ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1973/2023 от 30.08.2023 Дербентского городского суда (Республика Дагестан)

Дело№2а-1973/2023

УИД 05RS0012-01-2023-002367-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

  1. августа 2023 года г.Дербент

Дербентский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Тагировой Н.Х., при секретаре судебного заседания Касумовой Ф.Х., с участием административного истца Ирзаева А.А., представителей административных ответчиков Администрации городского округа «город Дербент» по доверенности Ахмедова А.В., Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа «город Дербент» по доверенности Наврузова М.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ирзаевой Зульфии Аседуллаховны и Ирзаева Айдына Арифовича к Администрации городского округа «город Дербент» и Управлению архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Дербент» о признании недействительными градостроительных планов земельных участков: ГПЗУ № РФ-05-2-03-0-00-2023-0078, ГПЗУ №РФ-05-2-03-0-00-2023-0086 в части сведений содержащихся в пункте 5: «зона охраны объектов культурного наследия» не соответствующий части 9 статьи 26 Закона N 342-ФЗ; пункт 1 отсутствие сведений о месте допустимого размещения объектов капитального строительства, о красных линиях не соответствующий пунктам 26, 27 Приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр; обязании выдать градостроительные планы земельных участков с к/н: <номер изъят> с внесением информации в части сведений: в пункт 1 ГПЗУ в порядке пунктом 26, 27 Приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр - на чертеже градостроительного плана отобразить красные линии линейного объекта автодорога Ростов-Баку, минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; в пункт 2.2 в порядке пунктов 38, 39 Приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр в строке "Основные виды разрешенного использования земельного участка" указать "Туристическое обслуживание"с кодом 5.2.1, установленный согласно уведомлениям о внесении в ЕГРН Дербентским межмуниципальным отделом Управления Росреестра по Республике Дагестан от 24 мая 2023г.№ КУВД-001/2023-20797558/1, от 1 июня 2023г. № КУВД-001/2023-22699508/1; в пункт 2.3 ГПЗУ в порядке пунктов 42 - 48 Приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр. внести информацию о предельных (минимальных и (или) максимальных) размерах земельного участка и предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом в табличной форме путем указания соответствующих цифровых и (или) текстовых показателей, утвержденных в составе правил землепользования и застройки для "Туристическое обслуживание" с кодом 5.2.1 в составе территориальной зоны С3.1; в пункт 5 ГПЗУ в порядке пункта 75 Приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр., части 9 статьи 26 Закона N 342-ФЗ - "Информация отсутствует"; в пункт 11 ГПЗУ "Информация о красных линиях" о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории, в порядке пунктов 84, 85 Приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр., согласно пунктам 10.1 и 11 статьи 1 ГрК РФ о красных линиях линейного объекта автодорога Ростов-Баку,

установил:

Ирзаева З.А. и Ирзаев А.А., с учетом уточнений, обратились в суд с административным иском к Администрации городского округа «город Дербент» и Управлению архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Дербент» о признании недействительными градостроительных планов земельных участков: ГПЗУ № РФ-05-2-03-0-00-2023-0078, ГПЗУ №РФ-05-2-03-0-00-2023-0086 в части сведений содержащихся в пункте 5: «зона охраны объектов культурного наследия» не соответствующий части 9 статьи 26 Закона N 342-ФЗ; пункт 1 отсутствие сведений о месте допустимого размещения объектов капитального строительства, о красных линиях не соответствующий пунктам 26, 27 Приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр; обязании выдать градостроительные планы земельных участков с к/н: <номер изъят> с внесением информации в части сведений: в пункт 1 ГПЗУ в порядке пунктом 26, 27 Приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр - на чертеже градостроительного плана отобразить красные линии линейного объекта автодорога Ростов-Баку, минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; в пункт 2.2 в порядке пунктов 38, 39 Приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр в строке "Основные виды разрешенного использования земельного участка" указать "Туристическое обслуживание"с кодом 5.2.1, установленный согласно уведомлениям о внесении в ЕГРН Дербентским межмуниципальным отдел Управления Росреестра по Республике Дагестан от 24 мая 2023г.№ КУВД-001/2023-20797558/1, от 1 июня 2023г. № КУВД-001/2023-22699508/1; в пункт 2.3 ГПЗУ в порядке пунктов 42 - 48 Приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр. внести информацию о предельных (минимальных и (или) максимальных) размерах земельного участка и предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом в табличной форме путем указания соответствующих цифровых и (или) текстовых показателей, утвержденных в составе правил землепользования и застройки для "Туристическое обслуживание" с кодом 5.2.1 в составе территориальной зоны С3.1; в пункт 5 ГПЗУ в порядке пункта 75 Приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр., части 9 статьи 26 Закона N 342-ФЗ - "Информация отсутствует"; в пункт 11ГПЗУ "Информация о красных линиях" о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории, в порядке пунктов84, 85 Приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр., согласно пунктам 10.1 и 11 статьи 1 ГрК РФ о красных линиях линейного объекта автодорога Ростов-Баку.

