ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1970/2022 от 10.09.2022 Сарапульского городского суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-1970/2022

18RS0023-01-2022-002738-12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 сентября 2022 года г. Сарапул УР

Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Арефьевой Ю.С.

при секретаре Борисовой И.В.,

с участием: заместителя прокурора Березина А.Н.,

административного истца Сырова А.Ю., представителя административного ответчика – председателя участковой избирательной комиссии № 9/47 Давлетшиной Л.В., члена участковой избирательной комиссии № 9/47 Черновой В.А., заинтересованного лица - председателя территориальной избирательной комиссии г. Сарапула Исакова П.В., представителя территориальной избирательной комиссии г. Сарапула Наймушиной С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сырова <данные изъяты> к участковой избирательной комиссии избирательного участка №9/47 о признании действий членов участковой избирательной комиссии избирательного участка № 9/47 незаконными, признании избирательных бюллетеней недействительными,

УСТАНОВИЛ:

Сыров А.Ю. обратился в суд с административным иском к участковой избирательной комиссии избирательного участка №9/47 о признании действий членов участковой избирательной комиссии избирательного участка № 9/47 незаконными, признании избирательных бюллетеней недействительными, свои требования мотивирует следующим. В настоящее время идет голосование на выборах Главы Удмуртской Республики. В соответствии с пунктом 9 статьи 63.1. Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», особенности голосования, установления итогов голосования в случае проведения голосования в течение нескольких дней устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. 09 сентября 2022 года участковая избирательная комиссия избирательного участка № 9/47 г. Сарапула, при перемещении избирательных бюллетеней из ящиков для голосования в сейф-пакеты нарушила тайну голосования и требования законодательства, установленные пунктом 3.5 постановления ЦИК России от 08 июня 2022 года № 86/718-8 «Об особенностях голосования в случае принятия решения о проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд», что подтверждается данными видеозаписей, сделанных наблюдателями в соответствии с законодательством России. Кроме того, согласно положениям статьи 7 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Просит признать действия членов участковой избирательной комиссии избирательного участка №9/47 по пересчету избирательных бюллетеней и нарушению тайны голосования при перемещении бюллетеней в сейф-пакеты незаконными; признать все избирательные бюллетени, содержащиеся в сейф-пакетах от 09 сентября 2022 года участковой избирательной комиссии избирательного участка № 9/47 недействительными и не учитывать их при подсчете результатов голосования.

Представителем Территориальной избирательной комиссии г. Сарапула представлены письменные объяснения на исковое заявление, суть которых сводится к следующему. Согласно пояснениям председателя УИК 9/47 Давлетшиной Л.В., по окончании голосования 09 сентября 2022 года на участке 9/47 члены участковой избирательной комиссии аккуратно складывали бюллетени, не нарушая права избирателей. Пересчета и сортировки бюллетеней не было. Видеосюжет, представленный административным истцом, также не содержит информации о пересчете и сортировке бюллетеней, подсчете бюллетеней; фамилии кандидатов, избирательных объединений не озвучивались. Аккуратное складывание избирательных бюллетеней для упаковки их в сейф-пакеты нарушением избирательного законодательства не является. Сведения, подтверждающие факт нарушения тайны голосования, не представлены. Просит отказать в удовлетворении административного искового заявления кандидата на должность Главы УР Сырова А.Ю.

В судебном заседании административный истец Сыров А.Ю. требования, изложенные в административном иске, поддержал. Суду пояснил, что зарегистрирован в качестве кандидата на должность Главы Удмуртской Республики. Акт является ненадлежащим доказательством, поскольку из его содержания следует, что ящик был предъявлен, а затем опечатан в 20.00 часов, следовательно, акт составлен задним числом. Данный акт заполняется 2 раза. В первый раз данный акт составляется до 08.00 часов 09.09.2022, при этом указывается, что предъявляется урна внутри помещения и в ней отсутствуют какие-либо бюллетени. После чего она запаковывается и пломбируется. Время ставится максимум 08.00, потому что в 08.00 избирательный участок должен быть открыт. Вторая часть данного акта заполняется после 20.00. Данный акт фактически составлен в 20.08 часов, т.е. нарушена процедура подготовки избирательной урны к голосованию, что ставит под сомнение легитимность всех бюллетеней, находящихся внутри. Председатель избирательной комиссии №9/47 нарушил процедуру опломбирования урны и составления данного акта, что является основанием для отмены всех бюллетеней, находящихся в сейф-пакете, номер которого указан в акте. Перемещение избирательных бюллетеней в сейф-пакет осуществляется членами участковой избирательной комиссией с правом решающего голоса без подсчета избирательных бюллетеней с сохранением тайны голосования. На видео видно, что шесть человек стоят вокруг стола, сортируют бюллетени по типу и видят волеизъявление народа, кто за кого проголосовал; кроме того, не исключено внесение ими исправлений в бюллетени. Полагает, что административным ответчиком нарушены права избирателей и избирательное законодательство. Члены участковой избирательной комиссии не имели права вскрывать урну и высыпать бюллетени на стол. Таким образом произведен негласный мониторинг, предварительный анализ итогов голосования.

