Дело № 2а-1970/2020 год
39RS0004-01-2020-002003-48
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 ноября 2020 года
Московский районный суд г. Калининграда обл. в составе:
Председательствующего судьи Вартач-Вартецкой И. 3.
При секретаре Токарской А. С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 8 по г. Калининграду к Офицеровой Валентине Михайловне о взыскании недоимки по налогу
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС № 8 по г. Калининграду обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к Офицеровой В.М., указывая, что на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 8 по г. Калининграду в качестве налогоплательщика состоит Офицерова В.М., которая в соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ обязана уплачивать законно установленные налоги.
Приводя положения ст. ст. 400, 401, п. 4 ст. 85 НК РФ, указывает, что на основании сведений, представленных органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами технической инвентаризации, в налоговом периоде 2017 календарного года за Офицеровой В.М. зарегистрированы имущественные объекты: иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес> КН №, за которые за 12 месяцев 2017 года начислен налог на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рублей из расчета кадастровой стоимости объекта <данные изъяты> руб. по сроку уплаты до 03.12.2018; иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес>, КН №, за которые за 12 месяцев 2017 года начислен налог на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рублей из расчета кадастровой стоимости объекта <данные изъяты> руб. по сроку уплаты до 03.12.2018; всего в размере <данные изъяты> который по сроку уплаты уплачен не был.
Налоговый орган уведомлял ответчика о подлежащей сумме уплате налога налоговым уведомлением № 21898427, затем выставил требование от 31.01.2019 № 14495 об уплате налога на имущество физических лиц, однако до настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.
На основании заявления Инспекции года мировым судьей 1-го судебного участка Московского района г. Калининграда вынесен судебный приказ № 2а-2889/2019 в отношении Ответчика, который был отменен 16.12.219 года на основании заявления ответчика относительно его исполнения. Однако по данным Инспекции задолженность по налогу на имущество физических лиц налогоплательщиком погашена не была.
Просят взыскать с Офицеровой В.М. недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2017 год в размере 16 456 рублей.
Представители административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по г. Калининграду в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть ело в отсутствие представителя Инспекции, в связи с чем суд рассматривает дело в отсутствие представителя административного истца.
В письменных пояснениях от 11.08.2020 года Межрайонной ИФНС № 8 по г. Калининграду указано, что на основании сведений из ЕГРН о зарегистрированных за Офицеровой В.М, объектах недвижимости, а также в соответствии с п. 3.5 Решения Городского Совета депутатов Калининграда от 25.11.2015г. № 362 «Об установлении на территории городского округа «Город Калининград» налога на имущество физических лиц» налоговым органом в 2017 году была рассчитана налоговая ставка исходя из 0,5%. Определение вида и типа объекта недвижимости относится к компетенции соответствующих регистрирующих органов (Росреестр), а налоговый орган осуществляет расчет налога исключительно на основании сведений, предоставленных регистрирующими органами, и не уполномочен самостоятельно изменять характеристики объектов налогообложения. Кроме того, указанная в п. 1 ч. 10 ст. 407 НК РФ льгота в отношении данных объектов недвижимости, как иные строения, помещения и сооружения, не распространяется (л.д. 67).
В письменных пояснениях от 28.08.2020 года Межрайонной ИФНС № 8 по г. Калининграду указано, что задолженность административным ответчиком не погашена. Со ссылкой на п. 3 Постановления Правительства Калининградской области от 23.12.2016 № 625 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого и нежилого фондов (за исключением земельных участков), расположенных на территории Калининградской области, и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Калининградской области», указывает, что в соответствии со сведениями органов Росреестра кадастровая стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2017 года составляет: с КН № – <данные изъяты> рублей, с КН № – 1 <данные изъяты> рублей, с которой и исчислен налог за 2017 год. На основании п. 3 Постановления Правительства Калининградской области от 23.12.2016 № 625 кадастровая стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2018 года составляет: с КН № – <данные изъяты> рублей, с КН № – <данные изъяты> рублей. Следовательно, указанная стоимость применена при исчислении налога на имущество физических лиц за 2018 год по сроку уплаты 02.12.2019 года (л.д. 99-100).
Административный ответчик Офицерова В.М. в судебном заседании административные исковые требования не признала. В письменных возражениях на исковое заявление (л.д. 26, 51) указала, что считает начисленную сумму задолженности в таком размере незаконной и необоснованной, требования не подлежащими удовлетворению.
В ее собственности находятся объекты недвижимости: двухэтажный эллинг с мансардой общей площадью <данные изъяты> кв.м № с КН №, эллинг № площадью <данные изъяты> кв.м с КН №.
Эллинг – это гараж для постройки, ремонта и хранения лодочных средств. Министерство экономики Калининградской области в своем письме № 7542 от 11.11.2017 указало, что, согласно сведениям исполнителя работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фондов на территории Калининградской области ООО Научно-производственного предприятия «Универсал», данные объекты отнесены к 3 группе «Объекты, предназначенные для хранения транспорта». ООО Научно-производственного предприятия «Универсал» указывает, что к данной группе относятся гаражи для хранения лодок.
Пунктом 3 Решения Городского Совета депутатов Калининграда от 25.11.2015г. № 362 «Об установлении на территории городского округа «Город Калининград» налога на имущество физических лиц» установлены налоговые ставки по налогу в отношении гаражей и машино-мест в размере 0,1%, тогда как в налоговом уведомлении № 21898427 от 04.07.2018г. указана налоговая ставка 0,5%.
Кроме того, считает, что при расчетах налоговым органом была взята неверная кадастровая стоимость объектов недвижимости, которая согласно представленным ею выпискам из ЕГРН составляет за объект с КН № - <данные изъяты> руб., за объект с КН № – <данные изъяты> руб.
Ссылаясь на п. 1 ч. 10, п. 4 ч. 5 ст. 407 НК РФ, указывает, что имеет право налоговую льготу как пенсионер, и налог за 2017 год на объект с КН № она как пенсионер, используя льготу, может не уплачивать. А налог на объект с КН № за 2017 год должна уплачивать по коэффициенту 0,1 в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно представленному ею расчету подлежит уплате налог на указанные выше объекты за 2017 год в размере: за объект с КН № ((<данные изъяты>)-<данные изъяты> руб., с учетом льготы составляет 0 рублей; за объект с КН № ((<данные изъяты> руб.
В судебном заседании административный ответчик Офицерова В.М. дополнительно пояснила, что обращалась за налоговой льготой в налоговую инспекцию за налоговый период 2016, 2017 годы. Кадастровая стоимость объектов недвижимости уже была определена на период 01.12.2017 года, соответственно должна быть применена для начисления налога. Ранее ей всегда начисляли налог на имущество как за гараж, а сейчас вдруг стали начислять как за здание, тогда как в свидетельстве о праве указано - «эллинг» - гараж для лодки.
Представители заинтересованного лица УФНС России по Калининградской области в судебное заседание не явились, в ходатайстве просили рассмотреть административное дело в отсутствие представителя Управления.
Исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.
В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Согласно положения ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 2 и ч. 6 ст. 45 НК РФ).
В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы, установленные НК РФ.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1), и направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2). Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (п. 4). В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Как следует из налогового уведомления № 21898427 от 04.07.2018 года Офицерова В.М. рассчитан к уплате за налоговый период 2017 год в том числе налог на имущество физических лиц за 2017 год: иные строения, помещения и сооружения с КН №, по адресу: <адрес> по налоговой ставке 0,5 % с коэффициентом к налоговому периоду 0,4 за 12 месяцев в размере <данные изъяты> рублей из расчета кадастровой стоимости объекта в размере <данные изъяты> руб.; иные строения, помещения и сооружения с КН №, по адресу: <адрес>, по налоговой ставке 0,5 % с коэффициентом к налоговому периоду 0,4 за 12 месяцев в размере <данные изъяты> рублей из расчета кадастровой стоимости объекта в размере <данные изъяты> руб. Установлен срок уплаты налогов – до 03.12.2018г. (л.д. 7). Указанное налоговое уведомление получено Офицеровой В.М. 11.07.2018 года через личный кабинет налогоплательщика (л.д. 11).
Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
По истечении добровольного срока погашения задолженности по налоговым платежам, в связи с неисполнением ответчиком обязанности по уплате налогов за 2017 год, Налоговым органом в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ, Офицеровой В.М. выставлено требование № 14495 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 30.01.2019 года, полученное Офицеровой В.М. 10.02.2019 года через личный кабинет налогоплательщика (л.д. 12).
Как следует из указанного требования № 14495, истребована к уплате задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рублей по сроку уплаты 03.12.2018 год, т.е. за налоговый период 2017 год. Срок уплаты по требованию - до 19.03.2019 года (л.д. 9).
В силу положений ст. 11.2 НК РФ налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Поскольку Офицерова В. М. зарегистрирована на информационном ресурсе "личный кабинет налогоплательщика", с уведомлением о необходимости получения документов на бумажном носителе в налоговый орган не обращалась, доказательств обратного не представила, постольку размещение в личном кабинете налогоплательщика налоговых уведомлений и требований об уплате налогов без направления по почте на бумажном носителе соответствует требованиям закона. Таким образом, налоговый орган в установленном ст. 11.2 НК РФ исполнил обязанность по направлению требований об уплате налога физическому лицу.
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
По заявлению Межрайонной ИФНС № 8 по г. Калининграда мировым судьей 1-го судебного участка Московского района г. Калининграда 03.06.2019 года принят судебный приказ № 2а-2889/2019 в отношении Офицеровой В.М. о взыскании налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере <данные изъяты> рублей, госпошлины в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей, который впоследствии отменен ДД.ММ.ГГГГ на основании поданных ФИО2 возражений относительно порядка его исполнения (л.д. 6).
Настоящее административное исковое заявление подано налоговой инспекцией в суд согласно штампу 16.06.2020 года.
Таким образом, установленный ч. 2 и ч. 3 ст. 48 НК РФ срок обращения в суд за взысканием недоимки по налогам истцом соблюден.
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу положений ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1.). Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (п. 2). Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 3). Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (п. 4).
Положениями п. 1 ст. 408 Н РФ предусмотрено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
В соответствии с пунктом 2 статьи 408 Налогового кодекса РФ сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании сведений, содержащихся в ЕГРН и представленных в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в том числе о виде и назначении объекта недвижимости.
По сведениям из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 06.07.2020 года ответчик в налоговом периоде 2017 года являлась собственником объектов недвижимости: вид объекта недвижимости – здание, назначение – нежилое, вид разрешенного использования – нежилое, площадью <данные изъяты> кв.м, с КН №, расположенного по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ;
вид объекта недвижимости – здание, назначение – нежилое, вид разрешенного использования – нежилое, площадью <данные изъяты> кв.м с КН №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>», <адрес>, эллинг №; дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24-25).
Согласно сообщению филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сведения о ранее учтенном объекте недвижимости: вид объекта недвижимости – здание, наименование здания – эллинг №, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, после проведения государственной регистрации права на данный объект, ДД.ММ.ГГГГ были включены в ЕГРН (до 01.01.2017 – государственный кадастр недвижимости) на основании Приказа Минэкономразвития России от 11.01.2011 № 1 «О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости». Включение в ЕГРН сведений и содержащих данные сведения документов о вышеуказанном ранее учтенном объекте недвижимости сопровождалось присвоением такому объекту кадастрового номера №. Сведения об изменении вида и наименования объекта недвижимости с кадастровым номером № с момент внесения о нем сведений в ЕГРН по настоящее время в ЕГРН отсутствуют. Сведения о ранее учтенном объекте недвижимости: вид объекта недвижимости – здание, наименование здания – эллинг №, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>», <адрес>, эллинг №, после проведения государственной регистрации права на данный объект, ДД.ММ.ГГГГ были включены в ЕГРН на основании Приказа Минэкономразвития России от 11.01.2011 № 1 «О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости». Включение в ЕГРН сведений и содержащих данные сведения документов о вышеуказанном ранее учтенном объекте недвижимости сопровождалось присвоением такому объекту кадастрового номера №. Сведения об изменении вида и наименования объекта недвижимости с кадастровым номером № с момент внесения о нем сведений в ЕГРН по настоящее время в ЕГРН отсутствуют.
Таким образом, вопреки доводам административного ответчика, указанные объекты недвижимости с кадастровыми номерами № в ЕГРН включены как вид объекта недвижимости – здание, с назначением и видом разрешенного использования - нежилое.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (пункт 1 статьи 406 НК РФ).
Решением Городского Совета депутатов Калининграда от 25.11.2015 года № 362 «Об установлении на территории городского округа «Город Калининград» налога на имущество физических лиц с 01.01.2016 года на территории городского округа "Город Калининград" установлено, что налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из кадастровой стоимости с установлением налоговой ставки по налогу:
- 0,1 процента - в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в пунктах 3.3, 3.4 настоящего Решения; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м, и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
- 0,3 процента - в отношении: объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
- 2,0 процента - в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей,
- 0,2 процента в 2017 году в отношении объектов налогообложения включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации;
- в отношении прочих объектов налогообложения: в 2017 году в размере 0,5 процентов.
Учитывая, что указанные в налоговом уведомлении № 21898427 от 04.07.2018 года объекты недвижимости с кадастровыми номерами №, как установлено выше, имеют вид объекта недвижимости – здание, с назначением и видом разрешенного использования – нежилое, и площадью свыше 50 кв.м., следовательно в отношении данных объектов для исчисления налога за 2017 год налоговым органом верно определена подлежащая применению налоговая ставка в размере 0,5 процентов как в отношении прочих объектов недвижимости.
Доводы возражений административного ответчика относительно необходимости применения ставки в размере 0,1%, ввиду отнесения данных объектов к гаражам и машино-местам, не состоятельны, основаны на неверно толковании норм права и опровергаются приведенными выше доказательствами. Кроме того, Налоговым кодексом РФ и Решением Городского Совета депутатов Калининграда от 25.11.2015 года № 362 эллинги в целях налогообложения не приравнены к гаражам или машино-местам.
Рассматривая доводы о неверном применении налоговым кадастровой стоимости для определения налоговой базы при расчете налога на имущество физических лиц суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Как следует из положений ст. 403 НК РФ в редакции Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п. 1). Изменение кадастровой стоимости объекта имущества в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Изменение кадастровой стоимости объекта имущества вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.
Согласно положений п. 3 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ пункты 45, 50 - 52, 57, 59, 61 - 66 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 года.
В соответствии с Уведомлением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Калининградской области» от 20.10.2020г. в ЕГРН отсутствуют сведения об определении кадастровой стоимости объекта с КН № в размере <данные изъяты> рублей, об определении кадастровой стоимости объекта с КН № в размере <данные изъяты> рублей.
Дополнительно сообщено, что кадастровая стоимость данных объектов недвижимости <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей внесена в ЕГРН согласно Постановлению Правительства Калининградской области от 23.12.2016 № 625 (л.д. 151-152).
Постановлением Правительства Калининградской области от 23.12.2016 года № 625 утверждены результаты кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого и нежилого фондов, расположенных на территории Калининградской области, по состоянию на 1 января 2016 года (п. 1). Признаны утратившим силу постановления Правительства Калининградской области от 10 января 2012 года N 7 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Калининградской области"; от 17 июня 2013 года N 415 "О внесении изменения в постановление Правительства Калининградской области от 10 января 2012 года N 7"; от 29 марта 2016 года N 154 "О внесении изменения в постановление Правительства Калининградской области от 10 января 2012 года N 7", за исключением положений вышеуказанных постановлений в части, порождающей правовые последствия для целей налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Положения указанных в настоящем пункте постановлений в части, порождающей правовые последствия для целей налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, подлежат применению для определения налоговой базы в отношении объектов недвижимости, указанных в пункте 1 настоящего постановления, до 1 января 2018 года (п. 2).
Как следует из положений ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования (п. 1). Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу (п. 3). Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4).