В обоснование иска указали, что она обратилась в Управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Дербент с заявлениями от 05.06.2023г. о выдаче градостроительного плана (далее ГПЗУ) на земельные участки с кадастровыми номерами <номер изъят>. Административным ответчиком выданы градостроительные планы № РФ-05-2-03-0-00-2023-0078 земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> и № РФ<номер изъят>-0086 земельного участка с кадастровым номером 05:42:000104:179. В указанных градостроительных планах в соответствии с пп. 4,9,10 п. 3 ст. 57.3 ГрК РФ содержится недостоверная информация о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий; о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон.В ГПЗУ подлежат указанию реквизиты акта, устанавливающего содержание ограничений использования земельного участка. Между тем ГПЗУ № РФ<номер изъят>-0078 в пункте 5 содержит: «зона охраны объектов культурного наследия», при этом реквизиты акты отсутствуют, а на чертеже ГПЗУ не отображены границы зон с особыми условиями использования территорий (зон охраны объектов культурного наследия), при этом в пункте 2.1 содержится: «Правила землепользования и застройки городского округа «город Дербент» утвержденные Решением собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13.10 2022 №36-7 (далее ПЗЗ). Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 сентября 2022 г. N 66а-1747/2022 признаны недействующим постановление Правительства Республики Дагестан от 27.05.2016 N 148 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в городе Дербенте, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия <адрес изъят>" в той части, которой установленные зоны охраны, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам распространяются в отношении объекта культурного наследия (частей объекта), включенного в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Судом установили, что настоящее время администрацией городского округа "город Дербент" разработана дорожная карта по внесению изменений в нормативные документы, а также в целях разработки нового проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных в исторической части Дербента, заключен договор с подрядной организацией. Следовательно, границы зоны охраны объектов культурного наследия не считается установленными. Таким образом, факт установления в отношении земельного участка вида разрешенного использования, предусмотренного ПЗЗ градостроительной зоны застройки сезонного проживания (С3.1), к которой он в настоящее время отнесен, вопреки выводам Управления, не является основанием для отказа в согласовании местоположения границ минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, при фактическом отсутствии установленных границ зоны охраны объектов культурного наследия.Таким образом, факт установления в отношении земельного участка вида разрешенного использования, предусмотренного ПЗЗ градостроительной зоны застройки сезонного проживания (С3.1), к которой он в настоящее время отнесен, вопреки выводам Управления, не является основанием для отказа в согласовании местоположения границ минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, при фактическом отсутствии установленных границ зоны охраны объектов культурного наследия.

По изложенным основаниям просили административные исковые требования удовлетворить.

Административный истец Ирзаева З.А., извещенная о дате и месте проведения судебного разбирательства, в назначенное время в суд не явилась, в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования просила удовлетворить.

Административный истец Ирзаев А.А. в судебном заседании доводы административного иска поддержал по изложенным в иске основаниям, просил удовлетворить.

