Дело № 2а-197/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Шелаболиха 03 октября 2018 г.
Шелаболихинский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Кирсанов С.В.,
при секретаре Панфиловой И.Е.,
с участием помощника прокурора Шелаболихинского района Проценко А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шелаболихинского района в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления по Алтайскому краю и Республике Алтай о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шелаболихинского района Алтайского края обратился в Шелаболихинский районный суд Алтайского края с административным исковым заявлением, в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, о признании информации о способах хищения энергоресурсов путем остановки и вмешательства в работу прибора учета потребляемой электроэнергии, размещенную на Интернет-сайте по адресу: <данные изъяты>, запрещенной к распространению в Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указывает на то, что, прокуратурой Шелаболихинского района Алтайского края проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, связанная с фактами распространения на Интернет-сайтах информации, содержащей способы хищения энергоресурсов, где посредством выхода в телекоммуникационную сеть «Интернет» было установлено, что на указанном сайте размещена информация о способах хищения энергоресурсов путем остановки и вмешательства в работу прибора учета потребляемой электроэнергии. Вход на указанный сайт свободный, ознакомиться с содержанием может любой пользователь, Интернет-ресурс доступен для неограниченного круга лиц. Информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Установка различных устройств, останавливающих, тормозящих приборы учета коммунальных ресурсов, вскрытие и незаметное удаление пломб с приборов учета, последующая неоплата потребленного ресурса является противоправным деянием. Так, за мелкое хищение чужого имущества предусмотрена административная ответственность по ст.7.27 КоАП РФ. Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность за кражу, т.е. тайное хищение чужого имущества по ст.158 УК РФ. Действующим законодательством РФ запрещено распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, также не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно-наказуемых деяний. Размещение на Интернет-сайте <данные изъяты> указанной информации способствует совершению уголовных и административно наказуемых деяний, что может расцениваться как пособничество совершению преступлений, в смысле ч.5 ст.33 УК РФ, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 34 УК РФ.
В поданном административном исковом заявлении прокурор просил признать информацию, способствующую совершению уголовных и административно наказуемых деяний, размещенную на Интернет-сайте <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Проценко А.Е., заявленные исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в поданном административном исковом заявлении и на их удовлетворении настаивала.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В суд направил письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика. При этом, представитель Управления представил суду письменные пояснения по делу, в которых полагает, что поданный иск подлежит удовлетворению, а также считает возможным признание, указанной прокурором информации, запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации.
Суд, выслушав позицию участвующего в деле прокурора и учитывая мнение уполномоченного государственного органа, изложенное в письменном пояснении в адрес суда, изучив, представленные письменные доказательства, с приложенными к ним фототаблицами, находит, заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента РФ от 17 марта 2008 г. № 351 о мерах по вопросам обеспечения информационной безопасности РФ, сеть Интернет является информационно-телекоммуникационной сетью международного информационного обмена. Это глобальная информационно-телекоммуникационная сеть, доступ к которой не ограничен определенным кругом лиц и которая обладает уникальными характеристиками, в том числе массовостью, доступностью и открытостью информации, высокой скоростью передачи, обмена и получения данных.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
На основании ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. При этом на собственников помещений возложена обязанность по оснащению этих помещений приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, определено, что потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку (пп.«г» п.34 Правил).
В силу п.81 указанных Правил, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Согласно пп.«г» п.35 Правил, предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
Установка различных устройств, останавливающих приборы учета коммунальных ресурсов, вскрытие и незаметное удаление пломб с приборов учета, иное вмешательство в работу счетчика с целью изменения его показаний, и последующая неоплата использованных воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа является противоправным деянием, за которое может наступить, в том числе, административная или уголовная ответственность, предусмотренная ст.7.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (мелкое хищение) или по ст.158 Уголовного кодекса РФ (хищение), соответственно.
Кроме того, в части 4 статьи 33 Уголовного кодекса РФ дано уголовно-правовое определение соучастников преступления: подстрекателя, который воздействуя на сознание и волю исполнителя, вызывает в нем намерение совершить преступление, а также пособника, то есть лица, содействовавшего совершению преступления советами, указаниями предоставлением информации, средств и орудий совершения преступления либо устранением препятствий.
