№ 2а-1985/18.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Белореченск. 26 октября 2018 года.
Судья Белореченского районного суда Краснодарского края Кириенко А.С.,
с участием:
представителя административного истца – помощника Белореченского межрайонного прокурора Минакова А.В.,
представителя административного ответчика – ФИО1,
при секретаре Емельяновой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Белореченского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации Первомайского сельского поселения Белореченского района о признании незаконным бездействия и обязании,
У С Т А Н О В И Л:
Белореченский межрайонный прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Первомайского сельского поселения Белореченского района, выразившееся в непринятии мер по проведению торгов в форме конкурса на заключение гражданско-правового договора в отношении переданных третьим лицам газопроводов и систем газоснабжения, включенных в реестр муниципальной собственности и взиманию арендной платы за использование третьими лицами указанного имущества и обязать администрацию (адрес) сельского поселения Белореченского района в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести торги в форме конкурса на заключение гражданско-правовых договоров возмездного пользования следующих газопроводов и систем газоснабжения, включенных в реестр муниципальной собственности: система газоснабжения (адрес). 1-я очередь строительства. Газопроводы высокого и низкого давления и ШГРП, протяженностью 1812,7 м, балансовой стоимостью 2 110 000 рублей; система газоснабжения (адрес). 1-я очередь строительства. Газопроводы низкого давления, протяженностью 1432,5 м, балансовой стоимостью 2 426 873 рублей; система газоснабжения (адрес), 1-я очередь строительства, протяженностью 8563,0 м, балансовой стоимостью - 6 726 332 рублей; система газоснабжения (адрес). 1-я очередь строительства. Газопроводы высокого и низкого давления и ШГРП, протяженностью 1909 м, балансовой стоимостью 3 605 187,38 рублей; система газоснабжения (адрес). 1-я очередь строительства. Газопроводы низкого давления, протяженностью 6732 м, балансовой стоимостью 10 118 081,04 рубль; систем газоснабжения (адрес). Подводящий газопровод высокого и низкого и ШРП, протяженностью 1678,7 м, балансовой стоимостью 3 058 000 рублей; система газоснабжения поселка (адрес), 1-я очередь строительства, протяженностью 4755 м, балансовой стоимостью 5 133 204 рубля.
В административном исковом заявлении Белореченский межрайонный прокурор указал, что проведенной в 2017 году Белореченской межрайонной прокуратурой проверкой в деятельности администрации Первомайского сельского поселения выявлены нарушения законодательства о бюджете, муниципальной собственности. Согласно ч. 1 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. В соответствии с ч.ч. 1, 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Согласно ч. 5 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ, п. 3 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 года № 67, п. 2 Приложения № 2 к приказу ФАС России от 10.02.2010 года № 67, в отношении объектов трубопроводного транспорта договоры аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом заключаются исключительно путем проведения торгов в форме конкурса. Вместе с тем, находящиеся в муниципальной собственности Первомайского сельского поселения (адрес): система газоснабжения (адрес). 1-я очередь строительства. Газопроводы высокого и низкого давления и ШГРП, протяженностью 1812,7 м, балансовой стоимостью 2 110 000 рублей; система газоснабжения (адрес). 1-я очередь строительства. Газопроводы низкого давления, протяженностью 1432,5 м, балансовой стоимостью 2 426 873 рублей; система газоснабжения (адрес), 1-я очередь строительства, протяженностью 8563,0 м, балансовой стоимостью - 6 726 332 рублей; система газоснабжения (адрес). 1-я очередь строительства. Газопроводы высокого и низкого давления и ШГРП, протяженностью 1909 м, балансовой стоимостью 3 605 187,38 рублей; система газоснабжения (адрес). 1-я очередь строительства. Газопроводы низкого давления, протяженностью 6732 м, балансовой стоимостью 10 118 081,04 рубль; систем газоснабжения (адрес). Подводящий газопровод высокого и низкого и ШРП, протяженностью 1678,7 м, балансовой стоимостью 3 058 000 рублей; система газоснабжения поселка (адрес), 1-я очередь строительства, протяженностью 4755 м, балансовой стоимостью 5 133 204 рубля, предоставлены газоснабжающей организации ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» без проведения торгов в форме конкурса, в отсутствие договора передачи муниципального имущества во временное владение и пользование указанного юридического лица. Кроме того, согласно п.