Представители административных ответчиков Администрации городского округа «город Дербент» Ахмедов А.В. и Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Дербент» Наврузов М.Т. с административным иском не согласились, в удовлетворении просили отказать.

Заинтересованное лицо Дербентский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Республике Дагестан, извещенный надлежащим образом о дате и месте проведения судебного заседания, в назначенное время в суд своего представителя не направило.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы административного дела, и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.

С 1 июля 2017 г. вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", согласно которым признана утратившей силу статья 44 ГрК РФ, определяющая требования к подготовке и содержанию ГПЗУ как одного из видов документации по планировке территории.

С момента вступления в действие новой редакции указанного Кодекса градостроительный план земельного участка исключен из видов документации по планировке территории.

Порядок выдачи ГПЗУ регулируется положениями статьи 57.3 ГрК РФ.

Как следует из части 1 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3 ГрК РФ).

Перечень необходимой информации, содержащейся в градостроительном плане, приведен в части 3 статьи 57.3 ГрК РФ. В частности, к такой информации относятся сведения о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории, о красных линиях.

В соответствии с частями 5, 6 статьи 57.3 ГрК РФ в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр. Орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы.

Выдача органом местного самоуправления ГПЗУ является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа. Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг (часть 1 статьи 7 Закона N 210-ФЗ).

Форма градостроительного плана земельного участка, порядок ее заполнения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 57.3 ГрК РФ).

В соответствии с частью 9 статьи 57.3 ГрК РФ и подпунктом 5.2.3 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстроем России принят приказ от 25 апреля 2017 г. N 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения".

Согласно пунктам 18, 19 Порядка заполнения формы градостроительного плана земельного участка, если земельный участок расположен в границах территории в отношении которой проект планировки территории не утвержден, в строке пишется "Проект планировки территории не утвержден". В графах таблицы ставятся прочерки. В строке "Реквизиты проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории" указывается: дата и номер документа, утвердившего проект планировки территории и (или) проект межевания территории; наименование органа, утвердившего проект планировки территории и (или) проект межевания территории.

Если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой проект планировки территории и (или) проект межевания территории не утверждены, в строке пишется "Документация по планировке территории не утверждена", или "Проект планировки территории не утвержден", или "Проект межевания территории не утвержден".

Анализ приведенных норм градостроительного законодательства в их совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется по заявлению правообладателя земельного участка и является обязанностью уполномоченного органа, а градостроительный план по своей правовой природе не является правоустанавливающим документом и носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по предполагаемой застройке земельного участка, поскольку в нем воспроизводятся сведения, утвержденные документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, включая характеристики земельного участка и принятые в отношении него ограничения.

Согласно части 4 статьи 57.3 ГрК РФ в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории.

Случаи, когда подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, установлены в части 3 статьи 41 ГрК РФ, к числу которых относится необходимость установления, изменения или отмены красных линий.

Красными линиями признаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ).

Судом установлено, что Ирзаева З.А. является сособственником земельных участков с кадастровым номером <номер изъят> площадью 700 кв.м., и земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> площадью 600 кв.м. категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - туристическое обслуживание, по адресу РД, <адрес изъят>, <адрес изъят>».

Ирзаев А.А., в силу статьи 34 Семейного кодекса РФ, является сособственником вышеуказанного недвижимого имущества.

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> площадью 700 кв.м. возникло у Ирзаевой З.А. на основании договора купли продажи земельного участка заключенного 23.06.2017 года, заключенного с ФИО7, которому указанный земельный участок принадлежал на праве собственности, на основании решения Исполнительного комитета Дербентского городского Совета народных депутатов ДАССР «Об утверждении списков членов садоводческих товариществ города» от 11 июля 1990г.

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> площадью 600 кв.м. возникло у Ирзаевой З.А. на основании договора купли продажи земельного участка заключенного 13.11.2017 года, заключенного также с ФИО7, которому указанный земельный участок принадлежал на праве собственности на основании протокола заседания Исполнительного комитета Дербентского городского Совета народных депутатов ДАССР <номер изъят> от 11.07.1990г.

Постановлением Администрации городского округа «город Дербент» от 26.02.2020 предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят>, площадью 700 кв.м, и <номер изъят>, площадью 600 кв.м., находящиеся на праве собственности у Ирзаевой Зульфии Асудуллаховны согласно записей, сделанной в ЕГРН от 22.11.2017г за <номер изъят> и от 30.06.2017г. за <номер изъят>, «туристическое обслуживание» код 5.2.1, согласно классификатору видов разращённого использования, местоположение: РД, <адрес изъят>, <адрес изъят>

05 июня 2023 года Ирзаева З.А. обратилась в Управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Дербент с заявлениями о выдаче градостроительного плана (далее ГПЗУ) на земельные принадлежащие ей участки с кадастровыми номерами <номер изъят>.

Административным ответчиком выдан градостроительный план земельного участка № РФ-05-2-03-0-00-2023-0078 от 15.06.2023г., с кадастровым номером <номер изъят> и градостроительный план земельного участка № РФ-05-2-03-0-00-2023-0086 от 19.06.2023г. с кадастровым номером <номер изъят>.

Из материалов дела следует, что в указанных ГПЗУ информация о расположенных в границах земельных участков объектах капитального строительства отсутствует; реквизиты проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории - отсутствует;

в пункте 1. «чертеж(и) градостроительного плана земельного участка» содержит лишь границы земельного участка, проведенными красными линиями, при этом отсутствует информация о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, о красных линиях линейных объектов;

в пункте 2. Информация о градостроительном регламенте либо требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается указано: Правила землепользования и застройки городского округа «город Дербент»;

в пункте 2.1. указано: Решение собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13.10.2022 №36-7;

в пункте 2.2. Информация о видах разрешенного использования земельного участка указано: Градостроительный регламент зоны (С3.1): Основные виды разрешенного использования, Таблица 4.2. Условно разрешенные виды использования;

пункт 2.3. отсутствует; в пункте 2.4. не содержит сведений; в пункте 2.5. не содержит иных сведений; пункты 3. - 4. не содержат сведений; пункте 5. градостроительного плана № РФ-05-2-03-0-00-2023-0078 от 19.06.2023г. - Информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий - Зона охраны объектов культурного наследия; а в пункте 8 градостроительного плана № РФ-05-2-03-0-00-2023-0086 от 19.06.2023г. - Информация об ограничениях использования земельного участка отсутствует; пункты 6 - 9. не содержат сведений; пункт 10 Реквизиты нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории: Градостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 апреля 2017 г. N 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения”, Правила землепользования и застройки городского округа «город Дербент» утвержденные Решением собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13.10.2022 №36-7; пункт 11. не содержит сведений.

Таким образом, градостроительный план земельного участка, не содержащий сведения о конкретных параметрах, объективно необходимых для проектирования и строительства объекта, противоречит требованиям указанных нормативных актов.

Между тем градостроительный план земельного участка № РФ-05-2-03-0-00-2023-0078, и градостроительный план земельного участка № РФ-05-2-03-0-00-2023-0086 в пункте 5 содержит: «зона охраны объектов культурного наследия», при этом реквизиты акты отсутствуют, а на чертеже ГПЗУ не отображены границы зон с особыми условиями использования территорий (зон охраны объектов культурного наследия), при этом в пункте 2.1 содержится: «Правила землепользования и застройки городского округа «город Дербент» утвержденные Решением собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13.10 2022 №36-7 (далее ПЗЗ).

Как следует из имеющейся в материалах дела выписки из Правил землепользования и застройки городского округа «<адрес изъят>» утвержденных Решением собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13.10.2022 №36-7 (далее по тексту ПЗЗ), егопункту 5.1. статьи 76 ПЗЗ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства соответствуют территориальной зоне застройки сезонного проживания (территории ведения гражданами личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества) С3 (таблицы 4.1-4.2) в части, не противоречащей ограничениям, установленным в соответствии со статьей 81 Правил.

