ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-197/18 от 29.01.2018 Советского районного суда г. Орска (Оренбургская область)

Дело № 2а-197/2018

Решение

Именем Российской Федерации

г. Орск 29 января 2018 года

Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе

председательствующего судьи Смирновой Н.В.

при секретаре Резник Е.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 9 по Оренбургской области к Лушникову В.В. о восстановлении пропущенного процессуального срока и взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,

установил:

МИФНС № 9 по Оренбургской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Лушникову В.В. о восстановлении пропущенного процессуального срока и взыскании задолженности по транспортному налогу и пени. В обоснование указала, что согласно данным органов, осуществляющих государственную регистрацию, за Лушниковым В.В. зарегистрировано право собственности на автомобиль – ***, государственный регистрационный знак ***. Лушникову В.В. начислен транспортный налог за 2014г. – 5 633 руб., о чем в адрес налогоплательщика направлено уведомление. До настоящего времени налог не уплачен. В соответствии с положениями ст. 75 НК РФ за не уплату налога в установленный законом срок налогоплательщику начисляются пени за каждый календарный день просрочки в процентах от не уплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Просит восстановить пропущенный процессуальный срок и взыскать с Лушникова В.В. задолженность по транспортному налогу за 2014г. в размере 5 633 руб., пени в размере 40,73 руб.

В судебное заседание представитель административного истца МИФНС № 9 по Оренбургской области нее явился о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Административный ответчик Лушников В.В. в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил справку МСЭ, согласно которой он является инвалидом *** с *** года, в связи с чем он считает, что освобожден от уплаты транспортного налога.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В ч.2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) закреплено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций; пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Административный истец просил восстановить пропущенный по уважительной причине срок для подачи административного искового заявления, поскольку ими после отмены судебного приказа были проведены мероприятия направленные на установление действительных налоговых обязательств, достоверность объектов налогооблажения, достоверность адреса места нахождения налогоплательщика и объектов налогооблажения административного ответчика.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах; неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

По общему правилу, установленному абзацем 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, взыскание налога, сбора, пеней, штрафов (в случае их неуплаты или неполной уплаты) с налогоплательщика - физического лица в судебном порядке производится по заявлению налогового органа, поданного в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ в случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений п. п. 1 - 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Из материалов дела следует, что в собственности Лушникова В.В. имеется автомобиль ***, государственный регистрационный знак ***, дата возникновения собственности *** года по настоящее время.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 48 НК Российской Федерации если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

По смыслу п. 20 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 № 41/9, при рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные сроки для обращения налоговых органов в суд, независимо от заявления о пропуске срока ответчиком, поскольку сроки являются пресекательными.

Лушникову В.В. выставлено самое ранее налоговое требование № 16106 по состоянию на 12.10.2015 года, с установленным сроком уплаты до 20.11.2015 года, в котором были начислены: транспортный налог за 2014 год – 5 633 руб., пеня -17,49 руб. Указанная в иске сумма задолженности по пени в размере 40 руб. 73 коп. административному ответчику в требовании не выставлялась. Срок подачи административного искового заявления оканчивается 20.05.2016 года (20.11.2015 года + 6 месяцев).

В установленный срок ответчик не исполнил обязательства по уплате указанного налога и пени в установленный срок.

Из материалов дела установлено, что 26 августа 2016 года мировым судьей судебного участка №10 Советского района г. Орска вынесен приказ о взыскании с Лушникова В.В. задолженности по налогам и пени в пользу МИФНС России № 9 по Оренбургской области в размере 5 673 руб. 73 коп.

Таким образом, МИФНС № 9 по Оренбургской области обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа мировому судье по истечении шестимесячного срока с момента истечения срока исполнения налогового требования.

27 сентября 2016 года определением мирового судьи судебного участка № 10 Советского района г. Орска судебный приказ был отменен, в связи с поступившими возражениями ответчика Лушникова А.А.

22 декабря 2017 года ИФНС подано административное исковое заявление, также за пределами установленного абз. 2 п.2 ст. 48 НК РФ срока.

Конституционный Суд РФ в определении от 22 марта 2012 г №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, не может осуществляться.

Восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.

В данном случае материалы дела не позволяют установить какие-либо причины, наличие которых объективно препятствовало (затрудняло) налоговому органу обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа и с административным исковым заявлением в суд в установленный законом срок.

Свое ходатайство о восстановлении пропущенного срока, административный истец мотивирует тем, что ими проводились мероприятия, направленные на установление действительных налоговых обязательств, достоверность объектов налогооблажения, достоверность адреса места нахождения административного ответчика.

Вместе с тем, доказательств о том, что налоговым органом предпринимались необходимые меры для соблюдения установленных законом сроков и вручении копии заявления и прилагаемых документов административному ответчику, административным истцом не представлено.

Исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что у МИФНС № 9 по Оренбургской области имелась реальная возможность обратиться в суд до истечения установленного НК РФ пресекательного срока, поскольку у административного истца имелись все необходимые сведения, в том числе о месте жительства административного ответчика.

При таких обстоятельствах, суд расценивает указанную административным истцом причину пропуска процессуального срока не уважительной, в связи с чем, считает, что в ходатайстве МИФНС № 9 по Оренбургской области о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд необходимо отказать.

Кроме этого Лушниковым В.В. представлены доказательства, подтверждающие его права на налоговые льготы.

В соответствии с п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Субъектом налоговой льготы, установленной п. 1 ст. 220 НК РФ, является тот налогоплательщик, у которого имеются основания для ее получения и соответствующие документы.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в Определении от 18.12.2003 N 472-О, положения статьи 23 НК РФ во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 ст. 21 НК РФ предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие, что основания, с появлением которых законодательство о налогах и сборах связывает наличие у налогоплательщика права на налоговую льготу, действительно возникли.

В силу ст. 9 Закона Оренбургской области от 16.11.2002 года N 322/66-III-ОЗ "О транспортном налоге", от уплаты транспортного налога освобождаются инвалиды всех категорий. Налогоплательщики - физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные настоящей статьей, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Таким образом, административные исковые требования также не подлежат удовлетворению, поскольку ответчиком представлены доказательства, подтверждающие право на налоговую льготу, как инвалида второй группы.

В силу ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств. В связи с этим, доводы налогового органа об обязанности Лушникова В.В. уплатить законно установленные налоги и сборы правового значения не имеют.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления о восстановлении пропущенного срока и как следствие об отказе в удовлетворении заявленных требований по причине пропуска процессуального срока обращения в суд.

В соответствии с ч. 2 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы по уплате государственной пошлины следует отнести за счет средств бюджета МО г. Орск, поскольку административный истец освобожден от уплаты судебных расходов.

Руководствуясь ст., ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В ходатайстве Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 9 по Оренбургской области о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления к Лушникову В.В. отказать.

В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 9 по Оренбургской области к Лушникову В.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени за 2014 год, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья /подпись/ Н.В.Смирнова

Мотивированное решение составлено 02 февраля 2018 года