Административный ответчик – председатель участковой избирательной комиссии Давлетшина Л.В. административные исковые требования не признала, суду пояснила, что опломбированные урны были вскрыты, но поскольку бюллетеней оказалось много, около 1 000 штук, пересыпать их сразу с сейф-пакет не представлялось возможным. По этой причине бюллетени сначала высыпали на стол, во избежание их повреждения. По видам (цвету) бюллетени не раскладывали, подсчет голосов не осуществляли, исправления не вносили, при данной процедуре присутствовали наблюдатели. Все члены комиссии наделены правом решающего голоса, это подтверждается утвержденным составом участковой избирательной комиссии. Все бюллетени упаковывали в один сейф-пакет, поскольку большее количество таких сейф-пакетов в сейф для хранения не помещается. До 08 часов 09 сентября 2022 года пустая урна была предъявлена, затем в присутствии членов комиссии и наблюдателей она была опечатана пластиковой специальной пломбой, бумагой с печатью участковой избирательной комиссии урна не была опечатана.

Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии г. Сарапула Наймушина С.Ю. письменные объяснения поддержала.

Председатель Территориальной избирательной комиссии г. Сарапула Исаков П.В. суду пояснил, что опломбирование ящика для голосования предусмотрено либо путем наклеивания на ящик для голосования бумаги с печатью либо иным способом. Для того, чтобы опломбирование проходило без наклеивания бумаги с печатью избирательной комиссии, в Удмуртской Республике закуплены и предоставлены участковым комиссиям пломбирующие устройства, которые имеют свою защиту в виде номерных знаков, которые при вскрытии будут повреждены. При отсутствии пломбирующих устройств возможен вариант с наклеиванием на ящики полосы бумаги с печатью избирательной комиссии. В первой части акта должно быть указано время до 08.00 часов, поскольку до этого времени происходит процедура предъявления членам избирательной комиссии пустого стационарного ящика. В присутствии наблюдателей и членов с правом решающего голоса производится опечатывание. Все члены в данной избирательной комиссии имеют право решающего голоса. Копия записи с камер видеонаблюдения на участке предоставлена быть не может по техническим причинам.

Член участковой избирательной комиссии Чернова В.А. пояснила, что она является представителем от партии КПРФ и как член комиссии, отвечает за сохранность бюллетеней; чтобы сохранить бюллетени, предотвратить их порчу, бюллетени сложили в стопку. Подсчета голосов не было, имена кандидатов не озвучивались. В Положении не указано, как именно должно производиться перемещение, написано – незамедлительно, это и было выполнено.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении исковых требований отказать, исследовав письменные материалы дела, видеозапись, представленную административным истцом, суд приходит к следующему.

Согласно статьям 2, 18 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими: они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы ( статья 3 Конституции Российской Федерации).

В силу статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Положениями статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право на обращение в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы (ч. 2).

В соответствии с пунктом 1 статьи 63.1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по решению комиссии, организующей выборы, референдум (при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов - по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, если такое полномочие предусмотрено законом), голосование на выборах, референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней.

Особенности такого голосования и установления его итогов определяются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 статьи 63.1 Федерального закона.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 08 июня 2022 года № 86/718-8 утверждено Положение «Об особенностях установления итогов голосования в случае принятия решения о проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд» (далее по тексту – Положение).