Согласно пункту 5.2. статьи 76 ПЗЗ Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства применительно к территориальной зоне С3.1 соответствуют регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента», утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 27 мая 2016 года № 148 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в городе Дербенте, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента» (с последующими изменениями).

Выкопировка из Правил землепользования и застройки территории городского округа «город Дербент» утвержденных Решением собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13.10.2022 №36-7 подтверждает расположение земельных участков с кадастровым номером: 05:42:000104:177 и 05:42:000104:179 в территориальной зоне С3.1., следовательно, в порядке пункта 5.1. статьи 76 ПЗЗ соответствуют территориальной зоне застройки сезонного проживания (территории ведения гражданами личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества) С3 (таблицы 4.1-4.2) в части, не противоречащей ограничениям, установленным в соответствии со статьей 81 Правил.

Согласно пункту 2 статьи 81 указанных ПЗЗ границы зон охраны объектов культурного наследия, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, а также режимы использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия устанавливается в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 27 мая 2016 года № 148 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в городе Дербенте, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента» (с последующими изменениями).

Согласно ч.24 ст.106 ЗК РФ Зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

При этом на основании ч.8 ст.26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" До 1 января 2028 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2025 года одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда.

В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 этой статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности (часть 9).

Следовательно, по настоящему делу, юридически важным обстоятельством является разрешения вопросов наличия сведений об установлении или утверждении описание местоположения границ зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда (пункт 3 статьи 56 ЗК РФ).

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании проектов зон охраны таких объектов культурного наследия с учетом представляемого соответствующим региональным органом охраны объектов культурного наследия в федеральный орган охраны объектов культурного наследия заключения. Решение о прекращении существования зон охраны указанных объектов культурного наследия принимается федеральным органом охраны объектов культурного наследия (пункт 3).

Положение о зонах охраны объектов культурного наследия, включающее в себя порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и земельных участков и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Положение N 972).

В пункте 6 Положения N 972 предусмотрено, что проект зон охраны объекта культурного наследия и проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляют собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем) границ, содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон.

Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде. Обозначение указанных линий, а также координат характерных точек границ зон охраны объекта культурного наследия на картах (схемах) должно позволять однозначно определить границы зон охраны объекта культурного наследия с нормативным значением точности, предусмотренным для ведения государственного кадастра недвижимости.

Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков.

Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 31 мая 2022 г. административные исковые заявления первого заместителя прокурора Республики Дагестан о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановления Правительства Республики Дагестан от 27 мая 2016 года № 148 в части утверждения границ зон охраны, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, также сославшись в качестве основания заявленных административных исковых требований на нарушение Правительством Республики Дагестан компетенции при принятии оспариваемого постановления удовлетворены.

Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20.09.2022г. решение Верховного Суда Республики Дагестан от 31 мая 2022 г. отменено, принято новое решение, которым признано недействующим со дня вступления настоящего определения в законную силу постановление Правительства Республики Дагестан от 27 мая 2016 г. N 148 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в городе Дербенте, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента" в той части, которой установленные зоны охраны, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам распространяются в отношении объекта культурного наследия (частей объекта), включенного в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Апелляционным судом установлено, что согласно письму Министерства культуры Российской Федерации от 14 сентября 2022 г. охрана объектов культурного наследия, входящих в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО "Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента" осуществляется в рамках достопримечательного места "Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента", требования к осуществлению деятельности и градостроительные регламенты в границах которого утверждены приказом Минкультуры России от 18 декабря 2015 г. N 3133. Зоны охраны к достопримечательному месту не утверждены. Территории объектов культурного наследия в настоящем случае пересекаются, в том числе часть объектов культурного наследия федерального и регионального наследия являются компонентами объекта культурного наследия, охраняемого под эгидой Списка всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, и в отношении самого объекта Всемирного наследия зоны охраны, а также режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам оспариваемым Постановлением N 148 не были установлены. Из раздела проекта зон охраны "Границы территорий охранных зон памятников" следует, что охранные зоны объектов Всемирного наследия, федерального и регионального значения на территории Дербента состоят из 30 участков. Раздел проекта "В. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности" устанавливает ограничения на хозяйственную деятельность на этих территориях и всех видов строительства. При этом указано на то, что в городе Дербенте, древняя часть которого является объектом всемирного культурного наследия, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта запроектированы в качестве зон охраны именно этой, наиболее ценной части города. Из описания раздела 4 "Границы и режимы содержания (регламент) территорий объектов культурного наследия и зон охраны" проекта зон охраны следует, что для исторического поселения - города Дербента определяются и устанавливаются территории памятников и зоны охраны объектов культурного наследия в составе, в котором выделено описание "А-1. Территория достопримечательного места", с описанием границ территорий объектов Всемирного культурного наследия и предложением установления режима территории достопримечательного места. При этом в разделе проекта "Б. Охранные зоны объектов культурного наследия (памятников)" указано, что для охранных зон объектов всемирного культурного наследия в проекте не выделялся особый регламент содержания и использования этих территорий. Судебная коллегия, проанализировав оспариваемое Постановление N 148 в части описания границ установленных зон, границы единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам, с учетом представленного проекта зон охраны, полагает, что оно не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, допускает неоднозначное толкование содержания, носит неопределенный характер, поскольку допускает его толкование в части возможности распространения действия в отношении объектов всемирного культурного наследия.

Между тем, указанная административным ответчиком, в пункте 5 ГПЗУ № РФ-05-2-03-0-00-2023-0078, ГПЗУ № РФ-05-2-03-0-00-2023-0086 в качестве информации об ограничениях использования земельного участка зона охраны объектов культурного наследия, предусмотрена пунктом 2 статьи 81 ПЗЗ границы зон охраны объектов культурного наследия, устанавливается в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 27 мая 2016 года № 148, которое отменено апелляционным судом в той части, которой установлены зоны охраны, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам распространяются в отношении объекта культурного наследия (частей объекта), включенного в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

При этом административным ответчиком Управлением архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Дербент не предоставлен в суд проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия федерального, регионального и муниципального значения, расположенных в г. Дербенте, в том числе раздел «Единая зона охраняемого природного ландшафта» и перечень включающих в него подзон или раздел обосновывающий регламент территории в пределах которого входят земельные участки с кадастровым номером <номер изъят>, об истребовании которого ходатайствовал административный истец.

Таким образом в раздел 5 оспариваемых градостроительных планов административному ответчику следует внести информацию в порядке, предусмотренном пунктами 73-75 Приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения" (далее по тексту Приказа N 741/пр), при отсутствии информации об ограничениях использования земельного участка в градостроительном плане земельного участка пишется - "Информация отсутствует".

Кроме того, отсутствие в подразделе 2.3. ГПЗУ информации о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны С3.1, в которой расположены земельные участки, принадлежащие Ирзаевой З.А., не обеспечивает информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка, в соответствии с видом его разрешенного использования.

Информация о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны С3.1 в силу статьи 76 ПЗЗ, в которой расположены земельные участки, в Подраздел 2.3. ГПЗУ в порядке пунктов 42-51 Приказа N 741/пр следует внести информацию соответствующая территориальной зоне застройки сезонного проживания (территории ведения гражданами личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества) С3 (таблицы 4.1-4.2) в части, не противоречащей ограничениям, установленным в соответствии со статьей 81 ПЗЗ.

Согласно пункту 26 Приказа N 741/пр на чертеже или чертежах градостроительного плана отображаются:

1) схема расположения земельного участка в окружении смежно расположенных земельных участков (ситуационный план);

2) границы земельного участка;

3) расположенные в границах земельного участка объекты капитального строительства (с указанием номеров таких объектов по порядку), а также расположенные в границах земельного участка сети инженерно-технического обеспечения;

4) красные линии;

5) минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства;

6) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории (при наличии);

7) границы территории объекта культурного наследия;

8) границы зон с особыми условиями использования территорий (зон охраны объектов культурного наследия, охранные, санитарно-защитные, водоохранные зоны и иные зоны) с отдельным условным обозначением для каждой зоны;

9) границы публичных сервитутов;

10) точки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа;

11) условные обозначения отображаемой информации.