п. 1, 3 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 9 БК РФ, к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе: составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Согласно ст.ст. 28, 31, 33 БК РФ, одними из принципов бюджетной системы Российской Федерации являются самостоятельности и сбалансированность бюджетов, которые устанавливают: право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации); недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств; объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 41, ст. 62 БК РФ, к неналоговым доходам местных бюджетов относятся, в том числе доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности. Согласно ст. 42 БК РФ, к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся, в том числе доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества. Вместе с тем, администрацией сельского поселения распоряжение муниципальным имуществом осуществлено вопреки принципам самостоятельности и сбалансированность бюджетов, меры по увеличению объема неналоговых доходов местного бюджета не приняты, арендная плата использования газопроводов и систем газоснабжения третьими лицами не определена. Ч. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе органами местного самоуправления. В соответствии с частями 1, 3 статьи 6 Закона № 2202-1, требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 Закона № 2202-1, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность. Согласно статье 22 Закона № 2202-1, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения, иметь доступ к документам и материалам, требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов. В соответствии с требованиями ст.ст. 24, 27 Закона № 2202-1, в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. С целью устранения выявленных нарушений межрайпрокуратурой главе Первомайского сельского поселения внесено представление от (дата)№. Согласно ответу главы Первомайского сельского поселения (адрес) от (дата)№, отраженные в представлении нарушения признаны обоснованными, организована работа по устранению указанных нарушений законодательства, приняты меры по обеспечению сбалансированности бюджета, за ранее допущенные нарушение виновное должностное лицо администрации привлечено к дисциплинарной ответственности. Вместе с тем, до настоящего времени торги в форме конкурса на заключение гражданско-правовых договоров по передаче в пользование третьим лицам газопроводов и систем газоснабжения, включенных в реестр муниципальной собственности, не приняты, что подтверждается письмами администрации (адрес) сельского поселения от (дата), (дата). Учитывая изложенное, принимаемые органом местного самоуправления явно недостаточны для выполнения возложенных полномочий по реализации политики Российской Федерации как социального государства. В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в силу действующего процессуального законодательства РФ полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства /л.д. 3-7/.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор поддержал заявленные требования и просил суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Первомайского сельского поселения (адрес) ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования признал частично, только в части обязания администрации Первомайского сельского поселения (адрес) в трех месячный срок провести торги в форме конкурса на заключение гражданско-правовых договоров возмездного пользования системой газопроводов и систем газоснабжения, включенных в реестр муниципальной собственности Первомайского сельского поселения. В своем отзыве на административное искровое заявление указал, что администрацией Первомайского сельского поселения (адрес) рассмотрен материал административного искового заявления о признании незаконным бездействия поселения и обязании провести торги в форме конкурса на заключение гражданско-правовых договоров возмездного пользования системой газопроводов и систем газоснабжения, включенных в реестр муниципальной собственности Первомайского сельского поселения.
В соответствии с соглашением о передаче осуществления полномочий администрацией Первомайского сельского поселения (адрес) администрации муниципального образования (адрес) (заключаемым ежегодно) управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Белореченский район совместно с АО «Газпром газораспределение Краснодар» филиал № 9 (ранее АО «Белореченскрайгаз») велась и в настоящее время ведется работа по подготовке пакета документов для дальнейшего предоставления в аренду АО «Газпром газораспределение Краснодар» объектов газоснабжения Первомайского сельского поселения, поскольку предлагаемые к передаче в аренду объекты газоснабжения входят в единую сеть инженерно- технического обеспечения системы газоснабжения (адрес).
