ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1983/19 от 17.07.2019 Октябрьского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 2а-1983/2019

(43RS0002-01-2019-002915-18)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июля 2019 года г. Киров

Октябрьский районный суд г. Кирова в составе:

председательствующего судьи Николиной Н.С.,

при секретаре судебного заседания Полуэктовой Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области к Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Вятский гуманитарно-технологический институт» о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,

У С Т А Н О В И Л :

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области (далее также – Управление) обратилось в суд с вышеуказанным административным иском к Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Вятский гуманитарно-технологический институт» о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 16.03.2000 Регистрационно-лицензионной палатой администрации города Кирова Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский гуманитарно-технологический институт» (далее – Организация) зарегистрировано в качестве юридического лица.

14.01.2003 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кирову Кировской области сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) за основным государственным регистрационным номером <***>.

В период с 03 по 28 декабря 2018 года проводилась плановая документарная проверка соответствия деятельности организации, в том числе, расходованию денежных средств, использования иного имущества, уставным целям и требованиям законодательства Российской Федерации.

В ходе плановой документарной проверки установлено, что организация деятельность не осуществляет. В то же время при правовом анализе документов учетного дела организации установлены следующие неоднократные и грубые нарушения действующего законодательства РФ: организация не осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам, предусмотренным для образовательных организаций высшего образования, следовательно, организация в своей деятельности не достигает основной цели создания образовательной организации высшего образования. Кроме того, административным ответчиком не размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о продолжении её деятельности за 2015-2017 годах.

Документы, подтверждающие опубликование сообщений о продолжении деятельности организации за 2015-2017 гг. в СМИ в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области не предоставлены. На информационном портале Минюста России (unro.minjust.ru) сообщения о продолжении деятельности организации за 2015-2017 гг. не размещались.

При анализе материалов учетного дела организации и представленных на проверку документов установлено, что организация в своей печати использует символику с изображением Государственного герба Российской Федерации, что противоречит действующему законодательству.

Кроме того, в нарушение требований закона наименование организации содержит неверное указание на тип образовательной организации, к которому она относится, однако не содержит указание на форму собственности (частная).

В соответствии с положениями п. 1.3 Устава и сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ, адресом (местом нахождения) постоянно действующего исполнительного органа, по которому осуществляется связь с организацией, является адрес: <данные изъяты>.

Согласно имеющему в материалах учетного дела организации протоколу Общего собрания учредителей 30.12.2015 было принято решение о смене адреса (места нахождения) организации. 30.03.2016 в Управление был предоставлен соответствующий пакет документов, необходимых для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. По результатам рассмотрения представленных документов 15.04.2016 Управлением было принято решение об отказе во внесении изменений в сведения об адресе организации в пределах места нахождения организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Повторно документы на смену адреса (место нахождения) организации в Управление не поступали.

Таким образом, в нарушение положений п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», организация не представила в Управление документы об изменении сведений об адресе организации в пределах места нахождения организации для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Кроме того, в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения об адресе организации в пределах места нахождения организации.

26.04.2016 в адрес организации было вынесено письменное предупреждение № 00504316-П об устранении нарушений действующего законодательства с установлением срока исполнения до 15.09.2016. Предупреждение было получено адресатом 28.04.2016, однако, до настоящего времени не исполнено.

На основании поступивших в Управление ходатайств срок исполнения предупреждения от 26.04.2016 № 00504316-П продлевался: по ходатайству от 23.08.2016 (вх. № 8007 от 07.09.2016) – до 01.11.2016; по ходатайству от 17.10.2016 (вх. № 8976 от 20.10.2016) – до 31.03.2017.

Кроме того, за неисполнение предупреждения от 26.04.2016 №00504316-П, Управлением 25.04.2017 был составлен протокол об административном правонарушении.

08.06.2017 мировым судьей судебного участка № 65 Октябрьского судебного района г. Кирова было принято решение о назначении организации административного наказания в виде штрафа в размере 10000руб.

