ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1976/2017 от 23.11.2017 Тимашевского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-1976/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2017 года г. Тимашевск

Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Голубицкого А.Б.,

при секретаре Гулай О.М.,

с участием: старшего помощника прокурора Тимашевского района

Корнеевой В.А.,

представителя административного ответчика – администрации Новоленинского сельского поселения Тимашевского района – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Тимашевского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новоленинского сельского поселения Тимашевского района о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения земельного законодательства в части нецелевого использования земельных участков, предназначенных для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тимашевского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Новоленинского сельского поселения Тимашевского района о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения земельного законодательства в части нецелевого использования земельных участков, предназначенных для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, указав, что прокуратурой Тимашевского района в марте 2017 года проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере погребения и похоронного дела, в ходе которой установлено, что администрация Новоленинского сельского поселения допустила нарушения земельного законодательства. Для устранения выявленных нарушений адрес в главы Новоленинского сельского поселения прокурором Тимашевского района 30.03.2017 внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения законодательства. Однако при проведении проверки в порядке контроля установлено, что требования прокурора не выполнены до настоящего времени. В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 13.11.2006 № 1114-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Тимашевский район, между вновь образованными городским и сельскими поселениями в муниципальном образовании Тимашевский район, в состав которого они входят», утвержден перечень имущества, передаваемого муниципальным образованием Тимашевский район вновь образованному Новоленинскому сельскому поселению, согласно приложению <№>. Из содержания приложения <№> следует, что Новоленинскому сельскому поселению Тимашевского района передано имущество, включая земельные участки, предназначенное для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, а именно: кладбище, площадью 1,0 га, по адресу: х. Ленинский (<№>; кладбище, площадью 0,9 га, по адресу: х. Новый <№> кладбище, площадью 0,5 га, по адресу: х. Барыбинский <№> кладбище, площадью 0,9 га, по адресу: х. Рашпиль <№> В ходе проверки установлено, что земельные участки, расположенные в х. Барыбинском, х. Новом, х. Рашпиль, занятые под общественными кладбищами, имеют категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, при этом, вид разрешенного использования - ритуальная деятельность, что является недопустимым в соответствии с требованиями земельного законодательства. Вместе с тем, администрацией сельского поселения на протяжении длительного времени не предпринимается практических мер по переводу указанных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель, позволяющую по своему целевому назначению использовать земельные участки для размещения общественных кладбищ. Наличие указанных выше нарушений федерального законодательства не способствует надлежащему исполнению органами местного самоуправления Новоленинского сельского поселения Тимашевского района полномочий и обязанностей, предусмотренных ЗК РФ, ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Неисполнение административным ответчиком возложенных на него полномочий по управлению и распоряжению земельными участками является прямым нарушением требований закона и влечет за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем, прокурор вынужден обратиться в суд.

В судебном заседании старший помощник прокурора Тимашевского района Корнеева В.А. уточнила административные исковые требования и просила суд признать незаконным бездействие администрации Новоленинского сельского поселения Тимашевского района, выразившееся в непринятии мер по переводу земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию, позволяющую использовать земельные участки для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, а именно: кладбище, площадью 0,9 га, с кадастровым номером <№>, по адресу: Краснодарский край. Тимашевский район, с\п Новоленинское, х. Новый, <№>; кладбище, площадью 0,5 га, с кадастровым номером <№>, по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, с/п Новоленинское, х. Барыбинский, <№>; кладбище, площадью 0,9 га, с кадастровым номером <№>, по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район с/п Новоленинское, х. Рашпиль, <№>. Обязать административную Новоленинского сельского поселения Тимашевского района устранить допущенные нарушения закона путем перевода земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию, позволяющую использовать земельные участки для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, а именно: кладбище, площадью 0,9 га, с кадастровым номером <№> по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, с\п Новоленинское, х. Новый, <№>; кладбище, площадью 0,5 га, с кадастровым номером <№>, по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, с/п Новоленинское, х. Барыбинский, <№>; кладбище, площадью 0,9 га, с кадастровым номером <№>, по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район с/п Новоленинское, х. Рашпиль, <№>. При этом указала, что прокурору стало известно о нарушении законодательства административным ответчиком 30.03.2017, в связи с чем, 30.03.2017 внесено представление об устранении нарушений законодательства. Считали, что нарушения будут устранены в течение месяца. 26.09.2017 из прокуратуры Краснодарского края поступило задание о проверке соблюдения законодательства по устранению нарушений норм земельного законодательства, в связи с чем, направлен запрос в адрес административного ответчика. 03.10.2017 в прокуратуру района поступил ответ, согласно которому нарушения не устранены, после чего прокурор обратился в суд с настоящим административным иском. При этом не отрицала, что в период с 30.03.2017 по 30.06.2017 каких-либо действий прокурора в отношении административного ответчика, не проводилось. Уважительность причины пропуска срока обращения в суд не указала.

Представитель административного ответчика – глава администрации Новоленинского сельского поселения Тимашевского района ФИО1 в зале суда возражала против удовлетворения административных исковых требований, пояснив, что в соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» администрацией направлено для рассмотрения ходатайство в департамент имущественных отношений Краснодарского края о переводе земельных участков, с кадастровыми номерами <№> (кладбище в х. Новый, х. Барыбинский, х. Рашпиль) расположенных в Тимашевском районе, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для размещения кладбищ. 04.07.2017 поступил отказ в рассмотрении указанного выше ходатайства в соответствии с ч. 2 ст. 3 ФЗ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Земельные участки, с кадастровыми номерами <№>, расположенные в Тимашевском районе, полностью попадают в перечень земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Тимашевского района, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, утвержденный распоряжением главы администрации Краснодарского края от 03.04.2006 № 296-р, что в целом осложняет перевод таких земель в иную категорию. Администрацией Новоленинского сельского поселения Тимашевского района принято решение о согласовании с департаментом земельных и имущественных отношений Краснодарского края перевод вышеуказанных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в категорию особо охраняемых территорий и объектов, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 7 ФЗ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Для проведения данной процедуры, в настоящее время поданы документы в Тимашевский отдел «Росреестра» по Краснодарскому краю на изменение вида разрешенного использования земельных участков, с кадастровыми номерами <№> с «ритуальная деятельность» на «сельскохозяйственное использование». Кроме того, указала, 29.04.2017 прокурору Тимашевского района предоставлен ответ на представление, в котором административным ответчиком сообщались все действия, принимаемые для устранения нарушений законодательства.

Выслушав участников судебного процесса, исследовав представленные доказательства и иные материалы дела, суд считает, что в удовлетворении административных исковых требований надлежит отказать, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

При этом, в силу ч. 5 ст. 219 КАС РФ, причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Как следует из текста административного искового заявления, в марте 2017 года прокуратурой Тимашевского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере погребения и похоронного дела, в ходе которой установлено, что администрацией Новоленинского сельского поселения Тимашевского района допущены нарушения земельного законодательства, а именно: земельные участки, расположенные в х. Барыбинском, х. Новом, х. Рашпиль, занятые под общественными кладбищами, имеют категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, при этом, вид разрешенного использования – ритуальная деятельность, что является недопустимым в соответствии с требованиями земельного законодательства.

30.03.2017 прокурором Тимашевского района внесено представление в адрес главы Новоленинского сельского поселения Тимашевского района об устранении нарушений земельного законодательства, законодательства о погребении и похоронном деле, в связи с чем, о результатах рассмотрения сообщить в срок 1 месяц.

29.04.2017 административный ответчик сообщил прокурору Тимашевского района о том, что для перевода земель из одной категории в другую требуется внесение изменений в Правила землепользования и застройки и Генеральный план Новоленинского сельского поселения Тимашевского района. Полномочия по внесению изменений в указанные выше документы находятся в ведении администрации муниципального образования Тимашевский район. В целях устранения указанных в представлении нарушений, администрацией Новоленинского сельского поселения Тимашевского района будет направлен запрос о рассмотрении возможности изменения вида разрешенного использования земельных участков, что подтверждается письмом административного ответчика от 29.04.2017 <№>.

Таким образом, совокупность установленных по делу обстоятельств свидетельствует о том, что о нарушении административным ответчиком норм земельного законодательства, законодательства о погребении и похоронном деле, прокурору Тимашевского района стало известно 30.03.2017, информация о том, что нарушения законодательства согласно представлению от 30.03.2017 административным ответчиком не устранены, поступила прокурору Тимашевского района 29.04.2017.

Поскольку с административным иском о признании бездействия администрации Новоленинского сельского поселения Тимашевского района прокурор обратился в районный суд лишь 24.10.2017, то суд приходит к выводу, что установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок им пропущен.

В соответствии с ч. 7. ст. 219 КАС РФ, пропущенный по указанной в ч. 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено КАС РФ.

В ходе судебного разбирательства установлено, а также не отрицалось старшим помощником прокурора Тимашевского района Корнеевой В.А., что в период с 30.03.2017 по 30.06.2017 каких-либо мер прокурорского реагирования в отношении административного ответчика не предпринималось.

Только 02.10.2017 в связи с поступившим 29.09.2017 заданием прокурора Краснодарского края о проведении проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, направлен запрос в адрес всех глав поселений, 03.10.2017 из ответа администрации Новоленинского сельского поселения Тимашевского района стало известно, что нарушения законодательства согласно представлению от 30.03.2017 не устранены до настоящего времени, в связи с чем, прокурором подан настоящий административный иск.

Доводы старшего помощника прокурора о том, срок обращения в суд с настоящим иском начинает течь с 03.10.2017 являются необоснованными, поскольку в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 24 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. 30.03.2017 прокурору Тимашевского района стало известно о том, что нарушения земельного законодательства и законодательства о погребении и похоронном деле административным ответчиком не устранены, однако каких-либо действий в период с 30.03.2017 по 02.10.2017 предпринято не было.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин пропуска срока, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ.

Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований прокурора Тимашевского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новоленинского сельского поселения Тимашевского района о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения земельного законодательства в части нецелевого использования земельных участков, предназначенных для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения – отказать.

Копию настоящего решения направить лицам, участвующим в деле в течение трех дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тимашевский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда принято в окончательной форме 27.11.2017.

Председательствующий

Справка: решение суда не вступило в законную силу.