В адрес АО «Газпром газораспределение Краснодар» неоднократно направлялся пакет документов на предлагаемые к передаче в аренду объекты газоснабжения в соответствии с перечнем документов, необходимых для заключения договора аренды предложенным АО «Газпром газораспределение Краснодар». При отсутствии какого-либо документа из предлагаемого перечня вопрос приема в аренду указанных объектов АО «Газпром газораспределение Краснодар» не рассматривается. (дата) было направлено письмо с просьбой рассмотреть вопрос о приеме в аренду объектов газоснабжения (адрес) сельского поселения. (дата) направлено предложение о приеме в аренду объектов газоснабжения находящихся в собственности Первомайского сельского поселения, муниципального образования Белореченский район и сельских поселений района. По предложенному АО «Газпром газораспределение Краснодар» перечню управлением имущественных отношений подготовлены все документы. Также, неоднократно в адрес АО «Белореченскрайгаз» направлялись письма-запросы об ускорении работы по подготовке документов, которые должны быть выполнены указанной организацией (перечень документов, а также перечень объектов газоснабжения, планируемых к передаче в аренду, направлялся администрацией муниципального образования Белореченский район по электронной почте, на бумажном носителе (дата), (дата), (дата), (дата), (дата)). Ответ в их адрес не предоставлен. Данной организацией был направлен в их адрес дополнительный список документов для дальнейшего анализа и рассмотрения для решения вопроса о приобретении объектов Группой Газпром (документ поступил в управление имущественных отношений (дата)). (дата) администрацией муниципального образования Белореченский район в адрес указанной организации был направлен пакет правоустанавливающих и разрешительных документов в количестве 286 листов на объекты газоснабжения находящиеся в собственности муниципального образования Белореченский район и сельских поселений района для решения вопроса передачи обозначенных объектов Группе Газпром. В конце 2017 года АО «Газпром газораспределение Краснодар» расширило перечень документов в связи с необходимостью внесения в Государственный кадастр недвижимости данных по охранным зонам. (дата) в администрации муниципального образования Белореченский район в целях решения вопроса о передаче в аренду либо приобретении в собственность Группой Газпром объектов газораспределения, находящихся в собственности муниципальных образований Белореченского района было проведено рабочее совещание с участием руководителей и должностных лиц администрации муниципального образования Белореченский район, Белореченского городского поселения и руководителей АО «Газпром газораспределение Краснодар» филиал № 9 (АО «Белореченскрайгаз»). В рамках совещания приняты решения, направленные на ускорение вопроса по предоставлению в аренду объектов газоснабжения (копия протокола прилагается). Таким образом, работа по подготовке необходимого пакета документов по предоставлению в аренду объектов газоснабжения Первомайского сельского поселения Белореченского района велась и ведется постоянно. После подготовки пакета документов, он будет направлен в акционерное общество «Газпром газораспределение Краснодар», обладающее правами владения сетью инженерно-технического обеспечения и осуществляющее эксплуатацию систем газоснабжения, для принятия решения о заключении договора аренды в соответствии с п.п. 8 ч. 1 ст. 17.1. Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЭ «О защите конкуренции» без проведения торгов (Письмо - разъяснение ФАС от 30 июня 2017 года № РП/44685/17 прилагается). Федеральная антимонопольная служба во исполнение пункта 6 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2017 году, утвержденного приказом ФАС России от 17.04.2017 года № 523/17, по вопросу применения пункта 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» разъясняет: пункт 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, допускает возможность заключения договоров без проведения торгов с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно- технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Таким образом, положения пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, могут применяться только при обязательном соблюдении совокупности следующих условий: участок сети инженерно-технического обеспечения, подлежащий передаче, должен являться частью соответствующей сети, которая находится во владении или пользовании у лица, претендующего на такой участок сети; данные части сети и сеть имеют взаимные точки присоединения и участвуют в единой технологической системе электро, газо, тепло, водоснабжения и водоотведения. В соответствии с пунктом 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 года № 83: сети инженерно-технического обеспечения - совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло, газо, водоснабжения и водоотведения; технологически связанные сети - это принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло, газо, водоснабжения и водоотведения. В отношении газовых сетей для подтверждения технологической связи могут рассматриваться акты разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности газовых сетей, схемы газоснабжения муниципальных образований, а также иные документы, подтверждающие, что передаваемое имущество имеет общие точки с имуществом, хозяйствующего субъекта которому передается имущество в порядке пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. Таким образом, если дата ввода в эксплуатацию систем и (или) объектов, составляет менее 5 лет, то права владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами передаются по договорам аренды, заключенным только по результатам конкурсов на право заключения указанных договоров. Если дата ввода в эксплуатацию систем и (или) объектов, не может быть определена или превышает 5 лет, то права владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами могут быть переданы по договорам аренды, заключенным без проведения конкурса на право заключения указанных договоров, лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности /л.д. 31-34/.
Выслушав в судебном заседании пояснения участвующего в деле прокурора, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В соответствии с ч.ч. 1, 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В соответствии с ч. 5 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ, п. 3 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 года № 67, п. 2 Приложения № 2 к приказу ФАС России от 10.02.2010 года № 67, в отношении объектов трубопроводного транспорта договоры аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом заключаются исключительно путем проведения торгов в форме конкурса.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 9 БК РФ, к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе: составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В соответствии со ст.ст. 28, 31, 33 БК РФ, одними из принципов бюджетной системы Российской Федерации являются самостоятельности и сбалансированность бюджетов, которые устанавливают: право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации); недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств; объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 41, ст. 62 БК РФ, к неналоговым доходам местных бюджетов относятся, в том числе доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 42 БК РФ, к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся, в том числе доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе органами местного самоуправления.
В соответствии с частями 1, 3 ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 Закона № 2202-1, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения, иметь доступ к документам и материалам, требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.
В соответствии со ст.ст. 24, 27 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В судебном заседании с достоверностью установлено, что проведенной в 2017 году Белореченской межрайонной прокуратурой проверкой в деятельности администрации (адрес) сельского поселения выявлены нарушения законодательства о бюджете муниципальной собственности. Так, находящиеся в муниципальной собственности (адрес) сельского поселения Белореченского района: система газоснабжения (адрес). 1-я очередь строительства. Газопроводы высокого и низкого давления и ШГРП, протяженностью 1812,7 м, балансовой стоимостью 2 110 000 рублей; система газоснабжения (адрес). 1-я очередь строительства. Газопроводы низкого давления, протяженностью 1432,5 м, балансовой стоимостью 2 426 873 рублей; система газоснабжения (адрес), 1-я очередь строительства, протяженностью 8563,0 м, балансовой стоимостью - 6 726 332 рублей; система газоснабжения (адрес). 1-я очередь строительства. Газопроводы высокого и низкого давления и ШГРП, протяженностью 1909 м, балансовой стоимостью 3 605 187,38 рублей; система газоснабжения (адрес). 1-я очередь строительства. Газопроводы низкого давления, протяженностью 6732 м, балансовой стоимостью 10 118 081,04 рубль; систем газоснабжения (адрес). Подводящий газопровод высокого и низкого и ШРП, протяженностью 1678,7 м, балансовой стоимостью 3 058 000 рублей; система газоснабжения поселка (адрес), 1-я очередь строительства, протяженностью 4755 м, балансовой стоимостью 5 133 204 рубля, предоставлены газоснабжающей организации ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» без проведения торгов в форме конкурса, в отсутствие договора передачи муниципального имущества во временное владение и пользование указанного юридического лица. Таким образом, администрацией Первомайского сельского поселения распоряжение муниципальным имуществом осуществлено вопреки принципам самостоятельности и сбалансированность бюджетов, меры по увеличению объема неналоговых доходов местного бюджета не приняты, арендная плата использования газопроводов и систем газоснабжения третьими лицами не определена. С целью устранения выявленных нарушений межрайонной прокуратурой главе Первомайского сельского поселения внесено представление от (дата) года № /л.д. 9-11/. Согласно ответу главы (адрес) сельского поселения Белореченского района от (дата)№ /л.