ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-197/2021 от 25.05.2021 Кстовского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 2а-197/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 мая 2021 года г.Кстово

Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Кравченко Е.Ю., при секретаре Жамалетдиновой Г.Т., с участием административного ответчика Палатина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 6 по Нижегородской области к Палатину Андрею Владимировичу о взыскании налоговой задолженности,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России №6 по Нижегородской области обратилась в суд с административным иском к Палатину А.В. о взыскании налоговой задолженности – налог на имущество физических лиц в сумме (данные обезличены)

Свой административный иск мотивируют следующим.

(дата обезличена) г. мировым судьей судебного участка № 6 Кстовского судебного района Нижегородской области был выдан судебный приказ №(номер обезличен) о взыскании с Палатина А.В. налоговой задолженности по видам, указанным выше.

(дата обезличена) г. мировой судья судебного участка № 6 Кстовского судебного района Нижегородской области выдал определении об отмене судебного приказа на основании заявления должника, также было разъяснено, что заявленное требование может быть предъявлено в порядке искового производства.

В соответствии со ст. 357 НК РФ Палатин А.В. является плательщиком транспортного налога, т.к. на налоговый период на его имя были зарегистрированы транспортные средства:

-автомобиль (данные обезличены)

(данные обезличены)

(данные обезличены)

(данные обезличены)

На основании сведений о транспортных средствах, налогоплательщику был начислен транспортный налог с физических лиц за (дата обезличена) год со сроком уплаты (дата обезличена) в сумме (номер обезличен) руб., налог не был уплачен в установленный законодательством срок, на основании ст. 75 НК РФ налогоплательщику были начислены пени в сумме (номер обезличен) руб.

Также Палатин А.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц, т.к. у него в собственности находятся:

- иные строения, помещения и сооружения, по адресу: (данные обезличены)

-жилой дом, расположенный по адресу: (данные обезличены)

- объект по адресу (номер обезличен)

Палатину О.В. был начислен налог на имущество физических лиц за (дата обезличена) г. со сроком уплаты (дата обезличена), в сумме (номер обезличен) руб., налог не был уплачен в установленный законодательством срок, на основании ст. 75 НК РФ налогоплательщику были начислены пени в сумме (номер обезличен) руб.

Согласно ст. 388 НК РФ Палатин А.В. является плательщиком земельного налога.

По сведениям, поступившим в инспекцию из регистрирующих органов, Палатин А.В. является собственником:

- земельного участка, (данные обезличены)

Палатину А.В. начислен земельный налог за 2018 г. со сроком уплаты (дата обезличена) в сумме (номер обезличен) руб., с учетом поступившей оплаты в сумме (номер обезличен) руб. от (дата обезличена), сумма недоимки составляет (номер обезличен) руб., налог не был уплачен в установленный законодательством срок, на основании ст. 75 НК РФ налогоплательщику были начислены пени в размере (номер обезличен) руб.

Неуплата налогоплательщиком указанных налогов, послужила основанием к направлению налоговым органом, в соответствии ст.ст. 69,70 НК РФ требований об уплате налога от (дата обезличена)(номер обезличен), от (дата обезличена)(номер обезличен).

Однако, до настоящего времени вышеуказанные суммы ответчиком в бюджет не внесены.

В судебном заседании представитель административного истца участия не принимал, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежаще, ранее в судебных заседаниях на доводах и требованиях административного иска настаивали.

В судебном заседании административный ответчик возражал против удовлетворения административного иска, согласно доводов возражений, приобщенных к делу.

Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании участия не принимали, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежаще.

Выслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 286 КАС РФ - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч.1).

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ч. 3 ст. 72 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Согласно ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Порядок исчисления и уплаты налогов определен главой 31 Налогового кодекса РФ, а также иными нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Соответственно, налоговые органы являются пользователями поступающей из регистрирующих органов информации о зарегистрированных объектах налогообложения и их правообладателях и не могут самостоятельно вносить изменения в регистрационные данные.

Главой 28 Налогового кодекса РФ (НК РФ) закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.

Налогоплательщиками данного налога положениями статьи 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статья 358 НК РФ в качестве объектов налогообложения указывает, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 362 НК РФ установлено, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Кодексом только в случае снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах.

Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) Кодексом не установлено.

Таким образом, в случае сгорания/утраты транспортного средства без снятия этого транспортного средства с регистрационного учета, уплата транспортного налога производится налогоплательщиком в общеустановленном порядке.