Таким образом, в пункте 1 спорных градостроительных планов «чертеж градостроительного плана» подлежали отображению сведения указанные в пп.3-5 п.26 Приказа N 741/пр.

В силу подпункта 6 пункта 27 Приказа N 741/пр границы, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, устанавливаемые с учетом минимальных отступов от границ земельного участка, указываются в виде участков, заштрихованных сплошными линиями толщиной 0,3 мм, через 4 мм перпендикулярно друг к другу.

Из материалов дела следует, что Управлением архитектуры выдан ГПЗУ № РФ-05-2-03-0-00-2023-0078, ГПЗУ № РФ-05-2-03-0-00-2023-0086 без указания информации о границах, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, на чертеже которого не отображена информация о нахождении в границах участков границы зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента, а также не отражены границы линейных объектов.

Как установлено судом, в спорные ГПЗУ не содержат какой-либо информации об основаниях установления зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента, о содержании ограничений использования участков в связи с нахождением такой зоны в границах земельного участка, о координатах ее границ и т.д.

Следовательно, в порядке подпункта 6 пункта 27 Приказа N 741/пр в градостроительном плане подлежат отражению границы, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, устанавливаемые с учетом информации соответствующая территориальной зоне застройки сезонного проживания (территории ведения гражданами личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества) С3 (таблицы 4.1-4.2) ПЗЗ.

В связи с отсутствием информации об описании местоположения границ зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента в текстовой и (или) графической форме, границы такой зоны не обозначены на местности, следовательно, не противоречат ограничениям, установленным в соответствии со статьей 81 ПЗЗ, утвержденным после приобретении законных прав Ирзаевой З.А. на земельные участки, соответственно эти ограничения не входят в пределы границ земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят>, принадлежащих на праве собственности административному истцу.

Таким образом суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Ирзаевой З.А. в части признания недействительными градостроительных планов земельных участков: ГПЗУ № РФ<номер изъят>-0078, ГПЗУ №РФ<номер изъят>-0086 в части сведений содержащихся в пункте 5: «зона охраны объектов культурного наследия» не соответствующих части 9 статьи 26 Закона N 342-ФЗ; пункт 1 отсутствие сведений о месте допустимого размещения объектов капитального строительства, о красных линиях не соответствующий пунктам 26, 27 Приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр; обязании выдать градостроительные планы земельных участков с к/н: <номер изъят> с внесением информации в части сведений: в пункт 1 ГПЗУ в порядке пунктом 26, 27 Приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр - на чертеже градостроительного плана отобразить красные линии линейного объекта автодорога Ростов-Баку, минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, в пункт 2.3 ГПЗУ в порядке пунктов 42 - 48 Приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр. внести информацию о предельных (минимальных и (или) максимальных) размерах земельного участка и предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом в табличной форме путем указания соответствующих цифровых и (или) текстовых показателей, утвержденных в составе правил землепользования и застройки для "Туристическое обслуживание" с кодом 5.2.1 в составе территориальной зоны С3.1; в пункт 5 ГПЗУ в порядке пункта 75 Приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр.,части 9 статьи 26 Закона N 342-ФЗ - "Информация отсутствует".

При этом суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Ирзаевой З.А. и Ирзаева А.А. в части обязания выдать градостроительные планы земельных участков с к/н: <номер изъят> с внесением информации в части сведений в пункт 2.2 в порядке пунктов 38, 39 Приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр в строке "Основные виды разрешенного использования земельного участка" указать "Туристическое обслуживание" с ко<адрес изъят>.2.1, установленный согласно уведомлениямо внесении в ЕГРН Дербентским межмуниципальным отдел Управления Росреестра по Республике Дагестан от 24 мая 2023г.№ <номер изъят>/1;

в пункт 11ГПЗУ "Информация о красных линиях" о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории, в порядке пунктов84, 85 Приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр., согласно пунктов 10.1 и 11 статьи 1 ГрК РФ о красных линиях линейного объекта автодорога Ростов-Баку.

