Дело № 2а-197/2022
27RS0020-01-2022-000387-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 мая 2022 года г. Николаевск-на-Амуре
Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Дорогой А.С.,
при секретаре судебного заседания Исаченковой Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ульчского района Хабаровского края к отделению почтовой связи Николаевский-на-Амуре почтамт УФСП Хабаровского края филиала АО «Почта России» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
заинтересованные лица: отделение почтовой связи Богородское-1, УФПС Хабаровского края АО «Почта России», АО «Почта России»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ульчского района Хабаровского края обратился в суд с административным иском к отделению почтовой связи Николаевский-на-Амуре почтамт УФСП Хабаровского края филиала АО «Почта России» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указал, что отделение почтовой связи, расположенное в <...> в соответствии с требованиями Постановления правительства РФ от 30.10.2014 №1130 относится к третьей категории потенциальной опасности. В состав почтамта входят структурные подразделения: отделения почтовой связи, пункты почтовой связи и другие подразделения. Согласно п.8.4.21, п.8.4.22 положения об обособленном подразделении АО «Почта России» начальник почтамта обеспечивает реализацию мероприятий по повышению уровня антитеррористической защищенности объектов почтовой связи и подготовке работников почтамта к действиям, связанным с угрозами совершения террористического акта или при его совершении. Осуществляет исполнение нормативно-правовых актов, регламентирующих антитеррористическую защищенность объектов Общества.
В ходе прокурорской проверки установлены нарушения требований антитеррористической защищенности, в нарушение п.17 Требований на объекте отсутствуют технические системы охранной и тревожной сигнализации, неисправна система видеонаблюдения (охранного телевидения), помещение второго этажа не защищены автоматической пожарной сигнализацией.
Просит суд признать незаконным бездействие ОПС Николаевский-на-Амуре почтамт УФСП Хабаровского края филиала АО «Почта России» по факту не соблюдения требований федерального законодательства об антитеррористической деятельности. Возложить обязанность на должностных лиц ОПС Николаевский-на-Амуре почтамт УФСП Хабаровского края филиала АО «Почта России» обеспечить отделение почтовой связи Богородское-1, расположенное по адресу: <...> Победы, д. 37 технической системой охранной и тревожной сигнализации, видеонаблюдением, оборудовать помещение второго этажа автоматической пожарной сигнализацией.
Определением суда от 04.03.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Отделение почтовой связи Борогодское-1.
Определением суда от 20.04.2022 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены УФПС Хабаровского края АО «Почта России», АО «Почта России».
В судебное заседание представитель административного истца – прокуратуры Ульчского района Хабаровского края, представитель административного ответчика - ОПС Николаевский-на-Амуре почтамт УФСП Хабаровского края филиала АО «Почта России», представители заинтересованных лиц: отделение почтовой связи Богородское-1, УФПС Хабаровского края АО «Почта России», АО «Почта России» не явились, о месте и времени слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом.
На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В письменных возражениях УФПС Хабаровского края АО «Почта России» просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В обоснование возражений указывает, что АО «Почта России» коммерческая организация, не является государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом и не наделена федеральным законом отдельными государственными и иными публичными полномочиями, в связи с чем исковые требования подлежат рассмотрению по правилам гражданского судопроизводства. Поскольку представительства и филиалы не являются юридическими лицами, ОПС Николаевский-на-Амуре почтамт УФСП Хабаровского края филиала АО «Почта России» и ОПС Богородское-1 не могут выступать в качестве административных ответчиков. ОПС Богородское-1 занимает часть помещений расположенных на первом этаже здания, а не все здание в целом. Со стороны АО «Почта России» отсутствуют признаки незаконного бездействия по акту несоблюдения требований федерального законодательства об антитеррористической деятельности, так как ОПС Богородское-1 включено в перечень отделений почтовой связи, в отношении которых предусмотрено проведение работ по модернизации отделений и иных объектов почтовой связи в рамках исполнения поручений Президента РФ от 11.09.2021 №Пр-1703, а также проведение закупочной процедуры АО «Почта России» для данного ОПС. В ОПС Богородское-1 были проведены работы по установке и обслуживанию системы видеонаблюдения. В рамках исполнения поручения Президента РФ от 11.09.2021 №Пр-1703 будет осуществлен ремонт ОПС Богородское-1, включая проведение работ по обеспечению технической системой охранной и тревожной сигнализации. Считает, что второй этаж второй части здания не является отделением почтовой связи ОПС Богородское-1. В указанной части здания имеется отдельный вход, не предназначенный для клиентов услуг почтовой связи, в связи с чем Требования не распространяются на помещения, расположенные во второй части здания.