Нормами п. 3 ст. 363 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики- физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Главой 32 НК РФ закреплено взыскание налога на имущество с физических лиц, отнесенного к региональным налогам и сборам.

Налогоплательщиками данного налога в соответствии с положениями статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно п. 4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в соответствии со ст. 85 НК РФ).

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 098.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (действовавшего до 01.01.2015 г.) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

С 01 января 2015 года в ступил в силу Федеральный закон от 04.10.2014 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской федерации и признании утратившим силу Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», в соответствии с которым Налоговый кодекс РФ дополняется новой главой «Налог на имущество физических лиц». С указанной даты утрачивает силу Закон РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Согласно п. 1 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» и п. 1 ст. 408 НК РФ исчисление налогов производится налоговыми органами.

На основании п. 2 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» до 01 января 2015 года налог на строения, помещения и сооружения исчислялся на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 01 января каждого года.

Исходя из положений п. 9 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» до 01 января 2015 года уплата налога производилась не позднее 01 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Согласно ст. 388 НК РФ - налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности.

Согласно п. 4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков –физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в соответствии со ст. 85 НК РФ).

Положениями п. 1 ст. 408 НК РФ предусмотрено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с п. 2 ст. 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Статьей 44 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога и сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога и сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Пунктом 3 указанной статьи установлено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.

В соответствии с п.1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В пункте 4 ст. 69 НК РФ указано, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В силу ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующим способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.

Согласно ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.

Исходя из анализа указанных выше правовых норм, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.

В силу статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Судом установлено, что (дата обезличена) г. мировым судьей судебного участка № 6 Кстовского судебного района Нижегородской области был выдан судебный приказ (номер обезличен) о взыскании с Палатина А.В. налоговой задолженности по видам, указанным выше.

(дата обезличена) г. мировой судья судебного участка № 6 Кстовского судебного района Нижегородской области выдал определении об отмене судебного приказа на основании заявления должника, также было разъяснено, что заявленное требование может быть предъявлено в порядке искового производства.

В соответствии со ст. 357 НК РФ Палатин А.В. является плательщиком транспортного налога, т.к. на налоговый период на его имя были зарегистрированы транспортные средства:

- автомобиль легковой(данные обезличены)

(данные обезличены)

(данные обезличены)

(данные обезличены)

На основании сведений о транспортных средствах, налогоплательщику был начислен транспортный налог с физических лиц за (дата обезличена) год со сроком уплаты (дата обезличена) в сумме (номер обезличен) руб., налог не был уплачен в установленный законодательством срок, на основании ст. 75 НГК РФ налогоплательщику были начислены пени в сумме (номер обезличен) руб.

Также Палатин А.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц, т.к. у него в собственности находятся объекты недвижимого имущества:

- иные строения, помещения и сооружения, по адресу: (данные обезличены)

- жилой дом, расположенный по адресу: (данные обезличены)

- объект по адресу (данные обезличены)

Палатину О.В. был начислен налог на имущество физических лиц за (дата обезличена) г. со сроком уплаты (дата обезличена), в сумме (номер обезличен) руб., налог не был уплачен в установленный законодательством срок, на основании ст. 75 НК РФ налогоплательщику были начислены пени в сумме (номер обезличен) руб.

Согласно ст. 388 НК РФ Палатин А.В. является плательщиком земельного налога.

По сведениям, поступившим в инспекцию из регистрирующих органов, Палатин А.В. является собственником:

- земельного участка, расположенного по адресу: (данные обезличены)

Палатину А.В. начислен земельный налог за (дата обезличена) г. со сроком уплаты (дата обезличена) в сумме (номер обезличен) руб., с учетом поступившей оплаты в сумме (номер обезличен) руб. от (дата обезличена), сумма недоимки составляет (номер обезличен) руб., налог не был уплачен в установленный законодательством срок, на основании ст. 75 НК РФ налогоплательщику были начислены пени в размере (номер обезличен) руб.

Неуплата налогоплательщиком указанных налогов, послужила основанием к направлению налоговым органом, в соответствии ст.ст. 69,70 НК РФ требований об уплате налога от (дата обезличена)(номер обезличен), от (дата обезличена)(номер обезличен).

До настоящего времени вышеуказанные суммы ответчиком в бюджет не внесены.

Вместе с тем, учитывая приведенные административным ответчиком в административном иске доводы, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.