д. 12-13/, отраженные в представлении нарушения признаны обоснованными, организована работа по устранению указанных нарушений законодательства, приняты меры по обеспечению сбалансированности бюджета, за ранее допущенные нарушение виновное должностное лицо администрации привлечено к дисциплинарной ответственности. Вместе с тем, до настоящего времени торги в форме конкурса на заключение гражданско-правовых договоров по передаче в пользование третьим лицам газопроводов и систем газоснабжения, включенных в реестр муниципальной собственности, не приняты, что подтверждается письмами администрации Первомайского сельского поселения от (дата) /л.д. 14-15/, от (дата) /л.д. 17/. Таким образом, принимаемые органом местного самоуправления меры явно недостаточны для выполнения возложенных полномочий по реализации политики Российской Федерации как социального государства. Суд находит обоснованными, аргументированными, основанными на нормах законов, подлежащих применению, доводы прокурора, изложенные в судебном заседании. В связи с чем, административные исковые требования в части обязания администрацию (адрес) сельского поселения Белореченского района в 3 месячный срок провести торги в форме конкурса на заключение гражданско-правовых договоров возмездного пользования системой газопроводов и систем газоснабжения, включенных в реестр муниципальной собственности Первомайского сельского поселения, подлежат удовлетворению.
Однако, согласно представленных в судебном заседании представителем административного ответчика материалов /л.д. 35-74/, административным ответчиком велась и в настоящее время ведется работа по подготовке пакета документов для дальнейшего предоставления в аренду АО «Газпром газораспределение Краснодар» объектов газоснабжения (адрес) сельского поселения Белореченского района, поскольку предлагаемые к передаче в аренду объекты газоснабжения входят в единую сеть инженерно-технического обеспечения системы газоснабжения Белореченского района. При таких обстоятельствах, в административных исковых требованиях в части признания незаконным бездействие администрации Первомайского сельского поселения Белореченского района, выразившееся в непринятии мер по проведению торгов в форме конкурса на заключение гражданско-правового договора в отношении переданных третьим лицам газопроводов и систем газоснабжения, включенных в реестр муниципальной собственности и взиманию арендной платы за использование третьими лицами указанного имущества, следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь главой 22 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Белореченского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации (адрес) сельского поселения Белореченского района о признании незаконным бездействия и обязании, удовлетворить частично.
Обязать администрацию (адрес) сельского поселения Белореченского района в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести торги в форме конкурса на заключение гражданско-правовых договоров возмездного пользования следующих газопроводов и систем газоснабжения, включенных в реестр муниципальной собственности:
- система газоснабжения (адрес). 1-я очередь строительства. Газопроводы высокого и низкого давления и ШГРП, протяженностью 1812,7 м, балансовой стоимостью 2 110 000 рублей;
- система газоснабжения (адрес). 1-я очередь строительства. Газопроводы низкого давления, протяженностью 1432,5 м, балансовой стоимостью 2 426 873 рублей;
- система газоснабжения (адрес), 1-я очередь строительства, протяженностью 8563,0 м, балансовой стоимостью - 6 726 332 рублей;
- система газоснабжения (адрес). 1-я очередь строительства. Газопроводы высокого и низкого давления и ШГРП, протяженностью 1909 м, балансовой стоимостью 3 605 187,38 рублей;
- система газоснабжения (адрес). 1-я очередь строительства. Газопроводы низкого давления, протяженностью 6732 м, балансовой стоимостью 10 118 081,04 рубль;
- систем газоснабжения (адрес). Подводящий газопровод высокого и низкого и ШРП, протяженностью 1678,7 м, балансовой стоимостью 3 058 000 рублей;
- система газоснабжения поселка (адрес), 1-я очередь строительства, протяженностью 4755 м, балансовой стоимостью 5 133 204 рубля.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционной инстанции административной коллегии Краснодарского краевого суда в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения суда.
Судья А.С.Кириенко