Дело № 2а-1984/2022
УИД: 61RS0001-01-2022-001583-76
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 апреля 2022 года гор. Ростов-на-Дону
Ворошиловский районный суд гор. Ростова-на-Дону в составе: председательствующего судьи Акуз А.В.
при секретаре Акопян А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Моисеенко Л. И. к МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Ворошиловского района гор. Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо: ООО «Архстройпроект» об оспаривании решения и обязании совершить действия,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец обратился в суд с указанным административным иском, указав на то, что ... МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Ворошиловского района заключило муниципальный контракт № с ООО «Архстройпроект» о проведении экспертизы дома Нагибина 14.
... ООО «Архстройпроект» проведено визуальное обследование технического состояния конструкций дома. Согласно заключению, технический износ - 23,5%, на основании этого заключения дом не признан аварийным.
С заключением административный истец не согласна, т.к. в ... году износ был 37%. Сейчас, когда трещины уже по всем сторонам дома, отваливаются балконы и куски крыши, износ уменьшился. Это дает основания предположить, что ООО «Архстройпроект» состоит в коррупционном сговоре с МКУ «Управлением жилищно-коммунального хозяйства». Для признания дома аварийным необходимо инструментальное обследование несущих конструкций дома, замеры на сколько подвал ниже уровня фундамента. Проводивший обследование замеров не делал. Осмотр подвала не производился, вход в подвал замуровали в ...; не осматривались и подъезды - в 4 подъезде грибок на стенах, потеки и трещины на потолках всех подъездов, на крыше и в ее квартире, потеки и плесень в ванной и туалете, вокруг канализационного стояка с ... года. Фактически дом был аварийным уже в ... году. Заключение ООО «Архстройпроект» нарушает ее права: административный истец вынуждена жить в сырости и плесени - это умышленное причинение вреда ее здоровью ст. 112 УК РФ; оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности ст. 238 УК РФ, мошенничество ст. 159 УК РФ. Она не может продать квартиру, т.к. никто не хочет жить в сырости и плесени.
... административным истцом подано первое заявление о признании аварийным дома ... в администрацию .... В обоснование заявления указала, что во всем доме испорчена крыша до начала приватизации квартир; из-за самовольно вырытого подвала, площадью 37,9 кв. метров под ...№, узаконенного администрацией Ворошиловского района, пошли трещины на западной стене дома через 5 этажей выше подвала и внутри ее квартиры, что доказывает - трещины сквозные. Периодически делали текущие ремонты кровли, но вновь протекало. В ответе МУП ЖКХ-2 от ... г. написано, что необходим капремонт, т.к. текущие не дают результата. Но капремонт запланировали на ...., должны были сделать до приватизации квартир ст.16 Закона РФ от ...№ «О приватизации».
... был узаконен подвал решением Ворошиловского районного суда ....
... министр архитектуры В.В.Киргинцев обязал администрацию сделать экспертизу несущих конструкций дома в 3 месячный срок, но инструментальная экспертиза до сих пор не сделана.
Административный истец указывает, что на протяжении 16 лет она пишет заявления во все инстанции страны, их пересылают в ГЖИ РО, присылают лживые отписки, что трещины по штукатурке и нет динамики раскрытия. Однако, маячки, установленные в ее квартире ..., отвалились в ..., трещины уже по всем сторонам дома, осел угол, под которым вырыт подвал и дом переломился по .... В ... отвалились маячки, установленные на восточной стороне дома в ..., что доказывает: скорость разрушения дома увеличилась. 16 лет течет крыша в ее ванной и туалете, вокруг канализационного стояка и протекание увеличивается. Кроме ее квартиры течет во всех подъездах. Из ответа МКУ «УЖКХ» от ...№, за подписью директора М.Г. Данелян: «При обследовании ...... установлено, что кровля находится в удовлетворительном состоянии, целостность кровельного покрытия не нарушена». Но, чтобы делать такие заключения нужно, как минимум: влезть на крышу; как максимум: иметь знания о строительстве «хрущевок» и схемы расположения канализационных и вентиляционных стояков, утвержденные до постройки дома. Ни в МКУ «УЖКХ», ни в управляющей организации нет утвержденных схем стояков. Министр строительства Куц вопроса не понял. Правительство РО собирает деньги на капремонт. Как его будут делать, если ни у кого во всем Ростове-на-Дону нет утвержденных схем расположения канализационных стояков в нашей «хрущевке»? При проведении многочисленных проверок, представители МКУ «УЖКХ», ГЖИРО и прокуратуры на крышу не лазят, верят на слово лжи А.Б.Кумбатова - зам. Директора ОАО «ЮгЖилСервис», потому что не имеют строительного образования.
При выдаче разрешения на самовольно вырытый подвал администрация нарушила ст. 26, 29, 36 ЖК РФ; ст. 49, 51, 52 Градостроительного кодекса РФ и права административного истца.