Согласно пунктам 2, 10 статьи 61 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования, изготовленные из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утверждаемыми Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Частью 3 статьи 64 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в день голосования непосредственно перед наступлением времени голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, пустые ящики для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов - при его использовании), которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии (пломбируются), а в случае, если законом предусмотрено, что избиратель, участник референдума, которые будут находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в комиссию заявление о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, - также информирует о числе избирателей, участников референдума, включенных в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума, о числе избирателей, участников референдума, исключенных из списка избирателей, участников референдума в связи с подачей заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения на ином избирательном участке, участке референдума, а также о числе избирателей, участников референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения на данном избирательном участке, участке референдума.

Из Положения, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 8 июня 2022 г. N 86/718-8 следует, что ежедневно до начала голосования пустые переносные ящики для голосования, пустой стационарный ящик (пустые стационарные ящики) для голосования (за исключением случая использования стационарного ящика (стационарных ящиков) для голосования для обеспечения сохранности избирательных бюллетеней в соответствии с пунктом 3.12 Положения) предъявляются лицам, присутствующим в помещении участковой избирательной комиссии (помещении для голосования), после чего они опечатываются (пломбируются) (п.3.2).

Постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 07 июня 2022 года № 1263-VI назначены выборы депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики седьмого созыва на 11 сентября 2022 года.

Постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 07 июня 2022 года № 1264-VI назначены выборы Главы Удмуртской Республики на 11 сентября 2022 года.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики № 197.2-6 от 10 июня 2022 года постановлено провести голосование на выборах Главы Удмуртской Республики, на выборах депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики седьмого созыва, назначенных на 11 сентября 2022 года, в течение нескольких дней подряд - 9, 10 и 11 сентября 2022 года.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики № 215.1-6 от 04 августа 2022 года Сыров А.Ю. зарегистрирован кандидатом на должность Главы Удмуртской Республики.Сыров А.Ю. обратился в суд с административным иском о признании действий членов участковой избирательной комиссии незаконными, признании избирательных бюллетеней недействительными.

Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Исходя из этого принципа в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена, прежде всего, обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным кодексом.

В обоснование административных исковых требований Сыров А.Ю. приводит доводы о нарушении процедуры опломбирования урны для голосования и составления акта, влекущем недействительность всех бюллетеней, находящихся в сейф-пакете. Полагает, что первая часть акта фактически была составлена в 20 часов 08 минут. Кроме того, в нарушение ст. 64 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ избирательные ящики не опечатаны печатью избирательной комиссии. Указанные доводы, по мнению суда, являются несостоятельными.

Действительно, согласно Акту о проведении голосования с использованием стационарного ящика для голосования, члены избирательной комиссии избирательного участка № 9/47 составили акт о том, что 09 сентября 2022 года в 20 час. 00 мин. в помещении участковой избирательной комиссии присутствующим был предъявлен пустой стационарный ящик для голосования № 1, который затем был опечатан и использован при проведении голосования в помещении для голосования. По завершении голосования с использованием переносного (стационарного) ящика для голосования № 1 избирательные бюллетени были перемещены в сейф-пакет № 90651431 в 20 часов 08 минут.

Вместе с тем, из пояснений административного ответчика следует, что в акте неверно указано время предъявления пустого стационарного ящика и его последующего опломбирования. Фактически 09 сентября 2022 года до 08 часов 00 минут, то есть до начала голосования, пустой ящик для голосования был предъявлен лицам, присутствующим в помещении участковой избирательной комиссии – членам комиссии, наблюдателям, а затем опломбирован номерной пломбой.

Указанные доводы истцом относимыми и допустимыми доказательствами не опровергнуты. Также в материалы дела административным истцом не представлены доказательства того, что кто-либо из лиц, присутствующих в помещениях для голосования в день голосования на избирательном участке 947, в частности, наблюдатели, обращался в Территориальную избирательную комиссию г. Сарапула либо в правоохранительные органы с жалобами на неправомерность действий участковой избирательной комиссии либо о привлечении членов участковой избирательной комиссии к ответственности по факту ненадлежащего опломбирования ящиков (отсутствия пломбы) для голосования, о неправомерной работе участковой комиссии.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что процедура подготовки стационарного ящика для голосования была соблюдена, поскольку перед наступлением времени голосования председатель участковой избирательной комиссии предъявил к осмотру членам комиссии, присутствующим лицам, пустой ящик для голосования, который вслед за этим был опломбирован, а после окончания времени голосования вскрыт участковой избирательной комиссией.

