ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1970/20 от 27.07.2020 Заводской районного суда г. Саратова (Саратовская область)

64RS0044-01-2020-001246-59

№ 2а-1970/20

Решение

Именем Российской Федерации

27 июля 2020 года г.Саратов

Заводской районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Московских Н.Г.,

секретаре Зенковой И.А.,

представителя административного истца ФИО1,

административного ответчика ФИО2,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Саратовской области к ФИО2 о взыскании обязательных налоговых платежей,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 19 по Саратовской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 о взыскании имущественного налога за 2015 -2017 года в размере 3994 рублей, пени в размере 67 рублей 91 копейки, а всего в размере 4061 рубля 91 копейки.

В обоснование требований административный истец указал, что ФИО2. в 2015-2017 года имела в собственности: хозяйственное строение или сооружение (не превышает 50 кв.м.) по адресу: <адрес>, кадастровый номер <№>, частный дом по адресу: <адрес>, кадастровый номер <№>, гаражи, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер <№>, иные строения и сооружения, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер <№>, <№>.

ФИО2 за 2015 - 2017 года был начислен налог на имущество физических лиц в общей сумме 3994 рубля.

Ст. 23 НК РФ установлено, налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст.45 НК РФ налогоплательщики обязаны самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 52 НК РФ ФИО2 налоговым органом направлены налоговые уведомления.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату налога или сбора.

Однако начисления по налогу на имущество за 2015-2017 года в установленные законодательством сроки ФИО2. не оплачены в полном объеме и составляет 3994 рубля.

В соответствии с п.3,4 ст.75 НК РФ за несвоевременное перечисление транспортного налога начисляется пеня за каждый день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством для уплаты налога или сбора.

Пеней признается установленная ст. 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма, начисленных ФИО2 пени по имущественному налогу составила 67 рублей 91 копейка.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с ч.1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленно налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику налоговым органом направлены требования об уплате налога и было предложено добровольно уплатить задолженность.

Однако имущественный налог по Требованию не уплачен.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке предусмотренной ст. 48 НК РФ.

Выслушав стороны, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации в период до 01 января 2015 года устанавливался Законом Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1).

Статьями 1, 2, 5 Закона N 2003-1 определено, что плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения налогом на имущество физических лиц признаются следующие виды имущества: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, а также доля в праве общей собственности на имущество, указанное в статье 2 Закона N 2003-1. Исчисление налога производится налоговыми органами.

С 01 января 2015 года раздел X НК РФ дополнен главой 32 "Налог на имущество физических лиц" (статья 2 Федерального закона от 04 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц").

В статье 45 НК РФ определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (пункт 2 статьи 52 НК РФ). При этом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).

При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога (извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога) в соответствии с положениями статьи 69 НК РФ.

По смыслу статьи 75 НК РФ следует, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Пунктом 1 статьи 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Из материалов дела усматривается, что ФИО2. с 11 апреля 2007 года имеет в собственности: хозяйственное строение или сооружение (не превышает 50 кв.м.) по адресу: <адрес>, кадастровый номер <№>, жилой дом по адресу: <адрес>, кадастровый номер <№>, гараж, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер <№>, хозяйственные строения и сооружения, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровые номера <№>, <№>.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 является пенсионером и ей предоставлена налоговая льгота в отношении одно объекта каждого вида, а именно хозяйственного строения или сооружения (не превышает 50 кв.м.) по адресу: <адрес>, кадастровый номер <№>, жилого дома по адресу: <адрес>, кадастровый номер <№>, гаража, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер <№>.

ФИО2 не предоставлена льгота в отношении хозяйственных строений и сооружений, расположенных по адресу: <адрес>, кадастровые номера <№>, <№>.

Довод административного ответчика о том, что ФИО2 должна быть освобождена от уплаты налога на имущество физических лиц по всем объектам не основан на законе.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации право на налоговую льготу (по налогу на имущество физических лиц) имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством.

Пунктом 2 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

На основании пункта 3 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

Перечень видов объектов налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, перечислен в пункте 4 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации, и включает в себя: 1) квартира или комната; 2) жилой дом; 3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи; 4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи; 5) гараж или машино-место.

На основании положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" существование объекта недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, подтверждается сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).

Как установлено в судебном заседании и подтверждено представленными копиями регистрационных дел, за ФИО2 зарегистрировано три объекта одного вида, а именно хозяйственные строения и сооружения, расположенных по адресу: <адрес>, кадастровые номера <№>, <№>, <№>, по одному (<№>) из которых предоставлена льгота.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что предоставление налоговой льготы в отношении всех объектов недвижимого имущества законом не предусмотрено.