В возражениях от 19.04.2022 прокурор Ульчского района Хабаровского края просит признать незаконным бездействие ОПС Николаевский-на-Амуре почтамт УФСП Хабаровского края филиала АО «Почта России» по факту не соблюдения требований федерального законодательства об антитеррористической деятельности. Возложить обязанность на должностных лиц ОПС Николаевский-на-Амуре почтамт УФСП Хабаровского края филиала АО «Почта России» обеспечить отделение почтовой связи Богородское-1, расположенное по адресу: <...> Победы, д. 37 технической системой охранной и тревожной сигнализации, видеонаблюдением, оборудовать помещение второго этажа автоматической пожарной сигнализацией. Ссылается на то, что АО «Почта России» осуществляет публичные полномочия в сфере обеспечения связи граждан Российской Федерации, в ходе проверки руководителем почтового отделения было представлено здание почтовой связи, как на первом, так и на втором этаже, доказательств опровергающих наличие на втором этаже помещений отделения почты не представлено, сведений об установки системы видеонаблюдения не представлено, факт проведения ремонта отсутствует.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, актом проверки прокурора Ульчского района Хабаровского края от 06.09.2021 установлено, что на объекте, расположенном по адресу: <...> Победы д. 37, отсутствует охранная и тревожная сигнализация, система видеонаблюдения находится в неисправном состоянии, помещения второго этажа не защищены автоматической пожарной сигнализацией, неисправные, с истечением срока годности огнетушители, пожарные рукава присоединены к пожарным кранам.
Прокуратурой по факту не соблюдения требований антитеррористического законодательства, 06.09.2021 в адрес начальника ОПС Николаевский-на-Амуре почтамт УФСП Хабаровского края филиала АО «Почта России» внесено представление, согласно которого в нарушение п. 17 Требований на объекте отсутствуют технические системы охранной и тревожной сигнализации, неисправна система видеонаблюдения (охранного телевидения), помещения второго этажа не защищены автоматической пожарной сигнализацией.
Обращаясь в суд с иском, административный истец указал, что предписание рассмотрено, однако, нарушения фактически не устранены.
Постановлением Правительства РФ от 30.10.2014 № 1130 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральною агентства связи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а также подведомственных им организаций, и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий) (далее - Требования).
Пунктами 1-3 Требований определяется порядок обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федерального агентства связи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, их территориальных органов и подведомственных им организаций (далее соответственно - органы (организации), объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), оснащения их техническими средствами и иные вопросы, влияющие на уровень антитеррористической защищенности объектов (территорий). Для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельные здания, строения и сооружения, линии связи, правообладателем которых являются органы (организации). Настоящие требования распространяются на объекты (территории) организаций, относящихся к сфере деятельности Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и подведомственных указанному Министерству федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с п. 15 Требований, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий).
Из технического паспорта на здание районный узел почтовой связи (Лит А), расположенное по адресу: <...> Победы 37 от 19.05.2010 следует, что ФГУП «Почта России» принадлежит первый и второй этажи, а также подвал здания.
В соответствие с п. 5 Требований в целях установления дифференцированных требований по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется их категорирование.