Как следует из разъяснений, данных в пункте 39 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)" (утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020) со ссылкой на п. 4 ст. 5 НК РФ, положения ст. 5 НК РФ не препятствуют применению уменьшенной кадастровой стоимости, вновь утвержденной по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, если опубликованным (обнародованным) правовым актом субъекта Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости предусмотрено его применение с указанной даты.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 июля 2013 г. N 17-П, рассматривая вопрос о конституционности положений п. 1 ст. 5 и ст. 391 НК РФ, признал их не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно - правовому смыслу в системе действующего правового регулирования эти положения предполагают, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен в НК РФ для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29 сентября 2016 г. N 1837-О, при решении вопроса о порядке введения в действие для целей налогообложения нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков надлежит учитывать положения ст. 5 НК РФ, определяющие действие актов законодательства о налогах и сборах во времени. При этом в зависимости от конкретного содержания нормативного акта общее правило - "по истечении одного месяца и не ранее 1-го числа очередного налогового периода" - подлежит применению с учетом специального регулирования в отношении актов, улучшающих положение налогоплательщиков: такие акты могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования (абзацы первый и четвертый п. 1 ст. 5 НК РФ).
Таким образом, положения ст. 5 НК РФ не препятствуют применению уменьшенной кадастровой стоимости, вновь утвержденной по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, если опубликованным (обнародованным) правовым актом субъекта Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости предусмотрено его применение с указанной даты.
Согласно пункта 3 Постановления Правительства Калининградской области от 23.12.2016 N 625 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого и нежилого фондов (за исключением земельных участков), расположенных на территории Калининградской области, и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Калининградской области" постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, за исключением положений настоящего постановления об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в пункте 1 настоящего постановления, в части, порождающей правовые последствия для целей налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Положения настоящего постановления об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в пункте 1 настоящего постановления, в части, порождающей правовые последствия для целей налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, действуют в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, с 1 января 2018 года.
Указанное постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2016, соответственно вступило в силу 10.01.2017 года.
Таким образом, поскольку Постановления Правительства Калининградской области от 23.12.2016 N 625 вступило в силу 10.01.2017 года, что предполагает применение его положений (которым уменьшена кадастровая стоимость объектов недвижимости, и, как следствие, улучшено положение налогоплательщика Офицеровой В. М.) не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество физических лиц, то есть с 1 января 2018 года, и в самом постановлении указано о применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденной указанным постановлением, для целей налогообложения, с 01.01.2018 года, измененная (уменьшенная) кадастровая стоимость, на которую ссылается административный ответчик, подлежит применению при исчислении налога на имущество физических лиц с 01.01.2018 года, а не с 01.01.2017 года, как ошибочно полагает налогоплательщик.
Таким образом, Межрайонной ИФНС № 8 по г. Калининграду при расчете налога на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения с КН № за налоговый период 2017 год верно определена кадастровая стоимость данных объектов. Расчет налога (л.д. 150) судом проверен, является верным.
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 407 Налогового кодекса РФ право на налоговую льготу (по налогу на имущество физических лиц) имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством.
Пунктом 2 ст. 407 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
На основании п. 3 ст. 407 Налогового кодекса РФ при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.
Перечень видов объектов налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, перечислен в п. 4 ст. 407 Налогового кодекса РФ, и включает в себя 1) квартира или комната; 2) жилой дом; 3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи; 4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи; 5) гараж или машино-место.
Между тем, объект - нежилое здание к числу объектов, указанных в пункте 4 статьи 407 НК РФ не отнесен, а потому на данный объект льгота не распространяется.
Учитывая, что как указал административный истец, до настоящего времени ответчик налог на имущество физических лиц за 2017 года не заплатил. Доказательства обратного административным ответчиком в материалы дела не представлено.
Следовательно с Офицеровой В.М. подлежит взысканию налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 16456,00 руб.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ, в связи с тем, что административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 658 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Офицеровой Валентины Михайловны, зарегистрированной по адресу <адрес>, в пользу бюджета налог на имущество физических лиц 2017 год в размере 16456 рублей 00 коп.
Взыскать с Офицеровой Валентины Михайловны госпошлину в доход местного бюджета в размере 658 рублей 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 20 ноября 2020 года.
Судья Вартач-Вартецкая И. З.