ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-197/20 от 01.12.2020 Поныровского районного суда (Курская область)

Дело № 2а-197/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Поныри Курской области 1 декабря 2020 года

Поныровский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Шубиной Е.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное дело по административному иску прокурора Поныровского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ольховатского сельсовета Поныровского района Курской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать и утвердить муниципальную программу,

у с т а н о в и л:

административный истец прокурор Поныровского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Ольховатского сельсовета Поныровского района Курской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать и утвердить муниципальную программу, мотивировав свои требования следующими обстоятельствами.

По результатам проверки, проведенной прокуратурой Поныровского района Курской области, установлено, что постановлением администрации Ольховатского сельсовета Поныровского района № 41а от 30 мая 2018 года утверждена муниципальная программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ольховатском сельсовете Поныровского района Курской области на 2018-2020 годы». При этом, на 2020 год финансирование мероприятий указанной программы не предусмотрено, денежные средства в бюджет не заложены.

По данному факту прокуратурой района 2 марта 2020 года в администрацию Ольховатского сельсовета Поныровского района Курской области было внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако фактически до настоящего времени не исполнено, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, отсутствие которых влияет на обеспечение занятости населения и развитие самозанятости, на объем поступления доходов от уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов, а также на комплексное развитие муниципального образования.

Полагая, что со стороны органа местного самоуправления – администрации Ольховатского сельсовета допущено незаконное бездействие, прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.

В судебное заседание административный истец - прокурор Поныровского района Курской области не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие в порядке упрощенного (письменного) производства, исковые требования поддержал, его явка не признана судом обязательной.

Представитель административного ответчика - администрации Ольховатского сельсовета Поныровского района Курской области своевременно и надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, его явка не признана обязательной.

В соответствии с положениями ч.7 ст.150, ч.1 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства РФ имеются основания для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъектами малого и среднего предпринимательства признаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с п. 5 указанной статьи поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

В силу ч.2 ст. 5 вышеуказанного закона к основным целям государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации относятся: развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации; обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства; оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение занятости населения и развитие самозанятости; увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта; увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российскойм Федерации согласно ч.3 данной статьи являются: разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства; обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами).

Согласно п.25 ч.1 ст.15, п.28 ч.1 и ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 13ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено, в том числе, создание условий для содействия развитию малого и среднего предпринимательства.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей (п.1).

Правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования устанавливаются Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

В соответствии с.ч.2 ст.1 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стратегическое планирование осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований.

Пунктом 35 статьи 3 Федерального Закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» установлено, что муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования.

На основании ч.1 ст.11 Федерального Закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» документы стратегического планирования разрабатываются в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований.

К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования, согласно ч.5 указанной статьи относятся: стратегия социально-экономического развития муниципального образования; план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования; прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период; бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период; муниципальные программы.

В соответствии со ст.179 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.

Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей программе целевой статьи расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актом и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление ( п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ).

Из материалов дела следует, что постановлением администрации Ольховатского сельсовета Поныровского района № 41-а от 30 мая 2018 года утверждена муниципальная программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ольховатском сельсовете Поныровского района Курской области на 2018-2020 годы». На 2020 год финансирование мероприятий указанной программы не предусмотрено, денежные средства в бюджет муниципального образования не заложены.

По данному факту прокуратурой района 2 марта 2020 года в администрацию Ольховатского сельсовета Поныровского района Курской области было внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако фактически до настоящего времени не исполнено, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение благоприятный условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, отсутствие которых влияет на обеспечение занятости населения и развитие самозанятости, на объем поступления доходов от уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов, а также на комплексное развитие муниципального образования.

Данные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами:

- представлением прокурора от 2 марта 2020 года № 01-18-2020;

- сообщением администрации Ольховатского сельсовета Поныровского района Курской области № 51 от 7 апреля 2020 года о рассмотрении представления прокурора;

- распоряжением администрации Ольховатского сельсовета Поныровского района Курской области № 11 от 7 апреля 2020 года о привлечении к дисциплинарной ответственности;

- справкой администрации Ольховатского сельсовета Поныровского района Курской области о финансировании мероприятий по программе «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ольховатском сельсовете Поныровского района Курской области на 2018-2020 годы»;

- постановлением администрации Ольховатского сельсовета Поныровского района Курской области № 41-а от 30 мая 2018 года «Об утверждении муниципальной программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ольховатского сельсовете Поныровского района Курской области на 2018-2020 годы»»;

- муниципальной программой с приложением «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ольховатского сельсовете Поныровского района Курской области на 2018-2020 годы», утвержденной постановлением администрации Ольховатского сельсовета от 30 мая 2018 года № 41-а;

-уставом муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области;

- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении администрации Ольховатского сельсовета Поныровского района Курской области;

- свидетельством о постановке на учет администрации Ольховатского сельсовета Поныровского района Курской области в налоговом органе.

Изложенные доказательства суд оценивает относимыми, допустимыми, достоверными, а в их совокупности достаточными для разрешения дела, поскольку они получены в соответствии с требованиями законодательства об административном судопроизводстве, согласуются между собой, в суде ничем не опровергнуты.

Поскольку материалами дела подтверждается, что муниципальная программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ольховатском сельсовете Поныровского района Курской области на 2018-2020 годы» утверждена, но при этом ее финансирование не предусмотрено, денежные средства в бюджет не заложены, суд приходит к выводу о незаконности такого бездействия.

В связи с этим, суд считает необходимым возложить обязанность на администрацию Ольховатского сельсовета Поныровского района Курской области разработать и принять муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями бюджетного законодательства в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Указанный прокурором срок для исполнения возложенной обязанности суд считает достаточным.

Срок на обращение в суд, предусмотренный ч.1 ст.219 КАС РФ, административным истцом соблюден.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Поныровского района Курской области обосновано и подлежит удовлетворению.

В соответствии с п.9 ч.1 333.36, п.п. 8 п.1 ст. 333.20, п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ стороны от уплаты государственной пошлины освобождены.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227- 228, 291-294 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление прокурора Поныровского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Ольховатского сельсовета Поныровского района Курской области по непринятию мер к финансированию муниципальной программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ольховатском сельсовете Поныровского района Курской области на 2018-2020 годы», утвержденной постановлением администрации Ольховатского сельсовета Поныровского района Курской области № 41-а от 30 мая 2018 года.

Возложить на администрацию Ольховатского сельсовета Поныровского района Курской области обязанность разработать и принять муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями бюджетного законодательства в течении 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.

Об исполнении настоящего решения административному ответчику необходимо сообщить в Поныровский районный суд и прокурору Поныровского района.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Курского областного суда через Поныровский районный суд Курской области в течение 15 дней со дня получения сторонами копии настоящего решения.

Судья: (подпись)