ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1985/2016 от 25.08.2016 Рудничного районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2а-1985/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Рудничный районный суд города Кемерово Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В.

при ведении протокола и аудиозаписи секретарем Сумченко Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

25 августа 2016 года

административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 о признании незаконным решенияоргана местного самоуправления об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировке жилого помещения, обязании выдать документ, подтверждающий принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с требованиемо признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировке жилого помещения.

Свои требования мотивируют тем, чтона основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, истцы являются собственниками жилого помещения - квартиры <данные изъяты>.Административными истцами на согласование в Управление архитектуры и градостроительства администрации города Кемерово ДД.ММ.ГГГГ было подано заявлениео переустройстве и перепланировке <данные изъяты> К заявлению от ДД.ММ.ГГГГ были приложены все необходимые документы, предусмотренные ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.Административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ было принято Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения с указанием следующих оснований: для реконструкции объектов капитального строительства необходимо получить разрешение на строительство (реконструкцию) (ч. 1, 2 ст. 51 ГрК РФ), а также не представлены документы, определенные ч. 2 ст. 26 ЖК РФ, а именно технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения. Считают Решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения незаконным, поскольку оно противоречит ч.1 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы административных истцов.Истцы представили в администрацию перечень документов предусмотренный ст. 26 ЖК РФ. Считают, что ссылка административного ответчика на то, что административными истцами не был представлен технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения является незаконной, поскольку данный документ запрашивает орган осуществляющий согласование, а в случае, если в ответ на данный запрос поступит информация об отсутствии испрашиваемых документов и сведений, затребовать данные документы у заявителя, и только в том случае, если заявитель непредоставит данный документ, орган осуществляющий согласование вправе отказать со ссылкой на данный пункт. Однако орган, осуществляющий согласование не уведомлял заявителей о необходимости представить технический паспорт на жилое помещение, сразу подготовил отказ. Других оснований предусмотренных ч. 1 ст. 27 ЖК РФ в решении об отказе от ДД.ММ.ГГГГ не содержится. Кроме того, ссылка на п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации не уместна в данном случае, поскольку законодатель, давая понятие реконструкции говорит исключительно об объекте капитального строительства. Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под объектом капитального строительства понимаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, но никак не отдельно взятая квартира. Считает, что если внешняя стена не является несущей конструкцией, то ее часть на уровне, подоконного пространства квартиры заявителя к общему имуществу жильцов дома относиться не может, проектом предусмотрена всего лишь перепланировка, которая предусматривает изменение конфигурации объекта. Поскольку несущей конструкцией жилого дома, в котором расположена данная квартира является металлический каркас, а ограждающие конструкции не являются несущими, увеличение общей площади квартиры за счет лоджии на несущую способность конструкции дома не повлияют и не изменят его технического состояния и эксплуатационную пригодность.

Просят признать незаконным и отменить решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки изолированного жилого помещения - квартиры <данные изъяты>. Обязать административного ответчика выдать административному истцу документ, подтверждающий принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки указанного жилого помещения на основании Заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов.

Административный истцы ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительной причины неявки в судебное заседание не представили (л.д. 23).

В судебном заседание представитель административного истца ФИО1 - ФИО3 действующий на основании доверенности от 11.04.2016уточнил исковые требования, просил обязатьадминистративного ответчика повторно рассмотреть заявление административных истцов от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании перепланировки квартиры расположенной по адресу <адрес>, в остальной части заявленные требованияподдержал по основаниям, изложенным в заявлении, настаивала на их удовлетворении. Пояснил, что в действительности перепланировка в квартире еще не произведена.

Представитель административного ответчика администрации <адрес>ФИО5 действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ против удовлетворения административных исковых требований возражала, просила в административном иске отказать, представила отзыв на заявление (л.д. 26-28).

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

На основании пп. 1, 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В п. 28 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2 закреплено, что суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением администрации г. Кемерово от 14.02.2014 № 289 «Об утверждении Реестра муниципальных услуг города Кемерово" утвержден реестр муниципальных услуг города Кемерово. Государственная муниципальная услуга в виде «Согласование переустройства и перепланировки жилых помещений» входит в данный реестр оказания муниципальных услуг.

В соответствии со ст. 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;

1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

В соответствии с ч. 1,2 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

В соответствии со ст. ст. 25 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт.

Статьей 17 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение предназначено для проживания граждан. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно- гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 6 раздела 1 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 - не допускаются к использованию в качестве жилых помещений помещения вспомогательного использования, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Судом установлено, что административныеистцына основаниидоговора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-9), свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, являются собственниками жилого помещения - квартиры <данные изъяты> (л.д. 29). Административными истцами на согласование в Управление архитектуры и градостроительства администрации города Кемерово ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление о переустройстве и перепланировке квартиры <адрес>.

Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Кемерово ДД.ММ.ГГГГ было принято Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, мотивировав решение тем, что согласноп. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под реконструкцией объектов капитального строительства понимается изменение объектов капитального строительства, его частей в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена или восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства. Кроме того, административными истцами не представлено документов определенных ч. 2 ст. 26 ЖК РФ, а именно технического паспорта переустраиваимого или перепланируемого жилого помещения (л.д.20).

В соответствии с Постановлением администрации г. Кемерово от 03.10.2013 № 3024 утвержден административный регламент "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Согласование переустройства и перепланировки жилых помещений», соответственнопри обращении в администрацию г. Кемерово для согласования переустройства и перепланировки жилого помещения граждане РФ обязаны представить перечень документов в соответствии с административным регламентом, который содержит в своем составе перечень документов, необходимых для предоставления при запросе оказания муниципальной услуги, а также перечень отказов в оказании муниципальной услуги.

Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также качества инженерно- технического обеспечения является реконструкцией. По смыслу данной нормы объединение площади лоджии с жилым помещением является реконструкцией жилого помещения, которая регулируется положениями Градостроительного Кодекса Российской Федерации, так как в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 №531, п. 4 требований к определению площади здания, площадь лоджий включается в площадь здания, помещения.

Лоджия - это часть объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома, которую заявители, в связи с переустройством включили в часть жилой комнаты своей квартиры, соответственно после чего в объекте капитального строительства лоджий стало меньше,что повлекло к изменению параметров площади всего дома как объекта капитального строительства, в связи с чем, возникла необходимость внесения изменений в технический паспорт жилого дома, поскольку была произведена реконструкция объекта капитального строительства.

Общая площадь жилого помещения в соответствии с ч. 5 ст. 15 ЖК РФ состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В соответствии со ст. 25 ЖК РФ переустройство и перепланировка возможны только в пределах жилого помещения. Присоединение площади лоджий к площади квартиры, тем самым увеличение площади квартиры не могут быть признаны перепланировкой поскольку, работыбыли выполнены за пределами квартиры. Присоединение лоджии к помещению квартиры меняет функциональное назначение лоджии, поэтому также не может считаться перепланировкой.

В соответствии Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 №37 «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации», лоджия - это перекрытое и огражденное в плане с трех сторон помещение, открытое во внешнее пространство, служащее для отдыха в летнее время и солнцезащиты,котораяне входит в границы жилого помещения. Таким образом, использование помещений вспомогательного использования, которыми являются и лоджии, балконы, веранды, террасы в качестве жилого помещения запрещено вышеперечисленными нормами права.

Проверяя законность оспариваемого решения Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Кемерово, судом установлено, что оно не содержит фактов нарушения административным ответчиком прав либо свобод заявителей ФИО1, ФИО2

Суд приходит к выводу, что у административного ответчика – УА и Г администрации г. Кемерово отсутствуют правовые основания для выдачи административным истцам решения о согласовании переустройства или перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с тем, чтоадминистративные истцы, желая увеличить площадь жилого помещения за счет помещения для вспомогательного использования (лоджии), фактически произвели реконструкцию объекта капитального строительства, а не перепланировку жилого помещения, при которой изменяется первоначальный объект права собственности, увеличивается общая площадь всего многоквартирного дома, следовательно, изменяется объект права собственности, который отличается от первоначального размерами, планировкой и площадью, в связи с чем заявленные требования не могут быть удовлетворены.

Доводы представителя истца о том, что в соответствии с ч. 2 ст. 27 ЖК РФ решение об отказе о согласованиио переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 27 ЖК РФ, а ссылка административного ответчика на то, что не был предоставлен технических паспорт, является незаконной и такого основания в указанной статье ЖК РФ не имеется, суд считает несостоятельными, так как основанием для отказа в выдаче решения о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, послужило несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства, что предусмотрено ч. 1 ст. 27 ЖК РФ.

Учитывая указанные выше положения нормативно - правовых актов, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных сторонами доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что решение Управления архитектуры и градостроительства г. Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче решения о согласовании переустройства и(или) перепланировкижилого помещения расположенного по адресу: г<адрес> является правомерным, соответственно административные исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.

Кроме того, в связи с тем, что настоящим решением суда административные исковые требования ФИО1, ФИО2 не подлежат удовлетворению в части признания незаконным решения административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, суд не находит оснований для возложения на административного ответчика обязанности о пересмотре заявления административных истцов о согласовании переустройства и(или) перепланировки жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>

Руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене решенияУправления архитектуры и градостроительства администрации г. Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки изолированного жилого помещения - квартиры <данные изъяты>, о пересмотре заявления ФИО1, ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании переустройства и (или) перепланировки указанного жилого помещения - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Рудничный районный суд г. Кемерово в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 30 августа 2016 года.

Председательствующий: