УИД: 28RS0№
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2020 года с. Екатеринославка
Октябрьский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Барабаш М.В.,
с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Октябрьского района Гулянова Д.Н.,
представителей административного ответчика Панариной Г.Т.,
Медведевой Т.Н.
при секретаре судебного заседания Кабановой С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Октябрьского района Амурской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации Николо-Александровского сельсовета Октябрьского района Амурской области об обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела,
установил:
Прокурор Октябрьского района обратился с указанным иском в суд, ссылаясь, что в ходе проверки исполнения администрацией Николо-Александровского сельсовета Октябрьского района законодательства о погребении и похоронном деле установлено, что администрацией Николо-Александровского сельсовета Октябрьского района на территории сельсовета не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела по оказанию на безвозмездной основе услуг по погребению, гарантированных федеральным законодательством РФ. В связи с чем, в адрес главы администрации сельсовета прокуратурой внесено представление, которое администрацией не исполнено по причине отсутствия в бюджете муниципального образования достаточных денежных средств для создания указанной службы. Поскольку отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права всех без исключения граждан, проживающих на территории Николо-Александровского сельсовета быть погребенными на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими, просит обязать администрацию Николо-Александровского сельсовета Октябрьского района Амурской области создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Николо-Александровского сельсовета Медведева Т.Н. просила в удовлетворении иска отказать, в связи с тем, что административным ответчиком предъявленные к ним требования исполнены в добровольном порядке, по состоянию на текущую дату нарушения законодательства устранены, на основании постановления главы Николо-Александровского сельсовета от 1 сентября 2020 года №55 создана специализированная служба по вопросам похоронного дела из лиц постоянного состава служащих и должностных лиц администрации, а также утверждено Положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела муниципального образования Николо-Александровский сельсовет.
Глава администрации Николо-Александровского сельсовета Панарина Г.Т. поддержала позицию своего представителя, подтвердив, что устранение нарушений федерального законодательства выполнено, администрацией приняты соответствующие правовые акты, которые размещены на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». На ближайшей сессии народных депутатов будут внесены изменения в бюджет поселения в части включения расходов на вопросы похоронного дела.
Выслушав административного истца, представителей административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, в соответствии с ч.1 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирует настоящий Кодекс.
Согласно п. 2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании бездействия органов местного самоуправления.
Поскольку требования административного истца к административному ответчику - органу местного самоуправления вытекают из публичных правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, связаны с реализацией административных и иных публично-властных полномочий по исполнению и применению законов администрацией муниципального образования Николо-Александровский сельсовет по решению вопросов местного значения, следовательно, не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Согласно ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Октябрьского района Амурской области проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере организации похоронного дела на территории муниципального образования Николо-Александровского сельсовета Октябрьского района Амурской области. По результатам прокурорской проверки в адрес главы администрации Николо-Александровского сельсовета 17 марта 2020 года внесено представление об устранении выявленных нарушений в части отсутствия на территории Николо-Александровского сельсовета специализированной службы по вопросам похоронного дела, чем нарушены права неопределенного круга лиц.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулируются Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Настоящий Федеральный закон устанавливает: гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.Статьей 9 Закона установлен гарантированный перечень услуг по погребению, при этом стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в зависимости от категории, к которой относится умерший, за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.
В случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 10).
В силу ч. 1 ст. 12 Закона при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 25 Закона гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.
Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу ст. 29 Закона органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
В целях неукоснительного выполнения Федерального закона "О погребении и похоронном деле" в части предоставления гарантий гражданам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение, Указом Президента РФ от 29 июня 1996 года N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Считать недопустимым отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям.
Исходя из вышеуказанных норм права органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с Федеральным законом N 8-ФЗ, и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению.
Федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном образовании специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Федерального закона N 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 22 ст. 5 Устава Николо-Александровского сельсовета организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.
Как усматривается из материалов дела, постановлением главы Николо-Александровского сельсовета от 1 сентября 2020 года №55 на территории муниципального образования Николо-Александровского сельсовет создана специализированная служба по вопросам похоронного дела из постоянного состава служащих и должностных лиц администрации сельсовета без образования отдельного структурного подразделения, а также утверждено Положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Следовательно, администрацией муниципального образования Николо-Александровский сельсовет полномочия предусмотренные статьями 25, 29 Федерального закона N 8-ФЗ по организации предоставления ритуальных услуг в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела, отнесенные к вопросам местного значения поселения, в муниципальном образовании исполняются.
Доказательств обратного, а именно неисполнения администрацией поселения возложенной на нее в соответствии с федеральным законом обязанности и нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц на оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе не представлено, в том числе, что соответствующие правовые акты, регламентирующие реализацию права граждан на получение гарантированного законом перечня услуг по погребению, приняты с нарушениями федерального законодательства.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Поскольку администрацией Николо-Александровского сельсовета обязанности по исполнению требований федерального законодательства в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела исполнены, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца.
Руководствуясь ст. ст. 227, 175 - 180 КАС РФ, суд-
решил:
В удовлетворении заявленных административных исковых требований прокурора Октябрьского района Амурской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации Николо-Александровского сельсовета Октябрьского района Амурской области об обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела - отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение месяца, начиная с 30 сентября 2020 года, через Октябрьский районный суд Амурской области.
Председательствующий –
Решение в окончательной форме изготовлено 29 сентября 2020 года