12.04.2017 в адрес организации направлено повторное предупреждение за № 00414317-П со сроком исполнения до 27.11.2017 по тем же основаниям. Вышеуказанное предупреждение было получено адресатом 21.04.2017, однако до настоящего времени не исполнено.

Кроме того, отдельные положения Устава организации не соответствуют требованиям ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ГК РФ, а именно: наименование организации содержит неверное указание на тип образовательной организации, к которому она относится; наименование организации не содержит указание на форму собственности («частная»); не содержит указание на юридический и фактический адрес организации, тогда как в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Также в п. 2.1 Устава необходимо указать: словосочетание «учредительные документы» в единственном числе; некоммерческая организация может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права; при наличии у организации эмблемы ее описание необходимо включить в Устав; п. 2.5 Устава в части указания на наличие у организации печати с изображением Государственного Герба Российской Федерации противоречит статье Федерального конституционного закона от 25.12.200 № 2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации»; Устав не содержит информацию о типе образовательной организации, к которому она относится.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Следовательно, все виды деятельности, осуществляемые некоммерческой организацией, должны быть предусмотрены ее учредительными документами. Таким образом, пункты 2.8 и 11.25 устава, предусматривающие осуществление организацией иных видов деятельности, не запрещенных законодательством Российский Федерации, направленных на достижение цели создания организации, выполнение других работ противоречат п.1 ст.24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Согласно положениям статьи 3 устава учредителями Организации являются следующие юридические лица: Аккредитованное негосударственное образовательное учреждение «Московская финансово-юридическая академия» (переименованное в Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-юридический университет МФЮА») (ОГРН – <***>); Негосударственная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования образовательный фонд «Кировский региональный центр подготовки и повышения квалификации руководящих кадров» (переименованное в Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Кировский региональный центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров») (ОГРН – <***>); Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Русский университет инноваций» (переименованное в Аккредитованное образовательное учреждение высшего образования «Московский университет государственного управления») (ОГРН – <***>, дата прекращения деятельности – 26.09.2016).

Таким образом, в настоящее время учредителями организации являются: Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-юридический университет МФЮА») (ОГРН – <***>); Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Кировский региональный центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров») (ОГРН – <***>).

В силу положений пункта 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации соучредительство нескольких лиц в учреждении не допускается. Таким образом, в нарушение положений пункта 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации в Организации предусмотрено соучредительство нескольких лиц.

Пункт 4.3 устава содержат указание на уровни высшего профессионального образования. В соответствии с положениями части 1 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с 01.09.2013 высшее профессиональное образование - бакалавриат приравнивается к высшему образованию - бакалавриату; высшее профессиональное образование – подготовка специалиста или магистратура – к высшему образованию – специалитету или магистратуре.

Таким образом, пункт 4.3 устава необходимо привести в соответствие с действующим законодательством с учетом вышеизложенного.

Пункты 4.8, 9.2 и 9.4 устава, предусматривающие наименования образовательных программ, необходимо привести в соответствие с частью 2 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Пунктом 5.2 устава предусмотрено формирование такого высшего органа управления организации, как Собрание учредителей.

В силу положений пункта 2 статьи 123.21 ГК РФ, соучредительство нескольких лиц в учреждении не допускается. Следовательно, осуществление управления учреждением коллегиальным органом, состоящим из нескольких учредителей, является невозможным.

Таким образом, положения устава организации в части указания на такой высший орган управления, как Собрание учредителей необходимо привести в соответствие с действующим законодательством с учетом положений пункта 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», вопросы исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации должны быть предусмотрены исчерпывающим перечнем в ее уставе.

Подпункт 5.2.6 пункта 5.2 устава, предусматривающий вопросы исключительной компетенции высшего органа управления организации, необходимо привести в соответствие с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», дополнив недостающими положениями в части исключительной компетенции высшего органа управления.

Вместе с тем, перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего органа управления, может быть расширен, но не сокращен.

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», решение общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов.

