Дело №2а-1986/2020.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2020 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Тумуровой А.А., при помощнике судьи Возной О.А., секретаре судебного заседания Бальхеевой Ю.Н.,
при участии истца ФИО1, ее представителя по заявлению ФИО2, представителя ответчика Управления Росреестра по РБ по доверенности ФИО3, представителя заинтересованного лица ФБГУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РБ по доверенности ФИО4,
рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по ... о признании решения о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок незаконным, о понуждении зарегистрировать право собственности,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по РБ о признании решения об приостановлении государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ №... незаконным, о понуждении зарегистрировать право собственности на земельный участок с кадастровым номером ... расположенный по адресу: ...
В обоснование указано, что распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ... истцу предоставлен в собственность вышеуказанный земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением о государственной регистрации права собственности на данный объект недвижимости, к которому было приложено указанное распоряжение и квитанция об уплате госпошлины. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было принято решение о приостановлении государственной регистрации права со ссылкой на то, что земельный участок не является самостоятельным объектом недвижимости. Истец полагает решение незаконным, нарушающим ст.131 ГК РФ, ст.ст.14, 26, 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", а также ее права и законные интересы. Комитет по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ выдал распоряжение о предоставлении участка в собственности, ответчик иные документы для регистрации права собственности не запрашивал, сам земельный участок обособленный, имеет кадастровый номер, т.е. стоит на кадастровом учете, в связи с чем препятствий для регистрации права собственности не имеется.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФБГУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РБ.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и ее представитель по заявлению ФИО2 просили иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по РБ по доверенности ФИО3 просила в удовлетворении иска отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях, дополнительно пояснив, что в предмет правовой экспертизы входит, в том числе, проверка актов, изданных органами местного самоуправления, на предмет возможности предоставления конкретного объекта недвижимости конкретному лицу. Спорный земельный участок не является самостоятельным объектом недвижимости, является частью многоконтурного земельного участка, и в настоящее время содержащимся в ЕГРН сведениям о нем присвоен статус «архивный». Ранее истец обращалась с аналогичным заявлением о регистрации права собственности, госрегистратором было принято аналогичное решение.
Представитель заинтересованного лица ФБГУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РБ по доверенности ФИО4 представила письменные возражения, согласно которым спорный земельный участок являлся условным земельным участком, входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером ..., в связи с чем не является самостоятельным объектом недвижимости. Ранее при осуществлении государственного кадастрового учета многоконтурному земельному участку присваивалось наименование «единое землепользование», а входящим в его состав земельным участкам – «обособленные» или «условные» земельные участки. При этом государственный кадастровый учет с присвоением отдельного кадастрового номера осуществлялся как в отношении многоконтурного земельного участка, так и в отношении всех земельных участков, входящих в его состав. В настоящее время в целях государственного кадастрового учета и последующей государственной регистрации прав под многоконтурным земельным участком понимается объект недвижимости, граница которого представляет собой несколько замкнутых контуров. В связи с этим отдельные контуры границы земельного участка не являются земельными участками, входящими в состав многоконтурного земельного участка, либо его частями. Из земельного участка с кадастровым номером ... путем раздела образовалось 18 земельных участков, при этом исходный земельный участок сохраняется в измененных границах. В сведения, содержащиеся в ЕГРН, в отношении земельного участка с кадастровым номером ... внесены изменения в части вида земельного участка с «единое землепользование» на «многоконтурный участок», а всем входящим в состав единого землепользования условным земельным участка присвоен статус кадастровых сведений – «архивный».
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.19 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Федеральный закон) осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом;
На государственного регистратора возложена обязанность проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 3 ч.1 ст. 29 Федерального закона).
Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, согласно которому при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки устанавливаются:
1) наличие всех необходимых документов;
2) наличие полномочий заявителя на обращение в орган регистрации прав с заявлением, полномочий представителя заявителя;
3) необходимость направления межведомственного запроса;
4) действительность поданных заявителем документов;
5) соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства;
6) наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти;
7) соответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных документах и ЕГРН;
8) отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества;
9) наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (статьи 26, 27 Закона о регистрации).
Из материалов дела следует, что распоряжением Комитета по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ... истцу ФИО1 был предоставлен в собственность земельный участок площадью ... кв.м., с кадастровым номером ... расположенный по адресу: ..., с видом разрешенного использования – для ведения садоводства.
Решением Управления Росреестра по РБ от ДД.ММ.ГГГГ №... государственная регистрация права собственности истца на земельный участок была приостановлена, поскольку в ходе правовой экспертизы было выявлено, что земельный участок не является объектом недвижимости.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ......, имел статус «обособленный» и является составной частью многоконтурного земельного участка (единого землепользования) с кадастровым номером ...
Из Письма Минэкономразвития РФ от 16.01.2009 N 266-ИМ/Д23 "О многоконтурных земельных участках" следует, что в соответствии с ведомственными нормативными актами, изданными в развитие Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (утратил силу с 17 мая 2008 г.), ранее при осуществлении государственного кадастрового учета многоконтурному земельному участку присваивалось наименование "единое землепользование", а входящим в его состав земельным участкам - "обособленные" или "условные" земельные участки. При этом государственный кадастровый учет с присвоением отдельного кадастрового номера осуществлялся в отношении как многоконтурного земельного участка (единого землепользования), так и в отношении всех земельных участков, входящих в его состав.
В данном случае необходимо учитывать, что со вступлением в силу с 1 марта 2008 года Закона о кадастре и принятием в его развитие Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста России от 20 февраля 2008 г. N 35 (далее - Порядок ведения ГКН), не подлежит применению, как противоречащий действующему законодательству, Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденный Приказом Росземкадастра от 15 июня 2001 г. N П/119 (далее - Порядок ведения ГРЗ КР).
Поэтому в настоящее время не может применяться заложенный в Порядке ведения ГРЗ КР принцип, согласно которому объектами кадастрового учета с присвоенными кадастровыми номерами являются многоконтурный земельный участок и земельные участки, входящие в его состав.
В целях государственного кадастрового учета и последующей государственной регистрации прав под многоконтурным земельным участком понимается объект недвижимости (земельный участок), граница которого представляет собой несколько замкнутых контуров. В связи с этим отдельные контуры границы земельного участка не являются земельными участками, входящими в состав многоконтурного земельного участка, либо его частями.
Как установлено, из многоконтурного земельного участка с кадастровым номером ... путем раздела образовалось 18 земельных участков, при этом исходный земельный участок сохранился в измененных граница.
В соответствии с п.4 ст.41 Федерального закона в сведения, содержащиеся в ЕГРН, в отношении земельного участка с кадастровым номером ... внесены изменения в части вида земельного участка с «единое землепользование» на «многоконтурный участок», а всем входящим в состав единого землепользования «условным»/«обособленным» земельным участка присвоен статус кадастровых сведений – «архивный».
При таких обстоятельствах, поскольку земельный участок площадью ... кв.м., с кадастровым номером ... расположенный по адресу: ... входит в состав многоконтурного земельного участка с кадастровым номером ..., и содержащиеся в ЕГРН сведения о нем имеют статус «архивный», суд приходит к выводу о законности приостановления государственной регистрации права собственности, поскольку спорный земельный участок не является самостоятельным объектов недвижимости.
Доводы истца о том, что представление акта уполномоченного органа – распоряжения Комитета по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ, является достаточным основанием для регистрации права собственности подлежит отклонению, т.к. таких ограничений при проведении правовой экспертизы законодательство не содержит.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: А.А. Тумурова