К делу №а-1976\15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гулькевичи 10 декабря 2015 года
Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе
председательствующего: судьи Логачевой Е.Д.,
при секретаре Переверзевой Н.С.
с участием административного истца ФИО1
представителя административного истца, по доверенности ФИО2,
представителя административного ответчика, по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Администрации МО Гулькевичский район, Гулькевичскому районному объединению организаций профсоюзов, Некоммерческой организации «Объединение работодателей МО Гулькевичский район» о признании незаконным Районного трехстороннего соглашения между администрацией муниципального образования Гулькевичский район, Гулькевичским районным объединением организаций профсоюзов, некоммерческой организацией «Объединение работодателей МО Гулькевичский район» на 2015-2018г.г. в части его распространения на работодателей, которые не являются стороной в данном соглашении, действий Администрации МО Гулькевичского района по незаконному навязыванию присоединения к данному соглашению работодателей, не являющихся сторонами данного соглашения
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации МО Гулькевичский район Краснодарского края о признании незаконным Районного трехстороннего соглашения между администрацией муниципального образования Гулькевичский район, Гулькевичским районным объединением организаций профсоюзов, некоммерческой организацией «Объединение работодателей МО Гулькевичский район» на 2015-2018г.г. в части его распространения на работодателей, которые не являются стороной в данном соглашении, действий Администрации МО Гулькевичского района по незаконному навязыванию присоединения к данному соглашению работодателей, не являющихся сторонами данного соглашения.
Судом административными ответчиками привлечены Гулькевичское районное объединение организаций профсоюзов, некоммерческая организация «Объединение работодателей МО Гулькевичский район».
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что он с 2008 года являясь индивидуальным предпринимателем, оказывает услуги по строительным работам и занимается розничной торговлей смешанных товаров,является работодателем для трех наемных работников (двое имеют должности строителей и один - продавец). Ни в какой партии, общественной организации не состоит, при этом активно испытывает на себе беспредел со стороны администрации МО Гулькевичский район, создающей препятствия при осуществлении мной предпринимательской деятельности.
Так, в районной общественно-политической газете Гулькевичского района «В 24 часа» от 10.11.2015г № 122 (12188) он увидел на последней странице объявление: «Важно! Обращение к работодателям, не являющимся членами Некоммерческой организации «Объединение работодателей МО Гулькевичский район». На районном уровне заключено трехстороннее Соглашение между Гулькевичским районным объединением организаций профсоюзов,некоммерческой организацией «Объединение работодателей МО Гулькевичский район» и администрацией МО Гулькевичский район на 2015-2018 годы. Текст Соглашения размещен 28.10.2015г На официальном сайте администрации МО Гулькевичский район ( http://gulkevichi. com). Для сведения сообщаем, что письменные отказы от присоединения к названному Соглашению должны направляться работодателями в администрацию МО Гулькевичский район до 28.11.2015 года. Обращаем внимание, что если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения не представили в администрацию МО Гулькевичский район мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашению будет считаться распространенным на этих работодателей. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателей с выборным органом первичной организации работников данного работодателя. Мотивированные письменные отказы могут направляться работодателем по адресу: 352190, Гулькевичи, ул. Советская, д. 14».
Но на указанном сайте текст указанного соглашения отсутствует, его содержание ему неизвестно и в его адрес не направлялось. Полагает, что заключенное двумя некоммерческими организациями и администрацией соглашение действует только в отношении данных юридических лиц, ее членов и считает, что в случае не направления в Администрацию района письменного отказа с протоколом консультацией с его работниками в срок до тридцати дней соглашение будет распространяться и на него, является незаконным, поскольку он не желает, чтобы за него кто-то решал и выступал от его имени без надлежаще оформленных им полномочий.
При этом считает, что в нарушение ст. 8 Конституции РФ, гарантирующей свободу экономической деятельности, ст. 30 Конституции РФ, гарантирующей свободу деятельности общественных объединений, и никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение и пребыванию в нем, ст. 421 ГК РФ, указывающей на свободу договора, ст. 428 ГК РФ, регулирующей, что по договору, условия которого определены одной стороной в формулярах или иных стандартных формах могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом, ему навязывают договор, содержание которого ему не известно, договор присоединения, при этом не являясь юридическим лицом, а как физическое лицо, не подписывал, и считать, что он автоматически присоединен к этому договору,потому что не представил отказ с кучей документов, является нарушением его конституционных прав.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель, по доверенности ФИО2 иск поддержали в полном объеме.