В нарушение положений пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», части 5 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», уставом организации не определен порядок принятия решений по вопросам неисключительной компетенции высшего органа управления.

Подпунктом 5.2.6 пункта 5.2 и подпунктом 5.3.3 пункта 5.3 устава определено, что ректор избирается Собранием учредителей, что противоречит пункту 4 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения.

Подпункт 5.4.5 пункта 5.4 устава в части указания на правомочность заседаний Ученого совета при присутствии 2/3 количества членов Ученого совета необходимо привести в соответствие с пунктом 1 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

В соответствии с положениями части 4 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации высшего образования формируется коллегиальный орган управления – общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации.

В нарушение положений пункта 4 части 2 статьи 25, частей 4 и 5 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устав организации не содержит информации относительно порядка формирования коллегиального органа управления – общего собрания (конференции) работников и обучающихся, срока его полномочий, компетенции и порядка принятия им решений.

Пунктом 11.23 устава определено, что организация вправе оказывать в установленном порядке необходимые услуги физическим и юридическим лицам, в том числе, представительские, юридические, консалтинговые, информационно-аналитические, переводческие и другие.

Предоставление услуг в соответствии с пунктом 1 статьи 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации является целью создания и деятельности некоммерческих организаций в организационно-правовой форме «автономная некоммерческая организация».

Таким образом, пункт 11.23 устава необходимо привести в соответствие с требованиями действующего законодательства с учетом вышеизложенных замечаний.

В нарушение положений пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устав не содержит положений о порядке принятия решений Ревизионной комиссии, в том числе, уставом не определены периодичность и правомочность заседаний Ревизионной комиссии.

Пунктом 14.7 устава определено, что Организация утрачивает право юридического лица и считается прекратившей свое существование с момента исключения её из ЕГРЮЛ.

В силу положений пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Согласно положениям статьи 21 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация – прекратившей существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Таким образом, пункт 14.7 устава необходимо привести в соответствие с действующим законодательством с учетом вышеизложенных замечаний, заменив слово «исключения» на «внесение записи».

В соответствии с положениями пункта 5.4 устава выборным представительным органом организации является Ученый совет, в состав которого входят: Ректор, проректоры, руководители институтов, филиалов, деканы факультетов, педагогические, научные работники и ученый секретарь. В состав Ученого совета могут входить представители других категорий работников и обучающихся организации. Состав Ученого совета утверждается приказом Ректора. Количество членов Ученого совета должно быть не менее 15. Срок полномочий Ученого совета – 5 лет.

Таким образом, в нарушение положений пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и пункта 5.4 устава не сформирован Ученый совет организации.

В соответствии с положениями пункта 5.3 устава без доверенности от имени организации действует ректор, избираемый Собранием учредителей на срок 5 лет. Согласно имеющемуся в материалах учетного дела организации протоколу Собрания учредителей 21.06.2011 ректором организации была избрана ФИО1 Срок полномочий ФИО1 в качестве ректора организации истек 21.06.2016.

Сведения о ФИО1, как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации, внесены в ЕГРЮЛ. Изменения в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации, в ЕГРЮЛ не вносились.

Таким образом, в нарушение положений пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и пункта 5.3 устава не назначен ректор организации.

В соответствии с положениями пункта 12.6 устава контрольно-ревизионным органом организации является Ревизионная комиссия, порядок деятельности которой утверждается Собранием учредителей. Срок полномочий Ревизионной комиссии – 5 лет.

Таким образом, в нарушение положений пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и пункта 12.6 устава не сформирована Ревизионная комиссия организации.

В соответствии с положениями части 4 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации высшего образования формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации, а также ученый совет.

Таким образом, в нарушение положений части 4 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организации не сформирован коллегиальный орган управления – Общее собрание (Конференция) работников и обучающихся.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В нарушение положений статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении Положений по бухгалтерскому учету», в организации не разработана и не утверждена учетная политика.

В соответствии с положениями абзаца второго пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

В нарушение положений абзаца второго пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в Организации отсутствует самостоятельный баланс и (или) смета.

В силу положений подпункта «п» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ должны содержаться сведения о кодах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

В нарушение положений подпункта «п» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ не содержится сведений о кодах экономической деятельности Организации по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, то есть виды экономической деятельности Организации не внесены в ЕГРЮЛ.

За нарушение положений подпункта «п» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 26.04.2016 в адрес организации было вынесено письменное предупреждение № 00504316-П об устранении нарушений действующего законодательства, сустановлением срока исполнения до 15.09.2016.

Предупреждение было получено адресатом 28.04.2016, однако до настоящего времени не исполнено.

На основании поступивших в Управление ходатайств срок исполнения предупреждения от 26.04.2016 № 00504316-П продлевался: по ходатайству от 23.08.2016 (вх. № 8007 от 07.09.2016) – до 01.11.2016; по ходатайству от 17.10.2016 (вх. № 8976 от 20.10.2016) – до 31.03.2017.

Кроме того, за неисполнение предупреждения от 26.04.2016 №00504316-П, Управлением 25.04.2017 был составлен протокол об административном правонарушении № 00204317-АП.

08.06.2017 мировым судьей судебного участка № 65 Октябрьского судебного района г. Кирова принято решение о назначении организации административного наказания в виде штрафа в размере 10000. руб.

12.04.2017 в адрес организации направлено повторное предупреждение за № 00414317-П со сроком исполнения до 27.11.2017 по тем же основаниям.

Предупреждение было получено адресатом 21.04.2017, однако до настоящего времени не исполнено.

Таким образом, в результате плановой документарной проверки установлено, что организацией допущены в своей деятельности неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации.

28.12.2018 по результатам плановой документарной проверки в адрес организации на основании положений подпункта 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» было вынесено письменное предупреждение за № 03554318-П об устранении нарушений действующего законодательства со сроком исполнения до 15.03.2019 включительно. Вышеуказанное предупреждение получено организацией 07.02.2019, возражений и ходатайств о продлении срока исполнения предупреждения в Управление не поступало, предупреждение до настоящего времени не исполнено.

Кроме того, 06.09.2016 за несоответствие наименования и положений устава организации требованиям действующего законодательства Российской Федерации Управлением в адрес организации было вынесено письменное предупреждение № 01934316-П со сроком исполнения до 21.10.2016 включительно.

На основании поступившего в Управление ходатайства от 23.11.2016 (вх. № 9836 от 23.11.2016) срок исполнения предупреждения от 06.09.2016 №01934316-П продлевался до 31.03.2017. Предупреждение до настоящего времени не исполнено.

Таким образом, до настоящего времени предупреждения Управления от 26.04.2016 № 00504316-П, от 06.09.2016 № 01934316-П, от 12.04.2017 №00414317-П и от 28.12.2018 № 03554318-П не исполнены, выявленные нарушения не устранены. Как следует из анализа материалов учетного дела, организация в течение длительного времени не предпринимает никаких мер к устранению выявленных неоднократных и грубых нарушений законодательства, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения действующего законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями.

Истец просил ликвидировать негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский гуманитарно-технологический институт» (ОГРН <***>); исключить сведения об указанном учреждении из Единого государственного реестра юридических лиц.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Единый центр регистрации.

Представитель административного истца – Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика – Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Вятский гуманитарно-технологический институт» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, о причинах неявки не сообщил, ходатайств, отзыва не направил (не представил).