При этом, согласно части 1 статьи 34 Уголовного кодекса РФ, ответственность соучастников преступления определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления.
Уголовная ответственность подстрекателя и пособника наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное преступление, со ссылкой на статью Уголовного кодекса РФ.
В судебном заседании достоверно установлено, что прокуратурой Шелаболихинского района Алтайского края проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по факту распространения информации, содержащей способы хищения энергоресурсов. В ходе проверки установлено, что в сети «Интернет» на сайте по адресу<данные изъяты> размещена информация, содержащая способы хищения электроэнергии путем остановки и вмешательства в работу прибора учета потребляемой электроэнергии. При этом вход на сайт свободный, ознакомиться с содержанием может любой пользователь, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен.
Как единая федеральная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокуратура, в соответствии с компетенцией, участвует в правовом регулировании отношений, возникающих в сети Интернет, выявляет и пресекает правонарушения со стороны некоторых категорий ее участников и пользователей, координирует деятельность контролирующих и правоохранительных органов в указанной сфере. В целях ограничения свободного доступа к Интернет-ресурсам с противозаконным содержанием прокурор принимает весь комплекс мер реагирования. При этом широко используются и полномочия по предъявлению в суд исковых заявлений об ограничении доступа к таким Интернет-ресурсам.
Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Федеральный закон № 149-ФЗ) установлено, что информационно телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с ч.ч. 1 и 6 ст.10 Федерального закона №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В связи с этим согласно ч.5 ст.15 Федерального закона №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей в Российской Федерации осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации. Передача информации при этом может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 Федерального закона №149-ФЗ, предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Размещение информации, содержащей описание способов хищения электроэнергии, подрывает социальную стабильность общества и создает угрозу причинения имущественного вреда лицам, осуществляющим производство и реализацию энергоресурсов. Размещенная информация содействует совершению правонарушений и преступлений в области охраны прав собственности, нарушает права неопределенного круга лиц, следовательно, нарушает публичные интересы Российской Федерации и ее граждан, а также юридических лиц.
Как следует из представленных прокурором письменных доказательств, в сети Интернет по адресу: <данные изъяты> в свободном доступе находится информация, о способах хищения энергоресурсов путем остановки и вмешательства в работу прибора учета потребляемой электроэнергии. Данные обстоятельства подтверждаются, представленными суду актами осмотра и проверки Интернет-сайта, распечаткой Интернет-страницы указанного сайта, а также информацией представленной административным ответчиком, о том, что в настоящее время Интернет-страница, указанная в административном иске прокурора, в сети Интернет доступна, в Единый реестр не включена, что подтверждается скриншотами Интернет-страницы и станицы Единого реестра.
Признание информации, содержащей описание способов хищения энергоресурсов путем остановки и вмешательства в работу прибора учета потребляемой электроэнергии, запрещенной для распространения, означает констатацию того факта, что данная информация способствует совершению деяний, за которые предусмотрена уголовная и административная ответственность. Следовательно, это является констатация того факта, что приведенный информационный материал нарушает запреты, установленные федеральным законодательством, что в силу этого представляет реальную угрозу для неопределенного круга лиц.
По настоящему делу о признании указанной информации размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной. Учитывая изложенное, суд полагает необходимым признать информацию, распространяемую путем свободного доступа в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты>, запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации, что, в свою очередь, является основанием для внесения ее в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу ч.1 ст.15.1 Федерального закона №149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Одним из оснований для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», является, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ).
Согласно п.3 Правил принятия, уполномоченным Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101, формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии с пп. "б" п.5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденных вышеназванным Постановлением, основанием для включения в единый реестр является, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения, вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись (п.9 Правил).
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ресурс, расположенный в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включен.
При таких установленных в суде обстоятельствах, оценив, в соответствии со ст.ст.62, 84 КАС РФ, представленные материалы дела доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, которые направлены на защиту нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Шелаболихинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить.
Признать информацию о способах хищения энергоресурсов путем остановки и вмешательства в работу прибора учета, потребляемой электроэнергии, размещенную в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты> запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Шелаболихинский районный суд Алтайского края.
Председательствующий судья С.В. Кирсанов