Представитель Администрации МО Гулькевичский район, по доверенности ФИО3, исковые требования не признала, в обоснование возражений пояснила, что неправомерно указание истца на навязывание Администрацией Гулькевичского района на распространение соглашения, заключенного между Гулькевичским районным объединением организаций профсоюзов, Некоммерческой организацией «Объединение работодателей муниципального образования Гулькевичский район» и администрацией муниципального образования Гулькевичский район на 2015-2018 годы на работодателей, которые не являются стороной в данном соглашении. Согласно ст. 45 ТК РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Нормы, регулирующие порядок присоединения к соглашениям законодательно закреплены на федеральном, региональном и местном уровнях. В соответствии с ч.8 статьи 48 ТК РФ по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению; если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированныйписьменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.Аналогичные нормы содержатся в статье 17 Закона Краснодарского края от 7.08.2000 года № 310-КЗ «О социальном партнерстве в Краснодарском крае» регламентирующие порядок присоединения работодателей к соглашениям, заключенных на краевом уровне. При этом частью 3 статьи 17 данного Закона определено, что порядок присоединения работодателей к соглашениям, заключенным на территориальном уровне, определяется представительным органом местного самоуправления в Краснодарском крае.Такой порядок в муниципальном образовании Гулькевичский район разработан и утвержден решением 66 сессии V созыва Совета муниципального образования Гулькевичский район от 16 октября 2009 года № 1. Согласно п. 3 данного порядка если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в администрацию муниципального образования Гулькевичский район письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. Более того Конституционный Суд Российской Федерации, в своем Определении от 16 октября 2007 г. N 723-0-0 указал, что положения части восьмой статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, не могут рассматриваться как нарушающие в данном случае конституционные права заявителей. Кроме того, доводы административного истца о том, что на сайте муниципального образования Гулькевичский район отсутствует оспариваемое соглашение не соответствуют действительности. Районное трехстороннее соглашение на 2015- 2018 гг. 28 октября 2015 года опубликовано на сайте Администрации МО Гулькевичского района, однако открыв сайт необходимо было зайти в программу «поиск» и найти это соглашение.
Представитель НО «Объединение работодателей МО Гулькевичский район» в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В своих возражениях на административное исковое заявление указал, что с иском не согласен, поскольку их организация является некоммерческой, создана по принципу добровольности, оспариваемое соглашение является основой коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и используется в ходе переговоров при заключении территориальных, отраслевых и иных соглашений и коллективных договоров в организациях всех форм собственности, расположенных на территории Гулькевичского района и распространяется только при заключении коллективных договоров.
Председатель координационного совета объединений профсоюзов МО Гулькевичский район ФИО4 в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав мнение участников процесса,суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав стороны,изучив представленные материалы, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат частичному удовлетворению.
Согласно ст. 45 ТК РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В силу ч. 9 ст. 45 ТК РФ территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования. А именно территориальное соглашение было принято ответчиками и оспаривается административным истцом.
Представитель административного ответчика ссылается на положения ч.8 ст. 48 ТК РФ, в которой указано, что по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению; если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
Ст. 48 ТК РФ регулирует на кого распространяются положения Соглашения - это работодатели, являющиеся членами объединения работодателей, заключивших соглашение; работодатели, не являющиеся членами объединения работодателей, заключивших соглашение,которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; работодатели федеральные государственные учреждения… муниципальные учреждения и другие организации, финансируемые из соответствующих бюджетов.
Раздел 7 трехстороннего соглашения (действие Соглашения) указывает на распространение действия оспариваемого Соглашения, полностью соответствующей ст. 48 ТК РФ.
ФИО1 не относится не к одному из перечисленных работодателей, на кого оспариваемое соглашение распространяется.
Кроме того, статья 17 Закона Краснодарского края от 7.08.2000 года № 310-КЗ «О социальном партнерстве в Краснодарском крае» регламентирует порядок присоединения работодателей к соглашениям, заключенных на краевом уровне, указано, что порядок присоединения работодателей к соглашениям, заключенным на территориальном уровне, определяется представительным органом местного самоуправления в Краснодарском крае.