Представитель заинтересованного лица – ИФНС России по г. Кирову в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, направил письменный отзыв, в котором указал, что 16.03.2000 Регистрационно-лицензионной палатой администрации города Кирова НОУ ВПО «Вятский гуманитарно-технологический институт» зарегистрировано в качестве юридического лица. 14.01.2003 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кирову Кировской области произведено внесение сведений в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>. Адресом (местом нахождения) НОУ ВПО «ВГТИ» является адрес: <данные изъяты>. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ учредителями (участниками) НОУ ВПО «ВГТИ» являются: аккредитованное негосударственное образовательное учреждение «Московская финансово-юридическая академия» (ИНН <***>) – на 18.04.2019 является действующим юридическим лицом; Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Русский университет инноваций» (ИНН <***>), переименованное в Аккредитованное образовательное учреждение высшего образования «Московский Университет Государственного Управления» - 26.09.2016 юридическое лицо прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения; Негосударственная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования образовательный фонд «Кировский региональный центр подготовки и повышения квалификации руководящих кадров», переименованное в Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Кировский региональный центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров» (ИНН <***>) – на 18.04.2019 является действующим юридическим лицом. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, руководителем юридического лица (ректором) НОУ ВПО «ВГТИ» с 21.05.2007 является ФИО1 В настоящее время НОУ ВПО «ВГТИ» имеет статус действующего юридического лица. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ИФНС, вынести решение на основании действующего законодательства.

Кроме того, в отзыве, поступившем в адрес суда 17.06.2019, указали, что по состоянию на 07.06.2019 у НОУ ВПО «ВГТИ» имеется непогашенная задолженность перед бюджетом по пени и штрафам, также имеется переплата. С 01.07.2015 функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с местом нахождения (местом жительства) на территории Кировской области из межрайонных ИФНС России по Кировской области и ИФНС России по г.Кирову переданы в ЕЦР.

Представитель заинтересованного лица – учредителя – Аккредитованного образовательного частного учреждения высшего образования «Московский финансово-юридический университет МФЮА» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, о причинах неявки суд не уведомил, в представленном в суд отзыве указал, что не возражает против ликвидации НОУ ВПО «ВГТИ» и исключении сведений о данной организации из ЕГРЮЛ.

Представители заинтересованных лиц – учредителя – Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Кировский региональный центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров», а также Единого центра регистрации в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены, причины их неявки суду не известны.

Учитывая, что в соответствии с ч. 4 ст. 263 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 262 КАС РФ, административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «Онекоммерческих организациях», некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету (п. 1). Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации (п. 2). Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, за исключением случаев, установленных федеральным законом (п. 3). Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке. Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием (п. 4). Некоммерческие организации вправе иметь символику – эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах. Символика некоммерческих организаций должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности. Символика некоммерческих организаций не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций (п. 5).

В силу положений ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. Наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, может включать указание на ее тип (п. 1). Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации (п. 2). Наименование и место нахождения некоммерческой организации указываются в ее учредительных документах (п. 3).

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», учредительными документами некоммерческих организаций являются: устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения; устав либо в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, положение, утвержденные соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, для казенного учреждения; учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, назвнным Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация – прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно положениям п. 1 ст. 28 Федерального закона «Онекоммерческих организациях», структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с указанным Федеральным законом и иными федеральными законами, а в отношении казенного или бюджетного учреждения – также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, - нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации (п.1). В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы (п. 2).

В соответствии с ч. 4 ст. 22 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

Согласно положениям ч. 1 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 Министерство юстиции Российской Федерации уполномочено осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации.

В соответствии с вышеназванным Указом Президента Российской Федерации, функции по регистрации и контролю за деятельностью некоммерческих организаций осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации и ее территориальные органы, в Кировской области – Управление Министерства юстиции по Кировской области.

Судом установлено, что распоряжением регистрационно-лицензионной палаты администрации г. Кирова № 816 от 16.03.2000 принято решение о государственной регистрации негосударственного образовательного учреждения «Институт профилактической медицины» в качестве юридического лица (регистрационный номер 5464) (л.д.26).

В соответствии с Протоколом № 4 Общего собрания учредителей негосударственного образовательного учреждения «Института профилактической медицины» от 31.01.2002, негосударственное образовательное учреждение «Институт профилактической медицины» переименовано в негосударственное образовательное учреждение «Технологический институт» (л.д. 28).

