ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1970/2021 от 27.04.2021 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-1970/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Котельниковой О.В., с участием помощника прокурора г. Омска Тимошенко С.А., представителя Управления Роскомнадзора по Омской области ФИО1, при секретаре Кадыровой А.Е., помощнике судьи Александровой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению Прокурора г. Омска в интересах РФ, неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории РФ,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением (уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ), указав, что в прокуратуру Омской области из УФСБ России по Омской области поступил материал о нелегальной реализации продукции военного назначения посредством сайта www.avia-board.com. Вход на данный сайт является свободным, воспользоваться его услугами может любой Интернет-пользователь. Объявления о реализации продуктов военного назначения размещены по адресам: http://www.avia-board.com/board/view.php?id=355832&highlight=%CD%CF-112%C0, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=341981&highlight=%CD%CF-112%%D0%A10, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=344976&highlight=%C0%CB-31%D4, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=358612&highlight=%D0%C4-33, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=357649&highlight=%EB%EE %EF%E0%F2%EA%E8, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=358032&highlight=%C0%CB-31%D4, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=357177&highlight=4030%C0, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=355418&highlight=%EB%EE %EF%E0%F2%EA%E8.

Просит признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет и размещенную по электронным адресам http://www.avia-board.com/board/view.php?id=355832&highlight=%CD%CF-112%C0, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=341981&highlight=%CD%CF-112%%D0%A10, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=344976&highlight=%C0%CB-31%D4, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=358612&highlight=%D0%C4-33, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=357649&highlight=%EB%EE %EF%E0%F2%EA%E8, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=358032&highlight=%C0%CB-31%D4, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=357177&highlight=4030%C0, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=355418&highlight=%EB%EE %EF%E0%F2%EA%E8, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора г. Омска Тимошенко С.А. уточненные административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области ФИО1 (в соответствии с полномочиями доверенностей) в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях к административному иску.

Выслушав участников процесса, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. 1, 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п. 4 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ, в соответствии с которым, информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Таким образом, сеть «Интернет» является информационно телекоммуникационной сетью.

В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ, сайтом в сети «Интернет» является совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» продукция военного назначения - вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них и информация в военно-технической области. К ней относится, в том числе, вывоз продукции военного назначения - перемещение продукции военного назначения за пределы территории Российской Федерации (деятельность, которая подлежит лицензированию).

Согласно ст. 6 Федерального закона от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» Президент Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации утверждает список продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам. Вывоз продукции военного назначения, не включенной в указанный список, может осуществляться исключительно на основании решений Президента Российской Федерации, за исключением временного вывоза такой продукции для проведения показов и участия в выставках образцов продукции военного назначения за пределами территории Российской Федерации.

Запрещается осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения российскими организациями, не получившими в установленном порядке права на осуществление этой деятельности, а также российскими физическими лицами.

Как следует из ст. 8 Федерального закона от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» в целях предотвращения нанесения ущерба обороноспособности Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют военно-техническое сопровождение поставок продукции военного назначения, предназначенной для передачи иностранным заказчикам. В ходе военно-технического сопровождения поставок продукции военного назначения федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за разработкой, производством и поставками продукции военного назначения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Общее руководство военно-техническим сопровождением и контролем разработки, производства и поставок продукции военного назначения осуществляется Министерством обороны Российской Федерации (п. 4 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти военно-технического сопровождения и контроля разработки, производства и поставок продукции военного назначения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.1999 № 1109).

Как следует из представленных материалов, в ходе мониторинга Интернет-ресурсов были выявлены указатели страниц сайта www.avia-board.com в сети «Интернет» http://www.avia-board.com/board/view.php?id=355832&highlight=%CD%CF-112%C0, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=341981&highlight=%CD%CF-112%%D0%A10, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=344976&highlight=%C0%CB-31%D4, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=358612&highlight=%D0%C4-33, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=357649&highlight=%EB%EE %EF%E0%F2%EA%E8, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=358032&highlight=%C0%CB-31%D4, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=357177&highlight=4030%C0, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=355418&highlight=%EB%EE %EF%E0%F2%EA%E8, на которых размещена информация о реализации авиационных комплектующих, применяемых при создании современных летательных аппаратов военного назначения.

В рамках реализуемых УФСБ России по Омской мероприятий по линии противодействия незаконному вывозу экспортконтролируемой продукции и технологий за рубеж получена достоверная информация об активном использовании иностранными гражданами сайта www.avia-board.com для установления и развития опосредованных контактов с целью организации приобретения и вывоза за рубеж образцов и компонентов российской военной техники и технологий.

Выявлено и установлено более 50 лиц из числа граждан КНР и Украины, осуществляющих через возможности указанного интернет-ресурса поиск способов по противоправному приобретению в Российской Федерации в целях последующего контрабандного вывоза за рубеж широкой номенклатуры компонентов и образцов вооружения и военной техники, применяемых при создании современных летательных аппаратов военного назначения. В 2016, 2020 году граждане Российской Федерации и иностранных государств на основании приговоров Первомайского районного суда г. Омска привлекались к уголовной ответственности по ст. 226.1 УК РФ, что свидетельствует об активном использовании сайта иностранными гражданами для поиска способов нелегального приобретения продукции военного назначения и способствует совершению преступлений в сфере оборонно-промышленного комплекса.

Статьей 226.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за контрабанду вооружения и военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники, а равно стратегически важных товаров.

Статьей 10 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В ходе проверки установить владельцев вышеуказанного сайта не представилось возможным.

Суд полагает, что бесконтрольная реализация продукции военного назначения как внутри страны, так и за ее пределы, снижает обороноспособность Российской Федерации и противоречит установленному приоритету мер по предупреждению терроризма, закрепленному в ст. 2 Федерального закона 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму».

Таким образом, суд, установив незаконность размещения сведений, содержащихся на спорных ресурсах, в открытом доступе и запрещенный характер таких сведений, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются:

1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На момент судебного заседания, сведения о внесении в Единый реестр иограничении доступа к информации, размещенной на вышеуказанныхстраницах сайтов, отсутствуют.

Согласно части 5 статьи 15.1 Федерального Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» к основаниям для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, среди прочего относится и вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет и размещенную на указателях страницах сайта http://www.avia-board.com/board/view.php?id=355832&highlight=%CD%CF-112%C0, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=341981&highlight=%CD%CF-112%%D0%A10, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=344976&highlight=%C0%CB-31%D4, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=358612&highlight=%D0%C4-33, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=357649&highlight=%EB%EE %EF%E0%F2%EA%E8, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=358032&highlight=%C0%CB-31%D4, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=357177&highlight=4030%C0, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=355418&highlight=%EB%EE %EF%E0%F2%EA%E8, запрещенной к распространению на территории РФ.

Включить в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой запрещено в Российской Федерации указатели страниц сайта в сети Интернет http://www.avia-board.com/board/view.php?id=355832&highlight=%CD%CF-112%C0, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=341981&highlight=%CD%CF-112%%D0%A10, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=344976&highlight=%C0%CB-31%D4, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=358612&highlight=%D0%C4-33, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=357649&highlight=%EB%EE %EF%E0%F2%EA%E8, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=358032&highlight=%C0%CB-31%D4, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=357177&highlight=4030%C0, http://www.avia-board.com/board/view.php?id=355418&highlight=%EB%EE %EF%E0%F2%EA%E8.

Решение суда о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд с подачей жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья О.В. Котельникова

Мотивированное решение составлено 11.05.2021 года

Копия вернаРешение вступило в законную силу УИД 55RS0002-01-2017-004738-37Подлинный документ подшит в деле № 2а-1970/2021Куйбышевского районного суда г. ОмскаСудья ________________________ О.В. КотельниковаСекретарь _______________________