Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
03 ноября 2015 года г. Михайловск
Шпаковский районный суд Ставропольского края
в составе: председательствующего судьи Болотовой Л.А.
при секретаре Рудомановой Д.Н.
С участием
Административного истца ФИО1
Представителя административного истца по доверенности ФИО2
Представителя административного ответчика администрации МО г.Михайловска по доверенности ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО6 к администрации МО г.Михайловска о признании незаконным решения об отказе в присвоении адреса и возложении обязанности присвоить почтовые адреса
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Шпаковский районный суд с указанными выше требованиями.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №, Свидетельство о государственной регистрации права 26 АК 182529, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>.
На данном земельном участке находятся также принадлежащие ей на праве собственности жилой дом ФИО6 площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, имеющий адрес (местоположение) <адрес>, жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, Свидетельство о государственной регистрации 26 АК 232420 и жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, Свидетельство о государственной регистрации права 26 АК 232417. Последние два жилых дома, согласно справки Шпаковского филиала ГУП СК «БКИ СК» 2010 года постройки и почтовые адреса им не присвоены.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в Администрацию МО г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края о подготовке и выдаче постановления о присвоении адреса вышеуказанным двум жилым домам.
ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в удовлетворении заявления на основании пп. «в» п. 34 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее Правила) в связи с тем, что к заявлению о присвоении земельному участку почтового адреса прилагается, среди прочего, разрешение на строительство объекта адресации (при присвоении адреса строящимся объектам).
Помимо того, что решение об отказе вынесено с нарушением сроков, предусмотренных п. 37 Правил, а именно 18 рабочих дней, оно также не соответствует форме, согласно Приложению № Приказа Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 146н "Об утверждении форм заявления о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса, решения об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса"(п. 42 Правил), истица считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
-ссылка Административного ответчика на пп. «в» п. 34 Правил несостоятельна, так как объекты адресации поставлены на кадастровый учет, на них зарегистрировано право собственности в установленном законом порядке и расположены на земельном участке, также находящемся в её собственности и имеющим почтовый адрес, т.е. документы, предусмотренные пп. «а» п. 34 Правил к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ ею приложены были;
-п. 41 Правил гласит: «Решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения», а данных ссылок отказ не содержит.
Таким образом нарушено право административного истца на частную собственность, закрепленное в ст. 35 Конституции РФ.
Не присвоение Административным ответчиком почтового адреса принадлежащим ей на праве собственности жилым домам, препятствует осуществлению конституционных прав, в частности, распоряжению данным недвижимым имуществом.
В связи с чем, ФИО1 просит признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации МО г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края об отказе в подготовке и выдаче постановления о присвоении почтового адреса жилым домам.
Обязать Администрацию МО г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края подготовить и выдать постановление о присвоении почтового адреса жилому дому с кадастровым номером № и жилому дому с кадастровым номером №, расположенным на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Российская Федерация, <адрес> в течение 5 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании ФИО1 и её представитель по доверенности ФИО2 полностью поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации МО г.Михайловска по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, при этом пояснил, что ФИО1 обратилась в администрацию МО города Михайловска с заявлением о присвоении адреса на жилые дома, принадлежащие ей на праве собственности на земельном участке по адресу: <адрес>.
В ходе рассмотрения заявления было установлено, что ФИО1, на земельном участке, по адресу: <адрес>, возведены два жилых дома, после чего произведена их государственная регистрация, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно сведений, касающихся земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, полученных из управления архитектуры и градостроительства администрации МО города Михайловска от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией МО города Михайловска разрешение на строительство жилых домов общей площадью <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м. на вышеуказанном земельном участке не выдавалось.
Легализовать объект капитального строительства путем присвоения адреса при нарушении строительных норм и правил орган местного самоуправления не вправе, так как ставится под сомнение соблюдение строительных норм и правил при возведении объекта влекущее за собой угрозу жизни и здоровью граждан.
В связи с чем, в соответствии со ст. 222 ГК РФ администрацией МО г. Михайловска подано исковое заявление в Шпаковский районный суд о признании вышеуказанных построек самовольными и обязании ФИО1 снести самовольно возведенные постройки, расположенные по адресу: <адрес>, признании незаконным регистрации права собственности на жилой дом, аннулировании записи регистрации. Однако, в настоящее время исковое заявление возвращено.
В связи с чем, представитель административного ответчика просит в иске ФИО1 о признании незаконным действия органов местного самоуправления выразившееся в отказе подготовки и выдаче постановления о присвоении почтового адреса жилым домам отказать.
Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований административного истца частично по следующим основаниям.
В соответствии с п.6. Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ№ присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов (далее - уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адресной системы.
Как установлено в судебном заседании ФИО1 является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. расположенного по адресу <адрес> (л.д.4), а также жилых домов площадью <данные изъяты> кв.м.(л.д.9), площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д.6), площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д.5).
15 мая 2015 года ФИО1 обратилась в администрацию МО г.Михайловска с заявлением о присвоении адресов жилым домам, принадлежащим ей на праве собственности и расположенных на указанном выше земельном участке (л.д.8).
02.07.2015 года (т.е. спустя более 1,5 месяца) истице был дан ответ, согласно которому в соответствии с положениями пп. «в»п.34 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ№, к заявлению о присвоении земельному участку почтового адреса прилагается, среди прочего, разрешение на строительство объекта адресации( При присвоении адреса строящимся объектам адресации). Отсутствие такого документа служит для органа местного самоуправления основанием для отказа в удовлетворении заявления. В связи с отсутствием документов, требуемых для оказания услуги по присвоению земельному участку адреса, ФИО1 было отказано в удовлетворении её заявления (л.д.11).