14.01.2003 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кирову Кировской области сведения об организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) за основным государственным регистрационным номером <***> (л.д. 33-35).

В соответствии с Протоколом № 2 Общего собрания учредителей негосударственного образовательного учреждения «Технологический институт» от 29.03.2007 негосударственное образовательное учреждение «Технологический институт» переименовано в негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский гуманитарно-технологический институт» (л.д. 37).

На основании распоряжения Управления Федеральной регистрационной службы по Кировской области Министерства юстиции Российской Федерации от 10.05.2007 № 413 в ЕГРЮЛ внесены изменения в сведения о наименовании юридического лица, а также изменения в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Вятский гуманитарно-технологический институт» (л.д. 38).

В соответствии с данными, содержащимися в ЕГРЮЛ, учредителями вышеуказанного юридического лица являются: аккредитованное негосударственное образовательное учреждение «Московская финансово-юридическая академия»; негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Русский университет инноваций»; негосударственная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования образовательный фонд «Кировский региональный центр подготовки и повышения квалификации руководящих кадров». Руководителем юридического лица, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица НОУ ВПО «ВГТИ» с 21.05.2007 является ректор ФИО1 Изменения в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации, в ЕГРЮЛ не вносились (л.д. 19-23).

Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, на основании распоряжения начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области от 22.10.2018 № 587-р в период с 03 по 28 декабря 2018 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области была проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности НОУ ВПО «ВГТИ», в том числе, по расходованию денежных средств, использованию иного имущества, уставным целям и требованиям законодательства Российской Федерации (л.д. 76-88).

В ходе плановой документарной проверки установлено, что организация НОУ ВПО «ВГТИ» уставную деятельность не осуществляет. Вто же время при правовом анализе документов учетного дела организации установлены следующие неоднократные и грубые нарушения действующего законодательства РФ: в нарушение п. 18 ст. 2, ст. 12 и 23 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 2 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и п. 4.8 устава, организация не осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам, предусмотренным для образовательных организаций высшего образования, следовательно, организация в своей деятельности не достигает основной цели создания образовательной организации высшего образования.

В нарушение положений абз. 2 п. 3.2. ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Приказа Минюста России от 07.10.2010 № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций» не размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о продолжительности ее деятельности за 2015?2017гг. Документы, подтверждающие опубликование сообщений о продолжении деятельности организации за 2015-2017гг. в СМИ в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области не представлены.

На информационном портале Минюста России (unro.minjust.ru) сообщения о продолжении деятельности организации за 2015-2017гг. не размещались.

В нарушение положений п. 5 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», символика организации совпадает с государственной символикой Российской Федерации.

В нарушение положений ч. 5 ст. 23 и ч. 5 ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наименование организации содержит неверное указание на тип образовательной организации, к которому она относится, однако не содержит указание на форму собственности («частная»).

В нарушение положений п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», НОУ ВПО «ВГТИ» не представило в Управление документы об изменении сведений об адресе организации в пределах места нахождения организации для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

В нарушение положений пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения об адресе организации в пределах места нахождения организации.

В нарушение положений п. 3 ст. 14 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «Онекоммерческих организациях», ч. 2 ст. 25 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отдельные положения Устава организации не соответствуют законодательству Российской Федерации.

В нарушение положений п. 2 ст. 123.21 ГК РФ в организации предусмотрено соучредительство нескольких лиц, что недопустимо.

В нарушение положений п. 2 ст. 14 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «Онекоммерческих организациях» и п. 5.4 Устава, не сформирован ученый совет организации.

В нарушение положений ч. 4 ст. 26 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в организации не сформирован коллегиальный орган управления – Общее собрание (Конференция) работников и обучающихся.

В нарушение положений п. 2 ст. 14 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «Онекоммерческих организациях» и п. 5.3 Устава, не назначен ректор организации.

В нарушение положений п. 2 ст. 14 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «Онекоммерческих организациях» и п. 12.6 Устава, не сформирована Ревизионная комиссия организации.