В судебном заседании установлено, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 19 по Саратовской области ФИО2 был начислен имущественный налог за 2015 год в размере 5929 рублей, который был оплачен ФИО2, впоследствии в связи с предоставлением сведений о льготе решением налогового органа от 07 февраля 2017 года указанные денежные средства были возвращены.

Административным истцом с учетом льготы начислен ФИО2 налог на имущества за 2016 год в размере 1361 рубля, из которого за хозяйственное строение и сооружение по адресу: <адрес>, кадастровый номер <№> в размере 727 рублей, за хозяйственное строение и сооружение по адресу: <адрес>, кадастровый номер <№> в размере 634 рублей. В адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление <№> от 04 июля 2017 года со сроком уплаты 01 декабря 2017 года.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 19 по Саратовской области произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2015 года и с учетом льготы начислен ФИО2 налог на имущества за 2015 год в размере 1174 рублей, из которого за хозяйственное строение и сооружение по адресу: <адрес> кадастровый номер <№> в размере 627 рублей, за хозяйственное строение и сооружение по адресу: <адрес>, кадастровый номер <№> в размере 547 рублей. В адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление <№> от 14 июля 2018 года со сроком уплаты 03 декабря 2018 года.

Административным истцом с учетом льготы начислен ФИО2 налог на имущества за 2017 год в размере 1459 рублей, из которого за хозяйственное строение и сооружение по адресу: <адрес>, кадастровый номер <№> в размере 779 рублей, за хозяйственное строение и сооружение по адресу: г<адрес>, кадастровый номер <№> в размере 680 рублей. В адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление <№> от 14 июля 2018 года со сроком уплаты 03 декабря 2018 года.

Однако начисления по налогу на имущество за 2015- 2017 года в установленные законодательством сроки ФИО2 не оплачены.

В соответствии с п.3,4 ст.75 НК РФ за несвоевременное перечисление транспортного налога начисляется пеня за каждый день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством для уплаты налога или сбора.

Пеней признается установленная ст. 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма, начисленных ФИО2 пени по имущественному налогу за 2015- 2017 года составила 67 рублей 91 копейку.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В связи с неуплатой налога ответчику в соответствии со ст. 69 НК РФ было выставлены требование <№> от 13 февраля 2018 года об уплате задолженности по налогу на имущество за 2016 год в срок до 10 апреля 2018 года; требование <№> от 04 февраля 2019 года об уплате задолженности по налогу на имущество за 2015, 2017 год в срок до 01 апреля 2019 года.

Указанные требования добровольно исполнено не было.

Задолженность по налогу на имущество за 2015-2017 год и пени свыше 3000 рублей по требованию налогового органа <№> от 04 февраля 2019 года, неисполненному ФИО2 в срок до 01 апреля 2019 года, была взыскана судебным приказом мирового судьи судебного участка <№> Заводского района г. Саратова.

01 октября 2019 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 19 по Саратовской области обратилась к мировому судье судебного участка <№> Заводского района г. Саратова с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2 задолженности по имущественному налогу за 2015 -2017 года в размере 3994 рублей, пени в размере 67 рублей 91 копейки, что подтверждается представленным административным истцом реестром с отметкой о поступлении 01 октября 2019 года заявления на судебный участок №3 Заводского района г. Саратова (л.д.8).

Определением мирового судьи судебного участка <№> Заводского района г. Саратова от 02 декабря 2019 года отменен судебный приказ <№> о взыскании с ФИО2 задолженности по имущественному налогу за 2015 -2017 года в размере 3994 рублей, пени в размере 67 рублей 91 копейки.

В настоящий момент у ФИО2. имеется задолженность за 2015 - 2017 года имущественный налог в размере 3994 рублей, пени в размере 67 рублей 91 копейки, а всего в размере 4061 рубля 91 копейки

Доказательств того, что данные обязательства административным ответчиком исполнены, в суд не представлено.

Настоящее исковое заявление направлено в суд 08 апреля 2020 года, т.е. в установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд не соглашается с доводом административного ответчика о пропуске административным истцом процессуального срока для обращения в суд с данным административным исковым заявлением.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что с административного ответчика подлежит взысканию за 2015 -2017 года имущественный налог в размере 3994 рублей, пени в размере 67 рублей 91 копейки, а всего в размере 4061 рубля 91 копейки.

В соответствии со ст.ст.103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Взыскать с ФИО2, проживающей по адресу: <адрес> в пользу инспекции Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Саратовской области за 2015 -2017 года имущественный налог в размере 3994 рублей, пени в размере 67 рублей 91 копейки, а всего в размере 4061 рубля 91 копейки.

Взыскать с ФИО2 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Г. Московских