ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1975/18 от 06.12.2018 Фрунзенского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2а-1975/2018

УИД 33RS0003-01-2018-002487-28 ......

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 декабря 2018 года

Фрунзенский районный суд города Владимира в составе:

председательствующего судьи Тельцовой Е.В.

при секретаре Андреевой В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области к Некоммерческому партнерству «Объединение добросовестных перевозчиков Владимирской области» о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области (далее по тексту – Управление) обратилось с административным иском к некоммерческому партнерству «Объединение добросовестных перевозчиков Владимирской области» (далее по тексту - Организация, Объединение) о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование требований истец указал, что некоммерческое партнерство зарегистрировано ... Управлением, внесено в ведомственный реестр некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Владимирской области за регистрационным номером №.... Сведения об организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц Управлением Федеральной налоговой службы по Владимирской области (далее УФНС) за регистрационным номером №.... Действующий устав утвержден решением собранием учредителей 06.04.2009.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ и ведомственном реестре управления: адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа организации, по которому с ней осуществляется связь: ......; лицо, имеющее право действовать от имени организации без доверенности: председатель Партнерства – ФИО1

Согласно письменным пояснениям Председателя Партнерства, заседания органов управления Организации в проверяемый период не проводились в связи с тем, что Организация не осуществляет уставной деятельности. Таким образом, Организацией в проверяемый период допускались нарушения периодичности проведения заседаний высшего органа управления, что является нарушением устава Организации и влечет нарушение требований пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее -Федеральный закон № 7-ФЗ), в соответствии с которым требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

В соответствии с пунктом 6.3 устава Организации коллегиальным исполнительным органом Организации является Правление. Заседания Правления в проверяемый период также не проводились в связи с тем, что Организация не осуществляет уставной деятельности. Таким образом, Организацией в проверяемый период допускались нарушения периодичности проведения заседаний коллегиального исполнительного органа, что является нарушением устава Организации и влечет нарушение требований пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ.

Кроме того, согласно пункту 6.5 устава Организации срок полномочий членов Правления составляет 5 лет. Состав Правления был избран на учредительном собрании Организации 06.04.2009, таким образом, срок полномочий членов Правления истек 05.04.2013, однако новый состав Президиума не избирался, что также является нарушением требований пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ.

В соответствии с пунктом 6.3 устава Организации Председатель Партнерства избирается из числа членов Партнерства сроком на 5 лет. Срок полномочий членов Правления и Председателя Правления истек 05.04.2013, на новый срок полномочий Председатель Правления не избирался, что также является нарушением требований пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ.

В соответствии пунктом 3.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ Организация была обязана ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

В результате проведенной проверки установлено, что в проверяемый период указанная обязанность Организацией не исполнялась.

В ходе проведения проверочных мероприятий от Председателя Правления ФИО2 получено пояснение, в соответствии с которым в проверяемый период Организация какой-либо деятельности, направленной на достижение уставных целей, не осуществляла, заседания органов управления не проводились; имущество отсутствует, мероприятия не проводятся.

Согласно письменным пояснениям Председателя Правления ФИО2 Организация по адресу (месту нахождения) постоянно действующего органа Организации не находится, что также подтверждается возвратом уведомления о проведения проверки, направленным заказным письмом, и вернувшимся в адрес Управления с отметкой почтового отделения «организация не зарегистрирована».

Кроме того, ... Управлением Федеральной налоговой службы по Владимирской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о недостоверности сведений о юридическом лице (результаты проверки достоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице), в отношении адреса (места нахождения) постоянно действующего органа Организации (ГРН №...).

В нарушение пункта 7 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ Организация не проинформировала Управление об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в отношении адреса (места нахождения) постоянно действующего органа Организации, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и не представила в Управление соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

В проверяемый период Организацией, каких-либо действий, направленных на реализацию общих целей, определенных Уставом Организации, не осуществлялось, что является нарушением Устава Организации и влечет нарушение требований пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Таким образом, Некоммерческое партнерство «Объединение добросовестных перевозчиков Владимирской области» допустило неоднократные нарушения требований пункта 2 статьи 14, пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, требований пункта, требований пункта 7 статьи 32 Федерального закона.

На основании изложенного, в соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, пп. 74 п. 6 раздела 2 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) РФ, п. 34 Перечня управлений, ст. 262 Кодекса административного производства РФ, истец просил ликвидировать некоммерческое партнерство «Объединение добросовестных перевозчиков Владимирской области» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители административного ответчика, заинтересованного лица ИФНС России по Октябрьскому району, заинтересованные лица ФИО1, ФИО3, ФИО4, будучи надлежаще извещены о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, каких-либо ходатайств суду не представили.

При таких обстоятельствах, в силу положений статьи части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, устанавливающей, что неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц и их представителей не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом.

Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

На основании подпункта 3 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах: ассоциаций (союзов), к которым относятся, в том числе, некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона № 7-ФЗ решение о ликвидации может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, Министерство юстиции РФ осуществляет государственный федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

В судебном заседании установлено, что ... Организация зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области, ... внесена запись в ведомственный реестр некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Владимирской области, за регистрационным номером №...

Сведения об Организации внесены ... в Единый государственный реестр юридических лиц Управлением Федеральной налоговой службы по Владимирской области за основным государственным регистрационным номером №... (выписка из ЕГРЮЛ – л.д. 25).

Действующий Устав Организации утвержден общим собранием учредителей 06.04.2009 (протокол от 06.04.2009 – л.д. 19). В соответствии с Уставом Объединение является некоммерческим партнерством (Устав – л.д. 14-18).

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ и ведомственного реестра Управления лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Организации, является председатель партнерства ФИО1 (выписка из ЮГРЮЛ от 02.10.2018 – л.д. 25-27).

В соответствии с частью 1.1 статьи 18 Федерального закона № 7-ФЗ заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 168-ФЗ), уполномоченным органом или его территориальным органом.

Согласно пункту 3 статьи 32 поименованного закона, некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, аудиторское заключение - ежегодно.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с пунктом 6.3 устава Организации коллегиальным исполнительным органом Организации является Правление. Заседания Правления в проверяемый период также не проводились в связи с тем, что Организация не осуществляет уставной деятельности. Таким образом, Организацией в проверяемый период допускались нарушения периодичности проведения заседаний коллегиального исполнительного органа, что является нарушением устава Организации и влечет нарушение требований пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ.

Кроме того, согласно пункту 6.5 устава Организации срок полномочий членов Правления составляет 5 лет. Состав Правления был избран на учредительном собрании Организации 06.04.2009, таким образом, срок полномочий членов Правления истек 05.04.2013, однако новый состав Президиума не избирался, что также является нарушением требований пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ (л.д. 19).

В соответствии с пунктом 6.3 устава Организации Председатель Партнерства избирается из числа членов Партнерства сроком на 5 лет. Срок полномочий членов Правления и Председателя Правления истек 05.04.2013, на новый срок полномочий Председатель Правления не избирался, что также является нарушением требований пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ.

В соответствии пунктом 3.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ Организация была обязана ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

В нарушение данной нормы указанная обязанность Организацией не исполнялась.

Как следует из дела, в адрес председателя правления было направлено уведомление о проведении проверки от 25.07.2018 с приложением копии распоряжения о проведении плановой документарной проверки от 23.07.2018 (л.д. 20; 21-23).

В ответ на данное уведомление от председателя правления ФИО2 получено пояснение, в соответствии с которым в проверяемый период Организация какой-либо деятельности, направленной на достижение уставных целей, не осуществляла, заседания органов управления не проводились; имущество отсутствует, мероприятия не проводятся, сайту организации отсутствует, банковские документы по счетам и сведения о поступивших денежных средствах отсутствуют (л.д. 24).

В нарушение пункта 7 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ Организация не проинформировала Управление об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в отношении адреса (места нахождения) постоянно действующего органа Организации, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и не представила в Управление соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Организацией, каких-либо действий, направленных на реализацию общих целей, определенных Уставом Организации, не осуществлялось, что является нарушением Устава Организации и влечет нарушение требований пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Таким образом, некоммерческим партнерством неоднократно не выполнены требования закона, являющиеся обязательными. Данные фактические обстоятельства дела ответчиком не оспорены и подтверждаются имеющимися в деле письменными доказательствами. Нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные партнерством, не устранены.

Из заявления ФИО1 от 26.09.2018 следует, что организацией фактически деятельность не ведется, по юридическому адресу организация отсутствует ( л.д. 24).

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты.

В силу пункта 10 статьи 32 Федерального закона №7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года № 14-П по конституционно-правовому смыслу положений статьи 61 Гражданского кодекса РФ предполагается, что санкция в виде ликвидации юридического лица должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Исследовав материалы дела и оценив представленные в них доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного производства РФ, суд приходит к выводу о том, что Объединением допущены неоднократные и грубые нарушения (по своему характеру и их последствиям) требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств; каких-либо мер по устранению указанных нарушений административным ответчиком не предпринято, доказательств того, что Объединение ведет какую-либо деятельность в качестве юридического лица, не представлено.

Объединение в течение длительного времени не предприняло никаких мер к устранению выявленных нарушений, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями.

При таких обстоятельствах исковые требования о ликвидации Организации в качестве меры, направленной на защиту прав и законных интересов других лиц, охраняемых законом публичных интересов, подлежат удовлетворению.

Исходя из положений части 3 статьи 49, статьи 63 Гражданского кодекса РФ, статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», статьи 21 Федерального закона № 7-ФЗ ликвидация некоммерческой организации считается завершенной после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о ликвидации указанной организации, следовательно, подлежат удовлетворению требования об исключении из ЕГРЮЛ указанного юридического лица.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного производства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской областиудовлетворить.

Ликвидировать некоммерческое партнерство «Объединение добросовестных перевозчиков Владимирской области», зарегистрированное ... Управлением Федеральной налоговой службы по Владимирской области за основным государственным регистрационным номером №...

Исключить некоммерческое партнерство «Объединение добросовестных перевозчиков Владимирской области», зарегистрированное ... Управлением Федеральной налоговой службы по Владимирской области за основным государственным регистрационным номером №..., из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд города Владимира.

Председательствующий судья ...... Е.В. Тельцова

......

......

......

......