Согласно паспорта безопасности отделения почтовой связи 682400 Николаевский-на-Амуре почтамт Управления федеральной почтовой связи Хабаровского края АО «Почта России» 2020 года категория объекта (территории) – вторая категория потенциальной опасности.
Из акта категорирования от 30.08.20219 ОПС 682400 Николаевский-на-Амуре почтамт УФПС Хабаровского края – филиала АО «Почта России» следует, что ОПС Николаевский-на-Амуре почтамт УФСП Хабаровского края филиала АО «Почта России» относится ко второй категории потенциальной опасности в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 №1130.
В соответствии с п. 17 Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1130 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федерального агентства связи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а также подведомственных им организаций, и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий)" в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия: а) в отношении объектов (территорий) категории 3:организация охраны объекта (территории) с использованием технических средств и групп быстрого реагирования; обеспечение инженерно-техническойукрепленности зданий, строений и сооружений; организация внутриобъектового режима; оборудование зданий, строений и сооружений, включая периметр объекта (территории), техническими системами охранной и тревожной сигнализации; оборудование зданий, строений и сооружений техническими системами пожарной сигнализации; оборудование зданий, строений и сооружений системой видеонаблюдения (охранного телевидения); подготовка персонала к действиям в условиях угрозы и совершения террористического акта; обмен информацией и оперативное оповещение уполномоченных органов и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий об угрозе и (или) о совершении террористического акта, а также о действиях по минимизации и (или) ликвидации последствий совершения террористического акта; проведение совместных учений (тренировок) с уполномоченными органами (по согласованию) по отработке действий при получении информации об угрозе или о совершении на объекте (территории) террористического акта; б) в отношении объектов (территорий) категории 2 дополнительно к мероприятиям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта: организация физической защиты объекта (территории) с использованием специальных средств; организация пропускного режима; оборудование ограждения периметра объекта (территории); оборудование системы контроля управления доступом; оборудование охранного освещения; оборудование системы оповещения (извещения).
В соответствии ч.3 ст. 3 Федерального закона от 29.06.2018 №171-ФЗ АО «Почта России» общество является непубличным акционерным обществом, 100 процентов акций которого принадлежат Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст. 3 Федерального закона от 29.06.2018 №171-ФЗ АО «Почта России» общество является организацией федеральной почтовой связи. Аналогичные положения содержатся в п. 5 Устава АО «Почта России», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 20.09.2019 № 2131-р.
И п.11, п.12 Устава АО «Почта России» следует, что филиалы и представительства осуществляют свою деятельность от имени общества, которое несет ответственность за их деятельность. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, наделяются обществом имуществом и действуют в соответствии с положениями о них.
Помимо филиалов и представительств обществом может создавать объекты почтовой связи, а именно обособленные подразделения общества (почтамты, прижелезнодорожные почтамты, отделения перевозки почты при железнодорожных станциях и аэропотах, узлы почтовой связи), а также их структурные подразделения (почтовые обменные пункты, отделения почтовой связи, пункты почтовой связи и др.).
Из п.1.1 Положения об ОПС Богородское-1 № 32, утвержденного начальником ОСП Николаевкий-на-Амуре почтамт УФСП Хабаровского края - филиал ФГУП «Почта России» от 18.03.2015 следует, что ОПС Богородское-1 является структурным подразделением ОПС Николаевкий-на-Амуре почтамт УФСП Хабаровского края - филиала ФГУП «Почта России».
Согласно п.2.1, 2.2, 2.3, 2.5 положения об обособленном подразделении АО «Почта России» - почтамте Управления федеральной почтовой связи, утвержденного решением Правления АО «Почта России» 01.10.2019 почтамт является объектом почтовой связи: обособленным подразделением Общества и осуществляет функции в соответствии с настоящим Положением на территории почтамта. Почтамт не является юридическим лицом и действует на основании настоящего положения. Почтамт находится в подчинении Управления федеральной почтовой связи. В состав почтамта входят структурные подразделения: отделения почтовой связи (ОПС), пункты потовой связи и другие подразделения.