При этом само по себе указанное выше нарушение составления акта (в части указания времени предъявления пустого ящика и его опломбирования) не свидетельствуют о незаконности оспариваемых действий избирательной комиссии, поскольку не подтверждает факт нарушения избирательной комиссией избирательного законодательства, а также прав, свобод и законных интересов административного истца.

Административным истцом не указано, каким образом неправильное указание времени опломбирования ящика при фактической его опломбировке номерной пломбой могло повлечь нарушение его прав и свобод.

Из пояснений председателя Территориальной избирательной комиссии г. Сарапула следует, что ящик для голосования на избирательном участке был опломбирован номерной пломбой, что, по мнению суда, согласуется с требования статьи 64 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта 3.2 Положения.

Дополнительных требований, предъявляемых к способу и механизму опечатывания или опломбирования стационарных ящиков для голосования законом или нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не предусмотрено.

По смыслу действующего законодательства размещенная на ящике для голосования номерная пломба должна обеспечивать невозможность его вскрытия без нарушения целостности данной пломбы и одновременное использование для опломбирования пломбы и полосы бумаги с печатью обязательным не является.

Каждый день голосования, за исключением последнего, избирательные бюллетени из переносного ящика для голосования, использовавшегося при проведении голосования в какой-либо из форм голосования, перемещаются в сейф-пакет. Для каждого переносного ящика для голосования используется отдельный сейф-пакет, который запечатывается. В случае если сейф-пакет не вмещает количество избирательных бюллетеней, извлеченных из переносного ящика для голосования, для этих целей допускается использование второго сейф-пакета. Перемещение избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет осуществляется незамедлительно по возвращении в помещение для голосования членов участковой избирательной комиссии, проводивших голосование с данным ящиком (пункт 3.3 Положения).

Перемещение избирательных бюллетеней в сейф-пакет осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без подсчета избирательных бюллетеней с сохранением тайны голосования. После перемещения избирательных бюллетеней сейф-пакет незамедлительно запечатывается с использованием индикаторной ленты. В отношении каждого сейф-пакета составляется акт (рекомендуемая форма приведена в приложении N 1), который хранится вместе с сейф-пакетом. В случае использования двух сейф-пакетов в отношении них составляется один акт, и при этом указываются номера обоих сейф-пакетов. С указанным актом вправе ознакомиться члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, наблюдатели (пункт 3.5 Положения).

Перемещение избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет производится в помещении для голосования. При перемещении избирательных бюллетеней в сейф-пакет вправе присутствовать: члены участковой избирательной комиссии и наблюдатели, присутствовавшие (выезжавшие) при проведении голосования с использованием переносного ящика для голосования; члены участковой избирательной комиссии и наблюдатели, находящиеся в этот момент в помещении для голосования; иные лица, имеющие право присутствовать в помещении для голосования. Если к моменту перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет указанные лица отсутствуют, то такое отсутствие не является препятствием для перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет. Перед перемещением избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования члены участковой избирательной комиссии демонстрируют присутствующим лицам, что используемый сейф-пакет является пустым (пункт 3.6 Положения).

После этого сейф-пакет, составленный в отношении него акт, а также заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать на дому помещаются в отдельный сейф (металлический шкаф, металлический ящик) участковой избирательной комиссии, предназначенный для хранения сейф-пакетов. Хранение в таком сейфе (металлическом шкафу, металлическом ящике) иной документации не допускается (пункт 3.8 Положения).

Каждый день голосования, за исключением последнего, избирательные бюллетени из стационарного ящика (стационарных ящиков) для голосования перемещаются в сейф-пакет (сейф-пакеты) незамедлительно по окончании голосования в помещении для голосования. В случае если сейф-пакет не вмещает количество избирательных бюллетеней, извлеченных из стационарного ящика (стационарных ящиков) для голосования, для этих целей допускается использование нескольких сейф-пакетов.

Перемещение избирательных бюллетеней из стационарного ящика (стационарных ящиков) для голосования в сейф-пакет (сейф-пакеты) и их хранение осуществляется в порядке, аналогичном порядку перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет (сейф-пакеты) (пункты 3.5 - 3.10 Положения), с составлением акта (рекомендуемая форма приведена в приложении N 2), который хранится вместе с сейф-пакетом. В случае использования нескольких сейф-пакетов в отношении них составляется один акт, и при этом указываются номера всех сейф-пакетов (пункт 3.11 Положения).