Согласно статьям 45 и 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества данного налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Согласно п. 3 ст. 4 КАС РФ если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.

Когда налог в прямо указанных в законе случаях исчисляет не налогоплательщик, а налоговый орган, не позднее 30 рабочих дней до наступления установленного в законодательстве срока платежа налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление, формы которого утверждены Приказами МНС (ФНС) России от 27.07.2004 г. №САЭ-3-04/440@, от 07.09.2016 г. № ММВ-7-11/477@.

Налоговый орган, располагая информацией о наличии задолженности, обязан, в соответствии со ст. 69 НК РФ, предложить налогоплательщику уплатить налог добровольно (и предупредить о возможном принудительном взыскании) посредством направления соответствующего документа- требования об уплате налога, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 13.02.2017 г. №ММВ-7-8/179@.

В силу п. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

При этом пунктом 2 ст. 11 НК РФ определено, что недоимка – сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Как следует из п. 1 ст. 70 НК РФ, по общему правилу требование об уплате налога должно быть вручено (направлено) налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Согласно п. 4 ст. 31 НК РФ документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен НК РФ. Лицам, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы и направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика. В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (абз. 4 п. 4 ст. 31 НК РФ).

В силу п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано адресату, в том числе в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Так, Приказом ФНС России от 18.01.2017 г. № ММВ-7-6/16@ «Об утверждении формата документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» утвержден соответствующий формат. Приказом ФНС России от 27.02.2017 г. № ММВ-7-8/200@ «Об утверждении порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи» и Приказом ФНС России от 22.08.2017 г. № ММВ-7-17/617@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика» утверждены названные порядки.

Согласно п. 5 Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного Приказом ФНС России от 27.02.2017 № ММВ-7-8/200@ (зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2017 г. № 46729) при направлении Требования и получении от налогоплательщика квитанции о его приеме в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, налоговый орган не направляет налогоплательщику Требование на бумажном носителе. В п. 1 названного Приказа закреплено, что требование считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная КЭП налогоплательщика.

В п. 6 Порядка направления и получения документов, предусмотренных НК РФ и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по ТКС (утвержден Приказом ФНС от 16.07.2020 г. № ЕД-7-2/488@), указано на то, что направление и получение документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи допускается при обязательном использовании средств электронной подписи в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи». При получении участником электронного взаимодействия квитанции о приеме электронного документа датой его получения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме электронного документа.

Согласно абз. 4,5 п. 2 ст. 11.2 НК РФ документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам- физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носите по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В этом случае налогоплательщики – физические лица получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В данном конкретном случае налоговый орган направил Палатину А.В. налоговое уведомление (номер обезличен) от (дата обезличена) (л.д. 23) почтовой связью, в подтверждение чего представил в материалы дела Список почтовых отправлений (номер обезличен) от (дата обезличена) (л.д. 25, 27).

Налоговый орган в подтверждение соблюдения порядка взыскания налоговых платежей представил в материалы дела требование (номер обезличен) от (дата обезличена) (л.д. 26).

В материалах дела отсутствуют доказательства направления налогового требования налогоплательщику по почте и/или направления данного налогового требования налогоплательщику иным способом. Квитанция о приеме, подписанная КЭП налогоплательщика, в материалы дела административным истцом не представлена.

В судебном заседании представитель административного истца подтвердил, что почтовой связью требование в адрес административного ответчика не направлялось.

Доводы заявителя о направлении требования через личный кабинет налогоплательщика и получения его последним, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

В письме Минфина России от (дата обезличена)(номер обезличен) разъяснено, что пунктом 2 ст. 11.2 НК РФ установлено следующее: документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий, передаются через личный кабинет налогоплательщика только тем налогоплательщикам - физическим лицам, которые получили в установленном порядке доступ к личному кабинету налогоплательщика.

В судебном заседании представитель административного истца настаивал, что ответчик является пользователем личного кабинета налогоплательщика.

Между тем, в ходе всего судебного разбирательства, Палатин А.В. факт доступа к личному кабинету налогоплательщика оспаривал.

