ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1983/19 от 27.06.2019 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2а–1983/2019

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

27 июня 2019 года г.Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Карвеновой Е.В.,

при секретаре Манжеевой Л.М.,

с участием представителя истца Орла Н.В., представителя административного ответчика Администрации г. Элисты ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению ФИО2 в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО15, ФИО16, ФИО17 к Администрации г. Элисты Республики Калмыкия, Комитету по делам молодежи и спорта Администрации г. Элисты о признании незаконным решения Комиссии по предоставлению молодым семьям города Элисты социальных выплат на приобретение (строительство) жилья,

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратилась в суд с указанным иском в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО15, ФИО16, ФИО17, ссылаясь на следующие обстоятельства. Она имеет троих детей ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО16., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО17. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. <данные изъяты> Собственного жилья не имеет, проживает на съемной квартире. С 2009 г. она с детьми состоит в очереди на получение жилья в качестве нуждающихся (выписка из постановления Мэра г. Элисты № 153 от 09.02.2009г.). 01 июля 2009 г. Комиссия по реализации городской целевой программы «Молодой семье города Элисты – доступное жилье» на 2007-2012 годы включила их в списки молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2010 году в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, городской целевой программы «Молодой семье города Элисты – доступное жилье» на 2007-2012 годы (письмо №475 мс от 02.07.2009г.). 26 августа 2010г. Комиссия по реализации городской целевой программы «Молодой семье города Элисты - доступное жилье» на 2007-2012 годы включила семью в списки молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2011 году в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, городской целевой программы «Молодой семье города Элисты - доступное жилье» на 2007-2012 годы. (Письмо №559 от 27.08. 2010г.)

Подобные решения принимались до 2014 года. 25 июня 2015г. Комиссия по реализации подпрограммы «Поддержка молодых семей города Элисты» муниципальной программы «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики города Элисты на 2015-2017 годы», подпрограммы на 2015 - 2017 годы включила семью в список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, подпрограммы «Поддержка молодых семей города Элисты», изъявивших желание получить социальную выплату в 2016г. Так как у нее трое детей, её семья обладает правом включения в указанные списки в первоочередном порядке на основании положения п. 5 Порядка формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в планируемом году (Постановление Правительства Республики Калмыкия от 19 августа 2008 г. № 292). В списке участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Основное мероприятие), подпрограммы «Поддержка молодых семей города Элисты» муниципальной программы «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики на 2015-2020 годы» по городу Элиста на 2018г. семья состояла под порядковым номером 2, поэтому она достоверно знала о своем праве на получение социальной выплаты в 2018 году. Однако, по той причине, что в 2017 году заявка Правительства Республики Калмыкия о финансировании основного мероприятия была представлена в нарушение установленного срока, данная заявка не была учтена при распределении средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию основного мероприятия в 2018 году. Письмом за № М-8411(з\п) от 29.12.2018г. Администрация г.Элисты уведомила о том, что ввиду отсутствия софинансирования мероприятий Основного мероприятия, список претендентов на получение социальных выплат в 2018 году не утвержден, и соответственно семья не является получателем социальной выплаты в 2018 году. 30 мая 2018 года решением Комиссии по предоставлению молодым семьям города Элисты социальных выплат на приобретение (строительство) жилья ей отказано в признании семьи участниками Основного мероприятия на 2019 год по основанию превышения её возраста 35 лет. Федеральным законом от 29 ноября 2018г. № 459-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2019 год и плановый 2020 и 2021 годов» Республике Калмыкия предусмотрена субсидия в размере 17 729 400 рублей на реализацию основного мероприятия. Таким образом, в результате несвоевременной подачи Правительством Республики Калмыкия заявки о финансировании основного мероприятия в 2018 году, в отношении её семьи было допущено правовое неравенство при реализации прав государственной поддержки в решении жилищной проблемы, так как те, кто в списках очередности состоял после неё, получат субсидию 2019 году. На момент принятия решения об исключении семьи из списка молодых семей – участников подпрограммы в мае 2018 г. в республике не было разработано порядка для исключения из списка молодых семей. Считает, что нарушено их право на получение социальной выплаты.

Просит признать решение Комиссии по предоставлению молодым семьям г. Элисты социальных выплат на приобретение (строительство) жилья об исключении ее семьи с составом: ФИО2, ФИО15, ФИО16, ФИО17 из списков участников основного мероприятия «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Поддержка молодых семей города Элисты» муниципальной программы «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики на 2015-2020 годы» из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» - незаконным; признать её семью с составом: ФИО2, ФИО15, ФИО16, ФИО17, участницей основного мероприятия «Обеспечение жильем молоды семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Поддержка молодых семей города Элисты» муниципальной программы «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики на 2015-2020 годы» по городу Элиста на 2019г.; обязать Администрацию г.Элисты включить её - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и детей: ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в список молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2019 году.

В судебное заседание административный истец ФИО2 не явилась.

Представитель административного истца ФИО3 поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика Администрации г. Элисты ФИО1 административные исковые требования не признал.

Представитель Комитета по делам молодежи и спорта Администрации города Элисты в судебное заседание не явился.

Суд в соответствии со ст.150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, учетного дела, допросив свидетеля, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение об удовлетворении требований, заявленных в порядке обжалования об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, при одновременном наличии следующих условий: установления факта несоответствия решения, действия, бездействия нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, а также установления нарушения прав и свобод заявителя, либо создания препятствий к осуществлению его прав и свобод, либо незаконного возложения каких-либо обязанностей или незаконного привлечения к ответственности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет помимо прочего, имелись ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с требованиями ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания наличия оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами и соответствия оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, наделенный публичными полномочиями и принявший оспариваемое решение.

Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года N 323 была утверждена Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (впоследствии Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710), в рамках которой была разработана федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы была утверждена.

В составе указанной программы выделена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, целью которой является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Как установлено судом и следует из материалов дела, семья ФИО2 (в составе 4-х человек) включена в список очередников постановлением Мэрии г. Элиста № 13 от 09 февраля 2009 г.

Административный истец ФИО2 воспитывает троих детей: ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО17ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решением Комиссии по реализации городской целевой программы «Молодой семье города Элисты – доступное жилье» на 2007-2012 годы от 01 июля 2009 г. семья ФИО2 включена в список молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2010 году в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, городской целевой программы «Молодой семье города Элисты – доступное жилье» на 2007-2012 годы.

В последующем семья административного истца решениями Комиссии по реализации городской целевой программы «Молодой семье города Элисты – доступное жилье» на 2007-2012 годы, 2013-2015 годы, 2015-2020 годы включалась в список молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках программы.

Решением комиссии по предоставлению молодым семьям г. Элисты социальных выплат на приобретение (строительство) жилья от 2 августа 2017 г. семья истца включена в список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, городской целевой программы «Поддержка молодых семей города Элисты» муниципальной программы «развитие физической культуры, спорта и молодежной политики на 2015-2020 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 г.

Решением комиссии по предоставлению молодым семьям г. Элисты социальных выплат на приобретение (строительство) жилья от 27 декабря 2017 г. в состав семьи ФИО2 включена дочь ФИО17., учтена категория семьи «многодетная».

Решением комиссии по предоставлению молодым семьям г. Элисты социальных выплат на приобретение (строительство) жилья от 30 мая 2018 г. сумье ФИО2 отказано в признании участниками основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Поддержка молодых семей города Элисты» муниципальной программы «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики на 2015-2020 года» на 2019 год на основании п.6, 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования: возраст ФИО2 превышает 35 лет.

Суд не находит оснований для признания указанного решения незаконным.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 (в редакции от 25.08.2015г.), утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы. В ее состав включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" (далее - Подпрограмма), приложением N 4 к которой являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила), устанавливающие порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее - социальная выплата), а также использования таких выплат.

Согласно п.6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 данных Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Аналогичные положения содержатся в Законе Республики Калмыкия от 15 июля 2015 г. «Об основных направления государственной молодежной политики Республики Калмыкия».

В пункте 22 Правил предусмотрены основания для отказа в признании молодой семьи участницей Подпрограммы, одним из которых является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил.

Следовательно, участником Программы могла быть семья, если возраст каждого из супругов не превышает 35 лет. Несоблюдение этого условия, то есть достижение супругов возраста 36 лет исключает возможность участия семьи в подпрограмме и в соответствии с пунктом 18 Правил является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 29.03.2016г. №699-О, закрепив в Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38, 40, 114 Конституции РФ, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты - ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. Такое регулирование, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от 27 мая 2010 года №738-О-О и от 15 января 2015 года №3-О).

Таким образом, на день формирования органом исполнительной власти списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2019 году, семья ФИО2 перестала соответствовать требованиям, установленным пунктом 6 Правил, в частности, подпункту "а", что и послужило основанием не включения семьи в список претендентов.

Факт признания молодой семьи участницей подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.

Как в силу федерального, так и регионального законодательства молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".

При таких обстоятельствах решение комиссии по предоставлению молодым семьям г. Элисты социальных выплат на приобретение (строительство) жилья от 30 мая 2018 г. об исключении семьи ФИО2 из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2015 - 2020 годы" и подпрограммы «Поддержка молодых семей города Элиста» муниципальной программы «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики на 2015-2020 годы» на 2019 год является правомерным.

Само по себе то обстоятельство, что семья ФИО2 была включена в список участников подпрограммы еще в 2009 году, является многодетной, на 2018 год семья состояла в очереди под номером 2, отсутствие софинансирования мероприятий Основного мероприятия, не утверждение списка претендентов на получение социальной выплаты в 2018 г., не предоставляет истцу безусловное право на участие в подпрограмме на 2019 год и после достижения ФИО2 возраста превышающего 35 лет.

Довод административного истца, что для исключения её семьи из списка молодых семей в Республике Калмыкия не разработан порядок исключения из списка Основного мероприятия, поэтому исключение из участия невозможно, суд находит несостоятельным.

Пунктом 27 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (ред. от 30 января 2019 года) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы", установлено, что в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Из смысла указанной нормы следует, что указанный порядок установлен для органа исполнительной власти субъекта РФ, в данном случае Министерства спорта и молодежной политики РК, составляющего сводный список участников программы.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания решения Комиссии по предоставлению молодым семьям г. Элисты социальных выплат на приобретение (строительство) жилья от 30 мая 2018 года незаконным, в связи с чем, суд считает необходимым в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО15, ФИО16, ФИО17 к Администрации г. Элисты Республики Калмыкия, Комитету по делам молодежи и спорта Администрации г. Элисты о признании незаконным решения Комиссии по предоставлению молодым семьям города Элисты социальных выплат на приобретение (строительство) жилья – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Е.В. Карвенова