. Непринятие мер по антитеррористической защищенности зданий и помещений дома культуры, являющегося объектом массового пребывания людей, влечет нарушение прав граждан на защиту их жизни и здоровья при террористических актах и чрезвычайных ситуациях.

При установленных обстоятельствах признание административного иска административным ответчиком не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц и суд принимает признание административного иска. С учетом части 3 статьи 46, части 3 статьи 157 КАС РФ административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. На основании части 3 статьи 227 КАС РФ с учетом категории дела и характера спора суд считает возможным установить срок исполнения решения – шесть месяцев со дня вступления его в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административный иск прокурора Ики-Бурульского района Республики Калмыкия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Манцинкецовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, выразившееся в неисполнении требований законодательства в сфере антитеррористической безопасности.

Обязать администрацию Манцинкецовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести категорирование и паспортизацию здания дома культуры, находящегося в п. Манцин Кец, в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2017 г. № 176.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия через Приютненский районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий (подпись) Р.С. Лиджиев

Копия верна. Судья Р.С. Лиджиев