В нарушение положений ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и «Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении Положений по бухгалтерскому учету», в организации не разработана и не утверждена учетная политика.

В нарушение положений абз. 2 п. 1 ст. 3 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «Онекоммерческих организациях», в организации отсутствует самостоятельный баланс и (или) смета.

В нарушение положений пп. «п» п. 1 ст. 5 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в ЕГРЮЛ не содержатся сведения о кодах экономической деятельности организации по Общероссийскому классификатору в экономической деятельности, то есть виды экономической деятельности организации не внесены в ЕГРЮЛ.

28.12.2018 по результатам плановой документарной проверки в адрес организации на основании положений подпункта 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» было вынесено письменное предупреждение за № 03554318-П об устранении нарушений действующего законодательства со сроком исполнения до 15.03.2019 включительно. Вышеуказанное предупреждение получено организацией 07.02.2019, возражений относительно предупреждения и ходатайств о продлении срока исполнения предупреждения в Управление не поступало, предупреждение до настоящего времени не исполнено (л.д. 91-97).

В соответствии с положениями п. 1.3 Устава и сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ, адресом (местом нахождения) постоянно действующего исполнительного органа, по которому осуществляется связь с организацией, является адрес: <данные изъяты>.

Согласно учетному делу организации, имеющемуся в материалах, протоколу Общего собрания учредителей 30.12.2015 было принято решение о смене адреса (места нахождения) организации. 30.03.2016 в Управление был предоставлен соответствующий пакет документов, необходимых для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Порезультатам рассмотрения представленных документов 15.04.2016 Управлением было принято решение об отказе во внесении изменений в сведения об адресе организации в пределах места нахождения организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Повторно документы на смену адреса (место нахождения) организации в Управление не поступали.

Таким образом, в нарушение положений п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», организация не представила в Управление документы об изменении сведений об адресе организации в пределах места нахождения организации для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Кроме того, в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения об адресе организации в пределах места нахождения организации.

26.04.2016 в адрес организации было вынесено письменное предупреждение № 00504316-П об устранении нарушений действующего законодательства с установлением срока исполнения до 15.09.2016.

Предупреждение было получено адресатом 28.04.2016, однако, до настоящего времени не исполнено.

На основании поступивших в Управление ходатайств срок исполнения предупреждения от 26.04.2016 № 00504316-П продлевался: по ходатайству от 23.08.2016 (вх. № 8007 от 07.09.2016) – до 01.11.2016; по ходатайству от 17.10.2016 (вх. № 8976 от 20.10.2016) – до 31.03.2017.

Кроме того, за неисполнение предупреждения от 26.04.2016 №00504316-П, Управлением 25.04.2017 был составлен протокол об административном правонарушении.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 65 Октябрьского судебного района г. Кирова от 08.06.2017 НОУ ВПО «ВГТИ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб. (л.д. 74-75).

12.04.2017 в адрес организации направлено повторное предупреждение за № 00414317-П со сроком исполнения до 27.11.2017 по тем же основаниям.

Вышеуказанное предупреждение было получено адресатом 21.04.2017, однако до настоящего времени не исполнено.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что организация втечение длительного времени не предпринимает никаких мер к устранению выявленных неоднократных и грубых нарушений законодательства, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения действующего законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств дела суд приходит к выводу о нарушении негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Вятский гуманитарно-технологический институт» обязанностей, возложенных на некоммерческую организацию положениями следующих федеральных законов: «О некоммерческих организациях», «Об образовании», «Огосударственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Указанные нарушения ответчиком оспорены и опровергнуты не были, доказательств обратного ответчиком суду не представлено, а судом не добыто.

С учетом изложенного, исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175, 180, 262-265 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области удовлетворить.

Ликвидировать Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский гуманитарно-технологический институт» (ОГРН – <***>).

Исключить сведения о Негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Вятский гуманитарно-технологический институт» (ОГРН – <***>) из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Кирова в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 22 июля 2019 года.

Судья Н.С. Николина