Административный истце указывает, что ООО «Архстройпроект» нарушил ст. 307, 308 УК РФ - заведомо ложная экспертиза. Усматриваются признаки ст.159 УК РФ мошенничество и коррупция. При обрушении дома МКУ «УЖКХ» Ворошиловского района и ООО «Архстройпроект» должны будут нести уголовную ответственность за гибель людей ст.105 УК РФ.
Принятые решения в отношении жилого дома не соответствуют требованиям статей: ст.16 закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации», ст.190 ЖК РФ в редакции ФЗ от 20.12.2017 № 399-ФЗ, ст.26, 29, 36 ЖК РФ, ст. 49, 51, 52 Градостроительного кодекса РФ и права собственников; ст.159 УК РФ - мошенничество: собирают деньги на капремонт, содержание и ремонт, но за 60 лет капремонта не было, крыша течет более 30 лет, вместо ремонта отписки, после приватизации продавали предпринимателям разрешения на самовольные перепланировки, разрушившие дом ст.167 УК РФ.
Указанное решение в порядке подчиненности вышестоящему руководителю не обжаловались, если не считать 16 лет жалоб и отписок.
На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным решение МКУ «УЖКХ» отказать в признании дома аварийным, т.к. решение принято на основании заведомо ложного визуального заключения обследования дома ООО «Архстройпроект» от ....
Административный истец Моисеенко Л.И. в судебном заседании требования административного иска поддержала, дав пояснения в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, просила требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика - МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Ворошиловского района гор. Ростова-на-Дону в судебное заседание не явился, в материалы дела представлен письменный отзыв, ранее высказана позиция о непризнании заявленных исковых требований в полном объеме. В отношении указанного лица дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ.
Представитель заинтересованного лица: ООО «Архстройпроект», будучи извещенным о рассмотрении дела, в судебное заседание явку не обеспечил, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства суд не просил.
Дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц рассмотрено судом в порядке ст. 150 КАС РФ.
Выслушав административного истца и представителя административного ответчика, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам по делу.
Статьей218КАС Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2).
Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами,атакже из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10).
К компетенции органов местного самоуправления относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля,атакже иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (п.6 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Судом установлено, что Моисеенко Л.И. является собственником ..., расположенной в ... по пр. М. Нагибина в ....
С 2006 года административный истец обращается в различные муниципальные органы с требованием о признании дома, в котором она проживает аварийным.
Установлено, что управление многоквартирным домом № по ...... осуществляется ОАО «ЮгЖилСервис» в соответствии с протоколом общего собрания от 30.11.2015г.
На основании заключенного с МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» ... муниципального контракта от ...№, ООО «Архстройпроект» проведено обследование технического состояния конструкций указанного дома. Согласно заключению от ... конструкции здания жилого дома находятся в работоспособном состоянии, технический износ - 23,5 %, признаки аварийности отсутствуют. Межведомственной комиссией муниципального образования в признании дома аварийным отказано.
В ходе повторного обследования здания администрацией ..., проведенного ..., признаков его аварийности также не установлено.
При обследовании дома, произведенного в ... года, выполнен осмотр мест общего пользования второго подъезда дома, в ходе которого выявлены нарушения требований ст. 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, выразившиеся в ненадлежащем их санитарном состоянии, повреждении окрасочного и штукатурного слоев стен и потолка и др.
По факту выявленных нарушений прокуратурой района ... директору ОАО «ЮгЖилСервис» внесено представление.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а также следуют из ответа прокуратуры Ростовской области от .... на обращение Моисеенко Л.И.
Материалами дела также подтверждается, что в ... году Моисеенко Л.И. обращалась к административному ответчику для решения вопроса ремонта кровли над ее квартирой № по пр. М. Нагибина, 14 в ....
В ответе на данное обращение № от .... Моисеенко Л.И. было разъяснено, что согласно Региональной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории ... на ... годы, сроки проведения капитального ремонта по данному адресу запланированы: электроснабжение - ... г., газоснабжение - ..... холодное водоснабжение, отопление и водоотведение - ... г., крыша - ... г., фундамент, фасад, подвал - ... г.
Собственниками данного многоквартирного дома выбран способ накопления средств на капитальный ремонт - общий счет Регионального оператора.
В соответствии с частью второй статьи 189 ЖК РФ решение о проведении капитального ремонта может быть принято собственниками помещений при необходимости проведения капитального ремонта в любое время, независимо от планового года проведения капитального ремонта, который установлен этой Региональной программой. Порядок переноса сроков выполнения капитального ремонта многоквартирных домов, согласно Региональной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014-2049 годы, регламентирован постановлением Правительства Ростовской области от 28.06.2013 № 421.
По информации управляющей организации ОАО «ЮгЖилСервис» в ... году ОАО «ЮгЖилСервис» за счет средств текущего ремонта выполнены следующие работы: ремонт кровли над квартирами №№, ремонт балконной плиты в ..., замена стояков канализации и холодного водоснабжения в квартирах №. При подготовке МКД к отопительному сезону .... Произведена промывка системы отопления дома, гидроиспытания тепловых сетей, ревизия запорной арматуры.
При обследовании ...... установлено, что кровля находится в удовлетворительном состоянии, целостность кровельного покрытия не нарушена.