Так, в судебном заседании Палатин А.В. настаивал, что доступ к личному кабинету налогоплательщика он не получал, в личный кабинет никогда не входил, ни логина, ни пароля для входа в личный кабинет у него нет и никогда не было, при этом направление требования через личный кабинет налогоплательщика возможно только в том случае, если он дал на это свое согласие, сделал соответствующее заявление, но никаких заявлений он не делал, своего согласия на направление документов налоговым органом через личный кабинет он никогда не давал, а потому ни пароль, ни логин для входа в личный кабинет налогоплательщика ему не направлялись и не передавались, а потому в личный кабинет он никогда не заходил и не смог бы зайти, поскольку при отсутствии логина и пароля сделать это невозможно, сведения о его регистрации через личный кабинет налогоплательщика налоговым органом не представлены, в случае захода в личный кабинет, были бы указаны дата и время захода, логин, IP-адрес, а также имело бы место указание на то, что произведено действие: вход в личный кабинет, как это видно из представленных им скриншотов данных других налогоплательщиков, представленных в материалы дела в качестве примера, но таких сведений в представленных налоговым органом скриншотах не было и нет. Доступ ответчика в личный кабинет, налоговым органом не подтвержден. Кроме того, все документы в настоящее время ему высылаются налоговым органом почтовой связью, в том числе и за (дата обезличена) год. Между тем, следуя логике административного истца и позиции, занятой по настоящему делу, то все документы ему по-прежнему должны направляться ему через личный кабинет, чего фактически не происходит, все документы от налогового органа он получает почтовой связью. Он никогда не хотел получить доступ в личный кабинет, и никогда такой доступ не получал. Доказательств обратного в деле нет.

В данном случае налоговым органом в материалы дела не представлены сведения, подтверждающие вручение Палатину А.В. логина и пароля от личного кабинета, а также предоставления налогоплательщиком в инспекцию заявления о получении доступа к личному кабинету; доказательств использования Палатиным А.В. личного кабинета налогоплательщика, также не представлено.

Доводы административного ответчика налоговым органом не опровергнуты.

В том числе, в ответ на запрос суда, налоговый орган сообщил о невозможности предоставления заявления Палатина А.В. на получение доступа к личному кабинету, в связи с тем, что подключение было осуществлено более пяти лет назад в программном комплексе АИС Налог 2. Предоставить скриншот регистрации заявления также не предоставляется возможным, т.к. регистрация до 2015 г. происходила в программном комплексе АИС Налог 2, в настоящее время просмотр регистрации в программе АИС Налог 2 не доступен, в связи с переходом на новое программное обеспечение налоговых органов АИС Налог 3.

Согласно п. 5 Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного Приказом ФНС России от 27.02.2017 г. №ММВ-7-8/200@ (зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2017 № 46729) при направлении Требования и неполучении от налогоплательщика квитанции о его приеме в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, налоговый орган должен направить налогоплательщику налоговое уведомление на бумажном носите, чего в данном случае сделано не было. При этом доказательств обратного в деле нет.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носите по почте не направляются, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 11.2 НК РФ.

Между тем, надлежащее направление требования об уплате налога установлено для налогового органа как обязательная досудебная процедура.

Так, в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016 г.) отмечается, что направление административным истцом административному ответчику требования об уплате платежа в добровольном порядке является обязательным условием для обращения в суд.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства подачи в налоговый орган Палатиным А.В. Заявления на получение доступа к личному кабинету налогоплательщика по форме согласно приложению № 1 к Приказу ФНС России от 22.08.2017 г. № ММВ-7-17/617 «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика» и доказательства получения ответчиком Регистрационной карты, что позволяет сделать вывод о недоказанности наличия у ответчика оснований для направления требования в личный кабинет.

В материалы дела налоговым органом не представлено доказательств наличия обстоятельств, препятствующих направлению налогоплательщику налогового уведомления на бумажном носителе.

Каких-либо иных сведений о направлении требования материалы дела не содержат.

Между тем, вся полнота ответственности за ненадлежащее выставление (направление) требования, лежит на административном истце, переложена на административного ответчика быть не может.

Какие-либо доказательства, позволяющие суду сделать вывод об отсутствии у Межрайонной ИФНС России № 6 по Нижегородской области возможности своевременно направить в адрес Палатина А.В. требования о взыскании недоимки, суду не представлены.

Из материалов дела следует, что установленный срок направления требования об уплате налоговой задолженности, был пропущен, в связи с чем утрачена возможность её взыскания.

При таких обстоятельствах и на основании вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 6 по Нижегородской области к Палатину Андрею Владимировичу о взыскании налоговой задолженности, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд Нижегородской области.

Судья - /подпись/ Е.Ю. Кравченко