Согласно п.8.4.21, п.8.4.22 положения начальник почтамта обеспечивает реализацию мероприятий по повышению уровня антитеррористической защищенности объектов почтовой связи и подготовке работников почтамта к действиям, связанным с угрозами совершения террористического акта или при его совершении. Осуществляет исполнение нормативно-правовых актов, регламентирующих антитеррористическую защищенность объектов Общества.
Как усматривается из материалов дела, настоящий административный иск предъявлен к филиалу АО «Почта России» - ОПС Николаевский-на-Амуре почтамт УФСП Хабаровского края.
Согласно части 1 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 указанной статьи.
Под административным ответчиком в силу части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.
Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях (часть 5 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Частью 1 статьи 5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная правоспособность) признается за организациями, в том числе некоммерческими.
В силу ч. 2 ст. 5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит организациям, в том числе некоммерческим.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Филиал является обособленным подразделением юридического лица и не является юридическим лицом (ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание вышеуказанные нормы права, а также положения п. 11 Устава АО «Почта России», п.2.2 положения об обособленном подразделении АО «Почта России» - почтамте Управления федеральной почтовой связи, согласно которым почтамт не является юридическим лицом, суд приходит к выводу, что ОПС Николаевский-на-Амуре почтамт УФСП Хабаровского края филиала АО «Почта России» не обладает процессуальной правоспособностью, в связи с чем не может быть административным ответчиком в суде. Предъявление требований непосредственно к филиалу организации не предусмотрено действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, судом 13.04.2022 в адрес прокуратуры Ульчского района Хабаровского края были направлены возражения на исковое заявление УФПС Хабаровского края АО «Почта России», согласно которым ОПС Николаевский-на-Амуре почтамт УФПС Хабаровского края АО «Почта России» и отделение почтовой связи 682400 (Борогодское-1) не могут выступать в качестве административных ответчиков, поскольку представительства и филиалы не являются юридическими лицами.
В ответ на указанные возражения, прокурором представлены возражения от 19.04.2022, согласно которым последний, несмотря на доводы УФПС Хабаровского края АО «Почта России» об отсутствии оснований для привлечения в качестве административного ответчика ОПС Николаевский-на-Амуре почтамт УФПС Хабаровского края филиала АО «Почта России», в связи с отсутствием статуса юридического лица, настаивает на признании незаконными бездействия именно ОПС Николаевский-на-Амуре почтамт УФСП Хабаровского края филиала АО «Почта России» с возложением обязанности на должностных лиц отделения почтовой связи обеспечить технической системой охраной и тревожной сигнализации, видеонаблюдением и оборудовать помещение второго этажа автоматической пожарной сигнализацией.
В силу части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Решение суда выносится в точном соответствии с заявленными административными требованиями, и должно быть не только законным, обоснованным, мотивированным, но и исполнимым.
Принимая во внимание положения ч.1 ст. 178 КАС РФ, особый процессуальный статус прокурора, который в отличие от иных истцов обязан точно сформулировать свои исковые требования, с учётом стойкой позиции административного истца о признании незаконным бездействие и возложении обязанности по устранению нарушений требований антитеррористической защищенности именно на ОПС Николаевский-на-Амуре почтамт УФПС Хабаровского края филиала АО «Почта России» не обладающего статусом юридического лица и являющегося обособленным подразделением (филиалом), суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
При этом административный истец не лишено возможности иным способом защитить интересы неопределенного круга лиц путем обращения с иском к надлежащему лицу.
Руководствуясь ст.ст. 177, 221 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований прокурора Ульчского района Хабаровского края к отделению почтовой связи Николаевский-на-Амуре почтамт УФСП Хабаровского края филиала АО «Почта России» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 11.05.2022.
Судья А.С. Дорогая