ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1984/19 от 29.01.2019 Уссурийского районного суда (Приморский край)

Дело № 2а-1984/2019

25RS0029-01-2019-002349-56

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Уссурийск 24 апреля 2019 г.

Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Онищук Н.В., при секретаре Чечель К.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению градостроительства администрации Уссурийского городского округа о признании отказа об утверждении схемы земельного участка в целях перераспределения земельного участка от ДД.ММ.ГГXXXX незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратилась в суд с требованием признать незаконным отказ Управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГXXXX указав на то, что согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГ административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью XXXX кв. м., категория: земли населенных пунктов с разрешенным использованием для обслуживания и эксплуатации жилого дома, адрес: XXXX и расположенный на нем жилой дом. ДД.ММ.ГГ истцом было подано заявление об утверждении схемы земельного участка в целях перераспределения земельного участка с кадастровым номером XXXX. ДД.ММ.ГГ истец получила ответ администрации УГО Приморского края управления градостроительства от ДД.ММ.ГГXXXX об отказе утверждении схемы земельного участка в целях перераспределения земельного участка с кадастровым номером XXXX. С данным отказом истец не согласна, поскольку земельный участок, подлежащий перераспределению, согласно выписки из ЕГРН принадлежит истцу на праве собственности, с видом разрешенного использования: индивидуальные жилые дома, части жилых домов, общей площадью XXXX кв.м. разработанная схема расположения земельного участка выполнена в соответствии со статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не приводит вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ. В данном районе отсутствует проект планировки, поэтому согласно законодательству не надо согласовывать границы земельного участка образованные путем перераспределения. Никаких обременений на спорный земельный участок не зарегистрировано, данный земельный участок свободен и подлежит перераспределению. В связи с отсутствием документации по планировке территории (проект межевания и проект планировки) на данный квартал: красные линии отсутствуют. Согласно постановлению администрации Уссурийского городского округа «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков» от ДД.ММ.ГГXXXXФИО1 предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, с кадастровым номером XXXX, находящийся по адресу: XXXX площадью XXXX кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: XXXX, в территориальной зоне малоэтажными жилыми домами (Ж-2): индивидуальные жилые дома, части жилых домов.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 поддержала заявленные требования в полном объеме, изложив доводы указанные в иске. Дополнив, что решение Уссурийского районного суда об освобождении земельного участка административным истцом не исполнено, утверждение схемы земельного участка позволит ФИО1 увеличить площадь земельного участка, чтобы избежать сноса забора.

Представитель Управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежащим образом, о чем имеется уведомление. Направил письменное возражение на административное исковое заявление, в котором указал, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером XXXX площадью XXXX кв.м и расположенный по адресу: XXXX. Административный истец обратилась в управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГXXXX с целью перераспределения земельного участка с кадастровым номером XXXX, находящегося в частной собственности истца и земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. На основании картографического материала с внесением координат характерных точек границ образуемого в соответствии с предоставленной схемой расположения земельного участка в ИСОГД установлено, что образуемый земельный участок является смежным с земельным участком, расположенным по адресу: XXXX. Граница данного земельного участка не установлена в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с чем, нет возможности установить наличие либо отсутствие пересечения границ образуемого земельного участка с границей смежного земельного участка. В результате анализа предоставленной истцом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории было установлено, что расстояние между образуемым земельным участком и земельными участками с кадастровыми номерами XXXX, XXXX составляет менее 15 метров. Таким образом, перераспределение земельного участка с кадастровым номером XXXX нарушает установленные нормы градостроительного проектирования. Фактические границы земельного участка с кадастровым номером XXXX в настоящее время расположены с нарушением земельного законодательства. Факт нарушения земельного законодательства истцом являлся предметом рассмотрения в судебных инстанциях и выводы по ним в полной мере отражены в судебных актах по иску администрации Уссурийского городского округа к ФИО1 об освобождении огороженного земельного участка площадью XXXX кв. м от ограждения, расположенного примерно в 2,5 метрах по направлению на северо-восток от ориентира, адрес ориентира: XXXX: решение Уссурийского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГ по делу XXXX, апелляционное определение Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по делу XXXX. На основании вышеизложенного следует, что до освобождения земельного участка, расположенного примерно в 2,5 м по направлению на северо-восток от ориентира, адрес ориентира: XXXX, положительное решение о перераспределении принять невозможно. Решения судов также должны быть исполнены. Просила в удовлетворении требований административного истца отказать в полном объеме.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, иного органа, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, ФИО1 на основании решения Уссурийского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГ является собственником здания – жилого дома площадью 375,0 кв.м (согласно техническому плану по состоянию на ДД.ММ.ГГ), расположенное по адресу: XXXX, также является сособственником земельного участка с кадастровым номером XXXX, площадью XXXX кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: XXXX.

Решением Уссурийского районного суда от ДД.ММ.ГГ на ФИО1 возложена обязанность освободить огороженный земельный участок, площадью XXXX кв.м. от ограждения, расположенный примерно в 2,5 м по направлению на северо-восток от ориентира, адрес ориентира: XXXX, в течение 10 дней после вступления решения в законную силу.

Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГ

Административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы земельного участка в целях перераспредлении земельного участка с кадастровым номером XXXX.

Управлением градостроительства администрации Уссурийского городского округа ответом от ДД.ММ.ГГXXXX отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Порядок, случаи и основания заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности предусмотрены статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Согласно подпункту 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Порядок подготовки схемы расположения участка на кадастровом плане территории регулируется статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка указаны в пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10)

Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

На основании картографического материала с внесением координат характерных точек границ образуемого в соответствии с предоставленной схемой расположения земельного участка в ИСОГД установлено, что образуемый земельный участок является смежным с земельным участком, расположенным по адресу: XXXX. Границы данного земельного участка не установлены, в связи с чем невозможно установить наличие либо отсутствие пересечения границ образуемого земельного участка с границей смежного земельного участка.

Кроме того, административный ответчик указывает, что фактические границы земельного участка, принадлежащего административному истцу, в настоящее время расположены с нарушением земельного законодательства. До освобождения земельного участка, расположенного примерно в 2,5 м по направлению на северо-восток от ориентира, адрес ориентира: XXXX, положительное решение о перераспределении принять невозможно.

Формируемые земельные участки не должны становиться объектами, препятствующими реализации обязательных требований закона для остальных участников земельных правоотношений, т.к. это нарушает основные принципы земельного законодательства.

Существенным недостатком самостоятельно образованного земельного участка, может явиться то, что при установлении границ смежного участка по адресу: XXXX, может произойти их пересечение, что приведет к нарушению прав собственника смежного участка.

Следует также учесть, что административным истцом нарушаются требования земельного законодательства, предписывающие возможность использования земельного участка после его предоставления, а не ранее, в нарушение чего, истцом фактически используется часть испрашиваемого земельного участка до его предоставления, что является препятствием для принятия решения о возложении на ответчика обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью XXXX кв.м. с целью заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером XXXX, до разрешения судебного спора об освобождении земельного участка.

Учитывая, что оспариваемый административным истцом отказ, выданный Управлением градостроительства администрации Уссурийского городского округа, принят в пределах компетенции данного органа, в соответствии с требованиями земельного законодательства и не нарушает прав административного истца, заявленные административным истцом требования к Управлению градостроительства администрации Уссурийского городского округа не подлежат удовлетворению.

При этом, следует обратить внимание, что административный истец в качестве одного из оснований отказа в утверждении схемы земельного участка указал на нарушение норм градостроительного регламента, а именно подпункта 7.3.2 пункта 7.3 решение Думы Уссурийского городского округа от 26 января 2016 года № 343-НПА "Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования на территории Уссурийского городского округа", однако данное решение признано утратившим силу, в связи с принятием решения Думы Уссурийского городского округа от 25 декабря 2018 № 934-НПА "Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования на территории Уссурийского городского округа".

Между тем, данное основание не может в целом повлечь признание обжалуемого отказа незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению градостроительства администрации Уссурийского городского округа о признании отказа об утверждении схемы земельного участка в целях перераспределения земельного участка от ДД.ММ.ГГXXXX незаконным, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Уссурийский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 30 апреля 2019 г.

Судья Н.В. Онищук