ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-197/2022 от 02.06.2022 Полярнозоринского районного суда (Мурманская область)

Адм. дело № 2а-197/2022.

УИД 51RS0019-01-2022-000408-84.

Мотивированное решение составлено 02.06.2022.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2022 года г. Полярные Зори

Полярнозоринский районный суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Фазлиевой О.Ф.,

при секретаре Крутиковой Н.В.,

с участием заместителя прокурора г. Полярные Зори Пожидаева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Полярные Зори в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Полярные Зори, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» и размещенной на интернет-сайте информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Полярные Зори установлено, что в сети «Интернет» на интернет-странице, расположенной по электронному сетевому адресу: <адрес>, размещена информация, которая содержит сведения о способах охоты на диких животных с использованием петель и сетей. Указанная информация открыта для доступа неопределенного круга лиц.

Правовое регулирование в области охраны и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и основывается напринципе использования охотничьих ресурсов с применением орудий охоты и способов охоты, соответствующих требованиям гуманности и предотвращения жестокого обращения с животными; орудия охоты и способы охоты должны соответствовать международным стандартам на гуманный отлов диких животных (ст.3, ч.5 ст.2, ч.2 ст.22 Федерального закона №209-ФЗ).

Согласно п.п. 52.7, 52.9 Правил охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от 16.11.2010 №512, при отлове и (или) отстреле охотничьих животных запрещается: применение петель, за исключением случаев отлова зайца-беляка, отлова волка в предусмотренных законом случаях, а также применение сетей и других ловчих приспособлений из сетей, за исключением применения при добыче норки и ондатры верш (мордушек), применения при добыче соболя и куницы обметов.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст.258 Уголовного Кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконную охоту, а в силу ч.1 ст.8.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных ч.1.2, 1.3 указанной статьи.

Таким образом, действующим законодательством установлены ограничения при осуществлении охоты, в том числе на использование допустимых орудий и способов охоты, и требования к отлову и отстрелу охотничьих животных, содержащих запрет на применение петель и сетей в случаях, не предусмотренных законом.

Посещение данного сайта свободно для всех без исключения граждан. Распространение практических советов о запрещенных способах охоты на диких животных является фактором, способствующим совершению административных правонарушений и уголовно наказуемых деяний, противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды и побуждает неопределенный круг лиц на причинение ущерба окружающей среде и состоянию охотничьих ресурсов.

В силу положений пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

На момент проверки указанные Интернет-ресурсы в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которойв Российской Федерации запрещено» не внесены, что подтверждается прилагаемой копией общедоступных сведений с сайта Роскомнадзора.

Согласно сведениям Управления Роскомнадзора по Мурманской области информация о владельце сайта отсутствует, в связи с чем, привлечь владельца данного сайта к участию в рамках административного судопроизводства производства не представляется возможным.

На основании изложенного, прокурор г. Полярные Зори просил признать распространяемую посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию, пропагандирующую употребление наркотических средств и психотропных веществ, размещенную на интернет-сайте по сетевому адресу: <адрес>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (л.д.5-8).

В судебном заседании представитель административного истца – заместитель прокурора г. Полярные Зори Пожидаев А.В. на удовлетворении административных исковых требований настаивал, просил признать распространяемую посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию, пропагандирующую употребление наркотических средств и психотропных веществ, размещенную на интернет-сайте по сетевому адресу: <адрес>,информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Представитель заинтересованного лица - Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области (далее – Управление Роскомнадзора по Мурманской области) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления (л.д. 23).

В соответствии с положениями статьи 150 Кодека административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Выслушав административного истца - заместителя прокурора г. Полярные Зори Пожидаева А.В., исследовав материалы административного дела, суд находит заявленные прокурором г. Полярные Зори требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с положениями частей 4, 5 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов основывается в том числе на принципах обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия; использование охотничьих ресурсов с применением орудий охоты и способов охоты, соответствующих требованиям гуманности и предотвращения жестокого обращения с животными, в том числе при подготовке и дрессировке собак охотничьих пород.

Статьей 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения сохранения охотничьих ресурсов и их рационального использования могут устанавливаться в том числе следующие ограничения охоты: запрет охоты в определенных охотничьих угодьях; запрет охоты в отношении отдельных видов охотничьих ресурсов; запрет охоты в отношении охотничьих ресурсов определенных пола и возраста; установление допустимых для использования орудий охоты, способов охоты, транспортных средств, собак охотничьих пород и ловчих птиц.

Орудия охоты и способы охоты должны соответствовать международным стандартам на гуманный отлов диких животных (пункт 2 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

В соответствии со статьёй 23 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты. Правилами охоты устанавливаются: ограничения охоты, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона; требования к охоте на копытных животных; требования к охоте на медведей; требования к охоте на пушных животных; требования к охоте на боровую дичь, степную и полевую дичь, болотно-луговую дичь, водоплавающую дичь, горную дичь и иную дичь;требования к охоте с собаками охотничьих пород и ловчими птицами; требования к отлову и отстрелу охотничьих ресурсов; требования к сохранению охотничьих ресурсов, в том числе к регулированию их численности; требования к продукции охоты;) иные параметры осуществления охоты.

Правила охоты обязательны для исполнения физическими лицами и юридическими лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, за исключением деятельности, указанной в статье 14.1 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 52 Правил охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512, отлов и отстрел охотничьих животных осуществляется способами, не допускающими жестокого обращения с животными. При отлове и (или) отстреле охотничьих животных запрещается применение сетей и других ловчих приспособлений из сетей, за исключением применения при добыче норки и ондатры верш (мордушек), изготовленных из сетки с размером ячеи не менее 50 миллиметров, а также применения при добыче соболя и куницы обметов; применение петель (за исключением случаев, предусмотренных правилами), применение любых самоловов при добыче пернатой дичи при осуществлении любительской и спортивной охоты.

Согласно пунктам 53.1 и 53.6 Правил охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512, при осуществлении охоты запрещается нахождение в охотничьих угодьях в (на) механических транспортных средствах, летательных аппаратах, а также плавательных средствах с включенным мотором, в том числе не прекративших движение по инерции после выключения мотора, с расчехленным или заряженным или имеющим патроны (снаряды) в магазине охотничьим огнестрельным (пневматическим) оружием, за исключением случаев, указанных в пункте 59 настоящих Правил, а также отлова охотничьих животных в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, применение оружия, не отнесенного в установленном порядке к охотничьему оружию, за исключением луков и арбалетов для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъецированием объектов животного мира.

Таким образом, действующим природоохранным законодательством установлены ограничения при осуществлении охоты, в том числе в части установления ограничений на использование допустимых орудий и способов охоты, требования к отлову и отстрелу охотничьих животных, содержащие запрет на применение петель и сетей в случаях, не предусмотренных законом.

В соответствии со статьей 358 Уголовного Кодекса Российской Федерации Незаконная охота, если это деяние совершено: с причинением крупного ущерба; с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации влечет за собой уголовную ответственность.

Статьей 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил охоты.

Согласно пункту 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Единый реестр).

В соответствии с частью 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в Единый реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Критерии оценки материалов и (или) информации, необходимые для принятия решений о включении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, в Единый реестр, утверждены приказом Роскомндазора №84, МВД России №292, Роспотребнадзора № 351, ФНС России ММВ-7-2/461@ от 18.05.2017.

Как предусмотрено пунктом 1 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в Единый реестр указанных сведений являются решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией и в установленном порядке в отношении материалов, указанных в подпунктах «а-ж» пункта 1 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, а также постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, либо деловую репутацию юридического лица.

В отношении иных материалов основанием для включения в Единый реестр указанных сведений является, в том числе, и вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункт 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра пунктом 5.17 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228, отнесены к компетенции Роскомнадзора.

Судом установлено, что в ходе мониторинга сети «Интернет» прокурором г. Полярные Зори, выявлен информационный ресурс - интернет-сайт по сетевому адресу: <адрес>, на котором размещена информация о недопустимых, жестоких и негуманных способах охоты на диких животных с использованием сетей и петель.

Данный сайт содержит структурированную информацию, представленную в форме письменного текста, а также в форме фотографий и картинок, содержащих подробные инструкции по изготовлению сетей и петель для охоты на диких животных (л.д. 13, 14-15).

Указанный Интернет-ресурс адресован неопределенному кругу лиц и открыт для свободного доступа любого лица, не требует предварительной регистрации и пароля, соответственно, ознакомиться с содержанием указанного сайта может любой Интернет-пользователь.

Приведенные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 25.04.2022 с распечатками скриншота страниц названного интернет-сайта (л.д. 13, 14-15).

Истцом представлена актуальная по состоянию на дату рассмотрения дела информация, согласно которой интернет-сайт с сетевым ресурсом: <адрес>, до настоящего времени находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц, использующего интернет ресурсы, что подтверждается скриншотом указанной страницы сайта (л.д. 27, 28).

Материалами административного дела подтверждено, что на момент проведения прокурором г. Полярные Зори проверки, а также на момент рассмотрения дела указанный Интернет-ресурс в Единый реестр не внесен, что подтверждается прилагаемыми общедоступными сведениями с сайта Роскомнадзора (https://eais.rkn.gov.ru).

Представленные материалы административного дела и результаты проведенной прокуратурой г. Полярные Зори Мурманской области проверки, а также характер размещенной в сети «Интернет» по электронному адресу:<адрес>, 2информации позволяют суду сделать вывод о том, что информация, представляющая собой адресованное неопределенному кругу лиц инструкцию по изготовлению петель и сетей в целях охоты на диких животных запрещенными природоохранным законодательством способами, нарушаетпубличные интересы Российской Федерации, нарушает установленный порядок охоты и отлова диких животных, способствует совершению административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или преступления, предусмотренного статьей 258 Уголовного кодекса Российской Федерации, и в силу вышеприведенной совокупности правовых норм указанная информация относится к информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Размещение такой информации в сети «Интернет» нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве, так как способствует совершению противоправных деяний.

Согласно сведениям Управления Роскомнадзора по Мурманской области от 25.04.2022, информация о владельце данного сайта отсутствует (л.д. 18).

Таким образом, предпринятые прокурором г. Полярные Зори в порядке проведения проверки и подготовки административного искового заявления, а также судом в ходе рассмотрения дела меры, не позволили идентифицировать лицо, распространяющее приведенную в иске информацию, в связи с чем, привлечь владельца сайта к участию в рамках административного производства не представилось возможным.

По делам о признании информации размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации обстоятельством, имеющим правовое значение, является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

Оценив представленные прокурором г. Полярные Зори доказательства с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, а также учитывая достаточность представленных доказательств для разрешения заявления по существу, их взаимную связь в совокупности, принимая во внимание нормы материального права, регулирующие правоотношения, учитывая, что Интернет-ресурс по сетевому адресу: <адрес>, содержит информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации, суд находит требования прокурора г. Полярные Зори в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети «Интернет» по сетевому адресу: <адрес>, запрещенной, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, статьями 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора города Полярные Зори в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.

Признать распространяемую посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о способах охоты на диких животных с использованием петель и сетей, размещенную на интернет-сайте по сетевому адресу: <адрес>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для внесения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций указанной информации в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Полярнозоринский районный суд Мурманской области в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Ф. Фазлиева