Материалами административного дела подтверждается, что решением Территориальной избирательной комиссии г. Сарапула была сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка №9/47 в количестве 12 членов с правом решающего голоса; председателем комиссии избрана Давлетшина Л.В.

Как следует из административного искового заявления и пояснений административного истца, 09 сентября 2022 года на избирательном участке № 9/47 были выявлены факты сортировки бюллетеней при перемещении из ящика в сейф-пакет, проведен предварительный мониторинг количества голосов избирателей, что повлекло нарушение прав избирателей, а также тайны голосования.

Доводы Сырова А.Ю. о нарушении административным ответчиком прав избирателей судом отклоняются, поскольку установленный Федеральным законом Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» круг прав и обязанностей кандидата не наделяет это лицо правом обращаться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц.

Согласно статье 7 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Принцип тайного голосования означает, что никто, кроме самого избирателя, не имеет права знать о содержании его персонального волеизъявления и (или) никто не вправе оказывать давление на волеизъявление избирателя.

Согласно пояснениям административного ответчика, во избежание повреждения бюллетеней, первоначально члены комиссии выложили бюллетени на стол, сложили в стопки и переместили в сейф – пакет. Бюллетени по категориям (цвету, размеру) не сортировали, предварительный подсчет голосов не проводили, с содержанием не знакомились, складывали бюллетени в стопки, а затем – в сейф-пакет.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству административного истца была исследована видеозапись без указания времени и даты, выполненная, по утверждению истца, 09 сентября 2022 года на избирательном участке № 9/47, что не оспаривалось административным ответчиком.

Указанная запись, по мнению суда, не подтверждает утверждения административного истца о том, что членами участковой избирательной комиссии были нарушены требования пункта 3.5 Положения, а также тайна голосования, поскольку подсчет голосов членами комиссии не производился, бюллетени не подвергались прочтению, сортировке по категориям (по цвету, размеру), соответственно содержание волеизъявления конкретного избирателя не стало известно членам комиссии. Сам факт перемещения бюллетеней, изъятых из ящика для голосования, опломбированного номерной пломбой, на стол без какой-либо сортировки для дальнейшего перемещения в сейф-пакет, не свидетельствует о нарушении участковой избирательной комиссией избирательного законодательства.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что доказательств нарушения членами участковой избирательной комиссии избирательного законодательства, тайны голосования, административным истцом не представлено.

Предположение истца о возможном внесении членами комиссии изменений в бюллетени не основано на объективных доказательствах, следовательно, не может расцениваться судом как юридический факт.

В соответствии с подпунктом «з» части 6 статьи 27 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» к компетенции участковой избирательной комиссии относится, в частности, проведение подсчета голосов.

Поскольку проведение подсчета голосов относится к исключительной компетенции участковой избирательной комиссии, суд, в отсутствие правовых оснований, не вправе возложить на нее обязанность по исключению из расчета каких-либо бюллетеней, как того требует Сыров А.Ю. в исковом заявлении; административные исковые требования в данной части не основаны на законе.

По смыслу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения избирательной комиссии, ее действий (бездействия) является установление судом одновременно двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого действия, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя.

При обстоятельствах, установленных в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу о том, что действия участковой избирательной комиссии № 9/47 соответствовали требованиям действующего избирательного законодательства, при этом административным истцом не представлено доказательств обратного, а также доказательств нарушения его прав и законных интересов.

По изложенным основаниям в удовлетворении исковых требований Сырова А.Ю. к участковой избирательной комиссии избирательного участка №9/47 о признании действий членов участковой избирательной комиссии избирательного участка № 9/47 незаконными, признании избирательных бюллетеней недействительными и исключении их из подсчета результатов голосования надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Сырова <данные изъяты> к участковой избирательной комиссии избирательного участка №9/47 о признании действий членов участковой избирательной комиссии избирательного участка № 9/47 незаконными, признании избирательных бюллетеней недействительными, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение пяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через Сарапульский городской суд УР.

Решение принято судом в окончательной форме 11 сентября 2022 года.

Судья Арефьева Ю.С.

<данные изъяты>

<данные изъяты>