Так, из пунктов 84, 85 вышеуказанного Приказа N 741/пр следует, что раздел 11 "Информация о красных линиях" содержит номера и перечень координат характерных точек красных линий в границах земельного участка, а также ближайших к границам земельного участка крайней правой и левой и (или) верхней и нижней характерных точек в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

В данном ГПЗУ, управлением не установлено обстоятельств обязательной подготовки проекта планировки территории, в том числе необходимости установления, изменения или отмены красных линий в порядке пунктами 10.1 и 11 статьи 1 ГрК РФ о красных линиях линейного объекта автодорога Ростов-Баку в соответствии с пунктами 84, 85 вышеуказанного Порядка. Следовательно, в этой части требований следует отказать.

Положением пункта 5 части 3 статьи 57.3 ГрК РФ предусмотрено, что в градостроительный план земельного участка включается информация об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом.

Согласно пункту 37 Порядка N 741/пр подраздел 2.2 градостроительного плана земельного участка "Информация о видах разрешенного использования земельного участка" включает основные виды разрешенного использования земельного участка, условно разрешенные виды использования земельного участка, вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка.

В соответствии с пунктами 38, 39 Порядка N 741/пр указываются все установленные основные и условно разрешенные виды использования земельного участка согласно правилам землепользования и застройки, а при наличии утвержденной документации по планировке территории, один или несколько основных и условно разрешенных видов использования земельного участка, предусмотренных правилами землепользования и застройки, соответствующих назначению зон планируемого размещения объектов капитального строительства, установленных проектом планировки территории.

Из материалов дела следует, что Управлением архитектуры выдаными ГПЗУ № РФ-05-2-03-0-00-2023-0078, ГПЗУ № РФ-05-2-03-0-00-2023-0086 указаны все установленные основные и условно разрешенные виды использования земельного участка согласно правилам землепользования и застройки. Следовательно, в этой части требований административному истцу следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Ирзаевой Зульфии Аседуллаховны и Ирзаева Айдына Арифовича удовлетворить частично.

Признать недействительными градостроительные планы земельных участков: ГПЗУ № РФ-05-2-03-0-00-2023-0078, ГПЗУ №РФ-05-2-03-0-00-2023-0086 в части сведений содержащихся в пункте 5: «зона охраны объектов культурного наследия» не соответствующий части 9 статьи 26 Закона N 342-ФЗ; пункт 1 отсутствие сведений о месте допустимого размещения объектов капитального строительства, о красных линиях не соответствующий пунктам 26, 27 Приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр;

Обязать Администрацию городского округа «город Дербент» и Управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Дербент» выдать градостроительные планы земельных участков с кадастровым номерами: <номер изъят> с внесением информации в части сведений:

в пункт 1 ГПЗУ в порядке пунктом 26, 27 Приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр - на чертеже градостроительного плана отобразить красные линии линейного объекта автодорога Ростов-Баку, минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства;

в пункт 2.3 ГПЗУ в порядке пунктов 42 - 48 Приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр. внести информацию о предельных (минимальных и (или) максимальных) размерах земельного участка и предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом в табличной форме путем указания соответствующих цифровых и (или) текстовых показателей, утвержденных в составе правил землепользования и застройки для "Туристическое обслуживание" с кодом 5.2.1 в составе территориальной зоны С3.1; в пункт 5 ГПЗУ в порядке пункта 75 Приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр., части 9 статьи 26 Закона N 342-ФЗ - "Информация отсутствует";

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Ирзаевой З.А. и Ирзаева А.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан через Дербентский городской суд РД в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Резолютивная часть решения объявлена 30 августа 2023 года.

Решение принято в окончательной форме 04 сентября 2023 года.

Судья Н.Х.Тагирова