Незначительное намокание потолка в ванной комнате происходит по причине нарушения герметичности участка фановой трубы между 2-мя плитами потолочного перекрытия, расстояние между которыми 30 см.
Для замены участка фановой трубы необходим доступ в квартиру, поскольку фановая труба выходит на крышу не из квартиры, а через вентиляционный канал.
После выполнения работ по замене участка фановой трубы, управляющей организацией, будут выполнены работы по ремонту потолка в ванной комнате, однако договоренности по данному вопросу с Вами не достигнуто.
... Госжилинспекцией РО проведена проверка по факту намокания потолка в ..., управляющей организации ОАО «ЮгЖилСервис» выдано предписание о принятии мер по устранению намокания потолка до ....
Также в данном ответе указано на то, что ОАО «ЮгЖилСервис» направлялось по почте в адрес Моисеенко Л.И. уведомление о предоставлении доступа в квартиру, однако до настоящего времени допуск для замены фановой трубы не предоставлен.
В случае предоставления управляющей организации доступа для производства работ по замене фановой трубы, работы будут выполнены в кротчайшие сроки.
В настоящем административном иске Моисеенко Л.И. просит признать решение МКУ «УЖКХ» ... об отказе в признании дома аварийным ввиду того, что оно было принято на основании заведомо ложного визуального заключения обследования дома ООО «Архстройпроект» от ...
Само решение об отказе в признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., ... в материалы дела не представлено, однако, о наличие такого решения указано в ответе № от ... прокуратуры Ростовской области на обращение Моисеенко Л.И. о нарушении законодательства в жилищной сфере (ОГР-№).
В соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может бытьпризнанонепригодным для проживания по основаниям и впорядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которыхпризнаныв установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (статья 57). Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение илипризнанонепригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87). В соответствии с Положением опризнаниипомещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирногодомааварийными подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. № 47, изданного во исполнение полномочий, предусмотренных статьями12,15ЖК РФ, оценка и обследование помещения в целяхпризнанияего жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан,атакже многоквартирногодомав целяхпризнанияегоаварийными подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений идомаустановленным в настоящем Положении требованиям.
Решение опризнаниипомещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан,атакже многоквартирногодомааварийными подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности) (пункт 7 вышеуказанного Положения).
Основанием дляпризнанияжилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечитьсоблюдениенеобходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей (пункт 33 Положения).
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признаниямногоквартирногодомааварийными подлежащим сносу или реконструкции (пункт 34 Положения).
Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения впорядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (пункт 44). Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (пункт 46).
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований дляпризнаниямногоквартирногодомааварийными подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного домааварийными подлежащим сносу (пункт 47). На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном импорядкепринимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случаепризнаниядомааварийными подлежащим сносу или реконструкции или опризнаниинеобходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятиярешенияопризнаниипомещения непригодным для проживания,многоквартирногодомааварийными подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Таким образом, вопросыпризнанияжилых помещений непригодными для проживания имногоквартирныхдомоваварийнымии подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Учитывая указанные обстоятельства, установив, что вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными не относятся к компетенции административного ответчика по настоящему делу - МКУ «УЖКХ» Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, суд приходит к выводу, что требования по настоящему административному иску заявлены Моисеенко Л.И. к ненадлежащему ответчику и отказывает по данным основаниям в удовлетворении требований настоящего административного иска.
Кроме того, судом установлено, что административный истец обратилась в суд с настоящим административным иском за пределами срока, отведенного действующим законодательством для такого обращения.
В соответствии с ч. 1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административный истец ... обратился в суд с заявлением об оспаривании решения об отказе в признании дома аварийным, которое было принято, исходя из ответа прокуратуры Ростовской области на основании заключения обследования жилого дома от .... и повторного обследования от ...
Сам ответ прокуратуры ... был дан Моисеенко Л.М.....
Поскольку доказательств получения ответа прокуратуры Ростовской области в более поздний срок административным истцом не представлено, суд приходит к выводу о том, что в данном случае срок для обращения с настоящим административным иском подлежит исчислению с даты ответа прокуратуры Ростовской области, из которого Моисеенко Л.И. могла узнать о наличие решения об отказе в признании дома по ... аварийным, то есть, с ....
В соответствии с ч. ч. 7, 8 ст.219 КАС РФпропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В связи с тем, что о наличии оспариваемого решения административному истцу стало известно в ..., срок обжалования оспариваемого решения истек в .... С ходатайством о восстановлении указанного срока административный истец в суд не обращалась, данных, свидетельствующих об обстоятельствах, объективно препятствующих обжалованию решения об отказе в признании дома аварийным в суд в установленный законом срок, не представлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу о пропуске административным истцом трехмесячного срока для подачи административного искового заявления в суд, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований Моисеенко Л. И. к МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Ворошиловского района гор. Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо: ООО «Архстройпроект» об оспаривании решения и обязании совершить действия, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ворошиловский районный суд гор. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
В окончательной форме решение принято судом 07 апреля 2022 года.