Как усматривается из обращения ФИО1 она просила о присвоении адресов жилым домам расположенном на земельном участке которому уже присвоен адрес <адрес>, при этом администрация МО г.Михайловска, ссылается на невозможность присвоения адресов земельному участку.
Кроме того, в соответствии с п. 37 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1221 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" решение о присвоении объекту адресации адреса, а также решение об отказе в таком присвоении или аннулировании принимаются уполномоченным органом в срок не более чем 18 рабочих дней со дня поступления заявления.
В связи с чем, доводы административного истца о том, что административным ответчиком нарушены сроки принятия решения по её заявлению, являются обоснованными.
Кроме того, в силу 34 вышеназванных Правил к заявлению прилагаются следующие документы:
а) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на объект (объекты) адресации;
б) кадастровые паспорта объектов недвижимости, следствием преобразования которых является образование одного и более объекта адресации (в случае преобразования объектов недвижимости с образованием одного и более новых объектов адресации);
в) разрешение на строительство объекта адресации (при присвоении адреса строящимся объектам адресации) и (или) разрешение на ввод объекта адресации в эксплуатацию;
г) схема расположения объекта адресации на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (в случае присвоения земельному участку адреса);
д) кадастровый паспорт объекта адресации (в случае присвоения адреса объекту адресации, поставленному на кадастровый учет);
е) решение органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение (в случае присвоения помещению адреса, изменения и аннулирования такого адреса вследствие его перевода из жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение);
ж) акт приемочной комиссии при переустройстве и (или) перепланировке помещения, приводящих к образованию одного и более новых объектов адресации (в случае преобразования объектов недвижимости (помещений) с образованием одного и более новых объектов адресации);
з) кадастровая выписка об объекте недвижимости, который снят с учета (в случае аннулирования адреса объекта адресации по основаниям, указанным в подпункте "а" пункта 14 настоящих Правил);
и) уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений по объекту адресации (в случае аннулирования адреса объекта адресации по основаниям, указанным в подпункте "б" пункта 14 настоящих Правил).
С учетом положений пп. «в» п.34 Правил суд полагает обоснованными доводы ФИО1 о том, что разрешение на строительство объекта адресации необходимо в случае при присвоении адреса строящимся объектам адресации. В данном случае, как следует из свидетельств о государственной регистрации, жилые дома не являются объектами незавершенного строительства, а соответственно имеют 100% готовности. Разрешение на ввод объекта адресации в эксплуатацию ответчиком не истребовалось.
Более того, как следует из ответа администрации МО г.Михайловска от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в удовлетворении заявления поскольку ею не приложено разрешение на строительство, и отсутствие этого документа послужило основанием для отказа.
Между тем, в силу п. 35 Правил уполномоченные органы запрашивают документы, указанные в пункте 34 настоящих Правил, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них).
Заявители (представители заявителя) при подаче заявления вправе приложить к нему документы, указанные в пункте 34 настоящих Правил, если такие документы не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Таким образом, представление документов указанных в пункте 34 Правил является правом, а не обязанностью заявителя. Представителем административного ответчика не представлено сведений подтверждающих истребование им самостоятельно требуемых документов. А служебная записка представленная ответчиком (л.д.41) составлена лишь после обращения ФИО1 в суд.
В ходе судебного заседания было установлено, что административным истцом действительно не бралось разрешение на строительство объектов адресации. В связи с чем, администрацией МО было подготовлено требование о сносе самовольно возведенных строений, которое было судом оставлено без движения, а затем возвращено.
В соответствии с п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе.
В связи с чем, административный ответчик был обязан в установленный законом срок, установить являются ли объекты указанный ФИО1 самовольной постройкой и предоставить ответ на заявление.
При этом в случае отказа в соответствии с требованиями п.41 Правил решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения.
Таким образом, суд полагает, что заявление ФИО1 о присвоении адресов жилым домам, а не земельному участку как указано в ответе, в нарушение сроков, не было рассмотрено по существу, при этом решение об отказе не соответствует требованиями п.41 Правил и не содержит оснований для отказа, в связи с чем требования ФИО1 признать незаконным решение № 2670-05-09/4-886 от 02.07.2015 года Администрации МО г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края об отказе в присвоении почтового адреса земельному участку являются обоснованными, и подлежат удовлетворению.
Однако, учитывая приведенные выше обстоятельства, суд полагает требования административного истца обязать Администрацию МО г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края подготовить и выдать постановление о присвоении почтового адреса жилому дому с кадастровым номером № и жилому дому с кадастровым номером 26:11:020140:404, расположенным на земельном участке с кадастровым номером 26:11:020140:93 по адресу: Российская Федерация, <адрес> в течение 5 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу, не подлежат удовлетворению, поскольку заявление административным ответчиком по существу рассмотрено не было, а в судебном заседании административным истцом не представлены документы, указанные в пункте 34 Правил.
В связи с чем, суд полагает, что для восстановления прав ФИО1 необходимо обязать Администрацию МО г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края устранить допущенное нарушение прав ФИО6, рассмотрев её заявление по существу, установив сокращенный срок в течение 15 дней, с выдачей решения в соответствии с действующим законодательством, о чем сообщить в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу в суд и административному истцу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180,227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО6 к администрации МО г.Михайловска о признании незаконным решения об отказе в присвоении адреса и возложении обязанности присвоить почтовые адреса удовлетворить частично.
Признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края об отказе в присвоении почтового адреса земельному участку, не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.
Обязать Администрацию МО г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края устранить допущенное нарушение прав ФИО6, рассмотрев заявление ФИО6 по существу с выдачей решения в соответствии с действующим законодательством в течение 15 дней с момента вступления решения в законную силу, о чем сообщить в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу в суд и административному истцу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Шпаковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Болотова Л.А.
Мотивированное решение изготовлено 06 ноября 2015 года