В муниципальном образовании Гулькевичский район такой порядок разработан и утвержден решением 66 сессии V созыва Совета муниципального образования Гулькевичский район от 16 октября 2009 года № 1.
Однако в ст. 48 (ч.8) ТК РФ указано, что по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Следовательно положения ч. 8 ст. 48 ТК, на которую ссылается представитель административного ответчика, не распространяется на Территориальное соглашение, а лишь на Отраслевое соглашение.
Далее, статья 7.3 раздела 7 оспариваемого Соглашения указывает на то, что по предложению сторон руководитель органа местного самоуправления <адрес> имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.
Однако, как установлено в судебном заседании, в нарушение норм Трудового кодекса и самого Соглашения административным ответчиком не представлены доказательства, что стороны соглашения предлагали руководителю органа местного самоуправления Гулькевичского района предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.
Более того, в районной общественно-политической газете Гулькевичского района «В 24 часа» от 10.11.2015г № 122 (12188) действительно напечатано объявление: «Важно! Обращение к работодателям, не являющимся членами Некоммерческой организации «Объединение работодателей МО Гулькевичский район». На районном уровне заключено трехстороннее Соглашение между Гулькевичским районным объединением организаций профсоюзов, некоммерческой организацией «Объединение работодателей МО Гулькевичский район» и администрацией МО Гулькевичский район на 2015-2018 годы. Текст Соглашения размещен 28.10.2015г На официальном сайте администрации МО Гулькевичский район ( http://gulkevichi. com). Для сведения сообщаем, что письменные отказы от присоединения к названному Соглашению должны направляться работодателями в администрацию МО Гулькевичский район до 28.11.2015 года. Обращаем внимание, что если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения не представили в администрацию МО Гулькевичский район мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашению будет считаться распространенным на этих работодателей. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателей с выборным органом первичной организации работников данного работодателя. Мотивированные письменные отказы могут направляться работодателем по адресу: 352190, Гулькевичи, ул.Советская, д. 14».
Однако кто дал такое объявление, в газете не указано, то ли это предложение руководителя органа местного самоуправления Гулькевичского района, то ли иного лица либо организации, то есть нарушен порядок извещения и предложения работодателям, не желающим присоединиться к Соглашению, представить письменный мотивированный отказ, при этом с необходимостью представления к отказу протокола консультаций с первичной профсоюзной организацией, которая при наличии у ФИО1 трех работников, не создана.
Таким образом, суд делает вывод, что условия присоединения к оспариваемому соглашению на ФИО1 не могут быть распространены.
В удовлетворению исковых требований ФИО1 о признании незаконным положений о распространении на работодателей, которые не являются стороной в данном соглашении, действий Администрации МО Гулькевичского района по незаконному навязыванию присоединения к данному соглашению работодателей, не являющихся сторонами данного соглашения, необходимо отказать, поскольку административный истец не уполномочен выступать от имени неопределенного круга работодателей, поскольку в интересах неопределенного круга лиц в силу ст. 45 ГПК РФ такими полномочиями наделены органы прокуратуры.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 частично удовлетворить.
Признать незаконным в части распространения на ФИО1 требования, опубликованногов районной общественно-политической газете Гулькевичского района «В 24 часа» от 10.11.2015г № 122 (12188) «если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения не представили в администрацию МО Гулькевичский район мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашению будет считаться распространенным на этих работодателей. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателей с выборным органом первичной организации работников данного работодателя. Мотивированные письменные отказы могут направляться работодателем по адресу: 352190,Гулькевичи,ул.Советская, д 14».
Отказать в удовлетворении требований ФИО1 в части распространения Районного трехстороннего соглашения между администрацией муниципального образования Гулькевичский район, Гулькевичским районным объединением организаций профсоюзов, некоммерческой организацией «Объединение работодателей МО Гулькевичский район» на 2015-2018г.г. на работодателей, которые не являются стороной в данном соглашении, действий Администрации МО Гулькевичского района по незаконному навязыванию присоединения к данному соглашению работодателей, не являющихся сторонами данного соглашения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий