дело №2а-1978/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово в составе судьи Марковой Н.В.
при секретаре Сухановой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 16 марта 2016г.
дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области к Автономной некоммерческой организации «Бюро специализированных исследований» о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области обратилось в суд с административным иском к Автономной некоммерческой организации «Бюро специализированных исследований» о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Требования мотивированы тем, что Автономная некоммерческая организация «Бюро специализированных исследований», зарегистрирована **.**.**** Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кемерово Кемеровской области, ОГРН ### учетный номер ###
Согласно пп.3 п.3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо может быть ликвидировано по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица представлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В соответствии с распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области от ###. ### «О проведении внеплановой документарной проверки юридического лица» со 02 по **.**.****г. проведена внеплановая документарная проверка Автономной некоммерческой организации «Бюро специализированных исследований» на предмет исполнения (неисполнения) предупреждения от ###. ### об устранении нарушений, выявленных при проведении плановой проверки, по итогам которой ###. составлен акт проверки.
В результате проверки выявлены следующие нарушения действующего законодательства Российской Федерации.
В нарушение п.2 ст. 14Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками) Организацией не соблюдаются следующие номы устава:
В нарушение п.3.1 устава высший орган управления Организации состоит из одного члена, тогда как уставом предусмотрен коллегиальный высший орган управления, в связи с чем, нарушен также п.1 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому в автономной некоммерческой организации формируется коллегиальный высший орган управления;
В нарушение п.3.3 устава, не осуществляется деятельность наблюдательного совета, что подтверждается непредставлением протоколов заседаний данного органа, а также отсутствием решения о его формировании;
В нарушении п.3.5 устава отсутствует деятельность ревизионной комиссии, что подтверждается непредставлением протоколов заседаний данного органа, а также отсутствием решения Правления об ее формировании.
Кроме того, в нарушение п.3 ст. 10Федерального закона «О некоммерческих организациях», предусматривающего обязательное осуществление надзора за деятельностью автономной некоммерческой организацией в порядке, предусмотренном ее учредительными документами со стороны учредителей, надзор за деятельностью Организации учредителем не осуществляется.
Также, административный истец полагает, что некоторые положения устава организации не соответствуют нормам действующего законодательства Российской Федерации.
Также, согласно п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» к компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится также решение вопроса об утверждении финансового плана некоммерческой организации и внесении в него изменений. Решение указанного вопроса может быть отнесено к компетенции постоянно действующего коллегиального органа управления.
Однако, в нарушение п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», вышеуказанный вопрос не отнесен к компетенции ни одного из органов управления Организации.
В нарушение п. 3 ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами, в уставе Организации не закреплен порядок осуществления надзора за деятельностью Организации со стороны Учредителя.
В нарушение п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества относится к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации, п. 3.3 устава Организации данный вопрос отнесен к компетенции надзорного органа Организации - Наблюдательного совета.
В нарушение п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому в учредительных документах некоммерческой организации должен определяться порядок управления ее деятельностью, в уставе Организации отсутствует порядок формирования Наблюдательного совета и срок его полномочий.
В нарушение п. 1, 5 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Организацией для проведения проверки не представлены следующие сведения и документы, относящиеся к деятельности Организации в период с **.**.**** по **.**.****:
- сведения о конкретных направлениях деятельности, фактических направлениях деятельности по достижению уставных целей и задач в проверяемый период (темы, материалы, содержание, методы проведения исследований, круг лиц принимающих участие и проводящих исследования);
- о соблюдении установленных требований в отношении лицензируемой деятельности (копии лицензий), учреждении СМИ с приложением соответствующих материалов и свидетельств об их регистрации (образец издания).
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки установлено, что в нарушение п.7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и пп. в п.1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» до настоящего времени в Управление не представлены документы, необходимые для внесения извещений в устав организации и Единый государственный реестр юридических лиц в связи с изменением сведений об адресе.
Грубость вышеуказанных нарушений подтверждается тем, что, не соблюдая законодательство Российской Федерации, Организацией нарушается п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации согласно которому, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Документы, указанные в распоряжении о проведении внеплановой проверки от **.**.****###-р Организацией не представлены. Директор организации П. был также уведомлен в телефонной беседе с главным специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций Д. о проведении внеплановой проверки со **.**.**** по **.**.****, о необходимости представить документы для проведения проверки, а также об административной ответственности в случае непредставления документов к началу и к окончанию внеплановой проверки.
На основании изложенного, административный истец просит суд ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Бюро специализированных исследований», с исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебное заседание представитель административного истца – Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области, не явился, о слушании дела был извещен судом надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие стороны истца, о чем содержится просьба в тексте административного иска.
Представитель административного ответчика – АНО «Бюро специализированных исследований», в суд также не явился, о слушании дела был извещен судом надлежащим образом, в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства РФ. В материалы дела директором АНО «Бюро специализированных исследований» П. представлено письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица – Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области, в суд не явился, о слушании дела был извещен судом надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении стороне третьего лица судебного извещения. Причин своей неявки в судебное заседание представитель третьего лица не сообщил.
С учетом изложенного, принимая во внимание положения ст. 150 КАС РФ, суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания. Основания для отложения слушания по делу судом не установлены.
Изучив письменные материалы дела в отсутствии сторон, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», уполномоченным органом или его территориальным органом (в настоящее время уполномоченным органом по отношению к Организации является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области).
В соответствии с пп.3 п.3 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Судом установлено, что Автономная некоммерческая организация «Бюро специализированных исследований», зарегистрирована **.**.**** Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кемерово Кемеровской области, ОГРН ###, учетный ### (л.д.43-47).
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
Согласно п.3.1 устава АНО «Бюро специализированных исследований», руководство организацией осуществляет Правление, являющееся высшим органом управления, которое формируется учредителем. В состав Правления организации входят представители учредителя и директор (по должности). В состав Правления организации могут входить работники этой организации, но из число не может превышать одну треть общего числа членов Правления.
В силу положений ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в автономной некоммерческой организации формируется коллегиальный высший орган управления.
Между тем, в нарушение указанной нормы и пункта 3.1. Устава, высший орган управления АНО «Бюро специализированных исследований» состоит из одного члена.
В силу п.3 ст. 29 указанного Закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится, в том числе, утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации, если уставом некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации.
В нарушение указанной нормы закона, вышеуказанный вопрос не отнесен к компетенции ни одного из органов управления организации.
В соответствии с п.3.3 Устава, наблюдательный совет организации осуществляет свою деятельность на общественных началах и формируется из числа лиц, не имеющих отношения к организации. Основная функция наблюдательного совета – обеспечение соблюдения организацией целей, для достижения которых она создана.
В соответствии с п.3.5 устава организации, ревизионная комиссия, избранная Правлением, осуществляет контроль за финансовой деятельностью организации, правильностью расходования его средств, выполнением Устава и решений органов управления организации.
Между тем, в нарушение указанных положений Устава, деятельность наблюдательного совета организации и ревизионной комиссии фактически не осуществляется.
Указанные обстоятельства стороной административного ответчика в ходе судебного разбирательства, в надлежащем порядке, не опровергнуты.
Кроме того, в нарушение положений ст. 29 Закона, согласно которым, определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества относится к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации, пунктом 3.3 устава организации, отнесен к компетенции надзорного органа организации – наблюдательного совета.
Также, в нарушение п.3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым, в учредительных документах некоммерческой организации определяется порядок управления ее деятельностью, в уставе организации отсутствует порядок формирования наблюдательного совета и срок его полномочий.
Согласно п.3 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.
Между тем, как следует из административного искового заявления, надзор за деятельностью организации учредителем не осуществляется.
В ходе судебного разбирательства, указанные обстоятельства административным ответчиком не опровергнуты.
Устав организации порядок осуществления надзора за деятельностью организации со стороны учредителя не закреплен.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Согласно данным, отраженным в Едином государственном реестре юридических лиц, пункте 1.9 устава АНО Бюро специализированных исследований», адрес места нахождения постоянно действующего органа, по которому осуществляется связь с организацией:.......
Между тем, как установлено в ходе судебного разбирательства и не опровергнуто стороной административного ответчика, связь по вышеуказанному официальному юридическому адресу (месту нахождения) организации, закрепленному в Уставе организации, не осуществляется.
Нарушение вышеуказанных норм федеральных законов подтверждается фактом возврата почтовой корреспонденции с отметкой Почты России об истечении срока хранения (распоряжение от **.**.****. ###-р о проведении плановой документарной проверки, уведомление от **.**.****###, распоряжение от **.**.****###-р о проведении внеплановой документарной проверки, уведомление от **.**.****###, распоряжение от **.**.****###-р о проведении внеплановой документарной проверки, уведомление от **.**.****###, сопроводительные письма к протоколам об административных правонарушениях от **.**.****###, **.**.****###, ###, **.**.****###).
Факт неосуществления связи с организацией по указанному выше адресу, по мнению суда, является свидетельством того, что указанный адрес не используется в качестве адреса места нахождения постоянно действующего органа, по которому осуществляется связь с организацией.
В свою очередь, в нарушение пункта 7 статьи 32 Федерального закона о некоммерческих организациях» и подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в трехдневный срок и до настоящего времени организацией в Управление не представлены обновленные сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа организации и документы, необходимые для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, в связи с изменением сведений об адресе.
Таким образом, суд считает установленным факт нарушения АНО Бюро специализированных исследований требований ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
В соответствии с п.10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Факты не предоставления организацией вышеуказанных сведений и документов свидетельствуют о фактическом прекращении деятельности организации.
Кроме того, о фактическом прекращении деятельности организации свидетельствует заявление директора организации П. от **.**.****., согласно которого, последний просит принять решение о ликвидации АНО «Бюро специализированных исследований», с исключением ее из ЕГРЮН.
Грубость вышеуказанных нарушений со стороны АНО «Бюро специализированных исследований» подтверждается фактом нарушения организацией п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Из материалов дела следует, что документы, указанные в распоряжении о проведении внеплановой проверки от **.**.****###-р Организацией представлены не были. В свою очередь, директор организации - П., был уведомлен в телефонной беседе с главным специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций Д., о проведении внеплановой проверки со **.**.**** по **.**.****, и необходимости представить документы для проведения проверки, а также об административной ответственности в случае непредставления документов к началу и к окончанию внеплановой проверки.
В соответствии с п.2 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В силу ч. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
На основании изложенного, с учетом представленных суду доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что имеются достаточные правовые основания для удовлетворения требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области о ликвидации Автономной некоммерческой организации «Бюро специализированных исследований», с исключением её из Единого государственного реестра юридических лиц.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 262 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области к Автономной некоммерческой организации «Бюро специализированных исследований» о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц- удовлетворить.
Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Бюро специализированных исследований» (ОГРН ###, учетный ###).
Исключить данные об Автономной некоммерческой организации «Бюро специализированных исследований» (ОГРН ###, учетный ###)из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционной инстанции в Кемеровский областной суд, в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В мотивированной форме решение изготовлено **.**.****.
Судья Н.В. Маркова